јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

√Ћј¬Ќјя >>> –≈‘≈–ј“џ » —ѕ–ј¬ќ„Ќјя »Ќ‘ќ–ћј÷»я ќ ѕ–»–ќƒ≈

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:

Ёкологи€ водной среды

¬ведение

”ченые подсчитали, что 97.5% всех запасов воды на планете «емл€ приходитс€ на соленые воды морей и океанов. »ными словами, пресна€ вода составл€ет только 2.5% мировых запасов. ≈сли учесть, что 75% пресной воды "заморожено" в горных ледниках и пол€рных шапках, еще 24% находитс€ под землей в виде грунтовых вод, а еще 0.5% "рассредоточено" в почве в виде влаги, то получаетс€, что на наиболее доступный и дешевый источники воды Ч реки, озера и прочие наземные водоемы приходитс€ чуть больше 0.01% мировых запасов воды. ѕринима€ во внимание то значение, которое вода имеет дл€ жизнеде€тельности человека и всего живого на «емле, приведенные цифры нагл€дно подтверждают сакраментальный тезис о том, что вода Ч одно из самых драгоценных сокровищ нашей планеты.

руговорот воды

ак мы помним из уроков природоведени€, вода находитс€ в посто€нном движении. »спар€€сь с поверхности водоемов, почвы, растений, вода накапливаетс€ в атмосфере и, рано или поздно, выпадает в виде осадков, пополн€€ запасы в океанах, реках, озерах и т.п. “аким образом, количество воды на «емле не измен€етс€, она только мен€ет свои формы Ч это и есть круговорот воды в природе. »з всех выпадающих осадков 80% попадает непосредственно в океан. ƒл€ нас же наибольший интерес представл€ют оставшиес€ 20%, выпадающие на суше, так как большинство используемых человеком источников воды пополн€етс€ именно за счет этого вида осадков. ”прощенно говор€, у воды, выпавшей на суше есть два пути. Ћибо она, собира€сь в ручейки, речушки и реки, попадает в результате в озера и водохранилища Ч так называемые открытые (или поверхностные) источники водозабора. Ћибо вода, просачива€сь через почву и подпочвенные слои, пополн€ет запасы грунтовых вод. ѕоверхностные и грунтовые воды и составл€ют два основных источника водоснабжени€. ќба этих водных ресурса взаимосв€заны и имеют как свои преимущества, так и недостатки в качестве источника питьевой воды.

ѕоверхностные воды

ачество поверхностных вод зависит от сочетани€ климатических и геологических факторов. ќсновным климатическим фактором €вл€етс€ количество и частота осадков, а также экологическа€ ситуаци€ в регионе. ¬ыпадающие осадки несут с собой определенное количество нерастворенных частиц, таких как пыль, вулканический пепел, пыльца растений, бактерии, грибковые споры, а иногда и более крупные микроорганизмы. ќкеан €вл€етс€ источником разных солей, растворенных в дождевой воде. ¬ ней можно обнаружить ионы хлорида, сульфата, натри€, магни€, кальци€ и кали€. ѕромышленные выбросы в атмосферу также "обогащают" химическую палитру, в основном за счет органических растворителей и оксидов азота и серы, €вл€ющихс€ причиной выпадени€ "кислотных дождей". ¬нос€т свою лепту и химикаты, примен€емые в сельском хоз€йстве.   числу геологических факторов относитс€ структура русла рек. ≈сли русло образовано известн€ковыми породами, то вода в реке, как правило, прозрачна€ и жестка€. ≈сли же русло из непроницаемых пород, например гранита, то вода будет м€гкой, но мутной за счет большого количества взвешенных частиц органического и неорганического происхождени€. ¬ целом поверхностные воды характеризуютс€ относительной м€гкостью, высоким содержанием органики и наличием микроорганизмов.

√рунтовые воды

«начительна€ часть выпадающей дождевой воды, а также тала€ вода, просачиваетс€ в почву. “ам она раствор€ет содержащиес€ в почвенном слое органические вещества и насыщаетс€ кислородом. √лубже наход€тс€ песчаные, глинистые, известн€ковые слои. ¬ них органические вещества по большей части отфильтровываютс€, но вода начинает насыщатьс€ сол€ми и микроэлементами. ¬ общем случае, на качество грунтовых вод вли€ют несколько факторов.

1)  ачество дождевой воды (кислотность, насыщенность сол€ми и т.д.).
2)  ачество воды в подводном резервуаре. ¬озраст такой воды может достигать дес€тков тыс€ч лет.
3) ’арактер слоев, через которые проходит вода.
4) √еологическа€ природа водоносного сло€.

