Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







ГЛАВНАЯ >>> ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ >>> НАДЕЖДА ПАНКОВА: РАССКАЗЫ О ПРИРОДЕ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Вебинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Наглядные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедии природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале


Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Объявления:

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>

Отдых и апартаменты в Болгарии

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... Подробнее >>>

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>


Яндекс.Метрика


[ sp ] : ml об : { lf }
 
Данная страница содержит одно из художественных литературных произведений Надежды Леонидовны Панковой - научного сотрудника Окского государственного биосферного заповедника, кандидата биологических наук. Данное произведение является составной частью литературного сборника "РАССКАЗЫ О ПРИРОДЕ", опубликованной на нашем сайте.

Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

<<< Читать предыдущее | Оглавление | Читать следующее >>>

Надежда Панкова

ВРЕМЯ БОБРОВНИКОВ
(из цикла Бобровая колыбель (из истории бобров Окского заповедника)

Первое, что видишь на карте Окского заповедника – в широкую реку Оку, извиваясь и перепахивая пойму староречьями, сквозь леса ползет небольшая речка Пра. А в самом центре заповедника, на водоразделе, среди болот лежат озера – наследие ледников. Вот там-то самая ядреная древняя Мещера, не разбавленная динамичным духом речных пойм. У озер низкие топкие берега, и болота, протянувшие щупальца между сосновыми гривами, не благообразные сфагновые «мшары», воспетые К.Г. Паустовским, а настоящий «поганый олех», как называли здесь раньше топкие черноольшаники.

Озеро в пойме реки Оки

Да и сейчас еще называют такие коренные мещеряки, как, например, Толик – потомственный госинспектор, со встречи с которым обычно начинается наш поход на болотные озера. Он вырос в этом обходе, среди черного низинного торфа, мрачных ольх, крапивы и болотной ржави, и хвастался как-то, что на спор пробежал бегом по «пенькам». А «пеньки» – это даже не гать, это дорожка из пней и склизких, погружающихся в болото, бревен. От него я узнала такие слова, как «просек» (с ударением на «е»), «чащура» (густой лес) и «пацына» (особо мокрое месте в олехе, в котором может застрять трактор, слово не известное никаким словарям диалектизмов).

Озера, порожденные ледником, так или иначе, тысячелетиями стремятся к небытию – через зарастание и заполнение илом. Но – у каждого из озер свой путь, своя стать.

Озеро Уханское – по форме похоже на ухо, с каймой рогоза и тростника. На север от него – Писмерки – и озером уже не назвать, его котловина наполнилось жидким илом по самые края и выглядит мертвой (однако, мы видели на поверхности ила канавки, проделанные выдрой – значит, и рыба там живет). На юг – Кальное, самое труднодоступное и таинственное из всех заповедных озер. В соответствии с названием (от «кал», в древнерусском значении «грязь» и «жижа»), оно тоже черно и топко, и если ткнуть шест – он уйдет весь в пугающую илистую глубь. В Кальном ничего толком не растет, лишь болото наползает с краев зыбкой сплавиной и тихонько, очень медленно, – затягивает этот страшный черный глаз. На востоке – Татарское, – озеро широкое, в голубоватой дымке, с уютной сосновой гривой у самого берега. Кто-то предположил, что здесь, на этих гривах среди болот, рязанцы прятались от набегов татар. А почему бы и нет? Глухие, труднодоступные места. А может – просто касимовские татары на нем рыбачили, но это не так интересно.

Тихо тут, мирно, спокойно. Но когда поднимается ветер, кажется, будто озеро воет, как мятежная многоголосая толпа, и от этого делается жутко. Невольно думаешь – что хранят эти древние илы? Что они помнят?

Озера Окского заповедника

Много чего могли бы помнить заповедные озера. Например, те времена, когда исконные мещерские бобры жили по их берегам, вызывая интерес не «боброведов», как сейчас, а «бобровников» – специалистов иного плана. Деревья по берегам этого, конечно, уже не помнят, если только неправдоподобно старые, потому что мещерские бобры были истреблены здесь людьми около XVII века.

