јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

√Ћј¬Ќјя >>> –≈‘≈–ј“џ » —ѕ–ј¬ќ„Ќјя »Ќ‘ќ–ћј÷»я ќ ѕ–»–ќƒ≈

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г

—оревновани€ по полевой ботанике "¬≈—≈ЌЌяя ‘Ћќ–ј" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографи€м).   участию в соревновании приглашаютс€ школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе ≈вропейской части –оссии. ѕодробнее >>>

ќтр€д —трекозы (Odonata): обща€ характеристика

ќтр€д стрекозы ( ODONATA ) многообразен и интересен не только дл€ науки, но и дл€ любого человека. ќтр€д ODONATA (стрекозы) насчитывает, в мировой фауне, по различным источникам от 3600 ( 7 ) до 4500 (10 ) видов, в том числе только в средней ≈вропе обитает 80 видов представителей этого отр€да. Ёто самые древние насекомые, в процессе эволюции оставшиес€ примитивными. Ќаиболее древние остатки стрекоз относ€тс€ к каменноугольному периоду, а совсем немногие из них, в частности юрского периода, только внешне похожи на некоторые современные формы.

—трекозы - средних или крупных размеров ( до 13 см длинною ) хищные насекомые, характеризующиес€ постепенным метаморфозом ( 5 ). ¬ своем развитии насекомое проходит три стадии Ц €йцо, личинка ( нимфа ), имаго. ’арактерен неполный тип превращени€. »маго со стройным или коренастым телом, c двум€ парами сходно устроенных крыльев, имеющих сетчатое жилкование. Ќа голове крупные фасеточные ( сложные ) глаза, имеютс€ три простых глазка ( 2 ). ”сики ( антены ) короткие щетинковидные состо€щие из 4 Ц 7 члеников.–о-
товой аппарат грызущего типа с сильными мандибулами. Ќа первой паре крыльев имеетс€ глазок Ц птеростигма.  рыль€ могут быть прозрачные или окрашенные. Ќоги бегальные, перва€ пара предназначенна дл€ удерживани€ добычи.ќрганы слуха располагаютс€ в усиках, органы звука на основании крыльев.

Ћичинки типа на€д ( имеют трахейные жабры ) , живут от одного года до трех лет. Ћин€ют в процессе развити€ до 25 раз. Ћичинки имеют ротовые органы грызущего типа с сильно выт€нутой и коленообразно сгибающейс€ нижней губой. ѕревращенной в мощный хватательный орган, способный удерживать жертву; ноги сильные ; у представителей подотр€да Zygoptara имеютс€ три листовидные хвостовые жабры .  –азмер €йца в зависимости от видовой принадлежности колеблетс€ от 0,5 мм до 2 мм. ¬зрослые стрекозы питаютс€ насекомыми, пойманными на лету. —трекозы Ц характерные активные хищники.  ажда€ особь имеет свою территорию,на которой питаетс€, которую охран€ет от своих сородичей и в случае необходимости деретс€ за нее. ѕо их поведению их можно назвать хищники Ц дозорники.Cтрекозы поедают комаров, слепней и многих других представителей членистоногих, практически всех насекомых, которых способны поймать и одолеть . Ќимфы ведут водный образ жизни, обита€ глвным образом в сто€чих водоемах : озерах, прудах и старицах рек .ќни не могут плавать, зато ход€т по дну среди разлагающихс€ остатков или растительности . Ќимфы также €вл€ютс€ хищниками: они лов€т водных насекомых, ракообразных, хвата€ их своей выдвижной губой ( маской ), снабженной щипами . “акже питаютс€ личинками комаров и мух.

яйца откладываютс€ различными способами в воду или в близи воды. ќдни виды погружают их в ткани растений или гнилую древисину, другие располагают в виде комков на каких-либо предметах непосредственно под поверхностью воды, третьи откладывают в воду лентами или кольцами , а иногда помещают в мокрую гр€зь близ уреза воды. —амки многих видов погружаютьс€ в воду и смывают €йца с конца брюшка. ƒругие ползают под водой, откладыва€ €йца. ¬о врем€ откладки €иц некоторые самки складывают крыль€ веерообразно. —амка за жизнь может отдожить от 200 до 1600 €иц .Ќекоторые виды и до несколько дс€тков тыс€ч.Cтрекозы могут образовывать миграции.
Ќимфы более мелких видов развиваютс€ в течении года.

