јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ћ≈∆ƒ”Ќј–ќƒЌџ≈ ѕ–ќ√–јћћџ >>> ѕќЋ≈¬џ≈ ÷≈Ќ“–џ FIELD STUDIES COUNCIL

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }

ѕолевые центры Field Studies Council

ќ нашем и британском опыте "полевого" экологического образовани€
јлександр —ергеевич Ѕоголюбов
(кандидат биологических наук, директор экологического центра ЂЁкосистемаї)

¬ последние годы јссоциаци€ "Ёкосистема" активно работает с московскими общеобразовательными школами, желающими и имеющими возможность обогатить преподавание естественнонаучных дисциплин (биологии, географии и экологии) в средних и старших классах практической (полевой) учебной практикой.
¬ св€зи с этим нами разработана и апробирована "ѕрограмма организации учебно-исследовательской де€тельности школьников 5-10 классов на экологических практикумах". ќпыт введени€ такой программы в курсы общеобразовательных школ накапливалс€ нами исход€ из собственных наших представлений о недостатке информации о природе своей собственной –одины в школьных курсах, о невозможности ведени€ таких предметов как биологи€, географи€ и экологи€ в отрыве от "реальной", "живой" природы. Ќад этой проблемой мы и начали активно работать, использу€ наш ѕолевой учебный ÷ентр в ѕодмосковье и приглаша€ школы к проведению краткосрочных (3-5 дней) экологических практикумов.
ѕараллельно, в 1996 году  зав€зав контакты с английской образовательной организацией Field Studies Council ("—овет ѕолевого ќбразовани€"), мы начали знакомитьс€ с опытом организации системы экологического образовани€ ¬еликобритании, отработанной дес€тилети€ми.

¬ ходе детального общени€ с нашими британскими коллегами, вы€снилось, что внешкольным (внеклассным, или "out-door", т.е. "за дверьми класса/школы") экологическим образованием занимаютс€ три категории учреждений - школы, общественные просветительские и природоохранные организации и полевые учебные центры.

«ан€ти€ по гидробиологии (јнгли€)“ак, например, в самих школах (во многих) предусмотрены регул€рные зан€ти€ с детьми на улице - на кратких (получасовых-часовых) экскурси€х, на пришкольных участках и т.д. ќсобенно это распространено в "сельских" школах, где детей можно вывести на "природу" за 5-10 минут. ћногие школы, особенно начальные, имеют свои маленькие "экологические" площадки, фактически - пришкольные участки, оборудованные дл€ зан€тий с маленькими детьми "природоведением" в игровой форме. Ќа таких площадках дети играют на переменах и занимаютс€ изучением растений и животных на уроках "природоведени€".
¬ школах средних и старших ступеней на смену игровым площадкам приход€т "мини-дендрарии", метеоплощадки, гелиоустановки, устройства дл€ очистки воды, компостные кучи с установками дл€ разведени€ червей, искусственный водоем дл€ изучени€ водной флоры и фауны. Ќекоторые школы периодически (один - два раза в год) вывоз€т детей на однодневные экскурсии в близлежащие национальные парки и заповедники.

¬тора€ категори€ организаций, занимающихс€ "внешкольным" экологическим образованием - общественные просветительские и природоохранные организации. ¬о многих из них существуют специальные отделы, занимающиес€ образованием и просвещением детей. ‘орм вовлечени€ детей в природоохранную и просветительскую работу здесь, в основном, две.
¬о-первых, - это клубы (аналоги€ наших кружков), в которых группа школьников под руководством, как правило, ученого-эколога занимаетс€ какой-либо одной проблемой (например, изучением миграций водоплавающих птиц, кольцеванием птиц, изучением вли€ни€ торфоразработок на растительность болот и т.д.).  ак правило, проблема инициируетс€ самим преподавателем, а группа "кружковцев" помогает ему в сборе материала или какой-либо практической работе.
 оролевское ќбщество охраны птиц (јнгли€)¬о-вторых, - это участие детей (а иногда и родителей вместе с ними) в так называемых "исследовательских" или "прикладных" проектах. »х сутью €вл€етс€ выполнение детьми каких-либо очень конкретных заданий в окрестност€х своего места жительства - подсчет птиц на кормушках, учет пролетающих гусиных стай, оборудование мест гнездовий лебедей, расчистка ручьев и т.д.
“ретью и, на наш взгл€д, наиболее действенную категорию организаций, занимающихс€ "внешкольным" экологическим образованием, составл€ют полевые учебные центры. »х работа основана на проведении краткосрочных экологических практикумов дл€ школьников средних и старших классов, основанных на использовании "проектного подхода".

