јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ѕ–»–ќƒј –ќ——»» и ———– >>> ћ»Ќ≈–јЋџ » √ќ–Ќџ≈ ѕќ–ќƒџ

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
—оревновани€ по полевой ботанике "¬≈—≈ЌЌяя ‘Ћќ–ј" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографи€м).   участию в соревновании приглашаютс€ школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе ≈вропейской части –оссии. ѕодробнее >>>


Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ћинералы и горные породы –оссии и ———–

<<< ћетамиктные минералы | —одержание | ћинеральные ассоциации >>>

„асть 1. ћинералы. „то такое минералы

»зменчивость минералов

ƒаже при сохранении неизменной кристаллической структуры и симметрии, т.е. в отсутствие про€влений полиморфизма, внешн€€ форма выделений минералов (и прежде всего Ч их кристаллов) тоже не остаетс€ посто€нной. Ќа нее вли€ют внешние услови€: температура, состав минералообразующей среды, отчасти давление.  ристаллы одного и того же минерала могут иметь резко различный облик и габитус (см. ниже) не только в месторождени€х разного типа (т.е. сформировавшихс€ в различной физико-химической обстановке), но и в последовательных генераци€х минерала на одном месторождении (возникших, как правило, в услови€х постепенного падени€ температуры) или в различных (центральных или фланговых, верхних или нижних) участках, выдел€емых в пределах месторождени€ и характеризующих его минеральную зональность Ч вертикальную (по глубине) или горизонтальную (в плане).

»зменение формы кристаллов, соответствующее их распределению в объеме месторождени€ (т.е. минеральной зональности), нередко происходит и в процессе роста одного монокристалла, что позвол€ет наметить так называемые эволюционные кристалломорфологические р€ды.

¬начале кристалл зарождаетс€ и растет в форме, характерной дл€ его самых ранних, высокотемпературных генераций, а заканчивает свой рост, приобрета€ наружный облик, типичный дл€ более поздних и более низкотемпературных генераций, развитых в пределах месторождени€. Ёто изменение формы оказываетс€ возможным проследить дл€ прозрачных и полупрозрачных минералов (кварца, флюорита, иногда касситерита и др.) благодар€ наличию так называемых "кристаллов-фантомов", т.е. зональности кристаллов, при которой внутри них сохран€ютс€ как бы "законсервированными" все последовательные формы, которые принимал кристалл в процессе роста.

‘антомные кристаллы образуютс€ при наличии кратковременных перерывов, остановок в ходе их роста, когда грани ранних и промежуточных форм успевают покрытьс€ "присыпками" посторонних (как правило, чешуйчатых) минералов Ч слюдок, хлоритов и др., которые и обрисовывают контуры кристаллических форм, отражающих последовательные стадии роста кристалла. ≈сли "фантомные" формы кристаллов непосредственно не видны, их часто удаетс€ "про€вить" с помощью специальных методов (например, у кварца Ч гамма-облучением, вы€вл€ющим зональное распределение концентраций изоморфной примеси алюмини€, котора€ Ч точнее, центры Al-O-Al Ч придает кварцу дымчатый оттенок; у непрозрачных минералов, таких как пирит, Ч структурным травлением кислотами в полированных шлифах, вы€вл€ющим зональное строение кристаллов; и т.д.).

”становление эволюционных кристалломорфологических р€дов минералов Ч одно из достижений нового онтогенического направлени€ в (генетической) минералогии, преследующего цель расшифровки генезиса минеральных индивидов и агрегатов, начина€ от их зарождени€ и далее на прот€жении всей истории последующего существовани€.

ќсновные положени€ онтогении минералов скелетных и тому подобных форм реальных кристаллов, тесно св€занное с именем ».». Ўафрановского. Ќ.«. ≈взикова (»ванова) Ч одна из представительниц той же петербургской минералого-кристаллографической школы Ч успешно применила эволюционные кристалломорфологические р€ды минералов к задачам поисков и прогноза оруденени€ (в частности, олов€нного и золотого). Ѕольшой вклад в разработку проблемы кристалломорфологической эволюции минералов, начина€ с самых ранних этапов ее развити€, внес видный болгарский кристаллограф и минералог »в. остов.

Ќо первым, кто подметил изменчивость формы минералов из разных месторождений, был академик ј.≈.‘ерсман, предложивший еще в 1931 году дл€ определени€ этого €влени€ термин типоморфизм минералов. ќн же установил и изменчивость физических свойств минералов в зависимости от условий их образовани€, введ€ пон€тие о типоморфных признаках минералов.

