јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

√Ћј¬Ќјя >>> –≈‘≈–ј“џ » —ѕ–ј¬ќ„Ќјя »Ќ‘ќ–ћј÷»я ќ ѕ–»–ќƒ≈

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г

”Ћ№“–ј—“–” “”–ј » Ѕ»ќ’»ћ»„≈— »… —ќ—“ј¬ ћџЎ÷

ѕередвижение животного, перемещение частей его тела относительно друг друга, работа внутренних органов, акты дыхани€, кровообращени€, пищеварени€, выделени€ осуществл€ютс€ благодар€ де€тельности различных групп мышц.

” высших животных имеютс€ три типа мышц: поперечнополосатые скелетные (произвольные), поперечнополосатые сердечные (непроизвольные), гладкие мышцы внутренних органов, сосудов и кожи (непроизвольные). ќтдельно рассматриваютс€ специализированные сократительные образовани€ Ч миоэпителиальные клетки, мышцы зрачка и цилиарного тела глаза.

ѕомимо свойств возбудимости и проводимости, мышцы обладают сократимостью, т. е. способностью укорачиватьс€ или измен€ть степень напр€жени€ при возбуждении. ‘ункци€ сокращени€ возможна благодар€ наличию в мышечной ткани специальных сократимых структур.

—келетные мышцы.
Ќа поперечном сечении продольноволокнистой мышцы видно, что она состоит из первичных пучков, содержащих 20-60 волокон.  аждый пучок отделен соединительно тканной оболочкой Ч перимизиумом, а каждое волокно Ч эндомизиумом. ¬ мышце животных насчитываетс€ от нескольких сот до нескольких сот тыс€ч волокон с диаметром от 20 до 100 мкм и длиной до 12-16 см. ќтдельное волокно покрыто истинной клеточной оболочкой Ч сарколеммой. —разу под ней, примерно через каждые 5 мкм по длине, расположены €дра. ¬олокна имеют характерную поперечную исчерченность, котора€ обусловлена чередованием оптически более и менее плотных участков.

¬олокно образовано множеством (1000-2000 и более) плотно упакованных миофибрилл (диаметр 0,5-2 мкм), т€нущихс€ из конца в конец.

ћежду миофибриллами р€дами расположены митохондрии, где происход€т процессы окислительного фосфорилировани€, необходимые дл€ снабжени€ мышцы энергией.

ѕод световым микроскопом миофибриллы представл€ют образовани€, состо€щие из правильно чередующихс€ между собой темных и светлых дисков. ƒиски ј называютс€ анизотропными (обладают двойным лучепреломлением), диски » Ч изотропными (почти не обладают двойным лучепреломлением). ƒлина ј-дисков посто€нна, длина »-дисков зависит от стадии сокращени€ мышечного волокна. ¬ середине каждого изотропного диска находитс€ ’-полоска, в середине анизотропного диска Ч менее выраженна€ ћ-полоска. «а счет чередовани€ изотронных и анизотропных сегментов кажда€ миофибрилла имеет поперечную исчерченность. ”пор€доченное же расположение миофибрилл в волокне придает такую же исчерченность волокну в целом.

Ёлектронна€ микроскопи€ показала, что кажда€ миофибрилла состоит из параллельно лежащих нитей, или протофибрилл (филаментов) разной толщины и разного химического состава. ¬ одиночной миофибрилле насчитываетс€ 2000 Ч 2500 протофибрилл. “онкие протофибриллы имеют поперечник 5-8 нм и длину 1-1,2 мкм, толстые Ч соответственно 10-15 нм и 1,5 мкм.

“олстые протофибриллы, содержащие молекулы белка миозина, образуют анизотропные диски. Ќа уровне полоски ћ миозиновые нити св€заны тончайшими поперечными соединени€ми. “онкие протофибриллы, состо€щие в основном из белка актина, образуют изотропные диски.

