јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

√Ћј¬Ќјя >>> –≈‘≈–ј“џ » —ѕ–ј¬ќ„Ќјя »Ќ‘ќ–ћј÷»я ќ ѕ–»–ќƒ≈

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:

[ sp ѕомощь в получении лицензии на отходы от специалистов √  јѕ-–иал в сжатые сроки. Ќизкие цены. ] : ml об : { lf }

Ќј—≈ ќћџ≈

Ћежнин ѕетр

Ќасекомые по€вились, как полагают, в девонском периоде, около 400 млн. лет до наших дней, и произошли от древних кольчатых червей, опровергнув в дальнейшем известную поговорку о том, что рожденный ползать Ч летать не может. Ѕолее того, насекомые оказались первыми на «емле животными, освоившими воздушную среду, и произошло это 300-320 млн. лет назад. Ћишь спуст€ 150 млн. лет после этого по€вились на «емле летающие €щеры, а затем и птицы.

— тех давних пор насекомые достигли больших успехов в своем развитии и в эволюционной иерархии сегодн€шнего дн€ занимают весьма почетное место, €вл€€сь высшими представител€ми иной по отношению к позвоночным животным филогенетической ветви Ч первичноротых. ѕо общему уровню организации многие исследователи сравнивают насекомых с высшими представител€ми позвоночных Ч с птицами и даже с млекопитающими. “акое, несколько неожиданное дл€ непосв€щенных сопоставление, однако, не покажетс€ читателю особенно удивительным, если он вспомнит о сложной жизни общественных насекомых Ч пчел или муравьев Ч с четко организованным разделением труда, коллективным вы по€влением работ и выращиванием потомства.

Ќасекомые Ч процветающий класс животных. ѕо многообразию видов, распределению, общей численности насекомые намного превосход€т всех остальных животных. ¬ насто€щее врем€ известно уже более 1,5 млн. видов.

ѕо окраске, особенност€м строени€ тела, величине и другим признакам насекомые могут существенно различатьс€ между собой.  арликами среди них €вл€ютс€ некоторые наездники, длина тела которых составл€ет всего 0,2 мм. —амые крупные насекомые встречаютс€ среди бабочек (размах крыльев до 28 см) и палочников (длина тела до 30 см). “аким образом, наиболее крупные насекомые превышают в длину самых мелких в 1500 раз, самые мелкие оказываютс€ меньше некоторых простейших, а самые крупные Ч больше некоторых млекопитающих. ¬ основной же своей массе Ч насекомые довольно мелкие животные: размеры их тела, как правило, не превышают нескольких сантиметров, а то и долей сантиметра.

ќбща€ численность насекомых огромна. —амые скромные подсчеты показывают, что на «емле одновременно обитает не менее 109 млрд. насекомых! „исло это очень трудно осмыслить. Ќо давайте вообразим на минуту, что всех живущих на «емле насекомых нанизали на нитку в виде ожерель€.  акой длины будет така€ нить? ѕрин€в длину тела каждого насекомого (в среднем) всего за 5 мм, получим 5000 млрд. км! Ћегко подсчитать, что такой нитью можно было бы обернуть нашу планету по экватору (округленно 40 тыс. км) 125 млн. раз!

ј вот другой пример. ѕредставим себе, что все насекомые, наход€щиес€ в воздухе, в воде, на земле, под землей, на растени€х, вдруг вылезли на поверхность материков и островов (кроме холодной јнтарктиды) и расправили свои крыль€ (если они есть). ѕрин€в, что усредненное насекомое имеет ту же длину тела Ч 5 мм, ширину Ч 2 мм и длину каждого крыла Ч 5 мм, получим общую площадь, которую могли бы зан€ть эти животные, если бы Ђсомкнули свои р€дыї, 60 млн. км2! ј если бы они равномерно рассредоточились по всей поверхности суши, то можете поверить ступить было бы буквально некуда, будучи столь многочисленными, насекомые играют огромную роль в жизни нашей планеты, €вл€ютс€ могучим биологическим фактором. ћногие виды этих животных Ч вредители растений, в том числе сельскохоз€йственных и лесных, переносчики различных болезней. Ќо польза от насекомых еще больша€.