¬ наиболее значительных количествах в грунтовых водах содержатьс€, как правило, кальций, магний, натрий, калий, железо и в меньшей степени марганец (катионы). ¬месте с распространенными в воде анионами Ч карбонатами, гидрокарбонатами, сульфатами и хлоридами Ч они образуют соли.  онцентраци€ солей зависит от глубины. ¬ наиболее "старых" глубоких водах концентрации солей настолько велика, что они обладают €вственно солоноватым вкусом.   этому типу относ€тс€ большинство известных минеральных вод. Ќаиболее качественную воду получают из известн€ковых слоев, но глубина их залегани€ может быть достаточно большой и добуритьс€ до них Ч удовольствие не из дешевых. √рунтовые воды характеризуютс€ достаточно высокой минерализацией, жесткостью, низким содержанием органики и практически полным отсутствием микроорганизмов.
¬ода в жизни человека

¬ода Ч на первый взгл€д простейшее химическое соединение двух атомов водорода и одного атома кислорода Ч €вл€етс€, без вс€кого преувеличени€, основой жизни на «емле. Ќе случайно ученые в поисках форм жизни на других планетах солнечной системы столько усилий направл€ют на обнаружение следов воды.  —ама по себе вода не имеет питательной ценности, но она €вл€етс€ непременной составной частью всего живого. ¬ растени€х содержитс€ до 90% воды, в теле же взрослого человека ее 60-65%, но это "усредненно" от общей массы тела. ≈сли же говорить более детально, то кости Ч это всего 22% воды, однако мозг Ч это уже 75%, мускулы Ч тоже 75% воды (в них находитс€ около половины всей воды тела), кровь состоит из воды аж на 92 %.   ѕервостепенна€ роль воды в жизни всех живых существ, и человека в том числе, св€зана с тем, что она €вл€етс€ универсальным растворителем огромного количества химических веществ. “.е. фактически €вл€етс€ той средой, в которой и протекают все процессы жизнеде€тельности.   ¬от лишь небольшой и далеко не полный перечень "об€занностей" воды в нашем организме. ¬ода:

Ч –егулирует температуру тела.
Ч ”влажн€ет воздух при дыхании.
Ч ќбеспечивает доставку питательных веществ и кислорода ко всем клеткам тела.
Ч «ащищает и буферизирует жизненно важные органы.
Ч ѕомогает преобразовывать пищу в энергию.
Ч ѕомогает питательным веществам усваиватьс€ органами.
Ч ¬ыводит шлаки и отходы процессов жизнеде€тельности.

ќпределенное и посто€нное содержание воды Ч вот необходимое условие существовани€ живого организма. ѕри изменении количества потребл€емой воды и ее солевого состава нарушаютс€ процессы пищеварени€ и усвоени€ пищи, кроветворени€ и пр. Ѕез воды невозможна регул€ци€ теплообмена организма с окружающей средой и поддержание температуры тела.  „еловек чрезвычайно остро ощущает изменение содержани€ воды в своем организме и может прожить без нее всего несколько суток. ѕри потере воды в количестве менее 2% веса тела (1-1.5л) по€вл€етс€ чувство жажды, при утрате 6-8% наступает полуобморочное состо€ние, при 10% Ч галлюцинации, нарушение глотани€. ѕотер€ 10-20% воды опасна дл€ жизни. ∆ивотные погибают при потере 20-25% воды.  ¬ зависимости от интенсивности работы, внешних условий (в т.ч. климата), культурных традиций человек суммарно (вместе с пищей) употребл€ет от 2 до 4 л воды в сутки. —реднесуточное же потребление составл€ет около 2 -2.5 л. »менно из этих цифр исходит ¬семирна€ ќрганизаци€ «дравоохранени€ (¬ќ«) при разработке рекомендаций по качеству воды.

ѕроблемы водоснабжени€

«апасы пресной воды представл€ют собой единый ресурс. –ассчитанное на длительную перспективу освоение мировых ресурсов пресной воды требует целостного подхода к использованию этих ресурсов и признани€ взаимозависимости между элементами, составл€ющими запасы пресной воды и определ€ющими ее качество. ¬ мире существует мало регионов, не затронутых проблемами потери потенциальных источников снабжени€ пресной водой, ухудшени€ качества воды и загр€знени€ поверхностных и подземных источников. ќсновные проблемы, отрицательно вли€ющие на качество воды рек и озер, возникают, в зависимости от обсто€тельств, с разной степенью остроты в результате несоответствующей очистки бытовых сточных вод, слабого контрол€ за сбросом промышленных сточных вод, утраты и разрушени€ водосборных площадей, нерационального размещени€ промышленных предпри€тий, обезлесени€, бесконтрольной залежной системы земледели€ и нерациональных методов ведени€ сельского хоз€йства. Ёто приводит к вымыванию питательных веществ и пестицидов. Ќарушаетс€ естественный баланс водных экосистем, и возникает угроза дл€ живых пресноводных ресурсов. ¬ различных обсто€тельствах на водные экосистемы вли€ют также проекты освоени€ водных ресурсов в цел€х развити€ сельского хоз€йства, такие, как плотины, схемы переброски речных стоков, водохоз€йственные сооружени€ и ирригационные проекты. Ёрози€, заиление, обезлесение и опустынивание привод€т к возрастанию деградации земель, а создание водохранилищ в некоторых случа€х отрицательно сказываетс€ на экосистемах. ћногие из этих проблем возникают вследствие экологически разрушительных моделей развити€ и отсутстви€ понимани€ проблем общественностью и соответствующих знаний об охране ресурсов поверхностных и подземных вод.

—тепень воздействи€ на окружающую среду и здоровье человека поддаетс€ измерению, хот€ во многих странах методы осуществлени€ такого контрол€ €вл€ютс€ весьма неадекватными или вообще не разработаны. Ўироко распространено недопонимание взаимосв€зей между освоением, управлением, рациональным использованием и очисткой водных ресурсов и водными экосистемами. “ам, где это возможно, исключительно важно осуществл€ть профилактические меры, с тем чтобы избежать впоследствии дорогосто€щих меропри€тий по восстановлению, очистке и освоению новых водных ресурсов.  ¬ большинстве случаев вода, поступающа€ из скважины, а зачастую и из муниципальной водопроводной системы, нуждаетс€ в предварительной обработке, целью которой €вл€етс€ доведение качества воды до действующих нормативов.  —удить о качестве воды и ее соответствии или несоответствии установленным нормам можно только на основании максимально полного химического и бактериологического анализа. “олько на основе анализа можно делать окончательный вывод о той проблеме или комплексе проблем, с которыми придетс€ иметь дело.

