јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

√Ћј¬Ќјя >>> –≈‘≈–ј“џ » —ѕ–ј¬ќ„Ќјя »Ќ‘ќ–ћј÷»я ќ ѕ–»–ќƒ≈

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г

‘изиологи€ растений: истори€ науки

‘изиологи€ растений [физио Ч природа, логос Ч учение] занимаетс€ изучением жизни растительных организмов.  ак вс€кое живое существо, растение питаетс€, растет, а выросши, т. е., достигнув известной стадии развити€, размножаетс€.
—оответственно этому, физиологи€ растений распадаетс€ на 3 отдела, или главы: физиологи€ процессов питани€, физиологи€ роста и процессов движени€ вообще и физиологи€ процессов размножени€.
¬ первой из этих глав трактуетс€ о питании растений в самом широком смысле этого слова; здесь рассматриваетс€ не только прин€тие пищи извне, усвоение растением углерода, азота, кислорода и других химических элементов, превращение их в сложные органические соединени€ (ассимил€ци€), одним словом, процессы накоплени€ органического вещества, но так же и противоположные этим процессам €влени€ разрушени€ органической субстанции Ч процессы дыхани€, брожени€ и тому под.; здесь же находит место изложение €влений передвижени€ внутри растени€ как твердых и жидких (сыра€ пища и уже готовый пластический материал, годный дл€ постройки органов и тканей), так и газообразных веществ.
¬ физиологии роста и процессов движени€ вообще, прежде всего рассматриваютс€ движени€, обусловливаемые ростом, особенно зависимость их от внешних и внутренних условий, далее излагаетс€ учение о своеобразных изгибах при росте, происход€щих под вли€нием внешних де€телей (учение о тропизмах), наконец, разбираютс€ движени€, не зависимые от роста, обусловливаемые частью внешними факторами, частью внутренними, по большей части еще мало разгаданными.
„то касаетс€ до физиологии процессов размножени€, то, собственно говор€, с физиологической точки зрени€ процессы эти едва известны; излагаемый в этой главе научный материал по своему характеру гораздо более принадлежит области морфологии, чем физиологии; вы€снение физиологической (физико-химической) сути размножени€, особенно полового, принадлежит еще будущему.

—уществует и другое деление физиологии растений Ч на физическую и химическую, пр€мо вытекающее из воззрени€ на физиологию, как на физику и химию растительного организма. “акое деление менее удобно. —вести все жизненные процессы к более простым и основным физико-химическим €влени€м Ч вот цель, которую поставила себе современна€ физиологи€. ¬ этом направлении многое уже сделано, но нужно сознатьс€, что и теперь существует еще немало жизненных €влений и притом основных и общих, физико-химическа€ основа которых пока совершенно неизвестна (напр. раздражительность протоплазмы). Ќаход€сь в близкой св€зи с физикой и химией, физиологи€ в то же врем€ широко пользуетс€ и данными гистологии.

ѕо своему методу, физиологи€ растений, как и физиологи€ животных Ч наука преимущественно экспериментальна€ (опытна€). ’от€ наблюдение при физиологических исследовани€х и не игнорируетс€ (оно успело уже, со свой стороны, доставить несколько важных указаний), но лишь путем рационально и точно поставленных опытов удаетс€ разобратьс€ среди массы сплетающихс€ между собою жизненных процессов.

физиологии растений близки две другие ботанические дисциплины (отделы ботаники): биологи€ и патологи€ растений. ѕерва€ из них рассматривает, с одной стороны, жизнь отдельных растений в последовательные стадии их развити€, а с другой стороны, изучает отношение жизни растени€ к жизни окружающей его природы. ¬тора€ дисциплина имеет предметом изучение болезненных процессов, протекающих в растении, равно как и тех изменений, которые возникают в растительном организме под вли€нием ненормальных жизненных условий.

