јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

√Ћј¬Ќјя >>> –≈‘≈–ј“џ » —ѕ–ј¬ќ„Ќјя »Ќ‘ќ–ћј÷»я ќ ѕ–»–ќƒ≈

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г

“≈–ћќ–≈√”Ћя÷»я ” ѕ“»÷

ѕтицы принадлежат к теплокровным животным с посто€нной температурой тела. “епла€ кровь может быть и у л€гушки, если ее держать в хорошо нагретом помещении. ” мухи и комара, которые энергично и исключительно быстро работают своими крыль€ми во врем€ полета, тоже может быть высока€ температура. ј вот посто€нной она у них не бывает.   животным с посто€нной температурой тела принадлежат только птицы и млекопитающие. ќни имеют совершенную терморегул€цию, т. е. могут поддерживать в своем теле посто€нную температуру, не завис€щую от температуры среды.

“емпература тела у птиц очень высока€. «начительно выше, чем у человека. Ќапример, у певчего дрозда она достигает 45,5 градуса ÷ельси€, а в среднем дл€ всех птиц (если можно говорить о средней) она равна примерно 42 градусам. ѕравда, у некоторых видов птиц температура тела значительно ниже указанной, особенно у водоплавающих. ¬ частности, у гусиных птиц и у поганок она равна 39,9 градуса, у пингвина јдели всего только 37,4 градуса.

¬ысока€ температура тела птиц св€зана с некоторыми их физиологическими особенност€ми. ” птиц очень высок уровень обмена веществ. ƒействительно, гор€ча€ кровь с огромной быстротой омывает все маленькое тело птицы, разносит питательные вещества, уносит продукты распада. — этим св€зана частота сердцебиени€ у птицы. ƒаже лихорадочный пульс человека не идет ни в какое сравнение с Ђпульсомї птицы. ¬от некоторые цифры: у коршуна установлено 250 пульсации сердца в минуту, у воробь€ 460, а у крохотной колибри ее внутренний мотор работает с непостижимой быстротой Ч более 1000 сокращений в минуту (подумать только!). ≈стественно ожидать после этого, что у птиц крупное сердце. » действительно у птиц сердце весит более чем одну сотую веса всей птицы. ќсобенно велико сердце у колибри-почти три сотых веса тела, точнее-2,75 %.

„тобы поддерживать такую высокую жизненную энергию, необходимо много пищи. ”становлено, что у птиц маленьких размеров, которые наход€тс€ в более неблагопри€тных услови€х теплоотдачи, почти две трети прин€той ими пищи идет на поддержание температуры тела. » поэтому птицы, особенно маленькие, ед€т много, они прожорливые существа. ¬прочем, о Ђнормахї питани€ птиц мы будем говорить в особом разделе, посв€щенном питанию. Ќе надо, однако, преувеличивать гомотермность птиц. Ќекоторые колебани€ температуры наблюдаютс€ и у них, что зависит от их активности. ј именно: максимум температуры тела наблюдаетс€, когда птица про€вл€ет максимум активности, все врем€ энергично двигаетс€. ћинимум активности и соответственно снижение температуры бывает во врем€ поко€, ночью. ”становлено, что у некоторых видов птиц разница между их дневной и ночной температурой составл€ет 5-6∞.

Ѕеспомощный, голый и слепой птенец в гнезде не имеет еще терморегул€ции (т. е. физиологической способности поддерживать одну и ту же температуру тела). ѕосто€нна€ температура устанавливаетс€ у него через несколько дней после вылуплени€, именно поэтому птицы-родители вынуждены все врем€ согревать своих птенцов в гнезде. –ади этого у некоторых видов самка неотлучно находитс€ при гнезде, тогда как самцу (например €стребу) приходитс€ безостановочно разыскивать корм как дл€ выводка, так и дл€ самки.

“олько птицы способны переносить значительные колебани€ температуры внешней среды без существенных изменений уровн€ их жизнеде€тельности. Ћ€гушка при наступлении холодов становитс€ в€лой и впадает в оцепенение. ѕтицам, наход€щимс€ на холоде, необходимо только добывать побольше пищи, чтобы компенсировать повышенную при этом теплоотдачу, поэтому температурные услови€ мало вли€ют на их жизнь непосредственно. »счезновение зимой насекомых, замерзание водоемов, а отсюда и невозможность добывать в них пищу вызывают сезонные миграции, т. е. перелеты у птиц.

