јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

√Ћј¬Ќјя >>> –≈‘≈–ј“џ » —ѕ–ј¬ќ„Ќјя »Ќ‘ќ–ћј÷»я ќ ѕ–»–ќƒ≈

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г

ѕерелЄты птиц

≈ще в глубокой древности люди обратили внимание на ежегодные перелеты птиц. Ёто €вление в жизни природы действительно замечательно. — наступлением осенних холодов многие из птиц, живших летом в наших лесах и на пол€х, исчезают. ¬место них прилетают другие, которых летом мы не видели. ј весной исчезнувшие птицы снова по€вл€ютс€. √де же они были и почему вернулись к нам? –азве они не могли остатьс€ там, куда улетали на зиму?
»счезают на зиму одни птицы и по€вл€ютс€ другие не только на —евере. Ќа юге и даже вблизи экватора птицы совершают сезонные перелеты. Ќа севере птиц заставл€ют улетать похолодание и недостаток пищи, а на юге Ч смена влажных и засушливых сезонов. “ам, где птицы размножаютс€, т. е. на севере и в умеренном климате, они провод€т меньшую часть года, а большую часть затрачивают на перелеты и жизнь в местах зимовок. “ем не
менее ежегодно перелетные птицы возвращаютс€ туда, где они вывелись в прошлом году. ≈сли весной птица не вернулась на родину, можно считать, что она погибла.
„ем лучше птица находит свою родину, тем более веро€тно, что она выживет и выведет потомство. Ёто пон€тно: ведь любое животное, в том числе и птица, наиболее приспособлено к тем услови€м, где оно родилось. Ќо, когда на родине услови€ жизни измен€ютс€ Ч наступает похолодание, исчезает пища, птица вынуждена лететь в более теплые и обильные пищей места. ѕтицы, совершающие такие путешестви€, называютс€ перелетными.
Ќо есть птицы, которые круглый год наход€т на родине подход€щие услови€ дл€ существовани€ и не совершают перелетов. Ёто оседлые птицы. ќседлы, например, обитатели наших лесов: глухарь, р€бчик. Ќекоторые птицы при благопри€тной зиме остаютс€ на родине, а в суровые зимы кочуют с места на место. Ёто кочующие птицы.   ним относ€тс€ некоторые птицы, гнезд€щиес€ высоко в горах; на холодное врем€ года они спускаютс€ в долины.
Ќаконец, имеютс€ и такие птицы, которые при благопри€тной зимней обстановке оседлы, но в неблагопри€тные годы, например при неурожае сем€н хвойных растений, улетают далеко за пределы своей гнездовой родины. Ёто клесты, свиристели, синицы-московки, ореховки, чечетки и еще многие другие. “ак же ведут себ€ гнезд€щиес€ в степ€х и полупустын€х —редней и ÷ентральной јзии саджи.
Ќекоторые широко распространенные виды птиц в одних местах перелетные, а в других Ч оседлые. —ера€ ворона из северных областей –оссии улетает на зимовку в южные области, а на юге эта птица оседла€. „ерный дрозд у нас Ч перелетна€ птица, а в городах «ападной ≈вропы Ч оседла€. ƒомовый воробей в ≈вропейской части –оссии живет круглый год, а из —редней јзии улетает зимовать в »ндию.
ћеста зимовок у перелетных птиц посто€нны, но там они живут, не придержива€сь определенных узких районов, как при гнездовании. ≈стественно, что птицы зимуют там, где природные услови€ сходны с услови€ми жизни на родине: лесные Ч в лесистых местах, прибрежные Ч по берегам рек, озер и морей, степныеЧ в степ€х.
“очно так же и в перелетах птицы придерживаютс€ привычных и благопри€тных дл€ них мест. Ћесные птицы совершают перелеты над лесистыми местност€ми, степные Ч над степ€ми, а водные двигаютс€ вдоль речных долин, над озерами и морскими побережь€ми. ѕтицы, гнезд€щиес€ на океанических островах, совершают перелеты над открытым морем. ѕересекают большие морские пространства и некоторые материковые птицы. Ќапример, чайки-моевки, гнезд€щиес€ у берегов  ольского полуострова, зимуют в —еверо-западной јтлантике и достигают западного побережь€ √ренландии.
