јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

√Ћј¬Ќјя >>> –≈‘≈–ј“џ » —ѕ–ј¬ќ„Ќјя »Ќ‘ќ–ћј÷»я ќ ѕ–»–ќƒ≈

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:

—Џ≈ƒќЅЌџ≈ √–»Ѕџ

Ѕелый гриб (боровик) Ч самый ценный гриб. ≈го называют "король грибов". ќднако в Ўвейцарии он считаетс€ несъедобным. ќн относитс€ к группе трубчатых грибов. –астет преимущественно в сосновом бору, в еловых и смешанных лесах. Ўл€пка суха€, гладка€, бура€ или светло-коричнева€. Ќожка в нижней части расширенна€, светло-буровата€, а в верхней с белым сетчатым узором. ћ€коть бела€, плотна€, сладковатого вкуса, с при€тным запахом чуть поджаренного ореха. Ёто гриб, который достигает самых разнообразных размеров. “ак, например, под ¬ладимиром нашли гриб высотой около 40 см, шириной шл€пки 60 см, толщиной ножки 26 см и весом 6 кг, без единой червоточинки. ƒовольно крупный экземпл€р гриба был найден в Ћенинградской области. ќн имел шл€пку диаметром 21х27 см, 9 см толщиной, длина ножки 14 см и ширина 9 см. ¬есил гриб 1,5 кг. Ѕелый гриб находит широкое применение в питании. Ѕульон из белых грибов в 7 раз калорийнее м€сного. „аще всего примен€ют сушеный гриб, так как он при этом приобретает грибной аромат. Ѕелые грибы не сол€т, но иногда маринуют.

Ќеобычный экспонат по€вилс€ в выставочном зале ¬инницкого областного филиала республиканского общества охраны природы. Ёто Ч гриб, высота которого 25 см, диаметр Ч 35 см, а вес свыше 2,5 кг.

ћасл€та Ч наиболее распространенные грибы. ћестом обитани€ масл€т €вл€ютс€ лесные опушки преимущественно сосновых молодых лесов. ѕоэтому их еще называют "сосновниками". Macл€тa обычно растут вереницами и по€вл€ютс€ одними из первых. Ёто очень полезный гриб, хот€ жира в нем содержитс€ мало, всего 0,3 % (Ќ. ¬ольпр, 1975 г.).
ќни имеют следующий внешний вид: крупнозаостренна€ шл€пка, покрыта€ темно-коричневой или красноватой масл€ной кожицей. »спод гриба зат€нут белой пленкой, под пленкой темна€ м€коть. ¬ пищу примен€ютс€ в вареном, жареном, маринованном и соленом виде. ¬ сушеном виде не примен€ютс€, т.к. при сушке темнеют.

–ыжики Ч осенние грибы, но по€вл€ютс€ в большом количестве и в летние мес€цы. –астут в сосновых лесах. ≈сть еще еловые рыжики (зеленого цвета) и боровые (€рко оранжевого цвета).
Ўл€пка у елового более тонка€, чем у борового. Ўл€пка м€систа€, гладка€. Ќожка цвета шл€пки или немного светлее. ѕри изломе выдел€етс€ при€тный на вкус и запах сок €рко-оранжевого цвета. Ёти грибы можно солить, жарить и мариновать.

ѕодосиновики Ч это белый пенек, на который одета €рко-красна€ бархатна€ шл€пка. Ќожка плотна€, темно-волокниста€, чешуйчата€. ѕримен€етс€ дл€ варки, жарки, мариновани€ и сушени€, имеет высокие вкусовые свойства.

ѕодберезовик Ч растет в основном в березовых рощах. »меет три разновидности: подберезовик обыкновенный, розовеющий и болотный. ќни отличаютс€ друг от друга временем произрастани€. ќбыкновенный подберезовик растет с июл€ и весь сент€брь. Ѕолотный Ч только в сент€бре. Ёто самый плохой гриб, м€коть у него слаба€ вод€ниста€. –озовеющий растет с августа по сент€брь. ¬нешний вид у всех трех грибов одинаковый. Ўл€пка сера€, гладка€, суха€. Ќожка к низу утолщенна€, сплошна€, беловата€. ћ€коть бела€. ѕримен€етс€ в сушенном и маринованном виде. ћолодые подберезовики хорошо варить.

¬олнушка Ч называетс€ так потому, что на шл€пке по €рко-розовому полю расход€тс€ более бледные круги. –астет в березовом лесу и по€вл€етс€ летом yжe в июне мес€це. ѕри изломе выдел€етс€ белый млечный сок, который очень горький. ѕоэтому при приготовлении их вымачивают в холодной воде. —уществует разновидность волнушки Ч волнушка бела€. ѕоверхность ее гр€зноватого цвета. –астет в березовых и смешанных лесах, чаще всего в молодых. »спользуетс€ в основном дл€ солени€ и мариновани€.

—ыроежки Ч растут в любом лесу. »х можно есть сырыми, т.к. они совершенно безвредны. Ўл€пка выпукла€ или воронкообразна€, различных оттенков, гладка€ с тонкими кра€ми. ¬сего существует 27 разновидностей сыроежек, 8 из них имеют едкий сок. ѕеред употреблением их следует вымачивать в холодной воде. ƒругие разновидности можно употребл€ть сразу.
–азновидности сыроежек Ч блест€ща€, болотна€, борова€, желта€, зеленовата€, ломка€ красна€, ломка€ фиолетова€ и другие. Ќасто€щие сыроежки растут в августе-сент€бре. ќни примен€ютс€ в вареном, жареном, маринованном и соленом виде.

Ћисички Ч растут в лиственных и смешанных лесах. ѕо€вл€ютс€ в начале июн€. Ёто очень ценные грибы. ќни содержат самое большое количество жира среди грибов Ч 2,4 %. ќсобенности этого гриба в том, что шл€пка гриба выпукла€ с завернутым краем, м€систа€, гладка€, желтого цвета. Ќожка коротка€, расширенна€ кверху и цвета шл€пки. ¬ молодом грибе содержитс€ витамин ¬2. Ёти грибы можно варить, жарить, мариновать и солить.

ќп€та Ч самый универсальный гриб. ≈го чаще можно встретить на пн€х в местах вырубки. ќн €вл€етс€ единственным грибом, который хорош во всех видах. Ќо он вреден по отношению к лесу. ќпенок может поражать около 200 растений: сосны, ели, дубы, пихты и т.д. ќн может жить и за счет мертвой древесины. ќпенок распростран€етс€ не только спорами, но и резоформами, которые имеют вид шнуров темно-бурого цвета, толщиной 2-«мм и длиной в несколько метров. –езоформы способны проникать в корни деревьев. ѕод корой они образуют грибницу. Ўл€пка опенка плоско-кругла€, каштанового цвета. Ќожка пола€, тонка€. ” молодых грибов шл€пка соединена с ножкой пленкой, у взрослых от нее остаетс€ кольцо.
¬стречаютс€ луговые оп€та, они растут только на лугах. ќбладают крепким и при€тным запахом. Ћуговой опенок еще называют гвоздичным грибом, т.к. запах у него слегка гвоздичный. ≈го можно жарить, мариновать и сушить.

√руздь насто€щий имеет шл€пку выпукло-округлую с возрастом воронкообразную, белую, с круто завернутыми кра€ми. Ќожка цвета шл€пки, внутри пола€. ћ€коть остра€ на вкус, с при€тным запахом. ћлечный сок белый, на воздухе становитс€ серо-желтым. Ќа вкус очень едкий. √руздь употребл€етс€ только дл€ солени€.

ѕольский гриб Ч растет на пол€нах смешанных лесов, шл€пка темно-коричнева€, суха€, в сырую погоду скользка€. Ќожка цвета шл€пки, гладка€. ћ€коть на воздухе слегка темнеет. ѕримен€етс€ дл€ варки, жарень€, мариновани€ и солени€. —ушеный гриб не имеет аромата.

озл€к Ч шл€пка гр€зно-розовато-коричнева€, гладка€, во влажную погоду слизиста€.  ожица слизиста€. Ќожка чаще согнута€, плотна€, цвета шл€пки. ћ€коть плотна€, желтовато-красновато-коричнева€. Ётот гриб €вл€етс€ хорошим антибиотиком.  роме того, он €вл€етс€ ценным продуктом и примен€етс€ дл€ жарко, варки, мариновани€ и сушени€.

ћоховик зеленый Ч очень похож на польский гриб, шл€пка серовато Ч или желтовато-коричнева€, суха€. Ќожка желта€ или кpacнoвата€, м€коть бела€, на изломе голубовата€. Ётот гриб употребл€етс€ только в свежем виде Ч вареном или жареном.

¬алуй Ч у молодого гриба шл€пка шаровидна€, у взрослого Ч плоска€, слизиста€, м€гка€, желто-бурого цвета. Ќожка бела€, плотна€. ѕри изломе выдел€етс€ вод€нистый, бесцветный, млечный сок. »спользуетс€ только дл€ солени€ или мариновани€.

Ѕел€нка Ч шл€пка выпукла€, бархатиста€, белого цвета с желтовато Ч красными п€тнами. Ќожка плотна€, коротка€, такого же цвета. ѕри изломе выдел€етс€ белый млечный сок. ѕримен€етс€ только дл€ засолки.

“рюфель черный Ч отличаетс€ от других грибов тем, что растет под землей на рассто€нии 10-20 см от поверхности. ќни похожи на клубни картофел€ величиной 2,5-3,5 см. ѕоверхность коричнево-черна€ с бородавками, внутри серовата€. “рюфели издавна считаютс€ очень ценными грибами.
ѕушкин в "≈вгении ќнегине" называет их "роскошью юных лет".
” трюфелей очень при€тный и сильный аромат, что позвол€ет собирать их с помощью специально обученных собак. ‘орма трюфелей и их произрастание вызвали к жизни слово "картофель". ј французский драматург ћольер дал герою одной из своих комедий им€ “артюф, что по-русски означает сморчок.

„есночник Ч небольшой гриб с тонкой ножкой. Ўл€пка плоско-выпукла€ желто-коричневого цвета, тонка€ как бумага. ѕластинки белые, частые, узкие. Ќожка темно-коричнева€, длиной до 5 см. «апах у гриба чесночный, откуда по€вилось и название. √рибы эти можно жарить, но лучше всего использовать дл€ приготовлени€ соусов.

—морчки Ч самые ранние весенние грибы. ѕо€вл€ютс€ сразу же после того, как начнет та€ть снег. Ўл€пку у гриба €йцевидна€, с неровной поверхностью, темно- или светло-коричнева€, внутри пола€. Ўл€пка постепенно переходит в ножку. Ќожка гладка€ или слегка складчата€, внутри пола€, белого цвета, ломка€. ћ€коть бела€ с при€тным запахом. —морчки свежие содержат 3 % азотистых веществ, 1 % сахара и много ароматических веществ.
—морчки содержат €довитую кислоту, котора€ при высушивании грибов улетучиваетс€, а при варке переходит в воду, которую сливают.

–азновидностью сморчков €вл€етс€ сморчкова€ шапочка. ¬ отличии от сморчка конического, шл€пка колокольчата€ со свободным, не приросшем к ножке краем, снаружи морщиниста€, бура€, буровата€, изредка желта€. Ќожка высока€, цилиндрическа€, белого или кремового цвета, внутри пола€. ћ€коть восковидна€. ”потребл€етс€ в вареном и жареном виде. –астет он группами в осиновых и липовых лесах.

—трочок Ч имеет неправильную форму. Ўл€пка в глубоких складках, коричневого цвета. Ќожка цилиндрическа€, желтовата€ в глубоких складках. ¬ строчках как и в сморчках содержитс€ 3 % азотистых веществ, 1 % сахара и много ароматических веществ.  ра€ шл€пки частично срослись с ножкой. ћ€коть тонка€ восковидна€ с выраженным грибным запахом.

Ўампиньоны Ч пластинчатые грибы. Ўл€пка полушаровидна€, м€систа€, бела€, желтовата€ или светло-коричнева€. Ќожка плотна€ цилиндрическа€. ¬ шампиньонах найдены витамины ј, гр. ¬, — и ƒ, а также ферменты протоаза, цитаза, амилаза, инвертаза, липаза и др. —остав питательных веществ зависит от грунта, на котором растут грибы. Ўампиньоны можно выращивать искусственно.
√лавнейшие из них Ч бурый и белый. Ўампиньон двуспоровый белый имеет белую шл€пку. Ёта разновидность гриба менее урожайна и больше подвержена болезн€м.
Ўампиньон двуспоровыи бурый имеет бурую шл€пку разных оттенков. ќтличаетс€ высокой урожайностью и стойкостью к болезн€м.

¬ыращивание грибов.
√лавное в выращивании грибов Ч правильное выращивание грибницы. √рибница вначале выращиваетс€ на навозе, а затем используетс€ в качестве посадочного материала.

ѕаутинна€ грибница превращаетс€ в т€жистую, в затем в шнуровую и по€вл€ютс€ плоды. ƒл€ нормального выращивани€ грибов необходимо соблюдать определенные услови€. ¬ажным услови€м €вл€етс€ влажность. ѕри влажности 40-50 % растет в основном паутинна€ грибница, при 50-60 % она превращаетс€ в т€жистую, при 70 % по€вл€етс€ шнурова€ грибница.

–ост грибницы колеблетс€ также в зависимости от состава и температуры питательной среды. »збыток углекислого газа, плохой доступ кислорода, недостаток воды и питательных веществ задерживает рост грибницы. ƒл€ теплиц обычно выбирают участок защищенный от холодных ветров, с сухим грунтом и глубоким сто€нием грунтовых вод. “емпература, как и влажность, требуетс€ различна€ в разные периоды роста. „ем выше температура пита Ч тельного субстрата, тем ниже должна быть температура воздуха в помещении. —вет также оказывает на рост грибов отрицательное действие.

√рибницу высаживают при температуре грунта до 20-25 ∞C. ≈е дел€т небольшими группками по 30-40 г и высаживают в шахматном пор€дке, на рассто€нии 20-25 см друг от друга. —обирают грибы, осторожно выкручива€, а не вырыва€, чтобы не вырвать вместе с ним и грибницу.

—равнительно успешно можно выращивать также сморчки и строчки. ƒл€ этого на гр€дку высевают кусочки плодовых тел, или комки лесной почвы с грибницей. ѕосле этого гр€дки покрывают лесным перегноем и листь€ми. ¬ почву добавл€ют древесную золу. Ѕолее сложной сейчас оказываетс€ культура, таких шл€почных грибов как белый, рыжик, груздь. ќтдельные опыты еще не дали результатов, но многое уже сделано. ѕольским ученым удалось добитьс€ плодоношени€ белого гриба в лаборатории. —ейчас уже нет сомнени€ в том, что культура ƒикорастущих грибов практически возможна и в будущем может стать одной из отраслей народного хоз€йства.

Ќаши авторские методические материалы по грибам и лишайникам –оссии:
можно приобрести следующие методические материалы по грибам и лишайникам –оссии:

компьютерный цифровой (дл€ PC-Windows) определитель √рибы –оссии,
приложение-определитель дл€ смартфонов и планшетов √рибы –оссии (его можно купить в магазине Play Google или загрузить из AppStore) ,
карманный полевой определитель √рибы средней полосы,
цветные ламинированные определительные таблицы: √рибы. „асть 1, √рибы. „асть 2, Ћишайники,
определитель серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии" √рибы.