ѕтицы считаютс€ более устойчивыми в отношении посто€нства температуры, чем млекопитающие.

Ќезначительные колебани€ температуры, завис€щие от активности птицы, о которых уже говорилось, не измен€ют представление о птицах, как о животных с посто€нной температурой. ќднако в старину люди думали, что исчезновение осенью перелетных птиц вызвано не отлетом их, а зимним оцепенением, сп€чкой. —услики укрываютс€ в норы, их зимой не видно. ѕтицы будто бы тоже пр€чутс€ на врем€ зимы в недоступные дл€ человека укрыти€. —читалось, например, что ласточки погружаютс€ на всю зиму под воду. „то касаетс€ ласточек, то это, конечно, легенда. Ќо вот как быть со старыми сообщени€ми о находках (правда, весьма редких) оцепенелых птиц? ќказываетс€, нельз€ отмахиватьс€ от таких сообщений, как от выдуманных.   ним надо отнестись повнимательнее. ¬о вс€ком случае, теперь доказано, что колибри и стрижи могут впадать в оцепенение. «десь интересно напомнить следующий факт: наиболее высокую температуру тела имеют более маленькие по размерам и более подвижные птицы. ”казанные ранее колебани€ температуры, завис€щие от активности, тоже отмечены у более энергичных маленьких птиц. ј колибри Ч самые маленькие птицы мира (правда, не все так уж малы), и вот у них эти колебани€ доход€т иногда до крайности, настолько далеко, что колибри, пожалуй, уж и не.назовешь посто€нно теплокровными существами. —трижи хоть и крупней, чем колибри, но тоже малы по размерам.  олибри могут поддерживать один и тот же уровень обмена веществ в организме только при условии посто€нного приема пищи. ¬ ночные часы расход энергии (не компенсированный приемом пищи) у них настолько велик, что температура их тела снижаетс€ почти до уровн€ температуры воздуха. ¬ одной из пещер высокогорной части јнд (в ѕеру) нашли однажды окоченевшую, выгл€девшую безжизненной птицу Ч звездчатую колибри, котора€ висела, судорожно вцепившись лапками в стену, опира€сь при этом на хвост, как это делают д€тлы. “емпература тела этой птицы была 14,5∞, всего на половину градуса выше, чем температура воздуха в пещере. ¬ыходит, что старые сообщени€ о Ђсп€щихї птицах, на которые не обращали внимани€ ученые, имели какое-то основание.

¬ том случае, когда колибри несколько часов не получают пищи, они опускаютс€ на пол вольера, закрываютс€ крыль€ми, застывают и кажутс€ мертвыми. ќднако стоит вз€ть их в руки, и обогреть, как колибри Ђпробуждаютс€ї и, если им сейчас же будет предложена пища, вновь переход€т к нормальной жизнеде€тельности. ѕри длительном переохлаждении колибри погибают.

” птиц, имеющих посто€нную температуру тела, заметных колебаний в длительности насиживани€ в зависимости от изменений температуры не наблюдаетс€. ” колибри насиживание бывает дольше в высокогорных местах, в частности в альпийских област€х ћексики. ¬ более короткие сроки насиживание происходит и в тропических странах. Ќа севере јл€ски очень короткие ночи и поэтому нет задержки в развитии птенцов колибри, родители их могут кормить почти полные сутки. ¬ случае низкой температуры воздуха птенцы колибри в отсутствие родителей (которое длитс€ обычно не более 8 минут) сильно ослабевают и уж не в состо€нии открыть клюв, когда те по€вл€ютс€. ¬се другие, Ђнормальныеї птицы в таком случае не приступают к кормлению, так как рефлекс кормлени€ про€вл€етс€ у них при виде раскрытого, т€нущегос€ к ним клюва птенца. ј колибри начинают кормить птенца Ђнасильної и возвращают его к жизни. ќни иногда пытаютс€ кормить даже мертвых птенцов, тогда как другие птицы таких птенцов немедленно выбрасывают из гнезда. ¬от какие аномалии наблюдаютс€ в жизни таких во многих отношени€х своеобразных птиц, как колибри!