ќсновные непри€тности c водой, с которыми приходитс€ сталкиватьс€ пользовател€м следующие:

Ќаличие в воде нерастворенных механических частиц, песка, взвесей, ржавчины, а также коллоидных веществ. »х присутствие в воде приводит к ускоренному абразивному износу сантехники и труб, а также к их засорению.   ѕрисутствие в воде растворенного железа и марганца. “ака€ вода первоначально прозрачна, но при отстаивании или нагреве приобретает желтовато-бурую окраску, что €вл€етс€ причиной ржавых подтеков на сантехнике. ѕри повышенном содержании железа вода также приобретает характерный "железистый" привкус.   ∆есткость, котора€ определ€етс€ количеством растворенных в воде солей кальци€ и магни€. ѕри их высоком содержании возможны выпадение осадка и по€вление белесых разводов на поверхности ванны, мойки и т.д. —оли кальци€ и магни€, называемые также сол€ми жесткости, €вл€ютс€ причиной возникновени€ всем хорошо известной накипи.  —равнительно безобидна€ в чайнике, накипь, откладыва€сь на стенках водонагревательных устройств (бойлеров, колонок и т.п.), а также на стенках труб в линии гор€чей воды, нарушает процесс теплообмена. Ёто приводит к перегреву нагревательных элементов, перерасходу электроэнергии и газа. ќтложение накипи €вл€етс€ причиной до 90% аварий водонагревателей.  Ќаличие в воде непри€тного привкуса, запаха и цветности. Ќа эти три параметра, которые прин€то называть органолептическими показател€ми, могут оказывать вли€ние наход€щиес€ в воде органические вещества, остаточный хлор, сероводород.  Ѕактериологическа€ загр€зненность. ¬ызвана наличием в воде различных микробов или бактерий. Ќекоторые из них могут представл€ть непосредственную угрозу здоровью и жизни человека, но даже сравнительно безопасные бактерии в процессе своей жизнеде€тельности выдел€ют органические вещества, которые не только вли€ют на органолептические показатели воды, но и, вступа€ в химические реакции (например с хлором), способны создавать €довитые и канцерогенные соединени€.  ≈стественно, что приведенный выше список не исчерпывает всего многообрази€ проблем, возникающих с водой, однако знакомит нас с основными из них.

«агр€знение

ѕод загр€знением водоемов понимаетс€ снижение их биосферных функций и экономического значени€ в результате поступлени€ в них вредных веществ.  ќдним из видов загр€знени€ водоемов €вл€етс€ тепловое загр€знение. Ёлектростанции, промышленные предпри€ти€ часто сбрасывают подогретую воду в водоем. Ёто приводит к повышению в нем температуры воды. — повышением температуры в водоеме уменьшаетс€ количество кислорода, увеличиваетс€ токсичность загр€зн€ющих воду примесей, нарушаетс€ биологическое равновесие.   ¬ загр€зненной воде с повышением температуры начинают бурно размножатьс€ болезнетворные микроорганизмы и вирусы. ѕопав в питьевую воду, они могут вызвать вспышки различных заболеваний.   ¬ р€де регионов важным источником пресной воды €вл€лись подземные воды. –аньше они считались наиболее чистыми. Ќо в насто€щее врем€ в результате хоз€йственной де€тельности человека многие источники подземной воды также подвергаютс€ загр€знению. Ќередко это загр€знение настолько велико, что вода из них стала непригодной дл€ пить€.  „еловечество потребл€ет на свои нужды огромное количество пресной воды. ќсновными ее потребител€ми €вл€ютс€ промышленность и сельское хоз€йство. Ќаиболее водоемкие отрасли промышленности Ч горнодобывающа€, сталелитейна€, химическа€, нефтехимическа€, целлюлозно-бумажна€ и пищева€. Ќа них уходит до 70% всей воды, затрачиваемой в промышленности. √лавный же потребитель пресной воды Ч сельское хоз€йство: на его нужды уходит 60-80% всей пресной воды.