” крупных видов от двух до четырех лет. «имовка идет на стадии нимфы. ƒостигнув полного размера, нимфа выползает из воды и взбираетс€ на стебель растени€ или какой-нибудь другой предмет выступающий из воды, чтобы перелин€ть в последний раз.ѕокровы только что вышедших имаго затвердевают и преобретают окраску сравнительно медленно : многим из них дл€ зтого требуетс€ один или два дн€.
∆енских и мужских особей можно различить по интенсивности окраски: cамцы €ркоокрашены, самки же невзрачны.Ќа вершине брюшка самцов имеютс€ парные верхние и непарные нижние выросты Ц придатки, у самок же только парные верхние.«амечательной особенностью отр€да €вл€етс€ способ спаривани€. ¬ этом заслуга принадлежит самцу: в отличие от других мужских особей насекомых, у самца стрекоз имеютс€ вторичные половые органы, которые наход€тс€ на втором стерните брюшка Ц пузыревидный приемник. —амо половое отверствие находитс€ на 9 стерните брюнка.»ме€ такие половые органы, самцу перед спариванием приходитьс€ поступать следующим образом: самец подгибает конец брюшка вперед и переносит сперматозоиды в пузыревидный приемник. ¬о врем€ спаривани€ самец с помощью своих хвостовых гоноподов обхватывает шею самки; после этого самка подгибает свое брюшко вперед ко второму стерниту самца и в этом положении соверщаетс€ собственно передача сперматозоидов . ѕодобна€ необычна€ процедура неизвстна больше ни в одном отр€де насекомых.

«начение представителей данного отр€да насекомых,в природе, определ€етс€ их хищнеческой природой поведени€, красотой видового разнообрази€, а также местом обитани€ личиночной фазы развити€ : cтрекозы поддерживают видовое равновесие в экосистемах не только поеда€ различных представителей животного мира, а также тем, что их личинки €вл€ютс€ промежуточными хоз€евами различных заболеваний ( до160 видов ), в том числе такого заболевани€ как простогониоз.Cвоей из€щной формой, а многие виды и своей окраской, стрекозы играют большую роль в эстетическом воспри€тии мира человеком.    отр€ду стрекозы ( ODONATA ) относ€тс€ три типа насекомых; они резко различаютс€ по своему облику, так и по поведению, однако число диагностических признаков, по которым они отличаютс€ друг от друга , невелико. Cовременные формы одного из подотр€дов Ц Anisozygoptera- весьма редки и распространаны лишь в ёго-¬осточной јзии . ¬ современной систематике отр€д включает в себ€ два подотр€да - равнокрылые ( Zygoptera)- - разнокрылые ( Anisoptera ).

ѕодотр€д ZYGOPTERA Ц стройные и нежные насекомые с порхающим полетом , резко контрастирующим с быстрыми и целенаправленными движени€ми разнокрылых стрекоз. »маго равнокрылых стрекоз отличаетс€ очень своеобразно устроенной грудью: среднегрудь вместе с заднегрудью имеет вид примерно пр€моугольной призмы, наход€щейс€ приблизительно под углом 70-80 градусов по отношению к продольной оси тела.  рыль€ в покое направленны все вместе назад и насколько вверх под пр€мым углом к верхним кра€м средне- и заднегруди.»з-за того что последние до известной степени наклонены, сложенные таким образом крыль€ лежат параллельно друг другу и располагаютс€ пр€мо над брюшком. Ѕольшенство имаго темноокрашенные, однако некоторые имеют красные или черные перев€зи на крыль€х или металлически- зеленое, или бронзовое тело и крыль€. Hимфы также имеют стройное тельце и три крупные хвостовые трахейные жабры.ѕредпочетают жить среди стеблей водных растений , а не непосредственно на дне водоемов. ѕодотр€д включает три семейства - Calopterygidae, Agrionidae, Lestidae.ќчень красивы представители рода Calopteridae Ц  расотка блест€ща€ ( Calopteryx splendens ),  расотка Ц девушка ( Calopteryx virgo ).ѕредставител€ми данного подотр€да €вл€ютс€ также следующие виды: —трелка- девушка ( Agrion puella ), Ћютка-дриада ( Lestes dryas ).

ѕодотр€д ANISOPTERA объедин€ет насекомых с более крепким телосложением и характкризуютс€ мощным, грациозным и превосходно управл€емым полетом. √рудь не наклонена как у представителей равнокрылых стрекоз и крыль€ в покое направленны в стороны. ћногие виды €ркоокрашенны и имеют на крыль€х броский рисунок Ц пестрый или п€тнистый. ” старых особей на теле и крыль€х часто развиваетс€ бледно-голубой восковой налет, который маскирует первоначальную окраску и рисунок .Ќимфы также плотно сложенны, многие живут в иле или тине на дне сто€чих водоемов. Ќаружние жабры у них отсутствуют, зато имеетс€ ректальна€ дыхательна€ камера , в которой и происходит газообмен. Ќи в одном другом отр€деде насекомых подобной дыхательной камеры не обнараженно. ѕодотр€д включает два семейства - Aeschnidae, Libtllidae. »звестными представител€ми данного подотр€да €вл€ютс€ виды - стрекоза плоска€ ( Libellula depressa) ,
коромысло камышовое ( Aeschna juncea ).   данному подотр€ду относ€тс€ также следующие виды Ц дозорщик император ( Anax imperator ),Macromia magnifica;вымерша€ стрекоза, найденна€ в —редней ‘ранции с расправленными крыль€ми до 70 см Ц Meganeura monyi.

—писок литературы

1. Ѕ≈ЋќЎјѕ »Ќ Ќ.√. CЋќ¬ј–№ —ѕ–ј¬ќ„Ќ»  ЁЌ“ќћќЋќ√ј , ћќ— ¬ј У Ќ»¬ј –ќ——»»Ф, 1992 г.
2. Ѕ≈…-Ѕ»≈Ќ ќ Ќ. . ќЅўјя ЁЌ“ќћќЋќ√»я,ћќ— ¬ј У ћ»–Ф , 1980 г.
3. ¬ќ–ќЌ÷ќ¬ ѕ.“. Ќј—≈ ќћџ≈ ¬ ѕ–»–ќƒ≈, Ћ≈Ќ»Ќ√–јƒ У Ќ≈¬јФ, 1988г.
4. ћј– ”Ў≈¬»„ ј.». –ј—“≈Ќ»я » ∆»¬ќ“Ќџ≈,ћќ— ¬ј "ѕ≈ƒј√ќ√» јФ, 1973 г.
5. –ќ—— √. У ЁЌ“ќћќЋќ√»я У, ћќ— ¬ј У ћ»–Ф,1995 г. 6. —“јЌ≈  ¬.я. »ЋЋё—“–»–ќ¬јЌЌјя ЁЌ÷» Ћќѕ≈ƒ»я Ќј—≈ ќћџ’, ѕ–ј√ј У ј–“»яФ, 1977г.
7. Ўќ¬≈Ќ –. ћ»– –ј—≈ ќћџ’, ћќ— ¬ј У ћ»–Ф,1970г.
8. ‘јЅ– ∆.ј. ∆»«Ќ№ Ќј—≈ ќћџ’, ћќ— ¬ј У “≈––јФ, 1993 г.
9. GUNTER P. DIE EDELLIBELLEN EUROPAS,LEIPZIG "УA. ZIEMSEN VERLAG"Ф, 1987г.
10. ROSER H. BIOLOGIE, LEIPZIG У YEBФ, 1986 г.

Ќаши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных:
можно приобрести следующие методические материалы по беспозвоночным животным –оссии:

компьютерные цифровые (дл€ PC-Windows) определители ƒневные бабочки, Ќасекомые-вредители леса, ѕресноводные беспозвоночные,
приложени€-определители Ёко√ид дл€ смартфонов и планшетов на Android и iOS: Ѕабочки, Ќасекомые-вредители (их можно скачать в Google Play или загрузить в AppStore),
цветные ламинированные определительные таблицы: ƒневные бабочки средней полосы, ѕресноводные беспозвоночные,
карманный полевой определитель ќбитатели водоемов,
определитель серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии": Ќасекомые.