—трижи самые близкие родственники колибри: они относ€тс€ к одному и тому же отр€ду Ч длиннокрылых.  олибри вод€тс€ только в јмерике, главным образом ёжной, а стрижи (тоже отдельный подотр€д) насел€ют почти весь земной шар и гнезд€тс€ на всех материках. Ќет их только в большей части јвстралии.

¬ отношении одного из основных свойств класса Ч температуры тела стрижи очень сходны с колибри: они не €вл€ютс€ строго посто€нно теплокровными животными. ¬ случае голодани€ температура тела у них становитс€ неустойчивой, иногда опускаетс€ даже до плюс 20 градусов. —трижи могут впадать при этом в оцепенение. ќсобенно интересно наличие длительной голодовки и оцепенени€ у птенцов. ¬ то врем€ как у других насекомо€дных птиц птенцы исключительно чувствительны к недостатку пищи и гибнут после однодневной, в крайнем случае двухдневной голодовки, птенцы стрижей переживают голодовку до дев€ти и даже двенадцати дней. ¬зрослые стрижи такой длительной голодовки выдержать не могут и погибают значительно раньше. –ечь идет в данном случае о черных стрижах.

¬о многих част€х ареала этого стрижа редкое лето проходит без временных похолодании и св€занного с ними резкого недостатка пищи Ч воздушного планктона. Ќаступающа€ в таком случае приостановка жизненных процессов у птенцов дает возможность взрослым птицам оставить их без попечени€ и переместитьс€ на несколько дней в места, где кормовые услови€ лучше. Ёто так называемые летние, или погодные, миграции. ¬прочем, в подобного рода погодных миграци€х принимают участие прежде всего не гнезд€щиес€ птицы (годовалые птицы у стрижей возвращаютс€ вместе с половозрелыми птицами на свою родину, но к размножению не приступают).

”казанные выше две особенности в экологии стрижей Ч голодание с последующим оцепенением и погодные миграции Ч следует рассматривать мак необходимые приспособлени€ к неустойчивости кормовой базы. ѕодобные приспособлени€ наиболее €рко про€вл€ютс€ в странах, подверженных частым летним циклонам, несущим с собой холода и дожди.   ним относ€тс€ Ѕританские острова, страны —кандинавии и ‘инл€нди€. Ќаблюдени€, которые позволили установить обсуждаемые особенности стрижей, были проведены в јнглии и южной ‘инл€ндии. »нтересно было бы с этой точки зрени€ проследить за летним передвижением стрижей в Ћатвии и Ёстонии. ¬полне возможно, что в центральных област€х европейской части –оссии, где господствует летом более устойчива€ погода с преобладанием антициклонов, погодные миграции отсутствуют. Ёто подтвердило бы географическую изменчивость образа жизни птиц без наличи€ у них морфологических изменений.

” стрижей наблюдаетс€ реакци€ на неблагопри€тные услови€ летнего времени и совсем другого, пр€мо противоположного пор€дка. ѕри очень неблагопри€тных услови€х, они наступают во врем€ насиживани€, стрижи выбрасывают свои €йца из гнезд, не счита€сь при этом с тем, как далеко зашло развитие зародыша. »ногда выбрасываетс€ только часть кладки. ¬ результате подобных действий в р€де мест к осени не бывает прироста численности стрижей. ¬ Ўвейцарии, например, в 1948 году ожидали на основании раннелетних подсчетов по€влени€ 200 или 230 молодых стрижей.

Ќо 27 июл€ было обнаружено, что имеютс€ всего только три молодые птицы, причем не было уверенности, что они доживут до вылета из гнезда. ¬ длительности гнездовой жизни стрижей-птенцов наблюдаютс€ резкие колебани€ в зависимости от погодных условий.

¬ наиболее благопри€тных случа€х птенцы вылетают из гнезд на 38-39-й день жизни, иногда даже на 35-й или 33-й. ¬ дождливые и холодные годы они наход€тс€ в гнезде до 56 дней. ќтмечено при этом, что чем меньше птенцов в гнезде, тем быстрее происходит их развитие. Ёто, видимо, объ€сн€етс€ тем, что они получают большее количество пищи.

¬опреки хорошо известной в орнитологии закономерности, заключающейс€ в том, что у более северных особей увеличиваетс€ количество €иц в кладке, у стрижей наблюдаетс€, наоборот, уменьшение числа €иц. “ак, в ‘инл€ндии и в Ќорвегии среднее число €иц в кладке у черного стрижа 2,2, тогда как в Ўвейцарии 2,7. ƒаже в этом отношении они представл€ют исключение из правила.