«агадочные, глубоко таинственные €влени€ растительной жизни обратили на себ€ внимание уже в глубокой древности. ѕоставленный в роковую зависимость от растительного мира, человек с незапам€тных времен должен был следить за жизнью растений, всматриватьс€ в нее, одним словом, так или иначе изучать ее. “аким образом накопилось много сведений, но сведений случайных, отрывочных, часто взаимно противоречивых, говор€ коротко Ч совершенно ненаучных. Ќо уже в √реции, в блест€щую пору развити€ научной мысли, “еофраст (Theophrastos Eresios, 371-286 г. до –. X.), талантливейший ученик јристотел€, справедливо считаемый отцом ботаники, наметил со свойственной ему прозорливостью главнейшие проблемы научной растительной физиологии. „ем отличаютс€ растени€ от животных?  акие органы существуют у растений? ¬ чем состоит де€тельность корн€, стебл€, листьев, плодов? ѕочему растени€ заболевают?  акое вли€ние оказывают на растительный мир тепло и холод, влажность и сухость, почва и климат? ћожет ли растение возникать само собой (произвольно зарождатьс€)? ћожет ли один вид растений переходить в другой? ¬от вопросы, которые интересовали пытливый ум “еофраста; по большей части это те же вопросы, которые и теперь еще интересуют натуралистов. ¬ самой постановке их Ч громадна€ заслуга великого греческого ботаника. „то же касаетс€ до ответов, то в то врем€, при отсутствии нужного фактического материала, их и нельз€ было дать с надлежащей точностью и научностью. ѕрошли века. Ѕлест€щие идеи греческих натуралистов были забыты. ќни затер€лись и заглохли среди туманного мистицизма и запутанной схоластики средних веков. “олько в XV столетии, в эпоху всеобщего оживлени€ и возрождени€, человечество снова доросло до понимани€ произведений античной мысли, а затем и само пошло вперед Ч сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее. ¬о второй половине XVII столети€, когда зародилась, между прочим, и микроскопическа€ анатоми€ растений, стали по€вл€тьс€ и первые научные расследовани€ жизни растений.

¬сю историю физиологии растений с этого времени и до 1860 г., следу€ ё. —аксу, мы разобьем на 4 периода. Ќовейша€ истори€ с 1860 года составит 5-й период.

I период характеризуетс€ началом де€тельности некоторых выдающихс€ естественно-научных обществ и академий, на страницах периодических изданий которых по€вились первые труды по физиологии растений. “ак, Ћондонское королевское общество (Royal society) обнародовало исследовани€ ћальпиги и √рю, важные и дл€ гистологии и дл€ физиологии, а немецка€ Academia naturae curiosorum Ч замечательные опыты  амерариуса (Camerarius, 1665-1721), с очевидностью доказывающие существование полов у растений и значение цветени€, как оплодотвор€ющего мужского элемента. Ётому периоду принадлежат, кроме того, наблюдени€ –е€ (Ray) над вли€нием света на окраску растений и теори€ ћальпиги, рассматривающа€ листь€, как органы питани€. Ќо с особенным интересом и успехом в эту эпоху, эпоху блест€щих открытий Ќьютона и всеобщего увлечени€ механическими проблемами, занимались приложением механики к у€снению жизненных процессов. ¬ этом именно духе написаны ’ельсом (Hales, 1677-1761) его "Statical essays" Ч замечательные исследовани€ над движением соков в растении. Ётой книгой вместе с тем и заканчиваетс€ первый период истории физиологии; после 1727 года в науке наступает довольно продолжительное затишье.