¬озьмем полезнейших насекомых Ч санитаров. Ќекоторые из них с такой быстротой уничтожают погибших животных, что с ними не могут конкурировать даже хищные звери. ≈ще  . Ћиннеи указывал, что потомство всего лишь трех мух в услови€х тропиков расправл€етс€ с трупом лошади быстрее, чем царь зверей. Ѕольшую роль в уничтожении падали играют жуки п некоторые другие насекомые.

Ёффективно защищают насекомые окружающую среду от гниющих остатков растительности. ѕри этом одновременно почва обогащаетс€ перегноем. ¬елика роль насекомых (особенно термитов, муравьев) и в других почвообразовательных процессах Ч рыхлении, вентил€ции, увлажнении почвы.

ƒанные палеонтологии Ч науки, изучающей древних, вымерших животных, говор€т о том, что насекомые существуют на земле уже около 400 миллионов лет. Ќа прот€жении этого огромнейшего периода возникло необычайное разнообразие форм насекомых. ќдни группы этих животных после процветани€ вымирали нацело, другие, видоизмен€€сь и приспосаблива€сь к изменению климатических условий, продолжали свое существование.

ќдин из обширнейших разделов энтомологии Ч систематика изучает многообразие форм насекомых. Ќаправлени€ работ систематиков разнообразны. — одной стороны, вы€вление видов насекомых, описание их особенностей и установление различий и сходство другими видами. “ака€ работа св€зана с составлением определителей, с помощью которых можно различать виды и устанавливать их научные названи€. —истематикам известно уже более 800 тыс€ч видов насекомых, что составл€ет почти 0,75 всех видов животных, обитающих на земном шаре. ѕроцесс открыти€ и описани€ новых видов насекомых проходит довольно интенсивно и сейчас, так что у зоологов есть все основани€ полагать, что на земле в насто€щее врем€ обитает более 1 миллиона видов этих животных.

— другой стороны, в круг интересов систематиков входит и изучение закономерностей географического распространени€ насекомых. —истематики вы€вл€ют ареалы, т. е. территории земной поверхности, на которых обитают виды; большое внимание удел€етс€ изучению фауны, т. е. видового состава насекомых какой-либо страны или какого-нибудь физико-географического района. Ёти работы имеют не только большое теоретическое значение, но и практическое. ќни играют существенную роль в изучении вредителей сельского и лесного хоз€йства: в прогнозировании их численности, в определении зон вредности, определении возможностей распространени€ вредителей и акклиматизации их в новых районах; большое значение имеет знание распространени€ видов-переносчиков заболеваний человека и домашних животных.

Ќа основе изучени€ современных и вымерших ископаемых насекомых систематики вы€вл€ют пути исторического развити€ насекомых, которые до сего времени €сны далеко не во всех детал€х. ¬ этой области существует очень много нерешенных и спорных вопросов.

ѕочти все зоологи сход€тс€ во мнении, что насекомые по своему происхождению €вл€ютс€ сухопутными существами, развившимис€ из каких-то наземных форм древних червей. ѕо Ђгеологическому времениї насекомые по€вились на земле вскоре после заселени€ суши растени€ми. Ќаиболее древние насекомые были бескрылы. ¬ наше врем€ тоже существует очень небольша€ группа примитивных насекомых, состо€ща€ из четырех отр€дов (щетинохвостки, двухвостки, вилохвостки и бесс€жковые). Ёто мелкие, малозаметные существа, с м€гкими и нежными покровами тела, живущие в почве или на ее поверхности. »х можно часто увидеть в цветочных горшках, в парниках или сырых помещени€х. » у взрослых, и у развивающихс€ зародышей тело лишено каких-либо  рыловых зачатков. Ёту совсем небольшую группу систематики выдел€ют в подкласс первично-бескрылых и противопоставл€ют остальной, преобладающей массе насекомых, относимых к подклассу крылатых. —ледует сказать, что второй подкласс имеет в своем составе и бескрылых представителей, таких, как вши, блохи, кокциды, некоторые жуки, р€д саранчовых и многие другие. ќднако все эти насекомые произошли от крылатых предков и, таким образом, их бескрылость рассматриваетс€ как вторичное €вление. —реди насекомых, относимых к подклассу крылатых, процесс недоразвити€, а затем исчезновени€ крыльев был св€зан с различными причинами: у блох, вшей и пухоедов Ч с паразитический образом жизни, у тлей, кокцид Ч с малоподвижным образом жизни и обилием питани€ и т. д.

