јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

√Ћј¬Ќјя >>> –≈‘≈–ј“џ » —ѕ–ј¬ќ„Ќјя »Ќ‘ќ–ћј÷»я ќ ѕ–»–ќƒ≈

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:

”“ ќЌќ—

овчегин »горь

¬ но€бре 1797 года какой-то любознательный европеец, переселившийс€ в јвстралию, в штате Ќовый ёжный ”эльс поймал необычного звер€. «верь этот так поразил переселенца, что он решил отправить шкуру в јнглию Ч пусть, мол, ученые мужи разберутс€, что это за существо. Ќо ученые англичане не захотели разбиратьс€: едва взгл€нув на присланную шкуру, они сразу решили, что перед ними Ч подделка. ”ченые прошлого были людьми искушенными: многие дес€тилети€ вс€ческие шарлатаны Ђсоздавалиї самых необычных животных, соедин€€ воедино различные части млекопитающих, рыб, птиц, земноводных или пресмыкающихс€. “аинственные Ђморские монахиї и Ђвасилискиї, Ђморские девыї и прочие чудища, имеющие, например, рыбий хвост и птичью голову или змеиное туловище, множество ног, крыль€ и так далее, демонстрировались на €рмарках и даже попадали иногда в научную литературу того времени.

» не удивительно поэтому, что, получив шкуру из јвстралии, англичане прин€ли ее за подделку. »звестный английский анатом –оберт  нокс писал впоследствии, что Ђученые склонны были зачислить это редкое произведение природы в один разр€д с восточными Ђрусалкамиї и другими самоделками подобного родаї.

¬ самом деле, может ли существовать зверь с птичьей головой? ќднако через какое-то врем€ известный в јнглии зоолог ƒжордж Ўоу, изучив посылку из јвстралии, пришел к выводу, что шкура Ч не подделка. ѕроверка других зоологов подтвердила вывод Ўоу Ч и ученый мир вынужден был признать существование необычного животного. » только через п€ть лет после того, как европейцы получили шкуру, зверь этот был описан и узаконен как животное-амфиби€ из Ђрода кротовї (утиный клюв ему Ђпростилиї Ч что оставалось делать?). Ќо когда зверь получил признание и даже научное им€, в јнглию были доставлены уже не шкуры, а сами зверьки. » тут вы€снилось, что у самки нет молочных желез. «начит, она не выкармливает детенышей молоком и не может быть отнесена к млекопитающим. “ем более что, в отличие от млекопитающих, это животное, как оказалось, имеет клоаку, подобную птицам. ¬ таком случае это не зверь с птичьим клювом, а птица в звериной шкуре?!

„етверть века ученые не могли решить, куда отнести это животное Ч к птицам, звер€м, пресмыкающимс€ или ни к тем, ни к другим, ни к третьим.  рупнейшие ученые того времени Ч французы ∆орж  ювье, Ётьен и »сидор —ент-»леры (отец и сын), англичане Ёдвард ’оум, ƒжон ƒжемиссон и –ичард ќуэн, немцы »оган Ѕлуменбах и Ћоренц ќкен и многие другие включились в жаркий спор. ќн продолжалс€ и тогда, когда в 1824 году у Ђспорныхї животных были все-таки найдены молочные железы (противники признани€ утконосов млекопитающими объ€вили, что это не молочные, а мускусные или жировые железы). —пор вспыхнул с новой силой, когда в 1829 году были обнаружены в норах утконоса €йца (сторонники версии Ђутконос Ч млекопитающееї утверждали, что это €йца черепахи, случайно попавшие в нору к зверю).

—мен€лись поколени€ ученых, а спор продолжалс€. Ќо истина рано или поздно должна была восторжествовать. » она восторжествовала. »звестен день, когда это произошло: 2 сент€бр€ 1884 года. Ётот день можно считать днем Ђнаучного рождени€ї утконосов.

2 сент€бр€ 1884 года в городе ћонреале ( анада) проходило собрание Ѕританской научной ассоциации. » вот пр€мо в президиум собра-ни€ поступила телеграмма из јвстралии от известного ученого  олдуэлла. ќн сообщал, что собственными глазами видел, как утконосы отклады-вают €йца. (“о, что они выкармливают детенышей молоком, было доказано раньше.)

»так, €йцекладущее, однопроходное, с птичьим клювом (все, как у птиц!) Ч и тем не менее млекопитающее!

„то же из себ€ представл€ет это необычное существо?

Ќачнем с клюва: он первый бросаетс€ в глаза и он первый ввел в заблуждение ученых. ƒа, клюв действительно есть. Ќо на птичий он похож лишь внешне: у птиц клюв твердый, крепкий, у утконоса он м€гкий, покрытый эластичной кожей, котора€ нат€нута на две тонкие, длинные, дугообразные косточки. ¬ общем, это не клюв, а скорее нос в форме клюва. Ќа коже клюва находитс€ много нервных окончаний, играющих очень важную роль в жизни утконоса: они помогают зверю ориентироватьс€ и находить еду в воде. –о€сь в придонном иле, утконос отыскивает там моллюсков, рачков, личинок насекомых. Ќабрав достаточно пищи, утконос поднимаетс€ на поверхность и, лежа неподвижно на воде, перетирает добычу твердыми роговыми кра€ми клюва.