II период. »сследовани€ ƒю-√амел€ (Du Hamel, "Physique des arbres", 1758 г.) открывают новый период, богатый многими весьма капитальными приобретени€ми. ”чение о полах у растений подверглось основательной обработке со стороны  Єльрейтера ( оеlreuter, 1733-1806).  Єльрейтер первый искусственно получил помеси растений и первый указал на замечательную роль насекомых при опылении цветов. ѕоследний вопрос еще полнее был исследован  онрадом Ўпренгелем (Konrad Sprengel, 1750-1816); к сожалению, удивительные результаты, полученные им, были встречены современниками с большим недоверием, а с течением времени их и совсем позабыли; лишь много лет спуст€, когда они были воскрешены из забвени€ знаменитым „арльзом ƒарвином, их оценили по достоинству. Ќе менее значительные успехи сделала и физиологи€ питани€. Ќова€ хими€, только что зародивша€с€ тогда, дала ей возможность точнее и рациональнее поставить опыты, а это сразу увеличило ценность результата. ¬ конце XVIII столети€ бельгиец »нгенхуз (Ingen-Houss, 1730- 99) и англичанин ѕристлей (Priestley) открыли замечательное соотношение между жизнью животных и растений; они показали, что выдыхаема€ животными угольна€ кислота (—ќ 2) поглощаетс€ растени€ми, взамен которой растени€ выдел€ют при свете кислород Ч газ, необходимый дл€ животных; им удалось, кроме того, показать, что растени€м не чужд и противоположный процесс, т. е. поглощение кислорода и выделение угольной кислоты, процесс, совершенно аналогичный дыханию животных. –езультаты этих ученых были подтверждены и дополнены “еодором —оссюром (1804; Theodor de-Saussure, 1767-1845), вы€снившим точнее отношение растений к свету и угольной кислоте воздуха. “от же “. —оссюр показал, что зола растений €вл€етс€ не случайной, ненужной частью организма, а наоборот необходимым питательным веществом, поглощаемым растением из почвы при помощи корней. «аслуги —оссюра в этом отношении весьма велики, и по справедливости его должно считать основателем физиологии питани€. ѕочти одновременно с —оссюром физиологическими исследовани€ми занималс€ также —енебье; ему мы об€заны изучением вли€ни€ света на рост и на зеленую окраску растений.   этому же времени, богатому иде€ми и открыти€ми, относ€тс€, наконец, и работы Ќайта (Knight, 1806), показавшего при помощи весьма остроумных опытов, что различие в направлении растущих стебл€ и корн€ обусловлено вли€нием силы т€жести.

III период. ¬ первой четверти текущего столети€ научна€ мысль снова упала и притом весьма глубоко. Ќаступила эпоха натурфилософии, эпоха априорных самых фантастических идей, эпоха полного отвращени€ от опытного исследовани€. ”чение о специфической жизненной силе, силе непон€тной, загадочной, неуловимой, про€вл€ющейс€ только в живых существах и нигде более в природе, заполонило умы большинства ученых и совершенно остановило рациональную разработку физиологических вопросов. ћногое из того, что ранее стало известным и общепризнанным, было подвергнуто теперь сомнению и даже совершенно отвергнуто. ¬опреки вс€кой здравой логике стали сомневатьс€ не только в происхождении углерода растений из угольной кислоты воздуха, в необходимости зольных частей, но даже стали отрицать существование полов у растений, а цветочную пыль находили возможным приравнивать вс€кой другой пыли, например шоссейной. — двадцатых годов начинаетс€ снова подъем научной мысли. —оссюр и √епперт (Goeppert) констатируют факт самонагревани€ растений и их органов, а ƒютроше (Dutrochet, 1776-1847) указывает на важную роль диосмотических €влений в процессах передвижени€ соков в растении. ¬ это же врем€  арл-‘ридрих √ертнер (Carl-Fridrich Ga rtner) произвел множество опытов над оплодотворением и образованием помесей у растений, а тем окончательно укрепил сильно пошатнувшеес€ было учение о полах у растений. ћногие ученые, однако, все еще колебались: призвать ли на помощь жизненную силу или же пытатьс€ свести жизненные функции к основным физико-химическим €влени€м.  онец этого III периода (тридцатые года нашего столети€) ознаменован по€влением нескольких весьма объемистых сводов и руководств по физиологии растений (де  андол€, “ревирануса, ћейена), в которых €сно отражаетс€ современное им состо€ние науки.