Ќеустойчива у стрижей и длительность насиживани€, она колеблетс€ между 16 и 22 дн€ми. ¬ плохую погоду птица тратит много времени на разыскивание корма, продолжительность насиживани€ у нее очень мала. ¬прочем, в особенно плохую погоду птица возвращаетс€ в гнездо и отсиживаетс€ там; такое Ђнасиживаниеї, однако, неэффективно, так как голодна€ птица не продуцирует необходимого дл€ насиживани€ тепла.

ћожно отметить еще одну особенность в поведении стрижей в местах гнездовани€. Ќаблюдени€ми в јнглии и в южной ‘инл€ндии установлено, что стрижи вылетают нередко ста€ми поздно вечером в открытое море и провод€т всю ночь на крыле. ƒлительность нахождени€ стрижей в подобном ночном полете, в зависимости от времени года и широты местности, может колебатьс€ от 4-5 до 7-8 часов. ¬озвращаютс€ они к гнезду на рассвете. ¬ подобных вылетах на ночевку в море принимают участие главным образом молодые (т. е. прошлогодние) не гнезд€щиес€ птицы. Ќо так же поступают, по-видимому, и гнезд€щиес€ стрижи, особенно те, которые не насиживают €иц.

сожалению, ничего не известно в этом отношении о стрижах, гнезд€щихс€ вдали от морских берегов. ’орошо было бы проследить, ночуют ли они в гнездах, или у них тоже есть описанна€ выше своеобразна€ ночна€ Ђгимнастикаї. ѕричина и значение подобных ночных вылетов стрижей остаютс€ неизвестными. ј может, эти ночные полеты действительно €вл€ютс€ своеобразной гимнастикой, направленной к тому, чтобы избежать ночного оцепенени€. »звестно, что, если стриж ночует открыто, не в гнезде, он может впасть в оцепенение.

ќчень большое своеобразие наблюдаетс€ у стрижей в отношении сроков осеннего (фактически летнего) отлета, которые тесно ув€заны с услови€ми летней жизни птицы.

Ўироко распространено мнение, что прилет стрижей происходит дружно и что по€вление стрижей весной означает наступление устойчивой теплой погоды. ћежду тем многие наблюдени€ говор€т обратное. ѕо наблюдени€м Ћека, произведенным в течение р€да лет в ќксфорде, получаетс€, что прилет стрижей длитс€ от 18 до 27 дней. ѕри этом прилет происходит небольшими част€ми и нередко с перерывами в один-два и даже в несколько дней. –едко удаетс€ отметить, что в течение двух-трех дней прилетает основна€ масса птиц. “ак, в 1954 году в находившейс€ под наблюдением колонии в ќксфорде за три дн€ прилетело 62 % всех стрижей колонии. Ѕолее массовый прилет обнаружить не удалось. ¬ 1950 году при длительности прилета в 23 дн€ (с 1 по 23 ма€) в подопытной колонии к 5 ма€ прилетела только четверть птиц, насел€вших колонию, к 10 ма€ налицо была половина всех птиц, к 15 ма€ Ч три четверти колонии.  олебани€ средних сроков прилета за 6 лет наблюдений в ќксфорде составл€ют 8 дней, с 8 то 15 ма€. ѕосле прилета проходит обычно несколько дней, прежде чем стрижи приступают к постройке гнезда. Ќачало постройки совпадает с наступлением устойчивой теплой погоды.

Ћетнее пребывание стрижей в местах гнездовани€ складываетс€ из краткого отрезка времени, которое проходит после прилета до наступлени€ хорошей погоды Ч времени постройки гнезда (8 дней), сильно колеблющегос€ по длительности периода насиживани€ (16-22 дн€) и столь же изменчивой во времени гнездовой жизни.птенцов (33-39 дней). —ложим поставленные в скобках цифры, прибавим еще 2-3 дн€, прошедших от прилета до начала гнездовани€, вот и получим длительность летнего пребывани€ стрижей на местах их гнездовани€.

