јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

√Ћј¬Ќјя >>> –≈‘≈–ј“џ » —ѕ–ј¬ќ„Ќјя »Ќ‘ќ–ћј÷»я ќ ѕ–»–ќƒ≈

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г

[ sp –ешение проблем блоховозов, не дайте своему питомцу быть перевозчиком паразитов ] : ml об : { lf }

лещи
≈мбергенова ј.

лещи, (Acarina), отр€д паукообразных. ћелкие паучки с головой, грудью и брюшком, слившимис€ между собою нераздельно. –отовые органы бывают колющие, кусающие и сосущие. Ќог 4 пары. –азвитие усложнено только тем, что выход€щие из €йца личинки снабжены 3 парами ног, четверта€ вырастает при линьке. –аспространены по всему земному шару и по образу жизни раздел€ютс€ на 2 группы: 1) живущих на суше и 2) в воде - преимущественно пресной; питаютс€ мертвыми растительными остатками, живыми беспозвоночными; некоторые паразитируют на других животных (и на человеке). »звестно около 1000 видов  . ¬ажнейшие сем.: Trombididae (см. краснотелка); вод€ные  . (Hydrachnidae), гамазы (Gamasidae)- паразитируют на насекомых, птицах, сырные  . (Tyroglyphidae); зудни, железницы. —обственно  . (Ixodidae)- €вл€ютс€ временными паразитами, большей частью в ёжной јмерике.   этому семейству принадлежит собачий  . (I. ricinus), самки которого падают с деревьев на проход€щих собак, овец, коров, а также некотор. птиц (глухарей и т. под.), иногда на человека.

лещи-краснотелки

(Trombea), надсемейство из подотр€да тромбидиформных клещей. ƒлина до 2-3 мм; окраска от беловато-розоватой до красной. 2 семейства: Trombiculidae и Leeuwenhoekiidae, объедин€ющие 1600 видов. –аспространены всесветно, от тундры до субтропиков и тропиков. ¬ ———– - 150 видов. ¬зрослые и нимфы живут в почве; хищники, питаютс€ низшими насекомыми и их €йцами. ѕаразитирует только одна фаза жизненного цикла  .-к. - личинка; животные-хоз€ева - млекопитающие, птицы, пресмыкающиес€ и земноводные, Ќекоторые виды нападают на человека. ”кусы  .-к. вызывают у человека и животных дерматиты. ¬ ёго-¬осточной јзии  .-к. могут служить переносчиками возбудител€ т€жЄлого риккетсиозного заболевани€ Ц лихорадки тсутсутамуши.