Ќити актина прикреплены к полоске ’, пересека€ ее в обоих направлени€х; они занимают не только область »-диска, но и заход€т в промежутки между нит€ми миозина в области ј-диска. ¬ этих участках нити актина и миозина св€заны между собой поперечными мостиками, отход€щими от миозина. Ёти мостики нар€ду с другими веществами содержат фермент ј“‘-азу. ќбласть ј-дисков, не содержаща€ нитей актина, обозначаетс€ как зона Ќ. Ќа поперечном разрезе миофибриллы в области краев ј-дисков видно, что каждое миозиновое волокно окружено шестью актиновыми нит€ми.

—труктурно-функциональной сократительной единицей миофибриллы €вл€етс€ саркомер Ч повтор€ющийс€ участок фибриллы, ограниченный двум€ полосками ’. ќн состоит из половины изотропного, целого анизотропного и половины другого изотропного дисков. ¬еличина саркомера в мышцах теплокровных составл€ет около 2 мкм. Ќа электронном микрофото саркомеры про€вл€ютс€ отчетливо. √ладка€ эндоплазматическа€ сеть мышечных волокон, или саркоплазматический ретикулум, образует единую систему трубочек и цистерн.

ќтдельные трубочки идут в продольном направлении, образу€ в зонах Ќ миофибрилл анастомозы, а затем переход€т в полости (цистерны), опо€сывающие миофибриллы по кругу. ѕара соседних цистерн почти соприкасаетс€ с поперечными трубочками (“-каналами), идущими от сарколеммы поперек всего мышечного волокна.  омплекс из поперечного “-канала и двух цистерн, симметрично расположенных по его бокам, называетс€ триадой.

” амфибий триады располагаютс€ на уровне ’-полосок, у млекопитающих Ч на границе ј-дисков. Ёлементы саркоплазматического ретикулума участвуют в распространении возбуждени€ внутрь мышечных волокон, а также в процессах сокращени€ и расслаблени€ мышц.

¬ 1 г поперечнополосатой мышечной ткани содержитс€ около 100 мг сократительных белков, главным образом миозина и актина, образующих ктомиозиновый комплекс. Ёти белки нерастворимы в воде, но могут быть экстрагированы растворами солей.   другим сократительным белкам относ€тс€ тропомиозин и комплекс тропонина (субъединицы “, 1, —), содержащиес€ в тонких нит€х. ¬ мышце содержатс€ также миоглобин, гликолитические ферменты и другие растворимые белки, не выполн€ющие сократительной функции.

√ладкие мышцы.
ќсновными структурными элементами гладкой мышечной ткани €вл€ютс€ миодиты Ч мышечные клетки веретенообразной и звездчатой формы длиной 60-200 мкм и диаметром 4-8 мкм. Ќаибольша€ длина клеток (до 500 мкм) наблюдаетс€ в матке во врем€ беременности.

ядро находитс€ в середине клеток. ‘орма его эллипсоидна€, при сокращении клетки оно скручиваетс€ штопорообразно. ¬округ €дра сконцентрированы митохондрии и другие трофические компоненты. ћиофибриллы в саркоплазме гладкомышечных клеток, по-видимому, отсутствуют. »меютс€ лишь продольно ориентированные, нерегул€рно распределенные миозиновые и актиновые протофибриллы длиной 1-2 мкм.

ѕоэтому поперечной исчерченности волокон не наблюдаетс€. ¬ протоплазме клеток наход€тс€ в большом количестве пузырьки, содержащие —а++, которые, веро€тно, соответствуют саркоплазматическому ретикулуму поперечнополосатых мышц.

¬ стенках большинства полых органов клетки гладких мышц соединены особыми межклеточными контактами (десмосомами) и образуют плотные пучки, сцементированные гликопротеиновым межклеточным веществом, коллагеновыми и эластичными волокнами. “акие образовани€, в которых клетки тесно соприкасаютс€, но цитоплазматическа€ и мембранна€ непрерывность между ними отсутствует (пространство между мембранами в области контактов составл€ет 20 Ч 30 нм), называют Ђфункциональным синцитиемї.  летки, образующие синцитий, называют унитарными; возбуждение может беспреп€тственно распростран€тьс€ с одной такой клетки на другую, хот€ нервные двигательные окончани€ вегетативной нервной системы расположены лишь на отдельных из них. ¬ мышечных сло€х некоторых крупных сосудов, в мышцах, поднимающих волосы, в ресничной мышце глаза наход€тс€ мультиунитарные клетки, снабженные отдельными нервными волокнами и функционирующие независимо одна от другой.