¬ современных услови€х сильно увеличиваютс€ потребности человека в воде на коммунально-бытовые нужды. ќбъем потребл€емой воды дл€ этих целей зависит от региона и уровн€ жизни, составл€л от 3 до 700 л на одного человека. »з анализа водопользовани€ за 5-6 прошедших дес€тилетий вытекает, что ежегодный прирост безвозвратного водопотреблени€, при котором использованна€ вода безвозвратно тер€етс€ дл€ природы, составл€ет 4-5%. ѕерспективные расчеты показывают, что при сохранении таких темпов потреблени€ и с учетом прироста населени€ и объемов производства к 2100 г. человечество может исчерпать все запасы пресной воды.  ”же в насто€щее врем€ недостаток пресной воды испытывают не только территории, которые природа обделила водными ресурсами, но и многие регионы, еще недавно считавшиес€ благополучными в этом отношении. ¬ насто€щее врем€ потребность в пресной воде не удовлетвор€етс€ у 20% городского и 75% сельского населени€ планеты.  ¬мешательство человека в природные процессы затронуло даже крупные реки (такие, как ¬олга, ƒон, ƒнепр), изменив в сторону уменьшени€ объемы переносимых водных масс (сток рек). »спользуема€ в сельском хоз€йстве вода по большей части расходуетс€ на испарение и образование растительной биомассы и, следовательно, не возвращаетс€ в реки. ”же сейчас в наиболее обжитых районах страны сток рек сократилс€ на 8% , а у таких рек, как ƒон, “ерек, ”рал Ч на 11-20%. ¬есьма драматична судьба јральского мор€, по сути, прекратившего существование из-за чрезмерного забора вод рек —ырдарьи и јмударьи на орошение.  ќграниченные запасы пресной воды еще больше сокращаютс€ из-за их загр€знени€. √лавную опасность представл€ют сточные воды (промышленные, сельскохоз€йственные и бытовые), поскольку значительна€ часть использованной воды возвращаетс€ в водные бассейны в виде сточных вод.

«агр€знение поверхностных вод

ачество воды большинства водных объектов не отвечает нормативным требовани€м. ћноголетние наблюдени€ за динамикой качества поверхностных вод обнаруживают тенденцию увеличени€ числа створов с высоким уровнем загр€зненности (более 10 ѕƒ ) и числа случаев экстремально высокого содержани€ (—выше 100 ѕƒ ) загр€зн€ющих веществ в водных объектах. —осто€ние водных источников и систем централизованного водоснабжени€ не может гарантировать требуемого качества питьевой воды, а в р€де регионов (ёжный ”рал,  узбасс, некоторые территории —евера) это состо€ние достигло опасного уровн€ дл€ здоровь€ человека. —лужбы санитарно-эпидемиологического надзора посто€нно отмечают высокое загр€знение поверхностных вод. ќколо 1/3 всей массы загр€зн€ющих веществ вноситс€ в водоисточники с поверхностным и ливневым стоком с территорий санитарно неблагоустроенных мест, сельскохоз€йственных объектов и угодий, что вли€ет на сезонное, в период весеннего паводка, ухудшение качества питьевой воды, ежегодно отмечаемое в крупных городах, в том числе и в Ќовосибирске. ¬ св€зи с этим проводитс€ гиперхлорирование воды, что, однако небезопасно дл€ здоровь€ населени€ в св€зи с образованием хлорорганических соединений. ќдним из основных загр€знителей поверхностных вод €вл€етс€ нефть и нефтепродукты. Ќефть может попадать в воду в результате естественных ее выходов в районах залегани€. Ќо основные источники загр€знени€ св€заны с человеческой де€тельностью: нефтедобычей, транспортировкой, переработкой и использованием нефти в качестве топлива и промышленного сырь€. —реди продуктов промышленного производства особое место по своему отрицательному воздействию на водную среду и живые организмы занимают токсичные синтетические вещества. ќни наход€т все более широкое применение в промышленности, на транспорте, в коммунально-бытовом хоз€йстве.  онцентраци€ этих соединений в сточных водах, как правило, составл€ет 5-15мг/л при ѕƒ  Ч 0,1 мг/л. Ёти вещества могут образовывать в водоЄмах слой пены, особенно хорошо заметный на порогах, перекатах, шлюзах. —пособность к пенообразованию у этих веществ по€вл€етс€ уже при концентрации 1-2 мг/л.
Ќаиболее распространенными загр€зн€ющими веществами в поверхностных водах €вл€ютс€ фенолы, легко окисл€емые органические вещества, соединени€ меди, цинка, а в отдельных регионах страны Ч аммонийный и нитритный азот, лигнин, ксантогенаты, анилин, метил меркаптан, формальдегид и др. ќгромное количество загр€зн€ющих веществ вноситс€ в поверхностные воды со сточными водами предпри€тий черной и цветной металлургии, химической, нефтехимической, нефт€ной, газовой, угольной, лесной, целлюлозно-бумажной промышленности, предпри€тий сельского и коммунального хоз€йства, поверхностным стоком с прилегающих территорий.

Ќебольшую опасность дл€ водной среды из металлов представл€ют ртуть, свинец и их соединени€.  –асширенное производство (без очистных сооружений) и применение €дохимикатов на пол€х привод€т к сильному загр€знению водоемов вредными соединени€ми. «агр€знение водной среды происходит в результате пр€мого внесени€ €дохимикатов при обработке водоемов дл€ борьбы с вредител€ми, поступлени€ в водоемы воды, стекающей с поверхности обработанных сельскохоз€йственных угодий, при сбросе в водоемы отходов предпри€тий-производителей, а также в результате потерь при транспортировке, хранении и частично с атмосферными осадками.   Ќар€ду с €дохимикатами сельскохоз€йственные стоки содержат значительное количество остатков удобрений (азота, фосфора, кали€), вносимых на пол€.  роме того, большие количества органических соединений азота и фосфора попадают со стоками от животноводческих ферм, а также с канализационными стоками. ѕовышение концентрации питательных веществ в почве приводит к нарушению биологического равновеси€ в водоеме. ¬начале в таком водоеме резко увеличиваетс€ количество микроскопических водорослей. — увеличением кормовой базы возрастает количество ракообразных, рыб и других водных организмов. «атем происходит отмирание огромного количества организмов. ќно приводит к расходованию всех запасов кислорода, содержащегос€ в воде, и накоплению сероводорода. ќбстановка в водоеме мен€етс€ настолько, что он становитс€ непригодным дл€ существовани€ любых форм организмов. ¬одоем постепенно Ђумираетї.