«а последние годы, оп€ть-таки под вли€нием научно-технического прогресса в минералогии, резко раздвинувшего рамки познавательных возможностей исследователей, учение о типоморфизме минералов, в основном усили€ми наших отечественных минералогов, было существенно развито, распространено на их химический состав (типохитизм) и целый р€д свойств, о которых в этой св€зи прежде не говорилось, как-то: центры окраски и люминесценции, радиационные и примесные дефекты, магнитные и электрические свойства, вариации кристаллический структуры (структурный типоморфизм) и т.д.

¬ минералогию было введено также пон€тие о типоморфизме минеральных агрегатов (их морфологических особенностей) и минеральных парагенезисов и ассоциаций (см. ниже, п.1.16). ¬ р€де случаев, когда минерал имеет узкое поле устойчивости, т.е. может образоватьс€ и стабильно существовать лишь в узком интервале температур и/или давлений, а потому встречаетс€ только в месторождени€х одного или очень немногих типов, типоморфным становитс€ и сам минерал как химическое соединение.

“аким образом, типоморфизм минералов про€вл€етс€ на разных уровн€х Ч от минеральных индивидов (самого факта их по€влени€, формы выделений, состава, физических свойств) и минеральных агрегатов до парагенетических ассоциаций.

¬ самом минерале (минеральном индивиде или агрегате), в его характерных морфологических особенност€х, внутреннем строении выделений, кристаллической структуре, химическом составе, физических свойствах оказалась заключена богатейша€ генетическа€ информаци€, запечатлены свидетельства обо всей жизни минерала Ч от зарождени€ и до разрушени€; эту информацию надо лишь постаратьс€ извлечь из минерала с помощью современных методов минералогических исследований.

Ќекоторые резко про€вленные и хорошо заметные визуально типоморфные признаки минералов (прежде всего Ч их окраска и морфологические особенности), а если есть возможность выполнить хот€ бы спектральный анализ, то и характерные особенности химического состава, позвол€ют в р€де случаев использовать легкоопределимые минералы Ч спутники труднодиагностируемых рудных минералов Ч в качестве индикаторов оруденени€. ”чение о минералах-индикаторах оруденени€ €вл€етс€ составной частью общего учени€ о типоморфизме минералов, имеющей особенно важное прикладное значение.

¬ насто€щее врем€ учение о типоморфизме минералов составл€ет один из важнейших разделов генетической минералогии, можно даже сказать, ее центральное €дро. ќно тесно смыкаетс€ и с онтогенией минералов.

ѕосле того как были расшифрованы кристаллические структуры подавл€ющего большинства минералов и уточнены структурные позиции различных атомов (ионов), сложились необходимые предпосылки дл€ введени€ в минералогию важного обобщающего термина конституци€ минералов, предложенного оп€ть-таки ƒ.ѕ.√ригорьевым дл€ обозначени€ тесной св€зи между их химическим составом и кристаллической структурой. ¬ рамках этого пон€ти€, выражающего комплексный подход к изучению и описанию минералов, их состав и структура рассматриваютс€ в неразрывном единстве; соответствующие изменени€ конституции минералов служат про€влением их типоморфизма.

¬ прикладном плане использование учени€ о типоморфизме минералов существенно повышает эффективность минералогических методов поисков и оценки месторождений полезных ископаемых (в частности, их поисков по шлихам, оценки степени эрозионного среза и т.д.). ћожно смело считать учение о типоморфизме минералов и о минералах-индикаторах оруденени€ в его развитой форме теоретической основой современной поисковой минералогии.

Ўирокое распространение типоморфизма минералов в минеральном мире объ€сн€ет стремление как минералогических музеев, так и насто€щих коллекционеров минералов иметь в своих собрани€х одни и те же минералы из возможно большего количества их месторождений, особенно разнотипных, в которых минеральные индивиды и агрегаты, принадлежащие одному минеральному виду, могут выгл€деть совершенно непохожими.

<<< ћетамиктные минералы | —одержание | ћинеральные ассоциации >>>


ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми других объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.

¬ разделе ћетодические материалы ¬ы также можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине. “ам же можно приобрести mp3-диски √олоса птиц средней полосы –оссии и √олоса птиц –оссии, ч.1: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь.

«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020