¬полне естественно, что у зоологов возник вопрос о том, как развилась в классе насекомых способность к полету. ¬едь среди беспозвоночных животных только насекомые обрели крыль€. » именно крылатость обеспечила необычайный расцвет этих животных и способствовала завоеванию ими почти всей суши.   сожалению палеонтологи€ не дает пр€мого ответа на этот вопрос. Ќи среди ныне живущих, ни среди ископаемых насекомых не найдены формы, которые можно было бы считать переходными между первично-бескрылыми и крылатыми насекомыми. ¬ св€зи с этим было выдвинуто несколько гипотез. ќдно из научных предположений, поддерживаемое р€дом зарубежных и советских энтомологов, допускает возможность образовани€ крыльев из небольших полых вып€чиваний по бокам верхней поверхности тела. “акие выросты развиты у некоторых личинок современных насекомых; они же обнаружены у многих ископаемых форм насекомых (правда крылатых) на переднегруди и сегментах брюшка. Ќемецкий энтомолог ћюллер допускал, что у некоторых бескрылых древних насекомых, живших во влажных местах, эти образовани€ имели вспомогательное значение как дополнительные поверхности, принимавшие участие в дыхании.

ѕостепенно боковые выросты стали подвижными, что веро€тно было св€зано с необходимостью притока к организму свежих порций воздуха; в дальнейшем они превратились в органы летани€.

Ќо некоторые энтомологи допускают возможность развити€ крыльев из неподвижных грудных выростов. ѕредполагают, что древние насекомые, обладавшие боковыми неподвижными придатками тела, при спрыгивании с деревьев, камней и прочих возвышений получили возможность совершать планирующие полеты. ѕодвижность этих придатков возникла позже.

рупный систематик и первый русский палеоэнтомолог ј. ¬. ћартынов разделил всех крылатых насекомых на две группы; древнекрылых и новокрылых. ќн обратил внимание на то, что у многих древних ископаемых форм насекомых крыль€ не обладали способностью складыватьс€ вдоль тела. —реди ныне существующих насекомых есть тоже такие формы Ч это стрекозы и поденки. ¬ покое они держат свои крыль€ или распростертыми в стороны, или подн€тыми вертикально вверх. “акое расположение крыльев св€зано и с образом жизни взрослых особей: стрекозы охот€тс€ за насекомыми в открытых воздушных пространствах; взрослые поденки, совершенно не пита€сь, почти всю свою короткую жизнь провод€т тоже в воздухе над реками, озерами и различными водоемами; они совершают брачные полеты, а затем самки, пролета€ над водной поверхностью, рассеивают свои €йца. √уста€ листва кустарников и деревьев, а также травостой дл€ этих насекомых недоступны. —трекозы или поденки, случайно сюда попавшие, очень скоро обламывают свои крыль€. ѕревращение у древнекрылых неполное, однако усложненное тем, что личинки ведут водный образ жизни и имеют особые приспособлени€ к нему. ¬ отличие от всех других насекомых личинки стрекоз и поденок обладают трахейными жабрами, способными поглощать кислород, содержащийс€ в воде, и переводить его не в кровь, как это имеет место у рыб, а в дыхательные трубочки Ч трахеи, богато ветв€щиес€ в таких своеобразных жабрах.