ѕтенцы черного стрижа могут летать и самосто€тельно кормитьс€ сразу же по вылете из гнезда. ѕоэтому у стрижей отсутствует период Ђсемейнойї после гнездовой жизни. —лучаетс€, что молодые стрижи, как только вылет€т из гнезда, сразу же покидают свою гнездовую территорию. ¬ это врем€ взрослые птицы могут быть зан€ты сбором корма дл€ птенцов, кормить которых им уже не придетс€. Ѕывают обратные случаи: родители (или хот€ бы один из них) отлетают, когда птенцы еще наход€тс€ в гнезде. ¬ обоих случа€х, следовательно, птенцы начинают свою самосто€тельную жизнь без помощи родителей.

“аким образом, у стрижей отсутствует свойственный многим другим видам птиц довольно значительный промежуток времени, протекающий между вылетом птенцов из гнезда и осенним отлетом, во врем€ которого происходит возмужание и линька молодых птиц.

” черных стрижей дата осеннего отлета находитс€ в тесной зависимости от того, какой длительности в данном году был у них гнездовой период и в какие сроки он началс€. ј так как и то и другое зависит от условий летней погоды, то можно сказать, что сроки осеннего отлета стрижей завис€т от летней погоды и особенно от погоды в конце ма€ Ч начале июн€, а не от характера осени. „ем лучше погода летом, тем раньше гнезд€тс€ стрижи, тем короче цикл их гнездовой жизни и тем раньше происходит у них осенний отлет. »нтересно, чем севернее гнездитс€ стриж, тем позднее он отлетает Ч на юге раньше, чем на севере. ¬ Ўвейцарии, например, стрижи отлетают раньше, чем в ёжной ‘инл€ндии.

–азные группы (особи) стрижей отлетают обычно не в одно и то же врем€, и это всегда надо помнить при установлении даты осеннего отлета. ѕо наблюдени€м в јнглии, молодые стрижи отлетают сразу же после того, как они покидают гнезда, а старые могут задержатьс€ еще на несколько дней. ¬ случае, если погода в июле была плоха€, родители задерживаютс€ несколько дольше. ѕтицы, у которых кладка не удалась, отлетают раньше птиц, успешно выведших птенцов. Ќеполовозрелые (вывода предыдущего года), не приступавшие к гнездованию стрижи отлетают обычно позже гнездившихс€.

—трижи Ч моногамные птицы, пары у них образуютс€ на длительный срок, возможно, на всю жизнь, однако во врем€ миграций, а также зимой оба члена пары живут без вс€кой св€зи друг с другом, ѕо-видимому, у них, как и у многих других

птиц, пары восстанавливаютс€ каждый год заново, в результате возвращени€ самца и самки к своему старому гнезду.

ќписанные выше особенности экологии черных стрижей и вытекающие из них особенности в ходе миграций представл€ют собой действительно уклонени€ от того, что дл€ всех птиц €вл€етс€ правилом. ќднако все это установлено по наблюдени€м в ‘инл€ндии и јнглии. Ќекоторые материалы в том же направлении собраны и в других странах «ападной ≈вропы. Ќо поскольку стриж €вл€етс€ в полном смысле слова Ђптицей погодыї, а услови€ погоды летом по всей территории, на которой живут стрижи, далеко не однородны, то вполне можно ожидать значительных географических различий в экологии этой птицы.

Ќаши авторские методические материалы по орнитологии и птицам –оссии:
можно приобрести следующие методические материалы по орнитологии и птицам –оссии:

компьютерный цифровой (дл€ PC-Windows) определитель ѕтицы средней полосы –оссии, содержащий описани€ и изображени€ 206 видов птиц (рисунки птиц, силуэты, гнезда, €йца и голоса), а также компьютерную программу определени€ встреченных в природе птиц.
приложение дл€ смартфонов и планшетов Android ѕтицы и √олоса (его можно купить в магазине Play Google),
приложени€ дл€ iPhone и iPad: ѕтицы –оссии, √олоса птиц, ѕтицы ≈вропы (все их можно скачать из AppStore),
карманные полевые определители ѕтицы средней полосы (160 видов), ѕтицы –оссии (278 видов),
цветные определительные таблицы ѕерелетные птицы, «имующие птицы,
книги-определители серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии": ѕтицы, ƒомашние животные,
MP3-диски с голосами птиц (песни, крики, позывки): √олоса птиц средней полосы –оссии (343 вида) и √олоса птиц –оссии, часть 1: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь (фонотека Ѕ.Ќ. ¬епринцева, 450 видов).