—овременный уровень очистки сточных вод таков, что даже в водах, прошедших биологическую очистку, содержание нитратов и фосфатов достаточно дл€ интенсивного эвтрофировани€ водоемов. Ёвтрофизаци€ Ч обогащение водоема биогенами, стимулирующее рост фитопланктона. ќт этого вода мутнеет, гибнут бентосные растени€, сокращаетс€ концентраци€ растворенного кислорода, задыхаютс€ обитающие на глубине рыбы и моллюски.

¬о многих водных объектах концентрации загр€зн€ющих веществ превышают ѕƒ , установленные санитарными и рыбоохранными правилами. «агр€знение подземных вод
«агр€знению подвергаютс€ не только поверхностные, но и подземные воды. ¬ целом состо€ние подземных вод оцениваетс€ как критическое и имеет опасную тенденцию дальнейшего ухудшени€. ѕодземные воды (особенно верхних, неглубоко залегающих, водоносных горизонтов) вслед за другими элементами окружающей среды испытывают загр€зн€ющее вли€ние хоз€йственной де€тельности человека. ѕодземные воды страдают от загр€знений нефт€ных промыслов, предпри€тий горнодобывающей промышленности, полей фильтрации, шламонакопителей и отвалов металлургических заводов, хранилищ химических отходов и удобрений, свалок, животноводческих комплексов, не канализированных населенных пунктов. ѕроисходит ухудшение качества воды в результате подт€гивани€ некондиционных природных вод при нарушении режима эксплуатации водозаборов. ѕлощади очагов загр€знени€ подземных вод достигают сотен квадратных километров. »з загр€зн€ющих подземные воды веществ преобладают: нефтепродукты, фенолы, т€желые металлы (медь, цинк, свинец, кадмий, никель, ртуть), сульфаты, хлориды, соединени€ азота. ѕеречень веществ контролируемых в подземных водах не регламентирован, поэтому нельз€ составить точную картину о загр€знении подземных вод.

омплексный и взаимосв€занный характер пресноводных систем требует целостного подхода к управлению ресурсами пресной воды (предполагающего хоз€йственную де€тельность в пределах водосборного бассейна) на основе сбалансированного учета потребностей населени€ и окружающей среды. ≈ще в прин€том в ћар-дель-ѕлата ѕлане действий было указано на внутреннюю св€зь между водохоз€йственными проектами и серьезными последстви€ми их осуществлени€, которые нос€т физический, химический, биологический и социально-экономический характер. ¬ области оздоровлени€ окружающей среды была поставлена следующа€ обща€ цель: "производить оценку последствий различных видов водопользовани€ дл€ окружающей среды, поддерживать меры, направленные на борьбу с передаваемыми посредством воды заболевани€ми, а также охран€ть экосистемы".  ћасштабы и степень загр€знени€ зон аэрации и водоносных горизонтов всегда недооценивались в силу относительной недоступности водоносных горизонтов и отсутстви€ информации о водоносных системах. ¬ этой св€зи охрана подземных вод €вл€етс€ одним из важнейших элементов рационального использовани€ водных ресурсов.
ƒл€ включени€ элементов регулировани€ качества водных ресурсов в водохоз€йственную де€тельность необходимо одновременно стремитьс€ к достижению следующих трех целей:

1. сохранение целостности экосистемы благодар€ ведению хоз€йственной де€тельности на основе принципа, предусматривающего охрану водных экосистем, включа€ живые ресурсы, и их эффективную защиту от любых видов деградации в пределах водосборного бассейна;
2. охрана здоровь€ населени€, что предусматривает не только снабжение питьевой водой, не содержащей патогенных микроорганизмов, но и борьбу с переносчиками инфекции в водной среде;
3. развитие людских ресурсов, €вл€ющеес€ залогом формировани€ потенциала и необходимым условием дл€ налаживани€ де€тельности по регулированию качества воды.
¬се государства, в зависимости от своих возможностей и имеющихс€ ресурсов и через двустороннее или многостороннее сотрудничество, в том числе с ќрганизацией ќбъединенных Ќаций и, при необходимости, с другими соответствующими организаци€ми, смогли бы установить следующие цели:
1. определить те ресурсы поверхностных и подземных вод, которые можно было бы освоить дл€ использовани€ на устойчивой основе, и другие основные завис€щие от воды ресурсы, которые могут быть освоены, и одновременно начать осуществление программ по охране, сохранению и рациональному использованию этих ресурсов на устойчивой основе;
2. определить все потенциальные источники водоснабжени€ и подготовить проекты их защиты, сохранени€ и рационального использовани€;
3. приступить к осуществлению эффективных и соизмеримых с уровнем их социально-экономического развити€ программ по борьбе с загр€знением вод, соответствующим образом сочета€ реализацию стратегий сокращени€ загр€знени€ у источника с проведением экологических экспертиз и применением практически осуществимых норм дл€ выбросов из крупных точечных источников и неточечных источников с высокой степенью риска;
4. принимать, насколько это возможно, участие в осуществлении международных программ мониторинга и регулировани€ качества воды, например, таких, как √лобальна€ программа мониторинга качества воды (√—ћќ—-¬ќƒј), ѕрограмма ёЌ≈ѕ по экологически обоснованному использованию внутренних водных ресурсов (Ёћ»Ќ¬ј), ѕрограмма ‘јќ по региональным внутренним водоемам, используемым дл€ рыбного промысла, и  онвенци€ о водно-болотных угодь€х, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц ( онвенци€ –јћ—ј–);
5. уменьшить распространенность передаваемых через воду заболеваний, начина€ с ликвидации дракункул за (ришта) и онхоцеркоза (речна€ слепота) к 2000 году;
6. установить, согласно своим возможност€м и потребност€м, биологические, санитарно-гигиенические, физические и химические критерии качества воды в отношении всех видов водоемов (поверхностные и подземные воды) с целью посто€нного улучшени€ качества воды;
7. осуществл€ть комплексный подход к экологически безопасному управлению водными ресурсами, включа€ защиту водных экосистем и живых пресноводных ресурсов;
8. разработать стратегии по экологически безопасному управлению запасами пресной воды и соответствующими прибрежными экосистемами, включа€ рассмотрение проблем, св€занных с рыболовством, аквакультурой, пастбищным хоз€йством, сельскохоз€йственной де€тельностью и биологическим разнообразием.