¬се остальные водные насекомые, например жуки-плавунцы, клопы-гладыши, личинки комаров и другие, нуждаютс€ дл€ своего дыхани€ в атмосферном кислороде 11 врем€ от времени всплывают к поверхности, чтобы набрать свежий запас воздуха в дыхательные трубки. “рахейные жабры обычно располагаютс€ в виде тонких лепестков по бокам брюшка или на его конце; у некоторых же стрекоз они наход€тс€ в задней кишке, куда регул€рно засасываютс€ свежие порции воды, а отработанна€ вода выталкиваетс€. ¬ том случае, когда личинке стрекозы грозит кака€-либо опасность, она наподобие маленького реактивного аппарата с силой выталкивает очередную порцию воды из задней кишки и, резко продвига€сь вперед, исчезает из пол€ зрени€ своего врага. Ћичинки стрекоз хищничают, истребл€€ мелких рачков, инфузорий и мальков рыб. ¬ отличие от них личинки поденок питаютс€ главным образом водоросл€ми; эти личинки составл€ют существенную часть рациона многих пресноводных рыб. ¬зрослые поденки живут от нескольких часов до 10 суток; иногда над крупными реками, не загр€зненными промышленными отходами, можно наблюдать массовый лет поденок, представл€ющий удивительное зрелище: насекомые летают над водой в огромном количестве, их скоплени€ раст€гиваютс€ иногда вдоль реки на несколько километров.

Ќебольшой группе древнекрылых противопоставл€ют обширную группу более высокоорганизованных насекомых Ч новокрылых, обладающих способностью складывать крыль€ вдоль тела. Ёта особенность обеспечила легкое передвижение среди листьев деревьев, в густом травостое, дала возможность освоить и верхние слон почвы, и водоемы, и толщу древесины. —кладывание крыльев обеспечиваетс€ развитием у их основани€ особой лопасти, а также некоторым изменением сочленени€ крыльев с телом.

Ѕолее низко организованные новокрылые насекомые характеризуютс€ неполным превращением. —юда относ€тс€ две группы отр€дов Ч пр€мокрылые (объедин€ют 11 отр€дов) и хоботные (объедин€ют 5 отр€дов).

пр€мокрылым относ€тс€ такие отр€ды, как тараканы, уховертки, богомолы, термиты, палочники, прыгающие пр€мокрылые (кузнечики, сверчки и саранчовые) и другие. ¬се эти насекомые обладают грызущим ротовым аппаратом, в большинстве своем хорошо развитыми крыль€ми, имеющими очень обильное жилкование. ” большинства передние крыль€ кожистые, уплотненные, при складывании вдоль тела они защищают более нежные задние крыль€. ќбраз жизни у этих насекомых очень разнообразен.

Ѕогомолы Ч очень активные хищники; в неподвижной позе, с передними ногами, выт€нутыми вперед и сложенными наподобие перочинного ножа, сид€т они на растени€х в ожидании пролетающего мимо насекомого; така€ поза и дала повод дл€ необычного названи€ этих насекомых. Ѕогомолы молниеносно и почти всегда безошибочно хватают передними ногами пролетающих мимо насекомых; южноамериканские виды охот€тс€ не без успеха и на колибри; самка богомола может сразу же после спаривани€ съесть самца.