Когда я, пробравшись через болота, стою на берегу озера Уханского, в голове крутится слово «безвременье», только не в негативном значении. Место, над которым время не властно, и сколько бы ни прошло лет – сто, двести или пятьсот, тысяча – та же сонная котловина, тот же «поганый олех», единый и в Средние века и в Новейшее время. Обманчивое, наверное, впечатление. Но легко представить, как на этом самом торфяном берегу с незапамятных времен стояла точно такая же, как и сейчас, бобровая хатка. А вокруг те же ольхи с шершавой корой, ивы, плещется темноватая болотная вода – стабильный несложный мир. Сидели бобры в хатке, – такие же хорошие умные звери с черными усами, человеческими почти руками, косолапыми перепончатыми ногами, с чешуйчатыми, на рыб похожим хвостами, – и не догадывались, как неравнодушен к ним человек еще со времен палеолита.

Обычные хищники, вроде волка и медведя, всегда просто ловили бобров и ели. А человек, кроме того что ловил и ел, еще поклонялся своей жертве, объявлял своим покровителем, рисовал на знаменах. Использовал челюсти и глиняные слепки лап в похоронных обрядах. Обшивал его зубами одежду шаманов, и снова ловил, убивал и ел. Сушеному хвосту приписывал магическую силу, а «струей» (секретом пахучей железы, с помощью которой бобры метят свое поселение, сообщая сородичам о том, что место занято) человек, почему-то, лечился от всех болезней, включая чуму. Странные хищники люди, непростые – не то, что медведи и волки. Сродство с бобрами ощущали, находили точки соприкосновения: тоже живут семьями, селятся по берегам, строят, древесину заготавливают. Получается, что бобр – что-то вроде человека, но человеку не ровня: нечто среднее между ресурсом и божеством.

Неизвестно, что именно думали по поводу своих соседей бобров финно-угорские племена, проживавшие в Мещере. Но родственные им ханты, как писал В.Н. Скалон, еще недавно верили в то, что бобры ведут хозяйство, наподобие человечьего: летом работают артелью над текущими делами, а зимой плетут корзины из тальника и вырезают детские игрушки.

Сменялись эпохи, реки меняли русла, зарастали озера, на место одних человеческих племен приходили другие. Потеснив и растворив в себе финно-угров, в здешних краях обосновались славяне, и принялись за исконные на этих песчаных и торфянистых землях, малопригодных для земледелия, занятия: бортничество, рыболовство, охоту. И особенно – охоту на бобров.

Язычники всегда охотно ели бобров, хотя иногда это сопровождалось особыми обрядами и предосторожностями. Археологи пишут, что иногда бобровые кости собирали в специальные сосуды, чтобы уберечь от растаскивания собаками, или топили их в воде, как бы возвращая бобра в родную стихию. А в христианской традиции мнение по поводу съедобности бобров разделилось. Мне несколько раз приходилось слышать, что бобры на Руси исчезли из-за того, что их съели монахи, лукаво отнеся к «рыбе» из-за водного образа жизни и чешуи на хвосте. На самом деле, рыбами бобров считали и ели в пост средневековые католики, а православное духовенство сочло бобра скорее «водяной собакой», чем рыбой, и отказались вовсе от употребления его мяса. Этот запрет на Руси среди простых людей приживался плохо, но каждый православный, вкушавщий «бобровину и хвост бобров» (как и бельчатину, зайчатину и медвежатину), должен был на исповеди каяться в скверноядении. Бобр стал «нечистым» животным, но от преследования человеком его это не избавило. Потому что, у каждого бобра, кроме мяса и «струи», есть еще чудесная шкура, густой, теплый, прочный мех с подпушью. Подпушь такая дивная, что когда бобр ныряет, то становится серебристым от множества воздушных пузырьков, окружавших его тело.

