ГЛАВНАЯ >>> ПРИРОДА РОССИИ >>> ЯГОДЫ и ДРУГИЕ СОЧНЫЕ ПЛОДЫ

Ягоды и сочные плоды

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Описания и иллюстрации взяты из компьютерного определителя ягод и других сочных плодов России (Боголюбов А.С., Кравченко М.В., Москва, "Экосистема", 2017). Приобрести его можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине.

класс Двудольные, семейство Лаконосовые, род Лаконос

Лаконос ягодный - Phytolacca acinosa

Лаконос ягодный - Phytolacca acinosa: плоды и листья

Синонимы. Лаконос съедобный, лаконос костянковый, лаконос виноградный, лаконос многоплодниковый, фитолакка костянковая, фитолакка съедобная.

Происхождение названия. Своё название лаконос получил из-за сока плодов темно-красного цвета - в переводе с латинского lacca означает "красный сок". Ягодным, или съедобным его называют из-за того, что в странах Юго-Восточной Азии некоторые части этого растения (молодые побеги, листья и ягоды) употребляют в пищу и даже разводят в качестве овоща.

Описание растения. Также, как и родственный лаконос американский, данный вид - многолетнее травянистое растение с мощными, толстыми прямостоячими стеблями, однако чуть меньше по размеру - до 0,5-1,5 метров в высоту. Корневища мощные, глубоко проникающие в почву, их окрас повторяет окрас цветков (белоцветные формы всегда с белыми корнями, а розовоцветные - с пурпурными). Листья эллиптические или ланцетно-эллиптические, на черешке 1-7 см, иногда сидячие, размером до 19х35 см, основания клиновидные, с заостренными верхушками. Соцветия - густые кисти размером 5-30 см на ножке 1-5 см, прямостоячие (в отличие от поникающих кистей лаконоса американского), по крайней мере во время цветения и на этапе созревания плодов. После созревания кисти могут поникать под весом плодов. Цветки обоеполые, с 5 чашелистиками, белые или зеленовато-белые, эллиптические или продолговатые, размером 3-4 мм, тычинок и плодолистков 7-10.

Описание плодов. Ягоды в зрелом виде пурпурно-черные, сплюснутые и разделенные на 7-10 сегментов (долек) - в отличие от округлых и более или менее гладких ягод лаконоса американского. Внешне плоды лаконоса ягодного похожи на ягоды ежевики или шелковицы. Семена черные, гладкие или слегка морщинистые, размером 4 мм, мякоть околоплодника плотно прилипает к семени.

Распространение (ареал). Азиатский вид, распространён на дальнем востоке в Корее, Японии, Китае, в тропических районах Азии - Вьетнаме, Индии. В России культивируется в ботанических садах и на приусадебных участках, где иногда дичает. Как одичавшее изредка встречается в Московский и Воронежской областях, в Мордовии (Саранск). Часто ошибочно указывается под названием Phytolacca americana, у которого соцветия поникающие, а плоды имеют форму круглой ягоды.

Химический состав. Также, как и лаконос американский лаконос ягодный содержит в своих тканях много биологически активных веществ, однако их концентрация немного ниже. Это единственный условно-съедобный вид лаконос из всего их семейства. Корни содержат алкалоид фитолакцин, стероиды, тритерпеновые сапонины, горькие вещества, сахарозу, крахмал, фермент оксидаза, кислоты (фитолакковую и муравьиную); немного эфирного масла с резким запахом и острым вкусом.

Пищевые свойства. Листья и ягоды растений, растущих в Гималаях, Китае и Японии, употребляются там  в пищу. В тропических районах Америки и Юго-Восточной Азии растение культивируется как овощ. Молодые побеги там употребляют в пищу в вареном виде, a ароматные, приятные на вкус листья могут использоваться наподобие шпината.

Свежая зелень питательна, варёные ягоды используются как приправа к пище, сырые ягоды - ядовиты.

Хозяйственное использование. Лаконос ягодный активно используется в пищу в Юго-Восточной Азии, в китайской медицине используется как лекарственное растение, благодаря высокому содержанию сапонина в корневищах (что не мешает на родине употреблять в пищу молодые побеги и листья). Является также высокодекоративным растением и разводится в садах и парках по всему миру в странах с тропическим климатом.

Выращивание. В России в продаже имеются как саженцы, так и семена лаконоса ягодного.

Другие сходные и родственные виды. На территории России произрастают 2 вида - Лаконос американский (Phytolacca americana) и Лаконос ягодный (Phytolacca acinosa Roxb.).

На нашем сайте Вы также можете познакомиться с информацией по морфологии древесно-кустарниковых и травянистых растений, которая поможет сориентироваться в строении упомянутых в данном разделе растений и научит правильно определять их видовые названия.

компьютерные (для PC-Windows) определители: Цветы, Деревья зимой, Деревья летом и Ягоды и сочные плоды,
полевые определители растений "ЭкоГид" для смартфонов и планшетов: Цветы, Деревья зимой, Деревья летом и Ягоды и сочные плоды (все их можно купить в магазине Play Google),

Познакомиться с изображениями и описаниями других объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), ягод и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.