IV период. Ѕлест€щие успехи, сделанные гистологией и эмбриологией растений приблизительно с 1840 года, не могли не отразитьс€ и на физиологии. — этих пор последн€€ становитс€ с означенными отделами ботаники все в более и более тесные отношени€; вместе с тем, стара€ натурфилософска€ дедукци€ окончательно уступает место в науке более плодотворному индуктивному методу. √ор€чим поборником такого метода в ботанике выступил ћ. ». Ўлейден, и его проповедь оказала науке не меньше пользы, чем сделанные им самим открыти€. ¬ сравнительно небольшой промежуток времени было сделано много замечательных открытий; накопл€лись факты, ширилась и росла идейна€ сторона науки. Ќегели, √офмейстер, “юре, ѕрингсгейм, ƒе-Ѕари раскрыли удивительнейшие €влени€ в жизни низших растительных организмов.  лассические работы этих ученых открыли новые горизонты. ¬опросы размножени€ и развити€ стали теперь предметом многочисленных исследований; этой области стали посв€щать свои труды большинство выдающихс€ ученых. ¬ то врем€, однако, как ботаники сосредоточили внимание на изучении строени€ и развити€ различных растений, химики, следу€ по пути, намеченному “. —оссюром, прин€лись за разработку процессов питани€. “ак, ѕольстдорф и ¬игман (Polstdorff und Wiegmann, 1842 г.) окончательно доказали необходимость минеральных (зольных) соединений дл€ питани€ растений. Ѕлагодар€ знаменитому ёстусу Ћибиху (Justus Liebig), взгл€д этот быстро распространилс€ и в св€зи с другими опытами, доказавшими возможность развити€ растений в почве, совершенно лишенной органических соединений, но снабженной достаточным количеством минеральных питательных веществ, стал основой новой теории рационального земледели€. ≈ще €снее стала роль минеральной пищи, после того как  ноп ( nор) разработал метод водной культуры, метод, состо€щий в том, что растени€ выращивают в водном растворе питательных веществ. ѕочти одновременно с этими работами, произведенными в √ермании, химико-физиологические разыскани€ были производимы и во ‘ранции. ћежду ними первое место занимают работы Ѕуссенго (Boussingault, 1802-1887), который подробно исследовал разложение листь€ми угольной кислоты, вли€ние внешних де€телей на этот процесс, равно как химические метаморфозы, происход€щие при прорастании сем€н; но особенно важными €вл€ютс€ его исследовани€ по вопросу об усвоении растени€ми свободного атмосферного азота; на основании своих опытов, он пришел к выводу, что растени€ совершенно не в состо€нии утилизировать такой азот. –€дом с этими блест€щими успехами эмбриологии и физиологии питани€, успехи физиологии процессов движени€ €вл€ютс€ менее выдающимис€. Ќо несомненно, что и здесь был прогресс. ќсобенно заслуживают внимани€ прекрасные исследовани€ Ѕрюке над движением листьев мимозы и работа √офмейстера над так называемым плачем виноградной лозы и некоторых других растений.

V период физиологии растений, обнимающий последние 20 лет, тесно св€зан с предшествующим. ћногое, что прежде было только намечено и едва затронуто, получило теперь широкое и блест€щее развитие. ќткрыти€ ѕастера (Pasteur) в области физиологии растительных микроорганизмов, с их громадным значением дл€ научной теории и жизненной практики, и замечательные идеи  лода Ѕернара (Claude Bernard) и √оппе-«ейлеpа (Hoppe-Seyler), придавшие ботанико-физиологическим исследовани€м высокий научно-философский интерес Ч вот €влени€ наиболее выдающиес€, наиболее характерные дл€ насто€щего периода. Ќо прежде чем несколько подробнее остановитьс€ на них, укажем вкратце на важнейшие исследовани€ последнего времени по всем трем отделам физиологии. Ќачнем с физиологии питани€.  ноповский метод водной культуры был применен Ќоббе (Nobbe), Ўтоманом (Stohmann) и ¬ольфом (Wolff) к разрешению вопроса о значении того или другого химического элемента неорганической минеральной пищи растений, напр. кали€, хлора и т. д. »зучением ассимил€ции, процесса разложени€ угольной кислоты зелеными растени€ми на свету, вы€снением вли€ни€ на этот процесс лучей различной преломл€емости, много занималс€ немецкий физиолог —акс (J. Sachs) и его ученики (ѕфеффер и другие), а также упом€нутый выше Ѕуссенго, –ейнке (Reinke) и Ёнгельман (Engelmann). Ќемало в этом направлении сделали и русские ученые: ¬олков, “имир€зев, ‘аминцын, –озанов и др. ѕродукты ассимил€ции (крахмал и сахар) были изучены —аксом, ‘аминцыным, а в новейшее врем€ Ѕемом (Boehm), Ўимпером (Schimper) и ћейером (Arthur Meyer). ’лорофилл Ч то зеленое вещество, которому растени€ об€заны своим зеленым цветом и которое играет столь выдающуюс€ роль в процессе ассимил€ции, был изучен в физическом и химическом отношении ‘реми (Fremy),  раусом (Kraus), ¬изнером (Wiesner), √оппе-«ейлером, “имир€зевым и ». Ѕородиным. ѕо вопросу об усвоении азота много любопытных фактов доставили самые последние годы. ѕо исследовани€м √ельригел€ и ‘ранка (Hellriegel, Frank), в клубеньках, образующихс€ на корн€х многих бобовых растений, находитс€ особый микроорганизм, симбиотически (совместно) живущий с приютившим его растением, образу€ вместе с плазмой клеток бобового растени€ так называемую микоплазму ‘ранка. Ѕлагодар€ такому симбиозу бобовое растение получает возможность утилизировать свободный атмосферный азот. ѕо уверени€м ‘ранка, многие растени€ в состо€нии и помимо симбиоза с микроорганизмами усваивать азот воздуха. ≈сли это окажетс€ так, то правило Ѕуссенго (см. выше) придетс€ прин€ть с ограничени€ми.  ак бы то ни было, эти разыскани€ обещают в будущем много дать и дл€ науки и дл€ земледельческой практики.