лещи (Acarina), мелкие (от 0,1 до 30 мм) членистоногие животные класса паукообразных подтипа хелицеровых. ѕо мнению одних зоологов,  . - единый отр€д, включающий 3 подотр€да: клещи-сенокосцы (Opilioacarina), акариформные  . (Acariformes) и паразитиформные  . (Parasitiformes). ƒругие зоологи считают эти группы неродственными друг другу отр€дами. ƒл€  . характерны шестинога€ личинка (у нимф и взрослых  . - 8 ног) и особый передний участок тела - головка (гнатосома), часто подвижно сочленЄнна€ с телом и несуща€ 2 передние пары конечностей (хелицеры и педипальпы). ” немногих примитивных  ., в том числе у клещей-сенокосцев, сохран€етс€ сегментаци€. “ело  . состоит из крупных отделов. ƒл€ большинства акариформных  . характерно деление на головной отдел (протеросому), несущий 4 пары конечностей, и задний отдел (гистеросому) с 2 задними парами ног. ” паразитиформных  . имеютс€ головогрудь (просома), несуща€ все 6 пар конечностей, и безногое брюшко (опистосома). ” высших представителей обоих подотр€дов отделы тела обычно сливаютс€. ѕокровы тела тонкие, кожистые или с плотными щитами, более или менее сливающимис€. ќкраска разнообразна€, одноцветна€ или пестра€. —троение конечностей варьирует в зависимости от способа питани€ и образа жизни. ’елицеры с клешнЄй на конце, когтеобразные или иглообразные; служат дл€ захвата пищи, размельчени€ еЄ или дл€ прокола кожи животного-хоз€ина и закреплени€ на нЄм; у самцов некоторых  . хелицеры приспособлены дл€ спаривани€. ѕедипальпы простые, ногообразные; их основные членики формируют предротовую полость, остальные образуют щупальце. Ќоги с коготками и присосками, у некоторых  . без них.  ожные органы чувств - щетинки и лировидные органы - рассе€ны на теле и конечност€х. √лаз 1-2 пары (иногда есть 1 непарный срединный), у многих глаза отсутствуют. ƒыхание кожное или трахейное; трахеи открываютс€ 1-4 парами дыхалец (или стигм) у переднего кра€ тела или на его боках.  . раздельнополы; у многих выражен половой диморфизм. ѕоложение полового отверсти€ сильно варьирует; у самок иногда имеютс€ парные совокупительные отверсти€, помимо непарного €йцевыводного. ќплодотворение сперматофорное (самец прикрепл€ет сперматофор к половому отверстию самки или оставл€ет его на субстрате, а самка захватывает его) или внутренее, сопровождающеес€ спариванием. »звестно девственное размножение (партеногенез). Ѕольшинство  . откладывает €йца, некоторые живород€щи. ÷икл развити€ включает фазы €йца, предличинки, личинки, прото-, дейто-, тритонимфы и взрослых  .; у многих  . отдельные фазы развити€ выпадают; иногда (у аргасовых  .) нимфы лин€ют несколько раз и число нимфальных стадий непосто€нно.

»звестно свыше 10 тыс. видов  .   акариформным  . относ€тс€ саркоптиформные (панцирные клещи, амбарные, волос€ные, перьевые, чесоточные и др.) и тромбидиформные  . (паутинные клещи, вод€ные клещи, краснотелки, железницы, галловые клещи и др.).   паразитиформным  . принадлежат гамазовые клещи, аргасовые  ., иксодовые  . и др. –аспространены  . повсеместно. Ѕольшинство обитает на суше, некоторые в мор€х и пресных водах. ќсобенно многочисленны  . в умеренных и тропических странах. ’ищные и растительно€дные  . живут свободно в почве, лесной подстилке, на растени€х, в разлагающихс€ органических остатках, в норах и гнездах животных; многие паразитируют на растени€х, животных и на человеке; есть и полостные паразиты. Ќекоторые  . полезны: участвуют в образовании почв, перерабатывают растительные остатки, истребл€ют некоторых вредителей растений. ћногие  . причин€ют большой вред. »ксодовые, аргасовые и некоторые гамазовые  . сильно вред€т человеку и животным как эктопаразиты и переносчики возбудителей трансмиссивных болезней: энцефалитов, геморрагических и др. лихорадок и прочее; они перенос€т вирусы, бактерии, спирохеты, анаплазмы, пироплазмы, тейлерии, микрофил€рии. Ќекоторые панцирные клещи - промежуточные хоз€ева ленточных червей - паразитов домашних животных. јмбарные клещи повреждают запасы зерна и др. продуктов; галловые клещи, паутинные клещи и некоторые гамазовые клещи вред€т растени€м; чесоточные клещи паразитируют в коже человека и животных, вызыва€ чесотку.  лещ акарапис вызывает болезнь пчЄл - акарапидоз. Ћичинки клещей-краснотелок, напада€ на человека, вызывают укусами дерматиты, передают €понскую лихорадку - тсутсугамуши.
ѕротив  . примен€ютс€ акарициды и биологические методы борьбы. »зучением  . занимаетс€ акарологи€.

