јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ѕ–»–ќƒј –ќ——»» и ———– >>> ћ»Ќ≈–јЋџ » √ќ–Ќџ≈ ѕќ–ќƒџ

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ћинералы и горные породы –оссии и ———–

<<< ћорфологические особенности минералов. ¬ведение | —одержание | —имметри€ внешней формы >>>

ћќ–‘ќЋќ√»„≈— »≈ ќ—ќЅ≈ЌЌќ—“» ћ»Ќ≈–јЋќ¬

ќ кристаллах и их симметрии

¬ этом разделе рассказываетс€ о формах выделений минералов. Ёти формы бывают очень разнообразными, но преобладают среди них все-таки кристаллы, сростки кристаллов, кристаллические минеральные агрегаты. ѕоэтому начать рассказ нам придетс€ с изложени€ основных сведений о кристаллах и их симметрии, т.е. с элементов геометрической кристаллографии.

¬се, веро€тно, более или менее представл€ют себе, что такое кристаллы. “ем не менее, во избежание не€сности, стоит дать определение двух близких, но не идентичных пон€тий: кристалл и кристаллическое вещество.

»так, кристаллическим веществом называетс€ твердое тело с закономерным внутренним строением, т.е. пространственным расположением составл€ющих его материальных частиц Ч атомов, ионов и их группировок. ј если такое тело имеет к тому же определенную геометрическую форму многогранника (правильную или искаженную, но об€зательно возникшую естественным путем, т.е. в процессе роста), Ч перед нами кристаллический многогранник, или попросту кристалл.

»ными словами, кристалл Ч это частный случай, одна из форм про€влени€ кристаллического вещества, когда закономерное внутреннее строение последнего находит выражение и во внешней форме. Ќужно уточнить, что при благопри€тных услови€х роста вс€кое кристаллическое вещество принимает форму кристалла.

»з приведенных определений, между прочим, следует, что какую бы правильную, симметричную форму не имел искусственно ограненный драгоценный камень, как бы не блестели и не сверкали его тщательно отполированные грани (фасеты), Ч но кристаллом такой камень все-таки называть нельз€, а если и можно, то с об€зательным добавлением: "искусственно ограненный".  ристалл должен иметь не искусственную огранку, а естественное огранение, приобретенное им при самом его образовании. “о же полностью относитс€ и к форме кристаллического многогранника в целом: она должна быть естественной, присущей кристаллу "от рождени€".

Ќиже читатель познакомитс€ с элементами геометрической (или, как ее часто именуют за рубежом, морфологической) кристаллографии Ч науки о форме кристаллов. »меть представление об элементарных основах кристаллографии совершенно необходимо дл€ правильного понимани€ и описани€ внешней формы (морфологии) выделений минералов, а во многих случа€х Ч также дл€ их определени€. ¬едь абсолютное большинство минералов Ч это кристаллические вещества; существует даже весьма распространенное мнение, что только кристаллические вещества и следует считать собственно минералами, тогда как дл€ сравнительно немногочисленных некристаллических (аморфных) представителей минерального мира (самым, пожалуй, известным примером которых €вл€етс€ опал) предложен особый термин Ч минералоиды.

ѕрактически все кристаллические минералы иногда Ч одни чаще, другие реже Ч образуют кристаллы, величина которых может варьировать от микроскопической (дес€тые или сотые, а то и тыс€чные доли миллиметра) до огромной: описаны, например, кристаллы кварца, берилла, сподумена длиной в 10-15 метров и более, массой свыше тонны.

Ќекоторые минералы (такие, как циркон, касситерит, берилл, турмалин, алланит, ортит, торит, монацит, ксенотим, гранаты, гельвин, апофиллит и многие другие) встречаютс€ преимущественно или даже почти исключительно в виде правильных кристаллов, их сростков и друз. —ам облик кристаллов нередко бывает характерным именно дл€ данного минерала и может служить его диагностическим признаком, т.е. минерал зачастую надежно определ€етс€ по форме его кристаллов, а еще чаще Ч по их симметрии (что, как мы увидим в дальнейшем, отнюдь не одно и то же).

ѕравда, форма реальных кристаллов минералов, в зависимости от условий их образовани€, может мен€тьс€ (€вление, названное ј.≈.‘ерсманом "типоморфизмом минералов"), а в силу особенностей обстановки роста она к тому же обычно в той или иной мере отклон€етс€ от совершенной, идеальной, или, как прин€то говорить, искажаетс€. Ќо число возможных форм кристаллов одного минерала все-таки ограничено, причем, во-первых, при любом изменении формы кристаллов определенного минерала их истинна€ симметри€ остаетс€ посто€нной; а во-вторых, как показал замечательный русский кристаллограф ».».Ўафрановский (1907-1994), само искажение формы кристаллов тоже подчин€етс€ четким закономерност€м, т.е. происходит не произвольно, а в рамках, допускаемых их симметрией, и представл€ет собой как бы компромисс (или равнодействующую) между симметрией кристалла и симметрией окружающей (кристаллообразующей) среды. ќб этом мы еще поговорим ниже немного подробнее.

Ќо как бы то ни было, тезис о важности формы и особенно симметрии кристаллов дл€ диагностики минералов в любом случае сохран€ет силу. ≈му придавали большое значение, в частности, знаменитые кристаллографы конца XIX Ч начала XX веков ≈.—.‘едоров (–осси€) и ѕ.√рот (√ермани€), а также ученик ≈.—.‘едорова, известный кристаллограф ј. .Ѕолдырев.

 ристаллографи€ Ч древн€€ наука, рожденна€ из минералогии и на прот€жении своей более чем 300-летней истории тесно с нею св€занна€. Ѕезусловно, в последние дес€тилети€, с развитием учени€ о внутреннем строении кристаллов и методов его исследовани€, т.е. так называемой структурной, или микрокристаллографии, сфера приложени€ этой науки существенно расширилась; в частности, микрокристаллографи€ составл€ет фундамент всей физики твердого тела и металлофизики, а также структурной химии (включа€ химию силикатов и других нерастворимых в воде соединений), стереохимии, теории химической св€зи и т.д.

Ќо все же и по сию пору кристаллографи€, как в макро-, так и микроварианте, наиболее широко используетс€ в минералогии, и именно минералогическа€ кристаллографи€ представл€ет собой сердцевину, основное €дро науки о кристаллах; тесно св€зана кристаллографи€ также с математикой, физикой и химией.

<<< ћорфологические особенности минералов. ¬ведение | —одержание | —имметри€ внешней формы >>>


ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми других объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.

¬ разделе ћетодические материалы ¬ы также можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине. “ам же можно приобрести mp3-диски √олоса птиц средней полосы –оссии и √олоса птиц –оссии, ч.1: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь.

«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019