ћ≈’јЌ»«ћ ћџЎ≈„Ќќ√ќ —ќ –јў≈Ќ»я

¬ обычных услови€х скелетные мышцы возбуждаютс€ импульсами, которые поступают по волокнам двигательных нейронов (мотонейронов), наход€щихс€ в передних рогах спинного мозга или в €драх черепно-мозговых нервов. ¬ зависимости от количества концевых разветвлений нервное волокно образует синоптические контакты с большим или меньшим числом мышечных волокон. ћотонейрон, его длинный отросток (аксон) и группа мышечных волокон, иннервируемых этим аксоном, составл€ют двигательную, или нейромоторную, единицу. „ем более тонка, специализированна в работе мышца, тем меньшее количество мышечных волокон входит в нейромоторную единицу. ћалые двигательные единицы включают лишь 3-5 волокон (например, в мышцах глазного €блока, мелких мышцах лицевой части головы), большие двигательные единицы Ч до волокно (аксон) нескольких тыс€ч волокон (в крупных мышцах туловища и конечностей). ¬ большинстве мышц двигательные единицы соответствуют первичным мышечным пучкам, каждый из которых содержит от 20 до 60 мышечных волокон. ƒвигательные единицы различаютс€ не только числом волокон, но и размером нейронов Ч большие двигательные единицы включают более крупный нейрон с относительно более толстым аксоном. Ќейромоторна€ единица работает как единое целое: импульсы, исход€щие от мотонейрона, привод€т в действие мышечные волокна. —окращению мышечных волокон предшествует их электрическое возбуждение, вызываемое разр€дом мотонейронов в области концевых пластинок. ¬озникающий под вли€нием медиатора потенциал концевой пластинки (ѕ √1), достигнув порогового уровн€ (около -30 м¬), вызывает генерацию потенциала действи€, распростран€ющегос€ в обе стороны вдоль мышечного волокна.

¬озбудимость мышечных волокон ниже возбудимости нервных волокон, иннервирующих мышцы, хот€ критический уровень депол€ризации мембран в обоих случа€х одинаков. Ёто объ€сн€етс€ тем, что потенциал поко€ мышечных волокон выше (около -90 м¬) потенциала поко€ нервных волокон (-70 м¬). —ледовательно, дл€ возникновени€ потенциала действи€ в мышечном волокне необходимо депол€ризовать мембрану на большую величину, чем в нервном волокне. ƒлительность потенциала действи€ в мышечном волокне составл€ет 5 мс (в нервном соответственно 0,5-2 мс), скорость проведени€ возбуждени€ до 5 м/с (в миелинизированных нервных волокнах Ч до 120 м/с).

ћолекул€рные механизмы сокращени€.
—окращение Ч это изменение механического состо€ни€ миофибрилл€рного аппарата мышечных волокон под вли€нием нервных импульсов. ¬нешне сокращение про€вл€етс€ в изменении длины мышцы или степени ее напр€жени€, или одновременно того и другого.

—огласно прин€той Ђтеории скольжени€ї в основе сокращени€ лежит взаимодействие между актиновыми и миозиновымй нит€ми миофибрилл вследствие образовани€ поперечных мостиков между ними. ¬ результате происходит Ђвт€гиваниеї тонких актиновых миофиламентов между миозиновыми.