»ногда птицам приходитс€ преодолевать во врем€ перелета непривычные дл€ них местности, например пустыни. ѕтицы стараютс€ быстрее миновать такие места и лет€т набольших пространствах Ђшироким фронтомї. ќсенний отлет начинаетс€ после того, как молодн€к научитс€ летать. ѕеред отлетом птицы часто образуют стаи и кочуют иногда на большие рассто€ни€. ћеста с холодным климатом птицы покидают осенью раньше, чем более теплые кра€; весной на севере они по€вл€ютс€ позже, чем на юге.  аждый вид птиц улетает и прилетает в определенное врем€, хот€, конечно, погода оказывает вли€ние на сроки отлета и прилета.
ѕтицы одних видов лет€т поодиночке, других Ч группами или ста€ми. ƒл€ многих видов характерен определенный пор€док расположени€ птиц в стае. ¬ьюрки и другие воробьиные лет€т беспор€дочными группами, вороны Ч редкими цепочками, кроншнепы и кулики-сорокиЧЂшеренгойї, гуси и журавлиЧЂугломї. ” большинства птиц самцы и самки лет€т одновременно. Ќо у з€блика самки улетают осенью раньше самцов, а у аистов самцы прилетают весной на родину раньше самок. ћолодые птицы
иногда отлетают на зимовку раньше старых. ќдни птицы лет€т днем, другиеЧ ночью, а днем останавливаютс€ на кормежку.
—корость полета птиц на пролетах относительно невелика. Ќапример, у перепела Ч 41 км/час. Ќаибольша€ скорость у черного стрижа Ч 150 км/час.
¬ысота перелета Ч средн€€. ћногие мелкие воробьиные лет€т низко над землей. ≈ще ниже Ч при встречном ветре, сильной облачности, осадках.  рупные виды лет€т примерно на высоте 1Ч2 тыс. м, средние и мелкие Ч около 1000Ч500 м. ќднако в области √ималаев горные гуси на пролете наблюдались на высоте около 8 тыс. м над уровнем мор€.
ѕри такой скорости полета птицы могли бы за относительно короткое врем€ достигнуть области зимовки или гнездовь€. Ќо на самом деле перелет обычно раст€гиваетс€ на долгое врем€. —читают, что птицы при дальних перелетах покрывают за день от 150 до 200 км. “аким образом, например, воробьиные птицы затрачивают на перелет из ≈вропы в ÷ентральную јфрику 2-3 и даже 4 мес€ца.
ѕри весеннем перелете птицы обычно лет€т быстрее, чем при осеннем.
Ќекоторым птицам приходитс€ покрывать при перелетах очень большие рассто€ни€. ѕол€рные крачки с  райнего —евера јмерики лет€т зимовать за 10 тыс. км на юг јмериканского континента, на юг јфрики и даже в јнтарктику. ўурки, гнезд€щиес€ в јзии, зимуют в ёжной јфрике. ќколо 30 видов птиц, гнезд€щихс€ в ¬осточной —ибири, зимуют в јвстралии, дальневосточные кобчики Ч в ёжной јфрике, некоторые американские кулики Ч на √авайских о-вах. ¬ р€де случаев Ђсухопутныеї птицы вынуждены пролетать над открытым морем от 3 до 5 тыс. км.
Ќаправление перелетов определ€етс€ не только местонахождением зимовок и гнездовий, но и лежащими на их пути местами, благопри€тными дл€ кормежки и отдыха. ѕоэтому далеко не все птицы в северном полушарии лет€т осенью с севера на юг. ћногие североевропейские пернатые лет€т осенью на запад и юго-запад и зимуют в «ападной ≈вропе.