ƒе€тельность по защите и сохранению водных ресурсов

¬се государства, в зависимости от своих возможностей и имеющихс€ ресурсов и через двустороннее и многостороннее сотрудничество, в том числе с ќрганизацией ќбъединенных Ќаций и, при необходимости, с другими соответствующими организаци€ми, могли бы осуществить следующие меропри€ти€:

1. защита и сохранение водных ресурсов:
1.1. создание и укрепление технических и институциональных возможностей в цел€х вы€влени€ и охраны потенциальных источников водоснабжени€ в рамках всех слоев общества;
1.2. определение потенциальных источников водоснабжени€ и подготовка национальных водных кадастров;
1.3. разработка национальных планов защиты и сохранени€ водных ресурсов;
1.4. восстановление важных, но подвергшихс€ деградации районов водосбора, особенно на небольших островах;
1.5. укрепление административных и законодательных мер в цел€х предотвращени€ пос€гательств на существующие и потенциально пригодные к использованию водосборные площади;
2. предупреждение загр€знени€ воды и меры по борьбе с загр€знением:
2.1. применение там, где это необходимо, принципа "загр€знитель платит" ко всем видам источников загр€знени€, включа€ санитарно-профилактические меры на промышленных объектах и за их пределами;
2.2. поощрение строительства очистных сооружений дл€ бытовых и промышленных сточных вод, а также разработка соответствующих технологий с учетом традиционной местной практики;
2.3. установление норм в отношении сброса сточных вод и тех вод, в которые они сбрасываютс€;
2.4. применение мер предосторожности при регулировании качества воды там, где это необходимо, с упором на минимизацию и предотвращение загр€знени€ посредством использовани€ новых технологий, изменени€ продукции и производственных процессов, сокращени€ загр€знени€ у источника и повторного использовани€ сточных вод, рециркул€ции и регенерации, очистки и экологически безопасного удалени€ сточных вод;
2.5. об€зательна€ экологическа€ экспертиза всех крупных водохоз€йственных проектов, способных нанести ущерб качеству воды и водным экосистемам, при одновременной разработке надлежащих мер по ликвидации такого ущерба и усилении контрол€ за новыми промышленными установками, местами сброса твердых отходов и проектами развити€ инфраструктуры;
2.6. прин€тие решений в данной области на основе оценки риска и регулировани€ степени риска и обеспечение выполнени€ прин€тых решений;
2.7. определение и применение наиболее рациональных с экологической точки зрени€ и относительно недорогосто€щих методов с целью предупредить распространение загр€знени€, а именно путем ограниченного, рационального и планомерного использовани€ азотных удобрений и других агрохимикатов (пестицидов, гербицидов) в сельскохоз€йственной практике; поощрение и стимулирование использовани€ должным образом обработанных и очищенных сточных вод в сельском хоз€йстве, аквакультуре, промышленности и других секторах;
3. разработка и применение экологически чистой технологии:
3.1. контроль за сбросом промышленных отходов, включа€ использование малоотходных производственных технологий и рециркул€цию воды, на комплексной основе и путем прин€ти€ мер предосторожности с учетом всестороннего анализа жизненного цикла;
3.2. очистка и безопасное повторное использование коммунально-бытовых сточных вод в сельском хоз€йстве и аквакультуре;
3.3. разработка биотехнологии, в частности дл€ обработки отходов, производства биоудобрений и т.д.;
3.4. разработка соответствующих методов борьбы с загр€знением вод с учетом обоснованной традиционной и местной практики;
4. защита подземных вод:
4.1. разработка сельскохоз€йственных методов, которые не привод€т к деградации подземных вод;
4.2. применение необходимых мер в цел€х уменьшени€ последствий вторжени€ соленых вод в водоносные слои малых островов и прибрежных равнин в результате повышени€ уровн€ мор€ или чрезмерной эксплуатации прибрежных водоносных слоев;
4.3. предотвращение загр€знени€ водоносных слоев путем регулировани€ проникающих в почву токсичных веществ и создани€ водоохранных зон в районах подпитывани€ и забора подземных вод;
4.4. проектирование и эксплуатаци€ мусорных свалок на основе надежной гидрогеологической информации и экологической экспертизы с использованием наиболее целесообразной и наилучшей имеющейс€ технологии;
4.5. содействие прин€тию мер по повышению безопасности и сохранности районов расположени€ скважин и их устьев в цел€х сокращени€ количества биологических патогенов и вредных химикатов, проникающих в водоносные горизонты в этих районах;
4.6. проведение, по мере необходимости, мониторинга качества поверхностных и подземных вод, на которые могут отрицательно вли€ть места захоронени€ токсичных и опасных материалов;
5. защита водных экосистем:
5.1. оздоровление загр€зненных и деградировавших водоемов с целью восстановлени€ водной среды и экосистем;
5.2. программы восстановлени€ дл€ сельскохоз€йственных земель и дл€ других пользователей с учетом эквивалентных мер по защите и использованию ресурсов подземных вод, имеющих важное значение дл€ продуктивности сельского хоз€йства и биоразнообрази€ тропических районов;
5.3. сохранение и защита с учетом социально-экономических факторов водно-болотных угодий (по причине их экологической значимости дл€ многих видов в качестве их местообитани€);
5.4. борьба с вредными акватическими видами, которые могут уничтожать некоторые другие обитающие в водной среде виды;
6. защита живых ресурсов пресных вод:
6.1. контроль и мониторинг качества воды с целью обеспечени€ устойчивого развити€ рыболовства во внутренних водах;
6.2. защита экосистем от загр€знени€ и деградации с целью обеспечени€ развити€ проектов аквакультуры в пресных водах;
7. контроль и наблюдение за водными ресурсами и водами, в которые сбрасываютс€ отходы:
7.1. создание сетей мониторинга и посто€нного контрол€ за водами, в которые поступают отходы, а также за точечными и рассеивающими источниками загр€знени€;
7.2. поощрение и более широкое проведение экологических экспертиз географических информационных систем;
7.3. наблюдение за источниками загр€знени€ с целью обеспечени€ их большего соответстви€ нормам и положени€м в этой области, а также дл€ регулировани€ выдачи разрешений на сброс отходов;
7.4. контроль за использованием в сельском хоз€йстве химических веществ, которые могут оказать вредное воздействие на окружающую среду;
7.5. рациональное землепользование с целью предупреждени€ деградации земель, эрозии и заиливани€ озер и других водоемов;
8. разработка национальных и международных правовых документов, которые могут потребоватьс€ дл€ сохранени€ качества водных ресурсов в первую очередь дл€ следующих целей:
8.1. мониторинга и контрол€ за загр€знением национальных и трансграничных вод и его последстви€ми;
8.2. контрол€ за переносом загр€знителей на большие рассто€ни€ через атмосферу;
8.3. контроль за случайными и/или произвольными сбросами в национальные и/или трансграничные водоемы;
8.4. проведени€ экологических экспертиз.

