јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

√Ћј¬Ќјя >>> –≈‘≈–ј“џ » —ѕ–ј¬ќ„Ќјя »Ќ‘ќ–ћј÷»я ќ ѕ–»–ќƒ≈

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г

ѕ“»÷џ я–ќ—Ћј¬— ќ… ќЅЋј—“»

ѕтицы Ч сама€ многочисленна€ и разнообразна€ группа животных ярославской области. »х насчитываетс€ около 240 видов, в том числе гнезд€щихс€ Ч 182 вида, зимующих Ч 8 видов, встречаетс€ на пролете Ч 24 вида, около 28 видов относ€тс€ к случайно залетным.

Ќаселение птиц нашей области весьма своеобразно. ѕернатые представлены в основном лесными и водоплавающими формами.

Ќемалое число в ней таежных видов: глухарь, черный и трехпалый д€тлы, кедровка, клест-еловик, клест белокрылый, снегирь, свиристель. ¬ числе представителей смешанных лесов: зеленый д€тел, иволга, зеленушка и другие.

Ќесколько слов следует сказать о значении птиц. Ќаиболее полезными считаютс€ гнезд€щиес€ и зимующие птицы: синицы, пищухи, поползни, д€тлы, корольки. Ёти птицы уничтожают насекомых-вредителей на всех стади€х развити€ и их полезна€ де€тельность продолжаетс€ круглый год. Ќапример, королек за год уничтожает 8-10 миллионов насекомых. ѕара воробьев уничтожает до 60 тыс€ч долгоносиков и тлей. «начительна и роль хищных птиц в уничтожении грызунов. ƒве пустельги за сутки вылавливают 10-20 особей мышевидных грызунов.

ѕтицы полей и лугов представлены сравнительно немногими видами.   ним относ€тс€: полевой жаворонок, бела€ и сера€ тр€согузки, перепел, коростель, кулик-чибис.

Ќесмотр€ на казалось бы большое количество пернатых обитателей нашей области, следует знать, что многие их виды занесены в У расную книгуФ, т.е. €вл€ютс€ исчезающими и наход€тс€ под охраной.

Ѕольшое значение в охране птиц и вообще животного мира ярославской области имеют заказники и, конечно же, ƒарвинский заповедник.

Ѕолотиста€, богата€ водоемами территори€ нашего кра€ и огромна€ площадь мелководий водохранилища благопри€тны дл€ обитани€ водоплавающей птицы. »з редких и охран€емых видов здесь можно встретить гнездовь€ шилохвостей, сви€зей, серых уток, чирков-трескунов, хохлатых чернетей и красноголовых нырков.  ак больша€ редкость, в заповеднике гнезд€тс€ гоголи и утки, которые в массе исчезли с вырубкой дубовых рощ. ќни устраивают свои гнезда в дуплах деревьев. ѕоэтому от наличи€ рощ зависит гнездование этих уток. ¬ыводки уток после окончани€ гнездового периода в массе скапливаютс€ в затопленных лесах, которые дают им и надежное укрытие, и хороший корм.

√устые затопленные леса служат местом скоплени€ па летнюю линьку также и селезней некоторых видов уток. »з местных здесь лин€ют селезни кр€кв, а из прилетных-сви€зи. Ќа водохранилище в ста€х селезней этих двух видов уток бывает до 50-100. »ногда в тихие вечера стан линных уток выплывают из затопленного леса на зеркальный плес водохранилища, и тогда можно наблюдать одновременно по несколько стай.

ќбычны на побережь€х водохранилища и других водоемов различные виды чаек.  оличество их сравнительно невелико, причем наиболее часто встречаютс€ сизые и речные чайки. «начительно реже встречаютс€ малые чайки, речные и малые крачки. — образованием водохранилища на удаленных от берега торф€ных островах, окруженных широкими водными плесами, впервые загнездились серебристые чайки-обитатели морских побережий. Ѕлижайшие места их гнездовий наход€тс€ на Ћадожском озере и Ѕелом море. √нездование же серебристых чаек в средней полосе —оветского —оюза до образовани€ водохранилища нигде не отмечалось. — по€влением обширных водных плесов водохранилища стали проводить лето на Ђмореї северные морские птицы Ч чайки-клуши и короткохвостые поморники.  оличество их очень невелико, однако они посто€нно встречаютс€ у берегов заповедника.

Ќа островах затопленного леса, лежащих вдали от берегов, с образованием водохранилища возникли колонии серых цапель. ¬ насто€щее врем€ количество гнезд€щихс€ цапель быстро сокращаетс€. Ёто св€зано с тем, что участки затопленных лесов, удобные дл€ гнездовани€ цапель, подвергаютс€ сильному разрушению во врем€ весенних и осенних подвижек льда.  роме того, массивы затопленных лесов интенсивно вырубаютс€ заготовительными организаци€ми. ¬следствие этого цапли лишаютс€ удобных мест дл€ гнездовани€, и число их уменьшаетс€.

Ќеотъемлемой принадлежностью побережий –ыбинского водохранилища служат орланы-белохвосты. ќсобенно характерны они дл€ всплывших торф€ников, где всегда можно видеть одновременно нескольких птиц, пар€щих в воздухе или сид€щих на сухих деревь€х. ¬ прибрежной полосе заповедника известны и их гнезда, которые расположены на удаленных от берега старых затопленных деревь€х. ќрланы-белохвсты станов€тс€ тоже сравнительно редкими птицами в наших кра€х.