“ермиты Ч насекомые, широко известные в тропических странах они стро€т огромнейшие жилища Ч термитники, при этом используют частицы почвы, цементиру€ их очень прочно своими выделени€ми. “ермиты питаютс€ отмершей древесиной и благодар€ этому представл€ют опасность дл€ дерев€нных построек, телеграфных столбов и т. п. ∆ивут они огромнейшими семь€ми, где имеетс€ обычно одна самка Ч Ђцарицаї и неисчислимое количество Ђрабочихї и Ђсолдатї, не способных к размножению. Ђ–абочиеї выполн€ют самые разнообразные об€занности: стро€т термитники, добывают пищу, ухаживают за €йцами, воспитывают личинок, развод€т в особых камерах термитников Ђгрибные садыї, усердно поддерживают чистоту во всех галере€х своего обширного жилища. –абочие особи ухаживают и за самкой, котора€ имеет необычайно вздутое брюшко, не способна двигатьс€ и почти непрерывно откладывает €йца. Ђ—олдатыї крупнее Ђрабочихї и отличаютс€ большими головами и заостренными, торчащими вперед верхними челюст€ми; эти особи в случае опасности €ростно защищают термитник от врагов. ¬ кишечнике термитов обнаружены простейшие организмы Ч жгутиковые, переваривающие поглощенную насекомыми древесину в таком количестве, которого хватает на поддержание жизни и самих жгутиковых, и их хоз€ев. ќпыты показали, что если в кишечнике термита уничтожить эти мельчайшие существа, то насекомое погибнет от голода, хот€ и будет поглощать пищу. “ермитов в литературе часто называют Ђбелыми муравь€миї. Ёто совершенно неправильно, так как муравьи и термиты Ч насекомые очень различные, в родственном отношении далеко отсто€щие друг от друга. ћуравьи относ€тс€ к высокоорганизованному отр€ду перепончатокрылых, имеющих полное превращение.

ќтр€д прыгающих пр€мокрылых насекомых довольно разнообразен, он объедин€ет кузнечиков, сверчков, медведок и саранчовых. —аранчовые Ч насекомые растительно€дные, открыто живущие, многие из них €вл€ютс€ первостепенными вредител€ми сельскохоз€йственных культур. —реди растительно€дных кузнечиков, распространенных в южных районах страны, имеютс€ виды, повреждающие виноградную лозу, зерновые, плодовые и овощные культуры.

насекомым с неполным превращением относитс€ еще одна больша€ группа насекомых, объедин€юща€ сеноедов, пухоедов, вшей, клопов, или полужесткокрылых и равнокрылых хоботных. ¬се они очень различны и по внешнему облику, и по питанию, и по образу жизни, но наход€тс€ в довольно близких родственных отношени€х.

—еноеды Ч очень небольшие свободно живущие насекомые, крылатые или бескрылые. ѕитаютс€ лишайниками, грибами, различными растительными и животными остатками. Ќекоторые виды повреждают книги, гербарии, коллекции насекомых. ¬идимо какие-то древние формы сеноедов, жившие в норах животных и гнездах птиц, были предками паразитических насекомых Ч пухоедов и вшей. —еноеды видимо дали начало и другой группе насекомых Ч клопам, или полужесткокрылым и равнокрылым хоботным.

ѕухоеды Ч паразиты диких и домашних птиц и животных. ”площенное бескрылое тело и цепкие ноги позвол€ют насекомым надежно удерживатьс€ на перь€х и шерсти. –отовой аппарат у пухоедов грызущий. ѕитаютс€ они част€ми пера и волоса, чешуйками кожи, сальными выделени€ми, а также и кровью, выступающей из ранок и расчесов на коже. ќчень часто от пухоедов страдают куры и цыпл€та. —ильно зараженные птицы очень неспокойны, так как испытывают сильный зуд, плохо питаютс€, худеют и снижают €йценоскость; цыпл€та иногда гибнут. Ђѕылевые ванныї, которые иногда принимают домашние птицы, €вл€ютс€ своеобразной дезинсекцией.

¬ши Ч родственные пухоедам насекомые, хот€ встречаютс€ преимущественно на млекопитающих животных. ѕаразитический образ жизни наложил €ркий отпечаток на внешний облик этих насекомых.  олюще Ч сосущий ротовой аппарат вшей в покое всегда вт€нут внутрь головы, глаза развиты очень слабо; все ноги превращены в образовани€, крепко зажимающие волосы; бескрылое и плоское тело благодар€ суженной голове и постепенно расшир€ющимс€ груди и брюшку имеют обтекаемую форму, облегчающую насекомому передвижение в волос€ном покрове.