”тконос

ормитс€ утконос лишь рано утром или поздно вечером, но работает в это врем€ очень активно: ведь за день утконос съедает столько пищи, сколько весит сам!

ѕлавают утконосы прекрасно, причем Ђвесламиї им служат не задние лапы, как у всех ведущих полуводный образ жизни млекопитающих, а передние.  ак и положено, на лапах-Ђвеслахї имеютс€ перепонки. Ќо у утконосов они не между пальцами, а на ладошках. ¬ воде перепонки распускаютс€ широким веером и помогают плавать, на суше Ђвеерї складываетс€ Ч перепонки подгибаютс€ и не мешают ходить.

роме перепонок, на передних лапах утконосов имеютс€ острые и крепкие когти, с помощью которых звери неподалеку от воды устраивают себе в земле норы. ѕравда, нора эта небольша€, неглубока€ и на ее устройство утконос много сил не тратит. Ќо раз в году Ч накануне по€влени€ потомства Ч утконос (точнее, утконосиха) начинает трудитьс€ по-насто€щему: нору вырывает длиной в 5-6 (но бывает и в 10 и более) метров, причем нора имеет целый р€д отнорков и заканчиваетс€ специальной камерой. ¬ эту камеру утконос притаскивает собранные в воде ветки, водоросли, листь€. (Ћюбопытно, что транспортирует он все это, прижав хвостом к животу.) ¬ гнезде утконос перебирает свою добычу, перетира€ клювом все твердые частички, чтоб подстилка стала как можно м€гче.

огда приготовлени€ закончены, утконосиха закупоривает входные отверсти€ толстыми земл€ными пробками и откладывает 2 (реже 1-3) маленьких (менее 2 сантиметров в диаметре) €ичка, покрытых не скорлупой, как у птиц, а пленкой из рогового вещества, как у некоторых пресмыкающихс€. «атем самка сворачиваетс€ клубком вокруг кладки и в течение 7-10 дней обогревает свое будущее потомство, по сути дела, насиживает €йца, не оставл€€ их ни на минуту. » так же в течение мес€ца не оставл€ет она по€вившихс€ на свет крошечных (они меньше 3 сантиметров в длину) слепых и голеньких детенышей. ѕройдет, по крайней мере, недели четыре, прежде чем мамаша рискнет хоть ненадолго оставить их. ѕотом утконосиха станет отлучатьс€ чаще и на более продолжительное врем€, а молодые утконосы начнут вылезать из норы, лишь когда им исполнитс€ мес€ца четыре.   этому времени они уже достигают 30-сантиметровой длины, хот€ и продолжают питатьс€ материнским молоком.

ћолока у утконоса много. Ќо молочные железы у этих животных развиваютс€ лишь тогда, когда утконосы откладывают €ички. ¬ остальное врем€ железы очень малы и совершенно незаметны.

Ќет у утконосов и сосков. ¬о врем€ кормлени€ мамаша ложитс€ на спину, а утконосики вскарабкиваютс€ на родительницу и начинают слегка нажимать на голые участки кожи Ч так называемое млечное поле. Ќа этом млечном поле наход€тс€ очень крупные поры, и сквозь них, как сквозь ситечко, выступают капельки молока, которые и слизывают малыши.

”тконосов в зоопарках очень мало, а наблюдать за ними в природе крайне трудно: они пугливы, при малейшем подозрительном звуке немедленно пр€чутс€ в заросл€х или опускаютс€ на дно (обычно утконосы остаютс€ под водой не больше минуты, но при испуге могут не подниматьс€ на поверхность и 5 минут). ѕоэтому люд€м далеко еще не все известно об утконосах.

Ќаши авторские методические материалы по млекопитающим –оссии:
можно приобрести следующие методические материалы по млекопитающим –оссии:

компьютерный цифровой (дл€ PC-Windows) определитель Ќаземные млекопитающие (звери) –оссии,
приложение-определитель дл€ смартфонов и планшетов «вери и следы (его можно купить в Play Google или загрузить из AppStore) ,
карманные полевые определители «вери и их следы, ∆ивотные. ќпределитель,
цветную ламинированную определительную таблицу ћлекопитающие и следы их жизнеде€тельности,
книги-определители серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии" «вери, ƒомашние животные.

роме того, на нашем сайте ¬ы можете приобрести методические материалы по зоологии позвоночных животных:

компьютерные цифровые (дл€ PC-Windows) определители: –ыбы, јмфибии, –ептилии, ѕтицы,
приложени€ дл€ смартфонов и планшетов: –ыбы, јмфибии, –ептилии, ѕтицы –оссии, √олоса птиц, ѕтицы ≈вропы (все их можно купить в Play Google или скачать из AppStore) ,
цветные ламинированные определительные таблицы: –ыбы, јмфибии и рептилии, «имующие птицы, ѕерелетные птицы,