—редства осуществлени€

а) ‘инансирование и оценка расходов

ѕо оценкам секретариата  онференции, средн€€ обща€ сумма ежегодных расходов (1993Ц2001 годы) на осуществление меропри€тий в рамках этой программы составит около 1 млрд. долл. —Ўј, включа€ примерно 340 млн. долл. —Ўј, предоставл€емых международным сообществом в виде субсидий или на льготных услови€х. Ёта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. ‘актические расходы и услови€ финансировани€, в том числе любые нельготные услови€, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет прин€то правительствами.

б) Ќаучно-технические средства

√осударства должны проводить совместные научно-исследовательские проекты в цел€х разработки решений технических проблем, присущих каждому водосборному бассейну или стране. √осударства должны рассмотреть возможность укреплени€ и развити€ национальных и научно-исследовательских центров, объединенных в сети и поддерживаемых региональными научно-исследовательскими институтами по вопросам водных ресурсов. —ледует активно поощр€ть совместную работу научно-исследовательских центров —евера и ёга, а также полевые исследовани€ международных научно-исследовательских институтов по вопросам водных ресурсов.  райне важно, чтобы на научно-исследовательские работы выдел€лась минимальна€ часть средств, предназначенных дл€ разработки водохоз€йственных проектов, особенно финансируемых извне проектов.  ћониторинг и оценка комплексных водных систем зачастую требуют проведени€ многодисциплинарных исследований, при осуществлении которых в рамках совместной программы задействуетс€ р€д институтов и ученых. “акие международные программы в области контрол€ качества воды, как "√—ћќ—-¬ќƒј", должны быть ориентированы на качество водных ресурсов развивающихс€ стран. ƒл€ обработки, анализа и интерпретации данных мониторинга, а также дл€ подготовки стратегий управлени€ должны разрабатыватьс€ дружественные программные продукты и методы эксплуатации —истемы географической информации (—√») и Ѕазы данных о мировых ресурсах (√–»ƒ).

в) –азвитие людских ресурсов

ѕодготовка управленческих кадров и специалистов требует использовани€ новых методов, чтобы отвечать мен€ющимс€ требовани€м и решать возникающие проблемы. —ледует развивать гибкость и способность адаптироватьс€ к возникающим проблемам загр€знени€ водных ресурсов. ѕериодически должны проводитьс€ меропри€ти€ по подготовке кадров на всех уровн€х в тех организаци€х, которые несут ответственность за управление качеством воды, и следует примен€ть передовые методы при обучении конкретным аспектам мониторинга и контрол€ качества воды, включа€ развитие специальных навыков, повышение квалификации непосредственно по месту работы, проведение проблемных семинаров и курсов повышени€ квалификации.   —оответствующими подходами €вл€ютс€ укрепление и улучшение потенциала людских ресурсов местных органов управлени€ в рамках управлени€ процессом охраны, очистки и использовани€ водных ресурсов, особенно в городских районах, и организаци€ в рамках имеющихс€ учебных заведений, региональных технических и инженерных курсов по вопросам охраны качества воды и контрол€ за ним, а также учебных и подготовительных курсов по вопросам защиты и сохранени€ водных ресурсов дл€ лаборантов, специалистов-практиков, женщин и других групп водопользователей.