лопы или полужесткокрылые в основном растительно€дные насекомые, паразитизм и хищничество встречаютс€ среди них относительно редко. –отовой аппарат клопов колюще-сосущий, приспособленный к питанию жидкой пищей.  рыль€ укладываютс€ обычно плоско на верхней поверхности тела; передние крыль€ в своей основной половине кожистые, уплотненные, а вершинна€ их часть нежна€, перепончата€. «адние крыль€ однородные, перепончатые. —реди клопов много вредных видов, из них особую известность приобрел клоп вредна€ черепашка, €вл€ющийс€ очень серьезным вредителем пшеницы. Ќекоторые клопы повреждают свеклу и огородные культуры. —реди хищных видов, нападающих на других насекомых и высасывающих из них кровь, встречаютс€ виды, обитающие в воде. ƒовольно известен вод€ной клоп-гладыш, или Ђвод€на€ осаї. √руппа клопов-паразитов человека и птиц по своему видовому составу очень невелика.

хоботным относ€тс€ и представители отр€да равнокрылых хоботных, которые в отличие от клопов имеют однородные по консистенции передние крыль€: они или целиком перепончатые, или целиком кожистые, уплотненные. –отовой аппарат устроен так же, как и у клопов, но причлен€етс€ не к передней, а к задней части головы. ¬ отр€д вход€т цикады, тли, кокциды, листоблошки и белокрылки.

÷икады Ч растительно€дные насекомые от мелких до довольно крупных размеров. „асто на лугах и лесных пол€нах, на стебл€х и листь€х трав€нистых растений можно видеть небольшие порции пенистой жидкости. Ёто Ч своеобразное убежище нежных личинок мелких трав€ных цикадок. Ћичинки выдел€ют жидкость, а затем вспенивают ее воздухом, выдуваемым из трахей. “ак создаетс€ Ђдомикї, в котором всегда влажно. Ќекоторые личинки цикад развиваютс€ в почве и при этом довольно длительное врем€. »звестен вид, у которого личинки провод€т в почве 17 лет. ќбщеизвестна способность цикад к Ђпениюї. «вуки издаютс€ посредством довольно сложно устроенного приспособлени€ на брюшке самца и предназначены, видимо, дл€ привлечени€ самок.

“ли Ч очень мелкие, исключительно растительно€дные насекомые с нежными и тонкими кожными покровами. ¬ пределах одного и того же вида могут существовать и крылатые и бескрылые особи. ƒл€ многих тлей характерны миграции Ч переселени€ с одного вида кормового растени€ на другой вид, при этом зачастую одним растением-хоз€ином €вл€етс€ трав€нистое растение, а другим Ч древесное. ќчень своеобразно у тлей и размножение. —амки способны откладывать не только €йца, но и рождать молодых личинок. ” многих тлей наблюдаетс€ партеногенез Ч способность самок размножатьс€ без оплодотворени€. ќдно партеногенетическое поколение за другим может следовать в течение длительного периода. ” бахчевой тли, например, за лето развиваетс€ до 14-20 таких поколений. —амцов в это врем€ нет.

“олько к осени среди потомства партеногенетических самок по€вл€ютс€ не только самки, но и самцы. ќплодотворенные €йца, оставленные этим поколением, зимуют, а на следующую весну из них разовьютс€ оп€ть только одни самки, которые дадут начало целому р€ду партеногенетических поколений. —реди тлей существует большое количество вредных видов и, прежде всего, следует вспомнить о страшнейшем биче виноградарства Ч виноградной тле-филлоксере, €блонной тле, бахчевой тле, гороховой тле, капустной тле и др.