Бобры крупным планом

Бобр в хатке сидит на самодельных стружках и за своей шкурой ухаживает: отжимает, вычесывает специальным «часальным» когтем на задней лапе, смазывает жиром, чтоб не мокла. Приведя в порядок себя, ласково принимается почесывать мягкий бок одного из своих домочадцев, а тот млеет, жмурится, топорща усы. В бобровой хатке на озере Уханском «тишь да благодать», но по всей средневековой Руси рыщут бобровники со своим инвентарем, в числе которого сети, рожны, осоки, поколоды, ковши. А с некоторых пор и «железо», то есть, капканы. Невдомек бобрам, что не просто теплая шкура на них, а «мягкая рухлядь» – средневековая валюта.

Бобровники – это не просто охотники-промысловики. Это, можно сказать, особая служба, востребованные государством специалисты «бобрового лова». Руководил рядовыми бобровниками бобровничий, у них были свои поселения, некоторые из которых сохранили «бобровые» названия до сих пор (например, деревня Бобровинки в Рязанской области). Бобровники освобождались от многих повинностей и имели особые привилегии, так как товар, доставляемый ими, был для тогдашнего мира важнейший, необходимейший.

Просто золото какое-то в хатке сидит. С точки зрения средневекового промышленника, одна бобровая семья могла стать источником бобровых шкур трех сортов: собственно бобры (взрослые) – самые дорогие, ярцы (молодые) и самые дешевые – кошлоки (сеголетки), шкурки их различаются по соотношению пуха и остевых волос. Бобры, тщательно разметив границы своего поселения грязевыми холмиками у уреза воды и полив их драгоценной струей, могут полагать, что они находятся на своей территории, но они не правы – территория не их, а княжеская или боярская, и покоя им не видать. Глубокой осенью или зимой они будут добыты и разобраны по частям. Шкура – на женскую шубу, чтоб какая-нибудь новая Ярославна омывала «бебрян рукав в Каяле реце», на воротники и оторочки. Пух может стать «касторовой» шляпой, если купцы продадут его во Францию. Из струи и жира наготовят снадобий «от всего». А зубы, чтоб не пропадали, подберут золотильщики, и сделают полезный инструмент. Но, возможно, их шкуры оправятся на возах с прочей «мягкой рухлядью» в Орду, в качестве дани.

Полагают, что падение численности бобра произошло именно во времена татаро-монгольского ига, когда население было обязано сдавать дань мехами. Среди прочих пушных зверей бобр был на первом месте и ценился выше соболя. Но и после освобождения от татар бобров не перестали преследовать, так как они прочно вошли в экономику страны. Но бобров в реках и озерах становилось все меньше… Как писал историк А.П. Щапов, В XVI веке бобровничьи и бортничьи деревни, не получая полного обеспечения от своих основных занятий, стали переходить на землепашество. Но за пользование землей население должно платить собственникам опять же, бобровыми шкурами. В XVII веке дела с бобрами стали совсем плохи. Не помог и указ царский указ 1635 года, согласно которому запрещался капкан («железо»), как самое истребительное орудие (ослушников штрафовали и били кнутом).Через три года (в 1638 году) на приказ царя изготовить посольское платье, отороченное мехом, сохранилась отписка боярина Шереметьева, что бобров в казне нет.

Последние упоминание о бобровых гонах в рязанских краях относятся к 1627 году (окрестности села Ерахтур). Были сведения, что единичные бобры встречались в бассейне реки Пры до 1800 г., в самых труднодоступных местах, но потом исчезли вовсе. Завалились норы, порушились хатки и плотины, природа Мещеры стала бобра забывать.

И люди забыли. Бобр стал так невероятен, что если и появлялся где-то, то бывал принят за водяного беса, который, как это описано у фольклориста А.Н. Афанасьева, «хлопает ладонями по воде», по ночам валит деревья, пасет в прибрежном осочнике свой скот и строит жилище в глухом омуте.

***

Другие произведения из цикла Бобровая колыбель (из истории бобров Окского заповедника):

<<< Читать предыдущее | Оглавление | Читать следующее >>>


Читайте другие литературные произведения на нашем сайте, посвященные художественному описанию природы в разделе
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА О ПРИРОДЕ:


Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



: ml : [ stl ] [ pp ]
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!
Поддержать сайт / Donate

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2017