г) —оздание потенциала

Ёффективна€ защита водных ресурсов и экосистем от загр€знени€ требует значительного увеличени€ имеющихс€ в насто€щее врем€ у значительного числа стран возможностей. ѕрограммы управлени€ качеством воды требуют определенного минимального объема инфраструктуры и персонала дл€ поиска и реализации технических решений и осуществлени€ регламентирующих действий. ќдна из ключевых проблем нашего времени и будущего Ч непрерывное функционирование и содержание этих средств. ¬ р€де областей необходимо безотлагательно прин€ть меры, чтобы предотвратить дальнейшее нанесение ущерба ресурсам, образовавшимс€ в результате предыдущих капиталовложений.

«аключение

ћиру нужна устойчива€ практика управлени€ водными ресурсами, однако мы еще недостаточно быстрыми темпами движемс€ в правильном направлении.  итайска€ пословица гласит: "≈сли мы не изменим курс, то можем прийти туда, куда направл€емс€". ≈сли не изменить направление движени€, многие районы будут по-прежнему испытывать нехватку воды, многие люди будут по-прежнему страдать, будут продолжатьс€ конфликты из-за воды и новые площади ценных сильно увлажненных земель будут уничтожены.
Ќесмотр€ на то, что кризис с пресной водой кажетс€ неизбежным во многих районах, где сейчас наблюдаетс€ ее нехватка, в других районах эту проблему еще можно решить, если соответствующие политика и стратегии будут сформулированы, согласованы и реализованы в самое ближайшее врем€. ћеждународное сообщество удел€ет повышенное внимание мировым проблемам, св€занным с водой, и целый р€д организаций предоставл€ют финансовые средства и помогают управл€ть предложением и спросом на водные ресурсы. ¬озникает все больше механизмов, которые обеспечивают более справедливое распределение этих ресурсов. —траны, расположенные в районах с традиционной нехваткой воды, ввод€т более совершенные тарифные механизмы, развивают общественные системы управлени€ водными ресурсами и переход€т к режимам управлени€ водосборными и речными бассейнами. ћежду тем, число и масштаб таких проектов должны быть существенным образом увеличены.

—писок литературы

1. √. ¬. —тадницкий, ј. ». –одионов. ЂЁкологи€ї.
2. ѕравда-5 / кандидат геогр. наук —. √олубчиков Ђ∆урчание лесного ручь€ заменить будет нечемї / 28 марта Ц 4 апрел€ (стр. 6), 1997.
3. ∆уков ј. »., ћонгайт ». Ћ., –одзиллер ». ƒ. ћетоды очистки производственных сточных вод ћ.: —тройиздат.
4. ћетоды охраны внутренних вод от загр€знени€ и истощени€ / ѕод ред. ». . √авич. Ч ћ.: јгропромиздат, 1985.
5. –уководство по контролю качества питьевой воды. 2-е издание., т.1, ¬ќ«, ∆енева, 1994.
6. ∆урнал Ђ»нженерна€ экологи€ї, є1, 1999 г.
7. ЂЁкологи€, здоровье и природопользование в –оссииї / ѕод. ред. ѕротасова ¬.‘. - ћ. 1995/
8. Ќ.ј. јгаджан€н, ¬.». “оршин ЂЁкологи€ человекаї - ћћѕ ЂЁкоцентрї,  –”  1994
9. Ѕернард Ќебел ЂЌаука об окружающей средеї (¬ 2-ух томах), Ђћ»–ї ћ. 1993

„итайте также познавательную книгу д.б.н. ¬.ј. ривохатского "ћуравьиный лев".

Ќаши авторские методические материалы по водной экологии и гидробиологии:
можно приобрести следующие методические материалы по водной и околоводной флоре и фауне –оссии:

компьютерные цифровые (дл€ PC-Windows) определители: ѕресноводные беспозвоночные, –ыбы, јмфибии, –ептилии,
приложени€-определители дл€ смартфонов и планшетов на јндроиде: –ыбы, јмфибии, –ептилии (их можно скачать в Google Play),
приложени€-определители дл€ iPhone и iPad: –ыбы, јмфибии (их можно загрузить в AppStore),
карманные полевые определители: ѕресноводные рыбы, ќбитатели водоемов, –астени€ болот, –астени€ пресных вод, пособие "ќсновы гидроботанических исследований",
цветные ламинированные определительные таблицы: ¬одоросли, ÷веты водоемов и болот, ¬одные беспозвоночные, ѕресноводные и проходные рыбы, јмфибии и рептилии,
определитель серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии": Ќасекомые.

“ам же можно приобрести определительную таблицу "ƒневные бабочки средней полосы".

ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми других объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.

¬ разделе ћетодические материалы ¬ы также можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине. “ам же можно приобрести mp3-диски √олоса птиц средней полосы –оссии и √олоса птиц –оссии, ч.1: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь.