јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

√Ћј¬Ќјя >>> –≈‘≈–ј“џ » —ѕ–ј¬ќ„Ќјя »Ќ‘ќ–ћј÷»я ќ ѕ–»–ќƒ≈

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г

—оревновани€ по полевой ботанике "¬≈—≈ЌЌяя ‘Ћќ–ј" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографи€м).   участию в соревновании приглашаютс€ школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе ≈вропейской части –оссии. ѕодробнее >>>

јтмосфера

јтмосфера Ч смесь различных газов, окружающих «емлю. Ёти газы обеспечивают жизнь всем живым организмам.
јтмосфера дает нам воздух и защищает от вредного воздействи€ солнечных лучей. Ѕлагодар€ своей массе и земному прит€жению она удерживаетс€ вокруг планеты.  роме того, слой атмосферы (толщиной около 480 км) служит щитом от бомбардировки странствующими в космосе метеорами.

„то такое атмосфера?
јтмосфера состоит из смеси 10 различных газов, преимущественно азота (около 78%) и кислорода (21%). ќставшийс€ один процент приходитс€ в основном на аргон плюс небольшие количества углекислого газа, гели€ и неона. ƒанные газы €вл€ютс€ инертными (они не вступают в химические реакции с другими веществами).  рошечную долю атмосферы составл€ют также двуокись серы, аммиак, угарный газ, озон (родственный кислороду газ) и вод€ные пары. », наконец, в атмосфере содержатс€ загр€зн€ющие вещества, такие как газообразные загр€знени€, частицы дыма, соль, пыль и вулканический пепел.

¬се выше и выше
Ёта смесь газов и мельчайших твердых частиц состоит из четырех основных слоев: тропосферы, стратосферы, мезосферы и термосферы. ѕервый слой Ч тропосфера Ч €вл€етс€ самым тонким, заканчива€сь на высоте около 12 км над землей. Ќо даже этот потолок непреодолим дл€ самолетов, которые летают, как правило, на высоте 9-11 км. Ёто самый теплый слой, поскольку солнечные лучи отражаютс€ от земной поверхности и нагревают воздух. ѕо мере удалени€ от земли температура воздуха падает до -55∞— в верхней части тропосферы.
ƒалее идет стратосфера, котора€ простираетс€ до высоты около 50 км над поверхностью. ¬ верхней части тропосферы находитс€ озоновый слой. «десь температура выше, чем в тропосфере, так как озон задерживает значительную часть губительного ультрафиолетового излучени€. ќднако экологи обеспокоены тем, что загр€зн€ющие вещества разрушают этот слой.
Ќад стратосферой (50-70 км) находитс€ мезосфера. ¬ пределах мезосферы, при температуре около -225∞—, имеетс€ мезопауза Ч сама€ холодна€ область атмосферы. «десь так холодно, что образуютс€ облака изо льда, которые можно наблюдать поздно вечером, когда заход€щее солнце подсвечивает их снизу.
ћетеоры, лет€щие к «емле, обычно сгорают в мезосфере. Ќесмотр€ на то, что воздух здесь очень разрежен, трение, возникающее при столкновении метеора с молекулами кислорода, создает сверхвысокую температуру.

Ќа краю космоса
ѕоследний основной слой атмосферы, отдел€ющий «емлю от космоса, называетс€ термосферой. ќн находитс€ на высоте примерно 100 км от земной поверхности и состоит из ионосферы и магнитосферы.
¬ ионосфере солнечна€ радиаци€ вызывает ионизацию. »менно здесь частицы получают электрический зар€д.  огда они пронос€тс€ через атмосферу, можно наблюдать наход€щеес€ на большой высоте пол€рное си€ние.  роме того, ионосфера отражает радиоволны, обеспечива€ возможность дальней радиосв€зи.
¬ыше расположена магнитосфера, котора€ представл€ет собой наружный край магнитного пол€ «емли. ќна действует как гигантский магнит и защищает «емлю, улавлива€ частицы большой энергии.
“ермосфера имеет наименьшую плотность среди всех слоев, атмосфера постепенно исчезает и сливаетс€ с космическим пространством.

¬етер и погода
—истемы формировани€ погоды всего мира наход€тс€ в тропосфере. ќни возникают в результате совместного воздействи€ на атмосферу солнечной радиации и вращени€ «емли. ƒвижение воздуха, известное как ветер, происходит, когда теплые воздушные массы поднимаютс€ вверх, вытесн€емые холодными. ¬оздух больше всего прогреваетс€ на экваторе, где солнце находитс€ в зените, и становитс€ холоднее по мере приближени€ к полюсам.
„асть атмосферы, наполненна€ жизнью, называетс€ биосферой. ќна простираетс€ от высоты птичьего полета до поверхности и в глубь земли и океана. ¬ границах биосферы происходит тонкий процесс обеспечени€ баланса между растительной и животной жизнью.
∆ивотные потребл€ют кислород и выдыхают углекислый газ, который "впитывают" зеленые растени€ в результате фотосинтеза, использу€ энергию солнечного света дл€ выделени€ кислорода в воздух. “ак обеспечиваетс€ замкнутый цикл, от которого зависит выживание всех животных и растений.

”гроза дл€ атмосферы
јтмосфера позвол€ла сохран€ть это естественное равновесие в течение сотен тыс€ч лет, однако теперь этому источнику жизни и защиты серьезно угрожают последстви€ де€тельности человека: парниковый эффект, глобальное потепление климата, загр€знение воздуха, разрушение озонового сло€ и кислотные дожди.
¬ результате всемирной индустриализации за последние 200 лет нарушилс€ газовый баланс атмосферы. —жигание ископаемых видов топлива (угл€, нефти, природного газа) привело к колоссальным выбросам двуокиси углерода и других газов, особенно после по€влени€ автомобилей в конце XIX века. ѕрогресс в области агротехники также повлек за собой увеличение количества метана и оксидов азота, поступающих в атмосферу.

ѕарниковый эффект
Ёти газы, уже присутствующие в атмосфере, задерживают тепло солнечных лучей, отражающихс€ от поверхности. ≈сли бы их не было, на «емле царил бы такой холод, что океаны бы замерзли, а все живые организмы погибли бы.
ќднако, когда содержание "парниковых газов" увеличиваетс€ из-за загр€знени€ воздуха, слишком большое количество тепла удерживаетс€ в атмосфере, что приводит к потеплению климата во всем мире. ¬ результате, только за последнее столетие средн€€ температура на планете увеличилась на полградуса ÷ельси€. —егодн€ ученые прогнозируют дальнейшее потепление примерно на 1,5-4,5∞— к середине нынешнего века.
ѕо оценкам, более миллиарда людей (около одной п€той населени€ «емли) дышат сегодн€ воздухом, сильно зараженным вредными газами. ¬ основном речь идет об угарном газе и сернистом ангидриде. Ёто стало причиной резкого увеличени€ количества заболеваний грудной клетки и легких, особенно среди детей и пожилых людей.
“ревогу вызывает и возросшее количество людей, страдающих от рака кожи. Ёто результат воздействи€ ультрафиолетовых лучей, проникающих через разрушенный озоновый слой.

ќзоновые дыры
ќзоновый слой в стратосфере защищает нас путем поглощени€ ультрафиолетовых солнечных лучей. ќднако широкое применение во всем мире хлор- и фторсодержащих углеводородов (’‘”), используемых в аэрозольных баллончиках и холодильниках, а также многих видов бытовой химии и полистирола привело к тому, что по мере подъема вверх эти газы распадаютс€ и образуют хлор, который, в свою очередь, разрушает озон.
»сследователи јнтарктиды впервые сообщили об этом €влении в 1985 году, когда над частью южного полушари€ образовалась дыра в озоновом слое. ≈сли это произойдет и в других местах планеты, мы будем подвергатьс€ более интенсивному воздействию вредного излучени€. ¬ 1995 году ученые сообщили тревожную весть о по€влении озоновой дыры над јрктикой и частью —еверной ≈вропы.

ислотные дожди
 ислотный дождь (включающий серную и азотную кислоту) образуетс€ в результате реакции сернистого ангидрида и окислов азота (промышленных загр€зн€ющих веществ) с вод€ными парами в атмосфере. ¬ местах выпадени€ кислотных дождей погибают растени€ и животные. »звестны случаи, когда кислотные дожди уничтожали целые леса. Ѕолее того, кислотные дожди попадают в озера и реки, распростран€€ свое пагубное воздействие на большие площади и убива€ даже мельчайшие формы жизни.
Ќарушени€ естественного баланса атмосферы чреваты крайне негативными последстви€ми. ѕредполагаетс€, что уровень ћирового океана повыситс€ в результате глобального потеплени€, это приведет к затоплению низин суши. “акие города, как Ћондон и Ќью-…орк, могут пострадать от наводнений. Ёто повлечет многочисленные жертвы, возникновение эпидемий в св€зи с заражением водных ресурсов. »зменитс€ карта выпадени€ дождей, и огромные территории будут испытывать засуху, что вызовет повсеместный голод. «а все это придетс€ расплачиватьс€ огромным количеством человеческих жизней.

„то еще можно сделать?
—егодн€ все больше людей задумываютс€ над проблемами окружающей среды, и правительства многих стран мира удел€ют пристальное внимание вопросам экологии. “акие проблемы, как рациональное использование энергии, решаютс€ в глобальном масштабе. ≈сли мы будем потребл€ть меньше электроэнергии и ездить на несколько километров меньше, нам удастс€ сократить количество ископаемых видов топлива, используемого дл€ производства электричества, бензина и дизельного топлива. ¬о многих странах работают над использованием альтернативных источников энергии, включа€ энергию ветра и солнечную энергию. ќднако они еще не скоро смогут заменить ископаемое топливо в широком масштабе.
ƒеревь€, как и другие растени€, преобразуют углекислый газ в кислород и играют жизненно важную роль в регулировании содержани€ парниковых газов в атмосфере. ¬ ёжной јмерике вырубаютс€ колоссальные количества тропического леса. ”ничтожение миллионов квадратных километров леса означает поступление меньшего количества кислорода в атмосферу и скопление большего количества углекислого газа, создающего эффект тепловой ловушки.

¬семирные кампании
¬о всем мире проход€т кампании с целью убедить правительства соответствующих стран прекратить уничтожение тропических лесов. ¬ некоторых странах предпринимаютс€ попытки восстановить природный баланс путем поощрени€ и субсидировани€ посадки деревьев.
ќднако мы больше не можем быть уверены в чистоте воздуха, которым дышим. Ѕлагодар€ давлению со стороны общественности, постепенно сокращаетс€ применение ’‘”, а вместо них используютс€ альтернативные химические вещества. » тем не менее, атмосфера по-прежнему в опасности. Ќеобходимо обеспечить жесткий контроль над действи€ми человека, чтобы гарантировать "безоблачное" будущее нашей атмосферы.