јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ѕ–»–ќƒј –ќ——»» и ———– >>> ћ»Ќ≈–јЋџ » √ќ–Ќџ≈ ѕќ–ќƒџ

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
—оревновани€ по полевой ботанике "¬≈—≈ЌЌяя ‘Ћќ–ј" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографи€м).   участию в соревновании приглашаютс€ школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе ≈вропейской части –оссии. ѕодробнее >>>


Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ћинералы и горные породы –оссии и ———–

<<< »зоморфные минералы | —одержание | »зменчивость минералов >>>

„асть 1. ћинералы. „то такое минералы

ћетамиктные минералы

Ќа очереди у нас Ч знакомство, пусть и самое беглое, "шапочное", с метамиктными минералами. —уществуют в минеральном мире такие странные, удивительные и долго казавшиес€ загадочными образовани€: погл€деть на них снаружи Ч насто€щие кристаллы, часто правильной формы, а внутри Ч стекло стеклом (иногда, впрочем, они больше напоминают смолу или клей).

¬первые на них обратил внимание еще в конце XIX века видный норвежский минералог ¬. ЅрЄггер, который и назвал в 1893 году подобные минералы "метамиктными". ѕо его словам, это название, относ€щеес€ к особому классу аморфных веществ, которые не €вл€ютс€ ни стеклами, ни твердыми гел€ми, произведено "от греческого метамигними Ч изменение путем смешивани€, т.е. путем перегруппировки молекул с образованием структуры, отличной от первичной кристаллической структуры".  ак мы скоро убедимс€, в своей трактовке природы метамиктного состо€ни€ вещества ЅрЄггер был очень близок к истине, хот€ и не располагал современными методами исследовани€.

—егодн€ мы знаем, что переход минералов в метамиктное состо€ние (метамиктизаци€) представл€ет собой нарушение их кристаллической структуры, выраженное в смещении структурных единиц (атомов, ионов) с их позиций в решетке. ѕри этом возникают вакансии Ч незаполненные узлы кристаллической решетки Ч и по€вл€ютс€ атомы в междуузли€х. »счезает правильна€ пространственна€ (трехмерна€) периодичность структуры; фактически происходит частичное или полное ее разрушение, сопровождаемое аморфизацией кристаллического вещества.

ћетамиктные минералы Ч это, как правило, минералы сложного, многокомпонентного состава: сложные оксиды, и том числе титанаты (браннерит, давидит) и титанотанталониобаты (фергусонит, самарскит, иттротанталит, пирохлор, бетафит, лопарит и многие другие), редкоземельные силикаты (алланит, бритолит, гадолинит и др.), а также циркон, обогащенный редкими земл€ми.  ак правило, все эти минералы содержат, хот€ бы в небольших количествах, уран и/или торий, либо находились длительное врем€ в тесных срастани€х с сильно радиоактивными минералами. —обственные минералы радиоактивных элементов Ч такие, как уранова€ смолка (настуран) UO2, торит ThSiO4, коффинит U(SiO4)1-x(OH)4x и др. Ч могут подвергатьс€ метамиктизации даже при простом составе.

ѕри переходе в метамиктное состо€ние минерал полностью сохран€ет внешнюю форму кристаллов (если, конечно, он имел ее при своем образовании), но становитс€, хот€ бы местами, в отдельных участках, оптически изотропным (независимо от его симметрии) и рентгеноаморфным (т.е. не дает рентгеновской дифракционной картины) Ч полностью или частично. ¬ последнем случае имеет место частична€ метамиктизаци€. ќптической изотропизации и частичной метамиктизации подвергаютс€, в частности, слюды, амфиболы и некоторые другие породообразующие силикаты вокруг включений зерен радиоактивных минералов (в пределах так называемых плеохроичных двориков, или плеохроичных ореолов).

ћетамиктные минералы приобретают раковистый излом, смол€ной (иногда, впрочем, также стекл€нный) блеск и стеклоподобный облик в изломе, у них исчезает спайность, они нередко станов€тс€ очень хрупкими. ѕлотность таких минералов понижаетс€ (а при нагревании возрастает); они часто подвергаютс€ гидратации (поглощают воду).

ѕри нагревании до 500-800∞— очень многие метамиктные минералы обнаруживают способность к самовозгоранию (рекалесценции). Ёто их свойство получило название пирогномии; оно свидетельствует о том, что переход минерала в метамиктное (стеклообразное) состо€ние, т.е. его "вторична€" аморфизаци€ (ведь при своем образовании он был кристаллическим) сопровождаетс€ поглощением энергии, и эту "запасенную" потенциальную энергию метамиктный минерал высвобождает при нагревании до температуры рекалесценции. Ќагревание также повышает устойчивость метамиктных минералов к действию кислот (тогда как большинство веществ, в том числе и кристаллических минералов, при нагревании реагируют с кислотами активнее).

»сследование метамиктных минералов под электронным микроскопом показывает, что они действительно претерпевают метамиктный распад, т.е. диспергируютс€ на очень мелкие блоки (величиной в доли микрометра). Ќекоторые блоки еще сохран€ют первоначальную кристаллическую структуру, другие же полностью ее утрачивают и переход€т в аморфное, стеклоподобное состо€ние.

≈сли субмикроскопических блоков с первичной структурой достаточно много, то нагревание до температуры рекалесценции восстанавливает первичную кристаллическую структуру минерала; он, как говор€т, рекристаллизуетс€ (правда, вследствие метамиктного распада на блоки Ч не как монокристалл, а в виде поликристаллического агрегата); иногда параллельно с рекристаллизацией возникают простые оксиды некоторых химических элементов из состава минерала.

≈сли же при метамиктном распаде резко преобладают полностью аморфизованные блоки, т.е. минерал пребывает в глубоко метамиктном состо€нии, то его первична€ структура при нагревании не восстанавливаетс€, а кристаллизуютс€ только простые и реже сложные оксиды главных (видообразующих) элементов.

ѕричины перехода минералов в метамиктное состо€ние теперь твердо установлены: это бомбардировка а-частицами, обладающими более чем достаточной энергией дл€ смещени€ атомов (ионов) с их структурных позиций (что требует приложени€ энергии в 4-5 э¬). »сточники а-частиц могут быть как внутренние (уран и торий в составе самих минералов), так и внешние (радиоактивные минералы, образующие включени€ в метамиктных или наход€щиес€ с ними в непосредственном соприкосновении).

Ќо помимо воздействи€ ос-излучени€ дл€ метамиктизации минералов необходим еще один фактор, точнее Ч требуетс€ одна важна€ предпосылка, а именно Ч "предрасположенность" их кристаллической структуры к метамиктному распаду и аморфизации; иными словами, структура минералов, склонных к переходу в метамиктное состо€ние, не должна быть слишком устойчивой. ¬едь известно достаточно много минералов с высоким содержанием урана и/или тори€, которые, тем не менее, апатит, монацит, ксенотим и др.); это минералы с весьма устойчивой кристаллической структурой.

¬месте с тем, у большинства метамиктных минералов существуют в природе кристаллические аналоги; некоторые из них встречаютс€ нисколько не реже, чем метамиктные (алланит, циркон, пирохлор, микролит, уранинит и т.д.), другие чрезвычайно редки (самарскит, иттротанталит, бетафит, полимигнит, циркелит, р€д редкоземельных силикатов Ч гадолинит, бритолит и многие другие), третьи не столь уж редки, хот€ и встречаютс€ реже своих метамиктных разновидностей (торит, торианит, а также лопарит и многие другие титано-тантало-ниобаты).

≈сть и несколько редких минералов, известных пока только в метамиктном состо€нии (например, редкоземельные силикаты роуландит и торостенструпин; до очень недавнего времени так же обсто€ло дело с самарскитом, иттротанталитом и др.).  стати, наличие кристаллических аналогов, дающих рентгеновскую дифракционную картину, Ч самое надежное доказательство того, что их метамиктные разновидности действительно восстанавливают при нагревании свою собственную кристаллическую структуру.

¬ целом, чем сложнее состав минералов, т.е. чем больше химических элементов в нем присутствуют, тем их можно считать структурно более предрасположенными к переходу в метамиктное состо€ние, даже при низких содержани€х радиоактивных элементов (характерный пример Ч обычно метамиктный гадолинит TR2Fe2+BeSi2O10, содержащий, как правило, не более 0,4-0,5% ThO2).

<<< »зоморфные минералы | —одержание | »зменчивость минералов >>>


ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми других объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.

¬ разделе ћетодические материалы ¬ы также можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине. “ам же можно приобрести mp3-диски √олоса птиц средней полосы –оссии и √олоса птиц –оссии, ч.1: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь.

«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020