Ѕывает и так, что птицы определенного вида из северо-восточной полосы ≈вропейской части –оссии лет€т в южном направлении к  аспийскому морю, а их родичи из «ападной —ибириЧ на юго-запад.
—евероамериканские птицы обычно движутс€ на юг к экватору, но некоторые виды лет€т и дальше, даже к ќгненной «емле.
„ернозобые гагары из «ападной и —редней —ибири пролетают через тундру к Ѕелому морю и оттуда, отчасти вплавь, перемещаютс€ на зимовку к берегам —кандинавии и в Ѕалтийское море.
≈сли птицы одного вида гнезд€тс€ и на севере, и на юге, то обитатели севера зимуют обычно южнее, чем их южные сородичи. Ќапример, тундровые соколы из —ибири зимуют на ёжном  аспии, в —еверной јфрике и ёжной јзии, а соколы того же вида, гнезд€щиес€ в средней полосе ≈вропейской части –оссии, совершают сравнительно небольшие кочевки и     зимуют не южнее —редней ≈вропы.
«начительный перелет совершает маленька€ птичка Ч овс€нка-дубровник. ќна гнездитс€ на пойменных лугах речных долин, например ћосквы-реки и ќки. ѕрилетает она весной поздно, в конце ма€, улетает раньше других воробьиных, и, как удалось проследить, осенью она летит на зимовку через всю —ибирь и ƒальний ¬осток в ёжный  итай.
Ѕольшое хоз€йственное значение имеют зимовки охотничье-промысловых водоплавающих птиц. Ѕольшинство гнезд€щихс€ у нас уток зимуют вне границ –оссии Ч в —еверо-западной ≈вропе (в области Ѕалтийского и —еверного морей), в области —редиземного мор€, в низовь€х ƒуна€, в долине Ќила, в ћалой јзии, »ране, »ндии, в ёго-¬осточной јзии. Ќо много различных птиц зимует и на территории –оссии Ч на юге  аспи€, и бывших республиках ———– в јзербайджане, “уркмении, у „ерного мор€, на оз. »ссык- уль в  иргизии. ¬ этих местах зимой скапливаетс€ огромное количество уток, гусей, лебедей, куликов. ƒл€ их охраны созданы специальные заповедники.
«а врем€ перелетав и на зимовках гибнет очень много птиц. “ак, например, на  аспийском море и в «акавказье погибают каждую зиму дес€тки тыс€ч уток. ќни гибнут от бескормицы, сильных морозов, глубокого снега и в особенности от бурь на море. ¬одоплавающие птицы часто гибнут от нефти, разливаемой на  аспийском море пароходами. Ќефть пачкает перь€, на них налипает песок, и птицы уже не могут летать. Ќа юге ”краины смена дождей и похолодании губит много дроф. ѕод дождем их перь€ намокают и смерзаютс€ от наступившего похолодани€.
ћного было догадок и предположений, почему птицы улетают на зиму и как они наход€т при перелетах дорогу. ” некоторых птиц сначала отлетают молодые, а затем старые птицы. —ледовательно, молодым никто не показывает дорогу на зимовку.
Ќесомненно, в перелетах большое значение имеет инстинкт, т. е. врожденна€, передающа€с€ по наследству способность к определенному поведению. Ќикто не учит птицу строить гнездо, а ведь когда она впервые приступает к его постройке, то делает это так же, как и все птицы ее вида. ѕевчий дрозд вымазывает лоточек глиной, а белобровик этого не делает. –емез строит из растительного пуха сложное гнездо в виде мешочка, подвешенного к веткам дерева.
—ложна€ цепь внешних раздражении вызывает в организме животного р€д св€занных между собой ответов на раздражение Ч безусловных рефлексов. »счезновение привычной дл€ птицы пищи, изменение погоды, температуры воздуха, влажности Ч все это заставл€ет птицу улетать на зимовку.
Ќо почему же птицы не остаютс€ в местах зимовки навсегда? ¬едь там тепло и много пищи. ѕочему они, преодолева€ т€желые преп€тстви€, возвращаютс€ на места гнездовий? Ќаука еще не может исчерпывающе объ€снить это €вление. Ќо отчасти это можно объ€снить внутренними изменени€ми в организме птицы.  огда наступает период размножени€, различные железы внутренней секреции под вли€нием внешних раздражителей выдел€ют в организм птицы особые вещества Чгормоны. ѕод вли€нием гормонов начинаетс€ и проходит сезонное развитие половых желез. Ёто, по-видимому, и побуждает птиц к перелету.
—казываетс€ и вли€ние измен€ющихс€ внешних условий. Ќа местах зимовок климат не остаетс€ посто€нным и измен€етс€ в сторону, худшую дл€ зимующих там птиц. Ќапример, пол€рна€ сова гнездитс€ в тундре, где лето холодное, климат влажный и много леммингов, которыми сова питаетс€. «иму она проводит в лесостепи средней полосы. ћожет ли эта сова остатьс€ на лето в жаркой сухой степи, где мало привычной ей пищи?  онечно, нет. ќна улетит в родную тундру. ¬озможно, по этой же причине не гнезд€тс€ в јфрике наши серые журавли и другие перелетные птицы.
»ногда птицы при перелете тер€ют направление. ѕод “омском встречали заблудившихс€ фламинго, обычно обитающих на  аспии и в тропиках; в ярославскую область залетает гриф сип, обитатель  авказских гор. «алетают к нам птицы даже из јмерики: на ”краине бывали случаи по€влени€ свенсонова дрозда, гнезд€щегос€ и зимующего на јмериканском континенте.
 огда птицы лет€т днем, они могут определить направление полета по заметным точкам:
поворот у реки, горы, группы деревьев и по расположению солнца. ѕри дальних перелетах наибольшее значение имеют, по-видимому, не наземные, а небесные ориентиры: солнцеЧ днем, луна и звезды Ч ночью.
ћногие птицы, чтобы не потер€ть в полете друг друга особенно ночью, издают особые звуки, кричат и даже поют.  роме того, птица пользуетс€ голосом как эхолотом. «вук отражаетс€ от предметов, попадающихс€ на пути птицы, и улавливаетс€ ее очень тонким слухом. ѕоэтому она не натыкаетс€ в темноте на деревь€ или скалы и, возможно, даже определ€ет высоту над землей.
”ченые изучают перелеты птиц. ѕрежде всего науке помогают в этом непосредственные наблюдени€. Ќапример, устроив несколько наблюдательных пунктов на морском побережье, где пролетают стаи птиц, можно установить скорость перелета стаи, количество птиц в них.
Ќаблюдением устанавливаютс€ также сроки прилета птиц весной и отлета осенью, а эти сроки повтор€ютс€ из года в год с большой точностью.  роме того, замечательные результаты дает кольцевание птиц.

Ќаши авторские методические материалы по орнитологии и птицам –оссии:
можно приобрести следующие методические материалы по орнитологии и птицам –оссии:

компьютерный цифровой (дл€ PC-Windows) определитель ѕтицы средней полосы –оссии, содержащий описани€ и изображени€ 206 видов птиц (рисунки птиц, силуэты, гнезда, €йца и голоса), а также компьютерную программу определени€ встреченных в природе птиц.
приложение дл€ смартфонов и планшетов Android ѕтицы и √олоса (его можно купить в магазине Play Google),
приложени€ дл€ iPhone и iPad: ѕтицы –оссии, √олоса птиц, ѕтицы ≈вропы (все их можно скачать из AppStore),
карманные полевые определители ѕтицы средней полосы (160 видов), ѕтицы –оссии (278 видов),
цветные определительные таблицы ѕерелетные птицы, «имующие птицы,
книги-определители серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии": ѕтицы, ƒомашние животные,
MP3-диски с голосами птиц (песни, крики, позывки): √олоса птиц средней полосы –оссии (343 вида) и √олоса птиц –оссии, часть 1: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь (фонотека Ѕ.Ќ. ¬епринцева, 450 видов).