јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ’”ƒќ∆≈—“¬≈ЌЌџ≈ ѕ–ќ»«¬≈ƒ≈Ќ»я >>> "«јѕ»— » Ќј“”–јЋ»—“ј"

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>


яндекс.ћетрика


[ sp ] : ml об : { lf }
 
ƒанна€ страница содержит одно из литературных произведений јлександра Ќиколаевича ѕискунова - любител€ природы, журналиста и писател€ с ”рала. ƒанное произведение €вл€етс€ составной частью его книги "«јѕ»— » Ќј“”–јЋ»—“ј", опубликованной на нашем сайте.

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

»нформаци€ о выходе в свет книг ј.Ќ.ѕискунова в ”ральском ѕровинциальном »здательстве.

ј.Ќ. ѕискунов

–ј—— ј«џ ќ ѕ”“≈Ў≈—“¬»я’. ѕќƒ Ќ≈Ѕќћ “”– ћ≈Ќ»»

<<< предыдущее | ќглавление | следующее >>>

Ќј «≈ћЋ≈ √»– јЌ— ќ√ќ ÷ј–—“¬ј

≈сли вы захотите познакомитьс€ с крайним юго-западом “уркмении по картам, изданным в 60-дес€тых годах прошлого столети€, то увидите, что юго-запад этой страны представл€ет собой треугольник, ограниченный с запада акваторией  аспийского мор€, а с востока Ч горным хребтом  опетдаг, а с юга этот равнобедренный треугольник ограничивает граница с »раном, вдоль которой с хребта идут две реки Ч —умбар и јтрек. ¬с€ остальна€ территори€ этого треугольника представл€ет глинистую пустыню, периодически заливаемую морем.

ќколо 15-20 тыс€ч лет назад, когда активно та€ли ледники, на —евере ≈вропы и в горах —редней јзии уровень  аспи€ превышал современный на 30-40 метров, и его пресные воды через ћанычскую впадину стекали в јзовское и „ерное мор€. ѕлощадь јральского мор€ занимала огромную территорию, и его воды по древнему руслу ”збо€ стекали в  аспий. ѕосле того, как ста€ли ледники, уровень  аспийского мор€ понизилс€, и на территории этого треугольника образовалась глиниста€ пустын€. » только по берегам рек —умбар и јтрек произрастала пышна€ субтропическа€ растительность. «десь и теперь в тугайных заросл€х по берегам рек вод€тс€ кабаны и фазаны, а совсем недавно водились туранские тигры.

¬сего несколько тыс€ч лет назад климат здесь был более влажным, и реки более полноводными. Ёти благопри€тные дл€ жизни места привлекали сюда и древнего человека. –аскопки на берегу —умбара, в районе аула  аракала показали, что несколько тыс€ч лет назад здесь проживали древние арии, которые несколько позже образовали здесь √ирканское царство. јрыки от рек уходили далеко вглубь пустыни, где процветали многочисленные оазисы. ѕозже, из-за недостатка воды, люди покинули эти обжитые места в пустыне. » только по€вившиес€ здесь предки древних иранцев Ч туры, вед€ кочевой образ жизни, еще заходили сюда со своими стадами. ¬скоре и им пришлось оставить эти ставшие непригодными дл€ жизни места, и только по берегам —умбара и јтрека еще сохранились поселени€ людей.

¬о врем€ прохождени€ военной службы в  изил-јрвате, мне в силу служебных об€занностей неоднократно приходилось выезжать к советско-иранской границе, в район пос. јтрек. ¬ п€ти км к северу от границы был маленький поселок „икишл€р, р€дом с которым у нас находилс€ аэродром "подскока", где посто€нно дежурило звено потребителей ћ»√-15, которые в любой момент могли перехватывать цели, нарушившие границу. ¬ нескольких километрах от границы на иранской стороне находилась военно-воздушна€ база англичан. Ёто был период так называемой "холодной войны", котора€ в любой момент могла перерасти в "гор€чую".

ќднажды вдвоем с водителем автомобил€ мы выехали из „икишл€ра в  изил-јрват. Ќам предсто€ло преодолеть путь длиной около трехсот км через пекло пустыни и горные перевалы. ќт √асан- али, наход€щегос€ на границе с »раном, мы поехали на восток, в сторону  изил-јрвата. » где-то здесь, доверившись водителю, € даже не заметил, что мы поехали по дороге в северном направлении.

ѕосле двух часов пути, дорогу преградили барханы. ¬зошло солнце, и € пон€л, что мы ехали в неправильном направлении. –азум подсказывал, что нам следовало вернутьс€ в „икишл€р, дозаправитьс€ бензином и продолжить путь на  изил-јрват. ¬место этого € прин€л авантюрное решение ехать пр€мо на восток, где мы должны пересечь нужную нам дорогу. ѕредсто€ло преодолеть более ста км совершенно незнакомой и пустынной местности, не име€ при себе запаса бензина и воды. ƒорога не представл€ла особых сложностей. √лин€на€, покрыта€ такыром поверхность пустыни позвол€ла развивать большую скорость. ќпасность представл€ла жара. ѕерегревалс€ двигатель, и закипала вода в радиаторе, а поэтому нам приходилось делать остановки. ќднажды мы заметили на горизонте какие-то строени€. »ми оказались глинобитные стены и башни крепости, занесенные на половину песком. я забралс€ на одну из стен и представил себе, как жители этой давным-давно брошенной крепости дрались здесь с врагом.  ругом была мертва€ пустын€, по которой гул€ли гигантские смерчи. Ќас часто обманывали миражи, когда впереди по€вл€лись призрачные озера. » вот далеко-далеко впереди мы заметили шлейф пыли от проходившего автомобил€, а вскоре можно было уже различить цепочку телеграфных столбов. «начит, дорога там! » вот мы уже на нужной нам дороге, по которой в свое врем€ прошли легионы јлександра ћакедонского, а позже, поднима€ тучи пыли, скакали тумены „ингиз-’ана.

ѕроехав по дороге не более дес€ти км, мы вынуждены были остановитьс€ Ч кончилс€ бензин. —пр€тавшись от солнца в тени автомобил€, мы стали терпеливо ждать помощи. Ќетрудно было представить, что было с нами при поломке автомобил€ в центре этого мертвого царства пустыни, где мы видели труп высохшего верблюда. ¬спомнилс€ случай, когда один из офицеров нашей части выехал на охоту на мотоцикле, вз€в с собою сына подростка. ƒомой они не вернулись. ќтец погиб от солнечного удара, погиб и мальчик, оставшийс€ у мотоцикла. »х трупы обнаружили с самолета. ¬се это произошло всего в п€ти км от дороги, по которой посто€нно ходил автотранспорт.

“олько к вечеру к нам подъехал «»Ћ, управл€емый молодым туркменом. ”знав в чем дело, он сам предложил нам несколько дес€тков литров бензина. ¬ часть мы приехали уже ночью, где нас потер€ли. ”тром на наши поиски должен был вылететь уже подготовленный дл€ этого самолет. “ак удачно закончилась наша одиссе€ через √ирканское царство мертвых.

<<< предыдущее | ќглавление | следующее >>>


»нформаци€ о выходе в свет книг ј.Ќ.ѕискунова в ”ральском ѕровинциальном »здательстве.

„итайте другие литературные произведени€ на нашем сайте, посв€щенные художественному описанию природы в разделе
’”ƒќ∆≈—“¬≈ЌЌјя Ћ»“≈–ј“”–ј ќ ѕ–»–ќƒ≈:


«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019