лещи-сенокосцы

(Opilioacarina), отр€д примитивных клещей. “ело овальное, длина 1-2 мм, слабо склеротизовано. Ќоги длинные и тонкие. »звестно 10 видов. ¬стречаютс€  .-с. очень редко. ќбитают в растительных остатках. ¬ ———– в —редней јзии обнаружены 2 вида: Paracarus hexophthalmus и Opilioacarus italicus. Ќекоторые зоологи считают  .-с. подотр€дом отр€да клещей. √алловые клещи, четырЄхногие клещи (Tetrapodili), над-семейство паукообразных животных отр€да акариформных клещей. √. к. очень мелкие (0,1-0,6 мм). »меют только две передние пары ног; две задние пары ног редуцированы. “уловище разделено на короткий передний отдел, покрытый щитком, и удлинЄнный задний с тонкокольчатым покровом. –отовые органы сосущие. ќрганов дыхани€ и глаз нет. √. к. кладут €йца, из которых развиваютс€ личинка, нимфа и взрослый клещ. ќбитают на растени€х, высасыва€ содержимое клеток, вызывают различные повреждени€: деформацию тканей, изменени€ окраски и курчавость листьев, ненормальное ветвление побегов (см.¬едьмины метлы) и т.п. ћногие √. к., особенно из рода Eriophyes (грушевый клещ, €блонный √. к., побеговый сливовый клещ и др.), образуют различные галлы, внутри которых живут и размножаютс€ клещи. ¬ ———– известно до 150 видов √. к. ћногие вред€т плодовым, винограду, полевым и огородным культурам, а также лесной растительности; некоторые перенос€т вирусные болезни растений. ћеры борьбы затруднительны из-за скрытого образа жизни √. к. ѕримен€ютс€ €ды системного действи€ в сочетании с агротехническими мерами.

√амазовые клещи

(Gamasoidea), группа клещей отр€да Parasitiformes. ќколо 20 семейств. “уловище √. к. овальное или продолговатое (0,3-4 мм), покрыто щитками (цельный или двойной спинной и несколько брюшных); на теле многочисленные щетинки, посто€нные по числу и положению. Ќоги шестичлениковые, с коготками и присоской. –отовые органы грызуще- или колюще-сосущие. ’елицеры с клешн€ми или игловидные, выдвигаютс€ из трубчатого основани€ - сросшихс€ тазиков педипальп. ƒышат √. к. с помощью трахей, открывающихс€ стигмами по бокам тела. √. к. откладывают €йца, многие живород€щи; шестинога€ личинка, лин€€, превращаетс€ в восьминогую нимфу первую, нимфу вторую и во взрослого клеща. –азвитие непродолжительное: √. к. за сезон могут давать дес€тки поколений. Ѕольшинство √. к. - хищники; обитают в почве, лесной подстилке, навозе, где питаютс€ мелкими членистоногими, нематодами и т. п. Ќекоторые виды рассел€ютс€ на навозных и трупо€дных насекомых. ѕредставители р€да семейств (Laelaptidae, Macronyssidae, Dermanyssidae и др.) перешли к паразитизму и кровососанию на пресмыкающихс€, птицах и млекопитающих. —пособы паразитировани€ разнообразны (формы, живущие в гнЄздах животных-хоз€ев или посто€нно на их теле, в дыхательных органах и др.). Ќекоторые виды нападают на человека. ”кусы √. к., например куриного клеща (Dermanyssus gallinae), в массе размножающегос€ в птичниках, вызывают острый дерматит. √. к. перенос€т возбудителей инфекционных заболеваний.  рысиный клещ (Macronyssus bacoti), живущий в крысиных норах и трещинах стен строений, может передавать человеку через укус крысиный сыпной тиф и чуму. ћышиный клещ (Allodermanyssus sanguineus) передаЄт лихорадочное заболевание - везикулЄзный риккетсиоз.  лещи рода Hirstionyssus, по-видимому, способны распростран€ть тул€ремию среди грызунов в природных очагах этой инфекции.

ѕанцирные клещи

ќрибатиды (Oribatei), подотр€д паукообразных отр€да Acariformes. —ама€ многочисленна€ по числу видов группа из всех почвенных членистоногих. ѕанцирь ѕ. к.- замкнута€ склеротизированна€ капсула с отверсти€ми (половым, анальным и дл€ ротовых органов), прикрытыми крышками. ƒл€ ѕ. к. характерно деление цикла развити€ на 2 биологически и морфологически разных этапа. Ќеполовозрелые фазы (личинка, нимфы) имеют м€гкие покровы, кожное дыхание, живут в верхних сло€х почвы. ѕоловозрелые ѕ. к. одеты панцирем, дышат трахе€ми, живут на поверхности почвы, лесной подстилки и способны к вертикальным миграци€м при колебани€х влажности и температуры. ¬есь цикл длитс€ 30-75 суток. ѕ. к.- промежуточные хоз€ева ленточных червей из семейства Anoplocephalidae, возбудителей р€да гельминтозов с.-х. животных, в том числе мониезиоза. яйца черв€, проглоченные ѕ. к., развиваютс€ в течение 70-100 суток в зародыши - цистицеркоиды (инвазионна€ стади€), остающиес€ в теле клеща (рис.) до его гибели или попадани€ с травой в организм животного. ћеры борьбы - дегельминтизаци€ животных и выбор пастбищ, свободных от ѕ. к.

јргасовые клещи, аргазиды (Argasidae), семейство паразитических клещей надсемейства Ixodoidea. “ело уплощЄнное, овальное, длина от 3 до 30 мм. ѕокровы кожистые, окраска голодных клещей серовата€, жЄлто-бура€, напившихс€ крови - лиловата€. 5 родов, объедин€ющих ок. 100 видов; в ———– встречаетс€ 17 видов, относ€щихс€ к 3 родам: аргас,Alveonasus и орнитодорус. –аспространены ј. к. в странах с тЄплым климатом; в ———– - на юге ≈вропейской части, на  авказе, в —р. јзии,  азахстане. ¬се ј. к. питаютс€ кровью наземных позвоночных; живут в укрыти€х - норах и гнЄздах животных, в трещинах почвы, щел€х построек и т. п.; нападают на животных-хоз€ев обычно ночью. ѕри сосании крови ј. к. сильно раздуваютс€. ћогут голодать годами. ” человека укусы ј. к. вызывают зуд, по€вление на коже красной сыпи. ј. к. - переносчики р€да заболеваний человека и животных.

ак избежать укуса клеща и что делать, если вы обнаружили, что уже укушены клещом.

ѕервое, о чем нужно помнить, собира€ грибы, или просто брод€ по лесистой местности так это о том, что вас может укусить клещ. Ќу а если серьезно, то наход€сь в лесу, нужно соблюдать р€д простейших правил, которые помогут вам снизить веро€тность нападени€ и укуса клеща.
Х    Ќеобходимо удел€ть внимание соответствующей экипировке своей одежды. Ѕрюки целесообразно заправл€ть в ботинки или сапоги, рубашка должна быть с длинными рукавами и воротом, не допускающим заползани€ клещей (молнии, пуговицы и т.п.). ƒл€ походов в лес наиболее подход€щей одеждой €вл€ютс€ различного рода комбинезоны.  ѕрименен€ть профилактические репеллентные (отпугивающие) и инсектицидные (уничтожающие насекомых и клещей) препараты дл€ обработки и повышени€ эффективности защитных свойств одежды ¬ качестве таких препаратов можно перечислить ƒиметилфталат, ƒиэтилтолуамид /ƒЁ“ј/, –эдэт, “айга , ѕермет и др.