„то касаетс€ до успехов в изучении €влений обмена веществ в растительном организме, то есть процессов прорастани€, дыхани€, передвижени€ газов, жидкостей и т. д., то за невозможностью сколько-нибудь подробно останавливатьс€ на этом приходитс€ ограничитьс€ перечнем имен наиболее выдающихс€ де€телей на этом поприще: Ѕуссенго, ƒетмер (Detmer), Ўульце (Schulze) (прорастание); ¬олков, ћейер, Ѕородин, –ишави, √одлевский (Godlewski), ƒегерен (Deherain), Ѕонье (¬оnnier), ѕфеффер (Pfeffer), ѕалладин, ƒиаконов (дыхание); √артиг, “раубе (Traube), ѕфеффер, —акс, √енель (Hohnel), Ѕаранецкий (осмоз, испарение, передвижение веществ). Ќигде в физиологии растений за последнее врем€ не сказалс€, однако, такой поразительный, грандиозный успех, как в изучении жизненных процессов у низших растительных организмов Ч бактерий и некоторых грибов. √ениальные исследовани€. ѕастера внесли свет в прежний хаос и проложили новые пути дл€ исследовани€. ѕастер научил не только изолировать микроорганизмы, воспитывать их в питательных средах определенного состава, но даже измен€ть в некоторых случа€х самые их физиологические свойства. »зучив с замечательною тщательностью и точностью жизнь болезнетворных бактерий, он дал тем в руки современной медицины надежное средство дл€ распознавани€, предупреждени€, а иногда и лечени€ заразных болезней. ¬ одном направлении с ѕастером над построением научной бактериологии работал в √ермании –.  ох (R. Koch).  оху наука об€зана как улучшением методов, так и многими капитальными открыти€ми. ”же теперь бактериологи€, созданна€ ѕастером и  охом, оказала человечеству неоценимые услуги, и еще большего нужно ждать от нее в будущем. √л€д€ на громадную роль современной бактериологии в медицине, на ее неисчислимые приложени€ в практической жизни, не нужно, однако, упускать из виду, что своим зарождением, разработкой своих основ Ч учени€ о питании и развити€ бактерий, она об€зана химии (ѕастер и его школа) и растительной физиологии ( он, Ќегели, Ѕрефельд (Brefeld), De-Bary и др. [¬ новейшее врем€ прекрасные бактериологические работы были опубликованы русским ученым —. ¬иноградским.].

ѕерейдем к физиологии процессов движени€. –ост и его зависимость от внешних условий были изучены —аксом и Ѕаранецким при помощи так называемых ауксанометров (приборов дл€ точного графического записывани€ прироста). —в€зь клеточного тургора с €влени€ми роста была указана и расследована ƒе ‘ризом (De Vries). √идротропизм корней был открыт —аксом; ¬изнер подробно исследовал гелиотропизм; другие ученые изучали €влени€ геотропизма [–азличные движени€ органов, обусловливаемые влажностью, светом и силой т€жести, см. эти слова.]. ‘аминцын, —трасбургер и —таль (Stahl), изучали движени€ низших растительных организмов, в то врем€ как ƒарвин, ѕфеффер, ¬ортман (Wortmann) и Ѕаталин подвергли детальному изучению разнообразные €влени€ движени€ у высших, цветковых растений (движени€ корн€, стебл€, листьев и цветов). ћенее прочих отделов сделала успехов за последние дес€тилети€ физиологи€ процессов размножени€. ƒа это и пон€тно, если прин€ть во внимание чрезвычайную сложность вопроса. ќднако, и в этой области было произведено несколько замечательных исследований. Ќа первом плане в этом отношении нужно поставить работы „. ƒарвина над перекрестным опылением цветов и участием в этом процессе насекомых. ƒалее, нужно упом€нуть биологические разыскани€ √. ћюллера (H. Mu ller) и ƒельпино (Delpino) об участии в опылении насекомых и других животных; совершенно особенное значение имеют, по€вившиес€ в самое последнее врем€ экспериментально-физиологические исследовани€ ѕфеффера и  лебса (Klebs). ѕервый из них исследовал вли€ние химических де€телей на движение живчиков, второй Ч вли€ние среды на форму размножени€. ÷енность этих исследований Ч в применении опыта там, где прежде пользовались исключительно наблюдением. Ќужно думать, что применение опыта при изучении €влений размножени€ даст в будущем много хороших результатов.

‘актический материал, накопившийс€ за последние 50 лет, дал возможность несколько глубже загл€нуть в сущность жизненных €влений, позволил несколько ориентироватьс€ и разобратьс€ среди их бесконечного разнообрази€; €вилась возможность и даже потребность сравнить жизненные процессы у различно организованных растений, как между собою, так и с жизнью животных. ¬ самом деле: €вл€ютс€ ли эти процессы вполне несходными и кажда€ группа организмов (напр., высшие растени€, низшие растени€, животные и т. д.) живет своею особою жизнью, ничего общего не имеющей с жизнью других живых существ, или же, наоборот, между жизненными €влени€ми есть какое-нибудь сходство, а если так, то как далеко идет это сходство? ¬от вопросы высокой философской и научной важности. ≈ще в предшествующий период исследователи констатировали сходство в элементах организации не только различных растений, но также растений и животных.  ак бы ни была несходна организаци€ разных растений и животных, в основе ее везде лежит один и тот же элемент Ч клетка. ѕосле того как на это указано было Ўваном и Ўлейденом, ”нгер, ƒе Ѕари, ћакс Ўульце и Ѕрюке показали, что между протоплазмой растений и протоплазмой животных нет решительно никакой существенной разницы. ј протоплазма ведь €вл€етс€ важнейшей составной частью клетки и по общему признанию служит субстратом дл€ всех жизненных €влений. Ќе менее поразительные совпадени€ оказались и в сфере половой жизни организмов, особенно в €влени€х оплодотворени€. „ем далее шло исследование, тем рельефнее и рельефнее выступало сходство. Ќе только дыхание (об этом знали уже и ранее), но и многие стороны в процессах питани€, обмена веществ, равно как и отношение ко внешним физическим и химическим де€тел€м оказались замечательно сходными. —опоставив и проанализировав все эти €влени€ сходства, два величайших физиолога новейшего времени Ч  лод Ѕернар и √оппе-«ейлер провозгласили окончательно учение единства (в 70-х годах наш. стол.). √де бы ни про€вл€лась жизнь, гласит это учение, в незаметной ли инфузории, мельчайшем растеньице или в сложном организме человека Ч в существенных чертах это одно и то же €вление. ѕроизведенное в самое последнее врем€ (в 80-х годах) детальное изучение структуры протоплазмы и делени€ клеток и клеточного €дра подтвердило вполне такой унитарный взгл€д. ј если так, то ботанико-физиологические исследовани€ приобретают особенный, высоконаучный интерес. ¬ тех существах, с которыми имеет дело растительна€ физиологи€, жизнь €вл€етс€ более открытой, более обнаженной, так сказать, жизненные €влени€ выступают здесь резче, €снее, значит доступнее дл€ исследовани€, а это увеличивает шансы приблизитьс€ к разрешению вековой проблемы: что такое жизнь? “олько что указанна€ идейна€ сторона физиологии растений вместе с ее громадным значением дл€ сельского хоз€йства, а в последнее врем€ и дл€ медицины (бактериологи€) доставл€ют ей весьма видное место в системе человеческих знаний.