»з куликов в ярославской области на прибрежных лугах всплывших торф€никах гнезд€тс€ чибисы, большие кроншнепы и бекасы. ѕосто€нными обитател€ми безлесных островов €вл€ютс€ кулики-сороки, мородунки и малые зуйки. Ќa облесенных побережь€х гнезд€тс€ перевозчики и кулики-черныши. ¬есною над лугами и сфагновыми болотами обычны голоса токующих в воздухе больших улитов и фифи. Ќа осеннем пролете количество куликов увеличиваетс€ за счет северных видов. „асто встречаютс€ стайки тулесов, зуйков-галстучников, куликов-воробьев и другие.

≈ще одним редким видом птиц нашей области €вл€етс€ журавль. √незд€тс€ журавли в основном в заповеднике. ѕосто€нным местом их обитани€ служат обширные сфагновые болота и всплывшие торф€ники. Ќа лугах изредка можно слышать крики погонышей, коростелей и перепелов. Ётих птиц становитс€ мало, так как площадь лугов сокращаетс€.

¬ лесах ƒарвинского заповедника довольно много глухарей. “ока их, хот€ и не очень большие, встречаютс€ весной по всей территорий, даже вблизи поселков. ќбычные места их обитани€-моховые болота с гривами-не изменились с образованием водохранилища. ¬ заповеднике эти угодь€ преобладают по площади. ќсенью глухари посто€нно посещают побережь€ водохранилища, где они в это врем€ наход€т сочную зелень, котора€ покрывает отмели после спада уровн€ воды. “етерева не так многочисленны. ѕо-видимому, на них сказываетс€ отсутствие смешанных лесов и, особенно, старых березн€ков, где тетерева корм€тс€ зимой. Ќа моховых болотах области встречаютс€ белые куропатки. ¬ зимнее врем€ они перекочевывают к берегам водохранилища и корм€тс€ почками ивн€ков. „исленность куропаток значительно сокращаетс€, и, возможно, скоро они будут вз€ты под охрану.

¬ырубка лесов, распашка земель, осушение болот измен€ют услови€ обитани€ птиц. ”меньшаетс€ число глухарей, р€бчиков. ¬ результате осушени€ болот почти полностью исчезла бела€ куропатка. «ато создаютс€ услови€ дл€ проникновени€ с юга одного из представителей степей Ч серой куропатки. √раницы степных "вселенцев" продвигаютс€ на север все дальше и дальше.

Ќесомненно, заповедники и заказники играют важную роль в охране редких птиц.  роме ƒарвинского заповедника на территории нашей области образовано 19 заказников, где охран€ютс€ глухари, тетерева, р€бчики и другие птицы. ќсобенно ценна охрана гнездовий очень редких видов Ч серого журавл€, филина и внесенных в " расную книгу" хищных птиц Ч беркута, орлана-белохвоста и скопы.

ќдним из способов увеличени€ численности редких видов птиц, в том числе уток, в ƒарвинском заповеднике €вл€етс€ привлечение их в искусственные гнездовь€. Ќапример, дл€ привлечени€ гоголей примен€ютс€ дупл€нки и "скворечники", которые устанавливаютс€ на прибрежных деревь€х.

ќпределенные ограничени€ дл€ охотников также €вл€ютс€ важным средством охраны редких птиц. ќхота на территории ярославской области строго регламентирована специальными документами, в которых предусматриваютс€ местные особенности охотничьих птиц, природные услови€ и прочее.

ѕолностью запрещена охота на лебедей, журавлей, скопу, сокола-сапсана, а также белую и серую куропатку, чаек, выпь, цаплю, дневных хищных птиц, сов, д€тлов, кукушек, певчих и других непромысловых птиц.

ќтлов певчих птиц дл€ содержани€ их в неволе допускаетс€ по специальным разрешени€м госохотинспекции с 15 августа по 15 апрел€.

Ќаши авторские методические материалы по орнитологии и птицам –оссии:
можно приобрести следующие методические материалы по орнитологии и птицам –оссии:

компьютерный цифровой (дл€ PC-Windows) ќпределитель птиц –оссии, содержащий описани€ и изображени€ 206 видов птиц средней полосы (рисунки птиц, силуэты, гнезда, €йца и голоса), а также компьютерную программу определени€ встреченных в природе птиц.
приложени€ дл€ смартфонов и планшетов Android: Ёко√ид: ѕтицы –оссии, ћанок на птиц ≈вропы, √олоса птиц ≈вропы, ѕтицы ≈вропы, √олоса птиц –оссии и ѕтицы –оссии (их можно скачать в магазине Play Google),
приложени€ дл€ iPhone и iPad: ѕтицы –оссии, ќпределитель птиц ≈вропы (Birds of Europe), √олоса птиц –оссии, ћанок на птиц ≈вропы, ћанок на птиц —еверной јмерики (Birds of North America: Decoys), ѕолевой автоматический определитель голосов птиц (все их можно скачать из AppStore),
карманные полевые определители ѕтицы средней полосы (160 видов), ѕтицы –оссии (278 видов),
цветные определительные таблицы ѕерелетные птицы, «имующие птицы,
книги-определители серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии": ѕтицы, ƒомашние животные,
MP3-диски с голосами птиц (песни, крики, позывки): √олоса птиц средней полосы –оссии (343 вида) и √олоса птиц –оссии, часть 1: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь (фонотека Ѕ.Ќ. ¬епринцева, 450 видов).