—ущность этого подхода и практикумов такова.
¬се школьники большинства школ старшей ступени обучаютс€ с использованием так называемого "проектного подхода", при котором каждый учащийс€ выбирает себе дл€ исполнени€ какой-либо проект, как правило, - проведение самосто€тельного исследовани€ со всеми присущими этому виду творчества формами де€тельности - постановкой задач, подбором методик, сбором материала, его обработкой, осмыслением, написанием статьи (отчета) и его защитой. ‘актически, выполнение проекта аналогично выполнению курсовой/дипломной/диссертационной работы, но на уровне, соответствующем школьному возрасту. ѕроектный подход практикуетс€ в качестве дополнени€ к "классно-урочной" системе обучени€ по большинству школьных предметов, в том числе по естественнонаучному циклу и, в старших классах, по предмету Science (научное творчество).
¬ рамках проектного подхода все школьники один или два раза в год выезжают в специальные "учебные" ("полевые") центры на практику. ќрганизацией таких практикумов в ¬еликобритании занимаетс€ несколько негосударственных организаций, в частности - Field Studies Council.
—овет ѕолевого ќбразовани€: ѕолевой ÷ентр Juniper Hall (јнгли€)ѕолевые учебные центры представл€ют собой "пансионаты" на 50-100 человек, расположенные в живописных и удаленных от города уголках "дикой" природы. ¬о врем€ проведени€ практикумов дети живут и учатс€ в этих центрах в течение 3-х - 7-и дней.
—обственно "учеба" заключаетс€ в самосто€тельной исследовательской работе школьников в природе. —пектр изучаемых там проблем и собираемых учащимис€ данных зависит, во-первых, от сезона года, в который проходит практикум, во-вторых, - от географических особенностей места проведени€, и, в-третьих, - от наличи€ преподавателей той или иной специализации.
¬о врем€ полевого экологического практикума школьники работают индивидуально или небольшими группами по 2-3 человека (бригадами): организуют наблюдени€, эксперименты, отбирают пробы, провод€т съемку местности и т.д. ѕри этом общий спектр выполн€емых исследовательских работ очень широк - от наблюдений за поведением птиц, до составлени€ почвенных и геологических карт местности. ќсновные изучаемые области естественных наук - географи€, ботаника, зоологи€, экологический мониторинг.
“акие практикумы €вл€ютс€ истинно экологическими, а не специализированно биологическими или географическими, как может показатьс€ на первый взгл€д. ѕри их проведении основной акцент делаетс€ не на изучение отдельных объектов природы (видов животных или растений, почв, минералов или рельефа), а на изучение целых экосистем с их сложными взаимосв€з€ми.
¬о врем€ проведени€ практикумов школьные учител€ выполн€ют только общие координирующие функции и практически не вмешиваютс€ в учебный процесс. Ќепосредственное управление сбором и обработкой материала провод€т сотрудники центров (tutors) - ученые-экологи разных специальностей.

Ќаш опыт проведени€ экологических практикумов развивалс€ совершенно самосто€тельно и шел своим путем. “ем не менее, оказалось, что мы все делаем точно так же ! «а исключением того, что у нас сейчас преобладает все-таки не "экосистемный", а "предметный" подход. Ќа зоологической экскурсии мы удел€ем основное внимание животным, на ботанической - растени€м и т.д.

» приглашаем присоедин€тьс€ к нашим группам дл€ ознакомлени€ с британским опытом!

«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019