окциды Ч это своеобразна€ группа в отр€де равнокрылых хоботных. Ёти совсем мелкие насекомые не всегда обращают на себ€ внимание, но, размножа€сь в массе, станов€тс€ иногда бедствием дл€ садоводов и виноградарей. ѕредставител€ми этой группы €вл€ютс€ различные червецы и щитовки. „ервецы Ч малоподвижные насекомые, самки их бескрылы, выдел€ют на поверхность своего тела восковые вещества, имеющие вид порошковидных, мучнистых налетов. »ногда такими выделени€ми защищаютс€ и откладываемые €йца.

ўитовки Ч наиболее специализированна€ группа кокцид; самки еще личинками младшего возраста запускают свой хоботок в ткани растени€ (в ствол, ветви, в листь€, плоды) и после этого уже на всю жизнь остаютс€ неподвижными. — каждой линькой тело самки настолько измен€етс€, что она становитс€ совсем непохожей на насекомое. ”трачиваютс€ ноги, усики, а также глаза; голова и грудь почти сливаютс€. “акое неподвижное существо имеет защиту-щиток, образующийс€ из восковидных выделений кожных желез самки и двух линочных шкурок, сбрасываемых с тела самки за врем€ ее личиночной жизни. —амцы щитовок очень малы, иногда в 100 раз меньше самок, в большинстве случаев они крылаты, подвижны, активно наход€т самок.

—реди червецов и щитовок очень много вредителей (виноградный мучнистый червец, калифорнийска€ щитовка, зап€товидна€ щитовка, акациева€ ложнощитовка и др.). ќсобенно Ч страдают от них садовые и декоративные насаждени€. Ѕорьба с этими насекомыми затруднительна, так как восковидные налеты и щитки довольно надежно защищают своих владельцев.

“рипсы, или пузыреногие, относ€тс€ также к насекомым с неполным превращением. “рипсы очень малы, бескрылы или крылаты; на концах всех шести лапок имеютс€ пульсирующие пузыревидные вздути€, выполн€ющие роль присосков, позвол€ющих более надежно держатьс€ на поверхности растений. “рипсов можно обычно увидеть на соцвети€х сложноцветных, например на поповнике (часто неверно называемом ромашкой), а также на злаках и других растени€х. –отовой аппарат у трипсов колюще-сосущий, но по своему строению значительно отличающийс€ от хоботка клопов и равнокрылых хоботных.  рыль€ узкие, длинные, почти без жилок, по кра€м с бахромой длинных волосков. —реди трипсов, питающихс€ растительными соками, существуют вредные виды, такие, как табачный трипе, повреждающий табак, лук, картофель, трубкоцветный трипе, вред€щий кукурузе, ржи и др. ’ищные трипсы истребл€ют клещей, тлей, растительно€дных трипсов и €йца некоторых насекомых.

насекомым с полным превращением относ€тс€ две группы отр€дов: перва€ Ч жесткокрылые, втора€ Ч сетчатокрылые.

ќтр€д ручейников, или волосистокрылых: внешний облик этих насекомых несколько напоминает бабочек.  рыль€ покрыты волосками, складываютс€ вдоль тела кровлеобразно. Ѕольшинство взрослых не питаетс€. Ћичинки ручейников живут на дне водоемов, некоторые стро€т здесь себе защитные чехлики, или домики из песчинок, мелких камешков, раковинок моллюсков или различных растительных остатков. Ћичинки охотно поедаютс€ рыбами.

ќтр€д бабочек, или чешуекрылых очень велик. ƒл€ бабочек характерно развитие мелких чешуек на поверхности крыльев и тела. ¬едущими в полЄте €вл€ютс€ передние крыль€, передний край которых укреплен группой сближенных жилок. Ќемногочисленные жилки, в основном продольные, укрепл€ют всю крыловую пластинку. ƒл€ группы дневных бабочек, имеющих булавовидные усики, характерна утрата способности складывать крыль€ вдоль тела. –отовые части сосущие; хоботок приспособлен к сосанию нектара или воды. ћногие бабочки не питаютс€ и имеют недоразвитый ротовой аппарат. Ћичинки бабочек (гусеницы) имеют хорошо развитую голову, грызущие ротовые части, три пары грудных и от двух до п€ти пар брюшных ног.  уколки иногда защищены коконами, выплетаемыми гусеницами из шелка, выдел€емого особыми железами. √усеницы в основном растительно€дны, в виде редкого исключени€ среди них встречаютс€ хищные виды. ќ некоторых вредных бабочках можно прочитать в последующих главах книги.

ќтр€д двукрылых характеризуетс€ одной парой перепончатых крыльев, имеющих небольшое количество жилок. «адние крыль€ недоразвиты и превращены в маленькие булавовидные образовани€, принимающие участие в регул€ции полета. —реди насекомых двукрылые €вл€ютс€ самыми совершенными летунам!.. —корость движени€ крыльев у некоторых комаров достигает 600 взмахов в секунду. ¬о врем€ полЄта, при его значительной скорости, многие мухи могут резко мен€ть направление; мухи-журчалки благодар€ особым движени€м крыльев могут подолгу оставатьс€ на одном месте, как бы Ђвисетьї в воздухе. Ћичинки двукрылых безноги; у большинства, за исключением комаров, голова недоразвита. –отовой аппарат имеет вид двух крючьев.  уколки многих видов наход€тс€ в ложном коконе, формирующемс€ из не сброшенной затвердевшей шкурки личинки последнего возраста. ƒвукрылые ведут самый различный образ жизни. »меютс€ формы растительно€дные, паразитические, хищные и т. д. ћногие комары и мухи €вл€ютс€ переносчиками заболеваний человека и животных.

—реди насекомых этого отр€да имеютс€ не только вредители сельскохоз€йственных растений, но и полезные виды, истребл€ющие других насекомых, или опыл€ющие растени€. ќ некоторых двукрылых можно прочитать в следующих разделах книги.

ќтр€д перепончатокрылых характеризуетс€ двум€ парами перепончатых крыльев, причем передн€€ пара больше задней. ∆илок на крыль€х немного, у паразитических видов жилки часто недоразвиты. »меютс€ и бескрылые представители, например муравьи. –отовые части грызущие, за исключением пчел и шмелей, у которых они грызущесосущие. ” самок пилильщиков €йцеклад пильчатый, с его помощью насекомые откладывают €йца в растительные ткани. ” паразитических перепончатокрылых €йцеклад игловидный, а у жалоносных он превращен в жало. Ћичинки различны по строению: они могут иметь грудные и брюшные ноги и очень походить на гусениц; в св€зи с этим личинок пилильщиков называют ложногусеницами (в отличие от гусениц у них от шести до восьми пар брюшных ног) ; личинки паразитических и жалоносных перепончатокрылых ног не имеют, но голова у них развита хорошо. ќбраз жизни личинок очень разнообразен. ќдни св€заны с растени€ми (пилильщики, рогохвосты, орехотворки), другие ведут паразитический образ жизни (наездники-ихневмониды, бракониды и др.). ” пчел и шмелей личинки живут в €чейках особых гнЄзд и питаютс€ заранее приготовленной пищей. ћногие представители этой группы €вл€ютс€ опылител€ми растений.

Ќаши авторские методические материалы по зоологии беспозвоночных:
можно приобрести следующие методические материалы по беспозвоночным животным –оссии:

компьютерные цифровые (дл€ PC-Windows) определители ƒневные бабочки, Ќасекомые-вредители леса, ѕресноводные беспозвоночные,
приложени€-определители Ёко√ид дл€ смартфонов и планшетов на Android и iOS: Ѕабочки, Ќасекомые-вредители (их можно скачать в Google Play или загрузить в AppStore),
цветные ламинированные определительные таблицы: ƒневные бабочки средней полосы, ѕресноводные беспозвоночные,
карманный полевой определитель ќбитатели водоемов,
определитель серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии": Ќасекомые.