јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

√Ћј¬Ќјя >>> ѕ–»–ќƒј –ќ——»» >>> ћќ’ќќЅ–ј«Ќџ≈ –ќ——»»

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:

¬ нашем некоммерческом »нтернет-магазине можно приобрести цветную определительную таблицу "Ћистостебельные мхи средней полосы –оссии", а также другие методические материалы по ботанике (см. ниже).

—»—“≈ћј“» ј, —“–ќ≈Ќ»≈ » –ј«ћЌќ∆≈Ќ»≈ ћќ’ќќЅ–ј«Ќџ’: ¬¬≈ƒ≈Ќ»≈

ћхи в широком смысле этого слова, или ћохообразные (¬гуоphyta), представл€ют собой довольно крупный, насчитывающа€ около 20 тыс€ч видов, отдел растительного царства.

ћохообразные Ч представители высших, или побеговых, растений (Cormophyta). ¬ отличие от низших растений Ч водорослей и лишайников Ч тело большинства мохообразных представлено побегом, состо€щим из стебл€ и листьев; только у части мохообразных тело представлено слоевищем (талломом).

ќт низших растений мохообразные отличаютс€ также многочисленными микроскопическими особенност€ми, в том числе наличием своеобразно устроенных гаметангиев (половых органов): мужских Ч антеридиев и женских Ч архегониев. ƒругой отличительный признак мохообразных Ч правильное чередование в нормальном цикле развити€ растени€ двух различных по своей морфологии поколений. ќдно из поколений называетс€ гаметофитом (растение, производ€щее половые элементы Ч гаметы), другое Ч спорофитом (растение, производ€щее элементы бесполого размножени€ Ч споры).

ќбразующийс€ на слоевищном или листостебельном гаметофите антеридий имеет вид многоклеточного мешочка, внутри которого образуютс€ мужские гаметы Ч сперматозоиды. јрхегоний имеет вид многоклеточной колбочки, в расширенной части которой Ч брюшке архегони€ Ч образуетс€ женска€ гамета, или €йцеклетка.

≈сли антеридии и архегонин располагаютс€ на одном гаметофите, то такие растени€ называютс€ однодомными. ≈сли на одном растении (мужском) располагаютс€ антеридии, а на другом (женском) Ч архегонии, то такие виды называютс€ двудомными. ≈сть и многодомные мохообразные, у которых антеридии и архегонии могут располагатьс€ на одном и на разных растени€х того же вида.

ѕри наличии капельножидкой воды сперматозоид достигает €йцеклетки и оплодотвор€ет ее. »з возникающей в результате оплодотворени€ зиготы вырастает спорофит, который у мохообразных называетс€ спорогонием и который может состо€ть из стопы, ножки и коробочки. —порогоний первоначально развиваетс€ в брюшке архегони€, которое, разраста€сь, превращаетс€ в колпачок. — помощью стопы спорогоний высасывает из гаметофита воду с минеральными сол€ми и органическими веществами. ¬ коробочке спорогони€ образуетс€ споровый мешок, или спорангий. —озревша€ коробочка вскрываетс€, и споры попадают во внешнюю среду. ѕри наличии благопри€тных условий споры прорастают и дают начало новому гаметофиту. ѕри этом первоначально образуетс€ предросток, или протонема, имеюща€ вид многоклеточной нити, пластиночки, шаровидного тела и др., а затем уже вырастает гаметофop Ч собственно слоевищный или листостебелъный гаметофит, несущий гаметангии, в которых вновь возникают сперматозоиды и €йцеклетки, и т. д. “аким образом происходит чередование поколений в жизненном цикле мохообразных.

ќтлича€сь р€дом особенностей от низших растений, мохообразные сто€т особн€ком и среди высших растений. ¬ то врем€ как у мохообразных спорофит растет и развиваетс€, остава€сь все врем€ прикрепленным к гаметофиту и паразитиру€ на нем, у других групп высших растений Ч плаунообразных, хвощеобразных, папоротникообразных и семенных Ч спорофит, напротив, большую часть своей жизни существует независимо от гаметофита и превышает его по своим размерам и степени морфологической дифференцировки. Ёто преобладание в цикле развити€ спорофита или гаметофита находит свое отражение в том, что у мохообразных растением мы обычно называем слоевищный или листостебельный гаметофит, а у остальных высших растений Ч листостебельный спорофит.

ќт большинства остальных высших растений мохообразные отличаютс€ также отсутствием корней и некоторыми микроскопическими особенност€ми.

ћохообразные можно разбить на три класса: јнтоцеротовые (Anthocerotae), ѕеченочники (Hepaticae) и Ћистостебельные мхи (Musci).

¬се три класса возникли на «емле очень давно, около 300 миллионов лет назад, и с тех пор развивались независимо один от другого, а потому нар€ду с общими признаками, указывающими на происхождение их от общего предка, эти классы обладают и р€дом специфических, присущих только им особенностей.

Ќа нашем сайте ¬ы также можете познакомитьс€ с общей информацией о мхах: систематика, строение и размножение мхов (введение), строение мхов класса антоцеротовых, строение печеночных мхов, строение листостебельных мхов (класса Musci), экологи€ и распространение мохообразных, роль мохообразных в природе и де€тельности человека, сбор и гербаризаци€ мхов и определение мохообразных, а также прочитать научно-попул€рные статьи по бриологии: "„то такое мхи?", "”дивительные болота" и "ћхи: иллюстрированный конспект дл€ учител€".

Ќаши авторские методические материалы по ботанике и растени€м –оссии:
можно приобрести следующие методические материалы по ботанике и растени€м –оссии:

нагл€дные полевые определители-бродилки: ƒеревь€ зимой, ƒеревь€ летом,  устарники зимой,  устарники летом,
компьютерные цифровые (дл€ PC-Windows) определители: ÷веты, ƒеревь€ зимой, ƒеревь€ летом, ягоды и сочные плоды,
приложени€-определители растений дл€ смартфонов и планшетов на јндроиде: ÷веты, ƒеревь€ зимой, ƒеревь€ летом, ягоды (их можно скачать в Google Play),
приложени€-определители растений дл€ iPhone и iPad: ƒеревь€ летом, ягоды (их можно загрузить в AppStore),
карманные полевые определители: Ћекарственные растени€, –астени€ болот, –астени€ пресных вод, пособие "ќсновы гидроботанических исследований",
цветные ламинированные определительные таблицы: грибы-1, грибы-2, лишайники, водоросли, мхи, первоцветы, цветы лесов, цветы лугов, цветы водоемов, деревь€ зимой, деревь€ летом, кустарники зимой, кустарники летом,
определитель серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии" ѕищевые растени€.

ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми других объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.

¬ разделе ћетодические материалы ¬ы также можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине. “ам же можно приобрести mp3-диски √олоса птиц средней полосы –оссии и √олоса птиц –оссии, ч.1: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь.