јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

√Ћј¬Ќјя >>> –≈‘≈–ј“џ » —ѕ–ј¬ќ„Ќјя »Ќ‘ќ–ћј÷»я ќ ѕ–»–ќƒ≈

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:

ј  —ћќ“–я“ » „“ќ ¬»ƒя“ ѕ“»÷џ

«рение имеет в жизни птиц исключительно большое значение. ћогут быть птицы, лишенные голоса, но птиц, лишенных глаз, слепых, не существует. Ќет птиц и с недоразвитыми глазами. » есть много видов птиц, у которых глаза развиты сильнее, чем у других соответствующего размера животных. ” сарыча, например, объем глаза примерно равен объему глаза человека, а у беркута глаз значительно больше человеческого. ј ведь беркут по весу в 30-40 раз меньше человека. ¬ес глаз у сов составл€ет одну треть веса ее головы.

ќстрота зрени€ у птиц изумительна. —апсан видит небольших птиц, величиной с горлицу, с рассто€ни€ более чем в один километр. Ћишенные обон€ни€ птицы могут разыскивать свою добычу по слуху или с помощью зрени€. √риф примечает в горах свою добычу Ч павшее копытное иногда с высоты двух-трех километров.

ак известно, у птиц голова свободно поворачиваетс€ на шее до 180 и даже 270 градусов. ќни этим пользуютс€. ¬ особенности люб€т крутить головой и огл€дыватьс€ совы. —овы не могут поводить глазами направо налево; глазные €блоки у них плотно заклинены в глазницах. ј к тому же у них глаза, в отличие от других птиц, направлены вперед. ѕоэтому в лесу приходитс€ иногда наблюдать такую на первый взгл€д странную картину: сова сидит на дереве спиной к наблюдателю, а голова ее перевернута так, что клюв находитс€ пр€мо на линии середины спины, и взгл€д птицы направлен пр€мо назад. —ове это удобно. ќна может, не производ€ ни малейшего шума и не трат€ времени на повороты, спокойно осматривать все, что вокруг нее происходит. Ќу, а может ли огл€нутьс€ лет€ща€ утка, особенно, если сзади опасность? ѕоворот головы, малейшее отвлечение внимани€ от полета дл€ нее может означать гибель. ƒа и бегущей птице огл€дыватьс€ назад не с руки.

„то же тогда делать?

ѕрежде чем ответить на этот вопрос, давайте посмотрим, как расположены глаза на голове птицы. «а исключением сов, глаза у птиц располагаютс€ не спереди головы, а по бокам, и вид€т птицы больше вбок, чем вперед. ѕоэтому общее поле зрени€ птиц очень велико. ¬оробьиные птицы и голуби могут, не повод€ глазами и не вороча€ головой, охватить сразу зрением до 300 градусов, только одна шеста€ окружности остаетс€ за пределами видимого. «авидный кругозор! Ќапомню, что у человека общее поле зрени€ составл€ет всего 150 градусов.

≈сть и более Ђсчастливыеї птицы. ” козодоев височный край глаза обращен слегка назад и поле зрени€ у него составл€ет 360 градусов. Ёто значит, что козодой может, не поворачива€ головы, совершенно свободно замечать, что происходит впереди него, сбоку и сзади. ¬ыгодное положение дл€ этой птицы! ¬едь козодой ловит свою добычу, мелких насекомых, в воздухе. ≈сли он будет гон€тьс€ только за тем, что приметил спереди, сыт не будет. ѕолет у козодо€ ловкий, верткий. „то ему стоит, приметив мелькнувшую сбоку или даже сзади добычу, сразу развернутьс€ и схватить ее своей широкой пастью. ƒл€ этого и надо прежде всего заметить эту добычу, т. е. видеть во врем€ полета и спереди, и сзади.

Ќо один козодой такой счастливчик. ¬идеть, что происходит сзади, может и вальдшнеп.  орм€сь, он засовывает свой клюв в м€гкий грунт, на ощупь разыскивает себе там пищу, забыва€, можно сказать, обо всем окружающем. ќгл€дыватьс€ ему совсем некстати. Ѕокова€ (и даже чуть-чуть назад) посадка глаз вполне позвол€ет ему заметить приближающуюс€ опасность, не поворачива€ головы, не вынима€ без надобности клюв из кормного участка почвы.

“акое широкое поле зрени€ нужно не всем птицам. ’ищникам оно ни к чему. ’ищные птицы, как правило, корм€тс€ довольно крупной добычей, примечают ее заранее и, устремившись к ней, должны все врем€ зорко держать ее в поле своего зрени€. √лаза у хищника направлены вперед, общее поле зрени€ не так уж велико(у пустельги, например, 160 градусов), зато у них бинокул€рное зрение развито лучше. Ќо, конечно, лучше всего бинокул€рное зрение развито у сов. Ќо и совы уступают в этом отношении человеку.

’ищна€ птица не видит, что происходит сзади нее, да ей это и не нужно. ќна нуждаетс€ только в переднем и частично в боковом зрении. ј если надо рассмотреть, что происходит позади, хищник поворачивает голову, как и сова, назад, нацелива€ на интересующий его предмет свое бинокул€рное зрение.

”тка в этом отношении Ч пр€ма€ противоположность €стребу. ≈й полезно видеть, что происходит сзади, причем видеть, так сказать, мимоходом, не поворачива€ головы. ¬от она пропускает через клюв жирный ил на берегу водоема. ¬идеть здесь особенно нечего. ѕусть лучше глаза след€т за тем, что происходит сзади. ¬идеть сзади нужно утке и во врем€ полета. ј что, если сзади хищник? » утка действительно может заметить его, не поворачива€ головы. ¬от что значит поле зрени€ в 360 градусов!

роме положени€ глаз, большое значение имеет у птиц направление наиболее острого зрени€ каждого глаза. Ёто направление зависит от анатомического устройства глаз разных видов птиц и никогда не бывает у них одинаковым. Ќаиболее острое зрительное воспри€тие у птиц обычно направлено вбок, за пределы бинокул€рного зрени€, что позвол€ет лет€щей птице иметь справа и слева но зависимые друг от друга пол€ €сного зрени€.

ѕоказательно в этом отношении сравнение ласточек и стрижей. » те и другие корм€тс€ в воздухе однородной пищей Ч воздушным планктоном, а глаза у этих птиц устроены по-разному. —триж смотрит в основном вперед. ƒругое дело Ч ласточка. ќстрое зрительное воспри€тие у нее направлено главным образом вбок, и она превосходно замечает каждую мошку, промелькнувшую мимо нее, спереди ли она пролетела или сбоку. Ћетательный аппарат у ласточки таков, что она может сейчас же сделать поворот и схватить промелькнувшую добычу. —корость полета ласточки не так уж велика, и она делает развороты на месте очень легко. —триж делать разворот на месте не может, он слишком стремительно летает. »з-за особенностей своего зрени€ стриж просто и не заметит мошку, котора€ находитс€ сзади, он ловит только то, что спереди.  акой способ охоты Ђвыгоднееї? ѕока воздушного планктона в воздухе много, это совершенно все равно. Ќо когда в воздухе пищи становитс€ меньше, первым попадает в трудное положение стриж. “ого, что он Ђпропашетї своим клювом в воздухе по пр€мой, ему уже недостаточно. ¬озможна€ пища справа и слева от него скрыта благодар€ особенност€м зрени€. Ћасточка же превосходно выходит из положени€, поворачива€сь за каждой промелькнувшей сбоку мошкой. ћало того, она может даже, лета€ вдоль пригретой солнцем скалы или стены дома, спугивать крылом насекомых и тут же их схватывать. ѕоэтому стриж не может долго задерживатьс€ у нас до осени, а ласточка может. ѕтицы мало смотр€т вверх. ƒл€ них главное то, что происходит на земле. Ёто сказываетс€ и га устройстве их глаз. ¬ сетчатой оболочке дневных птиц, верхний ее сегмент, тот, который воспринимает лучи, идущие от земли, более насыщен так называемыми бипол€рными клетками и гангли€ми, скажем попросту, лучше видит, тогда как нижний сегмент, отражающий небо, обеднен этими образовань€ми. ¬от и приходитс€ птице, если ей нужно повнимательней рассмотреть, что происходит на небе (скажем, не летит ли хищник), закидывать голову на спину и смотреть вверх в таком положении.

„то отражают глаза птицы, имеют ли они Ђвыражениеї? ” €стреба светло-желтые глаза, они оставл€ют непри€тное впечатление, кажетс€, что €стреб обладает злым характером. ќднако здесь дело вовсе не в характере, просто радужина у этого хищника желта€, а глаза его не выражают ровным счетом ничего. √лаза старых бакланов свет€тс€ глубоким зеленым тоном и тоже ничего не выражают. ¬се это Ч внешнее оформление глаз, не св€занное с тем, как птица себ€ ведет.

Ќекоторые виды птиц должны хорошо видеть в разных средах.  рохаль, например, и баклан вид€т хорошо в воздухе и ничуть не хуже в воде. ƒл€ этого нужна повышенна€ способность к аккомодации. » действительно, баклан способен измен€ть преломл€ющую силу глаза на 40-50 диоптрий, тогда как человек Ч всего только на 14-15 диоптрий. Ќо вот у сов способность к аккомодации совсем незначительна, каких-нибудь 2-4 диоптрии. ¬следствие этого они, по-видимому, ничего не могут видеть в непосредственной от себ€ близости.

«адают иногда вопрос, есть ли у птиц цветное зрение. ќтвет на этот вопрос напрашиваетс€ сам собою. ј дл€ чего же тогда птицам €ркие краски, дл€ чего пестра€ и часто весьма, оригинальна€ расцветка? Ќаблюдени€ показывают, что многие детали оперени€ птицы имеют сигнальное значение дл€ них и прекрасно ими воспринимаютс€. ƒругое дело Ч вид€т ли птицы цвета именно так как видит их человек. Ёто остаетс€ еще не€сным. Ќо, видимо, особых отличий глаза птицы в этом отношении не имеют. ѕтиц иногда удаетс€, например, дрессировать на цвета.

Ќаши авторские методические материалы по орнитологии и птицам –оссии:
можно приобрести следующие методические материалы по орнитологии и птицам –оссии:

компьютерный цифровой (дл€ PC-Windows) определитель ѕтицы средней полосы –оссии, содержащий описани€ и изображени€ 206 видов птиц (рисунки птиц, силуэты, гнезда, €йца и голоса), а также компьютерную программу определени€ встреченных в природе птиц.
приложение дл€ смартфонов и планшетов Android ѕтицы и √олоса (его можно купить в магазине Play Google),
приложени€ дл€ iPhone и iPad: ѕтицы –оссии, √олоса птиц, ѕтицы ≈вропы (все их можно скачать из AppStore),
карманные полевые определители ѕтицы средней полосы (160 видов), ѕтицы –оссии (278 видов),
цветные определительные таблицы ѕерелетные птицы, «имующие птицы,
книги-определители серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии": ѕтицы, ƒомашние животные,
MP3-диски с голосами птиц (песни, крики, позывки): √олоса птиц средней полосы –оссии (343 вида) и √олоса птиц –оссии, часть 1: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь (фонотека Ѕ.Ќ. ¬епринцева, 450 видов).