Х    ћаксимальна€ защита от нападени€ клещей в течение 7 - 14 суток достигаетс€ обработкой одежды репеллентно-инсектицидными препаратами из смеси синтетического пиретроида: неопинамина или перметрина (14,3%), и эмульгирующего концентрата ƒЁ“ј, а также аэрозольным препаратом ќксазоль , состо€щим из смеси двух репеллентов: оксамата и диметилфталата, перметрина и хладонов. ’орошо зарекомендовали себ€ препараты этой группы последнего поколени€  –ј-реп (јќ ’итон г. азань) и “ал-рет (г.ѕермь)

Х    –аннее и правильное удаление присосавшихс€ клещей, частые само- и взаимоосмотры при нахождении в лесу, осмотр и удаление присосавшихс€ клещей с собак после возвращени€ из леса.  лещи, в силу своих физиологических особенностей, после присасывани€ к коже не сразу начинают питатьс€ кровью, поэтому при быстром их обнаружении и удалении уменьшаетс€ риск быть зараженным возбудител€ми инфекций, которые наход€тс€ в клеще.

ак правильно удалить клеща.

¬ случае обнаружени€ присосавшегос€ клеща к коже - его необходимо удалить, и целесообразно это доверить врачу или медицинскому работнику. ѕри самосто€тельном удалении клеща соблюдайте следующие рекомендации:

(¬ыберете наиболее приемлемый дл€ ¬ас способ извлечени€ клещей в соответствии с имеющимис€ возможност€ми)

ѕервый способ. «ахватите клеща пинцетом или обернутыми чистой марлей пальцами как можно ближе к его ротовому аппарату и осторожными, легкими движени€ми, покачива€ из стороны в сторону, извлеките из кожных покровов.

¬торой способ. ѕрочную нитку, как можно ближе к хоботку клеща зав€зывают в узел, и, раст€нув концы нитки в стороны, клеща извлекают, подт€гива€ его вверх. –езкие движени€ недопустимы. ≈сли при извлечении клеща оторвалась его головка, котора€ обычно остаетс€ в коже и имеет вид черной точки, место присасывани€ протирают ватой или бинтом, смоченными спиртом, а затем удал€ют головку стерильной иглой (предварительно прокаленной на огне).

”даление клеща необходимо производить с осторожностью, не сдавлива€ руками или пинцетом его тело, поскольку при этом возможно выдавливание содержимого клеща вместе с возбудител€ми болезней в ранку. ¬ажно не разорвать клеща при удалении - оставша€с€ в коже часть может вызвать воспаление и нагноение. Ќе имеют под собой никаких оснований некоторые надуманные рекомендации о том, что дл€ лучшего удалени€ рекомендуют накладывать на присосавшегос€ клеща мазевые пов€зки или использовать масл€ные растворы. ѕосле удалени€ клеща, кожу в месте его присасывани€ обрабатывают настойкой йода или спиртом. Ќаложение пов€зки, как правило, не требуетс€.
Ќельз€ удал€ть клеща зубами, в этом случае не исключаетс€ заражение возбудител€ми инфекций через рот.

„еловеку, который извлек клеща, необходимо тщательно вымыть руки с мылом, так как через ранки и микротрещины на руках возбудители инфекций могут проникнуть в организм.

Ќаши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных:
можно приобрести следующие методические материалы по беспозвоночным животным –оссии:

компьютерные цифровые (дл€ PC-Windows) определители ƒневные бабочки, Ќасекомые-вредители леса, ѕресноводные беспозвоночные,
приложени€-определители Ёко√ид дл€ смартфонов и планшетов на Android и iOS: Ѕабочки, Ќасекомые-вредители, ¬одные беспозвоночные (их можно скачать в Google Play или загрузить в AppStore),
цветные ламинированные определительные таблицы: ƒневные бабочки средней полосы, ѕресноводные беспозвоночные,
карманные полевые определители ќбитатели водоемов и Ќасекомые –оссии
определитель серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии": Ќасекомые.