јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

√Ћј¬Ќјя >>> –≈‘≈–ј“џ » —ѕ–ј¬ќ„Ќјя »Ќ‘ќ–ћј÷»я ќ ѕ–»–ќƒ≈

ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале

≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ѕриложение 'ћанок на птиц: птицы ≈вропы - песни, позывки, голоса птиц' дл€ смартфонов и планшетов јндроид / Android загрузить из Google Play / Play Market бесплатно

ћеждународные дни наблюдений за птицами!
—оюз охраны птиц –оссии приглашает российских любителей птиц прин€ть участие в акции и загрузить результаты своих наблюдений на www.biodat.ru ѕодробнее >>>

ѕ“»÷џ я–ќ—Ћј¬— ќ… ќЅЋј—“»

ѕтицы Ч сама€ многочисленна€ и разнообразна€ группа животных ярославской области. »х насчитываетс€ около 240 видов, в том числе гнезд€щихс€ Ч 182 вида, зимующих Ч 8 видов, встречаетс€ на пролете Ч 24 вида, около 28 видов относ€тс€ к случайно залетным.

Ќаселение птиц нашей области весьма своеобразно. ѕернатые представлены в основном лесными и водоплавающими формами.

Ќемалое число в ней таежных видов: глухарь, черный и трехпалый д€тлы, кедровка, клест-еловик, клест белокрылый, снегирь, свиристель. ¬ числе представителей смешанных лесов: зеленый д€тел, иволга, зеленушка и другие.

Ќесколько слов следует сказать о значении птиц. Ќаиболее полезными считаютс€ гнезд€щиес€ и зимующие птицы: синицы, пищухи, поползни, д€тлы, корольки. Ёти птицы уничтожают насекомых-вредителей на всех стади€х развити€ и их полезна€ де€тельность продолжаетс€ круглый год. Ќапример, королек за год уничтожает 8-10 миллионов насекомых. ѕара воробьев уничтожает до 60 тыс€ч долгоносиков и тлей. «начительна и роль хищных птиц в уничтожении грызунов. ƒве пустельги за сутки вылавливают 10-20 особей мышевидных грызунов.

ѕтицы полей и лугов представлены сравнительно немногими видами.   ним относ€тс€: полевой жаворонок, бела€ и сера€ тр€согузки, перепел, коростель, кулик-чибис.

Ќесмотр€ на казалось бы большое количество пернатых обитателей нашей области, следует знать, что многие их виды занесены в У расную книгуФ, т.е. €вл€ютс€ исчезающими и наход€тс€ под охраной.

Ѕольшое значение в охране птиц и вообще животного мира ярославской области имеют заказники и, конечно же, ƒарвинский заповедник.

Ѕолотиста€, богата€ водоемами территори€ нашего кра€ и огромна€ площадь мелководий водохранилища благопри€тны дл€ обитани€ водоплавающей птицы. »з редких и охран€емых видов здесь можно встретить гнездовь€ шилохвостей, сви€зей, серых уток, чирков-трескунов, хохлатых чернетей и красноголовых нырков.  ак больша€ редкость, в заповеднике гнезд€тс€ гоголи и утки, которые в массе исчезли с вырубкой дубовых рощ. ќни устраивают свои гнезда в дуплах деревьев. ѕоэтому от наличи€ рощ зависит гнездование этих уток. ¬ыводки уток после окончани€ гнездового периода в массе скапливаютс€ в затопленных лесах, которые дают им и надежное укрытие, и хороший корм.

√устые затопленные леса служат местом скоплени€ па летнюю линьку также и селезней некоторых видов уток. »з местных здесь лин€ют селезни кр€кв, а из прилетных-сви€зи. Ќа водохранилище в ста€х селезней этих двух видов уток бывает до 50-100. »ногда в тихие вечера стан линных уток выплывают из затопленного леса на зеркальный плес водохранилища, и тогда можно наблюдать одновременно по несколько стай.

ќбычны на побережь€х водохранилища и других водоемов различные виды чаек.  оличество их сравнительно невелико, причем наиболее часто встречаютс€ сизые и речные чайки. «начительно реже встречаютс€ малые чайки, речные и малые крачки. — образованием водохранилища на удаленных от берега торф€ных островах, окруженных широкими водными плесами, впервые загнездились серебристые чайки-обитатели морских побережий. Ѕлижайшие места их гнездовий наход€тс€ на Ћадожском озере и Ѕелом море. √нездование же серебристых чаек в средней полосе —оветского —оюза до образовани€ водохранилища нигде не отмечалось. — по€влением обширных водных плесов водохранилища стали проводить лето на Ђмореї северные морские птицы Ч чайки-клуши и короткохвостые поморники.  оличество их очень невелико, однако они посто€нно встречаютс€ у берегов заповедника.

Ќа островах затопленного леса, лежащих вдали от берегов, с образованием водохранилища возникли колонии серых цапель. ¬ насто€щее врем€ количество гнезд€щихс€ цапель быстро сокращаетс€. Ёто св€зано с тем, что участки затопленных лесов, удобные дл€ гнездовани€ цапель, подвергаютс€ сильному разрушению во врем€ весенних и осенних подвижек льда.  роме того, массивы затопленных лесов интенсивно вырубаютс€ заготовительными организаци€ми. ¬следствие этого цапли лишаютс€ удобных мест дл€ гнездовани€, и число их уменьшаетс€.

Ќеотъемлемой принадлежностью побережий –ыбинского водохранилища служат орланы-белохвосты. ќсобенно характерны они дл€ всплывших торф€ников, где всегда можно видеть одновременно нескольких птиц, пар€щих в воздухе или сид€щих на сухих деревь€х. ¬ прибрежной полосе заповедника известны и их гнезда, которые расположены на удаленных от берега старых затопленных деревь€х. ќрланы-белохвсты станов€тс€ тоже сравнительно редкими птицами в наших кра€х.

»з куликов в ярославской области на прибрежных лугах всплывших торф€никах гнезд€тс€ чибисы, большие кроншнепы и бекасы. ѕосто€нными обитател€ми безлесных островов €вл€ютс€ кулики-сороки, мородунки и малые зуйки. Ќa облесенных побережь€х гнезд€тс€ перевозчики и кулики-черныши. ¬есною над лугами и сфагновыми болотами обычны голоса токующих в воздухе больших улитов и фифи. Ќа осеннем пролете количество куликов увеличиваетс€ за счет северных видов. „асто встречаютс€ стайки тулесов, зуйков-галстучников, куликов-воробьев и другие.

≈ще одним редким видом птиц нашей области €вл€етс€ журавль. √незд€тс€ журавли в основном в заповеднике. ѕосто€нным местом их обитани€ служат обширные сфагновые болота и всплывшие торф€ники. Ќа лугах изредка можно слышать крики погонышей, коростелей и перепелов. Ётих птиц становитс€ мало, так как площадь лугов сокращаетс€.

¬ лесах ƒарвинского заповедника довольно много глухарей. “ока их, хот€ и не очень большие, встречаютс€ весной по всей территорий, даже вблизи поселков. ќбычные места их обитани€-моховые болота с гривами-не изменились с образованием водохранилища. ¬ заповеднике эти угодь€ преобладают по площади. ќсенью глухари посто€нно посещают побережь€ водохранилища, где они в это врем€ наход€т сочную зелень, котора€ покрывает отмели после спада уровн€ воды. “етерева не так многочисленны. ѕо-видимому, на них сказываетс€ отсутствие смешанных лесов и, особенно, старых березн€ков, где тетерева корм€тс€ зимой. Ќа моховых болотах области встречаютс€ белые куропатки. ¬ зимнее врем€ они перекочевывают к берегам водохранилища и корм€тс€ почками ивн€ков. „исленность куропаток значительно сокращаетс€, и, возможно, скоро они будут вз€ты под охрану.

¬ырубка лесов, распашка земель, осушение болот измен€ют услови€ обитани€ птиц. ”меньшаетс€ число глухарей, р€бчиков. ¬ результате осушени€ болот почти полностью исчезла бела€ куропатка. «ато создаютс€ услови€ дл€ проникновени€ с юга одного из представителей степей Ч серой куропатки. √раницы степных "вселенцев" продвигаютс€ на север все дальше и дальше.

Ќесомненно, заповедники и заказники играют важную роль в охране редких птиц.  роме ƒарвинского заповедника на территории нашей области образовано 19 заказников, где охран€ютс€ глухари, тетерева, р€бчики и другие птицы. ќсобенно ценна охрана гнездовий очень редких видов Ч серого журавл€, филина и внесенных в " расную книгу" хищных птиц Ч беркута, орлана-белохвоста и скопы.

ќдним из способов увеличени€ численности редких видов птиц, в том числе уток, в ƒарвинском заповеднике €вл€етс€ привлечение их в искусственные гнездовь€. Ќапример, дл€ привлечени€ гоголей примен€ютс€ дупл€нки и "скворечники", которые устанавливаютс€ на прибрежных деревь€х.

ќпределенные ограничени€ дл€ охотников также €вл€ютс€ важным средством охраны редких птиц. ќхота на территории ярославской области строго регламентирована специальными документами, в которых предусматриваютс€ местные особенности охотничьих птиц, природные услови€ и прочее.

ѕолностью запрещена охота на лебедей, журавлей, скопу, сокола-сапсана, а также белую и серую куропатку, чаек, выпь, цаплю, дневных хищных птиц, сов, д€тлов, кукушек, певчих и других непромысловых птиц.

ќтлов певчих птиц дл€ содержани€ их в неволе допускаетс€ по специальным разрешени€м госохотинспекции с 15 августа по 15 апрел€.

Ќаши авторские пособи€ и определители по орнитологии и птицам –оссии
можно приобрести в нашем »нтернет-магазине или скачать в Google Play или AppStore

компьютерный цифровой (дл€ PC-Windows) ќпределитель птиц –оссии, содержащий описани€ и изображени€ 206 видов птиц средней полосы (рисунки птиц, силуэты, гнезда, €йца и голоса), а также компьютерную программу определени€ встреченных в природе птиц.
приложени€ дл€ смартфонов и планшетов Android: ѕтицы средней полосы, ћанок на птиц ≈вропы и јмерики, √олоса птиц ≈вропы и ѕтицы ≈вропы, √олоса птиц –оссии и ѕтицы –оссии (их можно скачать в магазине Play Google) ,
приложени€ дл€ iPhone и iPad: ѕтицы –оссии, ќпределитель птиц ≈вропы (Birds of Europe), √олоса птиц –оссии, ћанок на птиц ≈вропы и птиц —еверной јмерики, ќпределитель голосов птиц и ќпределитель птиц по фото (все их можно скачать из AppStore),
карманные полевые определители ѕтицы средней полосы (160 видов), ѕтицы –оссии (278 видов),
цветные определительные таблицы ѕерелетные птицы, «имующие птицы,
книги-определители серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии": ѕтицы, ƒомашние животные,
MP3-диск с голосами птиц (песни, крики, позывки): √олоса птиц средней полосы –оссии (343 вида птиц).