¬о врем€ скольжени€ сами актиновые и миозиновые нити не укорачиваютс€; длина ј-дисков также остаетс€ прежней, в то врем€ как 3-диски и Ќ-зоны станов€тс€ более узкими. Ќе мен€етс€ длина нитей и при раст€жении мышцы. Ёти движени€ основаны на обратимом изменении конформации концевых частей молекул миозина (поперечных выступов с головками), при котором св€зок между толстым филаментом миозина и тонким филаментом актина образуютс€, исчезают и возникают вновь. ƒо раздражени€ или в фазе расслаблени€ мономер актина недоступен дл€ взаимодействи€, так как этому мешает комплекс тропонина и определенна€ конформаци€ (подт€гивание к оси филамента) концевых фрагментов молекулы миозина. ¬ основе молекул€рного механизма сокращени€ лежит процесс так называемого электромеханического сопр€жени€, причем ключевую роль в процессе взаимодействи€ миозиновых и актиновых миофиламентов играют ионы —а++, содержащиес€ в саркоплазматическом ретикулуме. Ёто подтверждаетс€ тем, что в эксперименте при инъекции кальци€ внутрь волокон возникает их сокращение.

¬озникший потенциал распростран€етс€ не только по поверхностной мембране мышечного волокна, но и по мембранам, выстилающим поперечные трубочки (“-систему волокна). ¬олна депол€ризации захватывает расположенные р€дом мембраны цистерн саркоплазматического ретикулума, что сопровождаетс€ активацией кальциевых каналов в мембране и выходом ионов —а++ в межфибрилл€рное пространство.

¬ли€ние ионов —а+ + на взаимодействие актина и миозина опосредствовано тропомиозином и тропониновым комплексом которые локализованы в тонких нит€х и составл€ют до 1/3 их массы. ѕри св€зывании ионов —а++ с тропонином (сферические молекулы которого Ђсид€тї на цеп€х актина) последний деформируетс€, толка€ тропомиозин в желобки между двум€ цеп€ми актина. ѕри этом становитс€ возможным взаимодействие актина с головками миозина, и возникает сила сокращени€. ќдновременно происходит гидролиз ј“‘.

ѕоскольку однократный поворот Ђголовокї укорачивает саркомер лишь на 1/100 его длины (а при изотоническом сокращении саркомер мышцы может укорачиватьс€ на 50 % длины за дес€тые доли секунды), €сно, что поперечные мостики должны совершать примерно 50 Ђгребковыхї движений за тот же промежуток времени. —овокупное укорочение последовательно расположенных саркомеров миофибрилл приводит к заметному сокращению мышцы.

ѕри одиночном сокращении процесс укорочени€ вскоре заканчиваетс€.  альциевый насос, приводимый в действие энергией ј“‘, снижает концентрацию —а++ в цитоплазме мышц до 10 ћ и повышает ее в сарколлазматическом ретикулуме до 10 ћ, где —а++ св€зываетс€ белком кальсеквестрином.

—нижение уровн€ —а++ в саркоплазме подавл€ет ј“‘-азную активность актомиозина; при этом поперечные мостики миозина отсоедин€ютс€ от актина. ѕроисходит расслабление, удлинение мышцы, которое €вл€етс€ пассивным процессом.

¬ случае, если стимулы поступают с высокой частотой {20 √ц и более), уровень —а++ в саркоплазме в период между стимулами остаетс€ высоким, так как кальциевый насос не успевает Ђзагнатьї все ионы —а++ в систему саркоплазматического ретикулума. Ёто €вл€етс€ причиной устойчивого тетанического сокращени€ мышц.

“аким образом, сокращение и расслабление мышцы представл€ет собой серию процессов, развертывающихс€ в следующей последовательности: стимул Ч > возникновение потенциала действи€ Ч >электромеханическое сопр€жение (проведение возбуждени€ по “-трубкам, высвобождение —а++ и воздействие его на систему тропонин Ч тропомиозин Ч актин) Ч > образование поперечных мостиков и Ђскольжениеї актиновых нитей вдоль миозиновых Ч > сокращение миофибрилл Ч > снижение концентрации ионов —а++ вследствие работы кальциевого насоса Ч > пространственное изменение белков сократительной системы Ч > расслабление миофибрилл. ѕосле смерти мышцы остаютс€ напр€женными, наступает так называемое трупное окоченение. ѕри этом поперечные св€зи между филаментами актина и миозина сохран€ютс€ и не могут разорватьс€ по причине снижени€ уровн€ ј“‘ и невозможности активного транспорта —а++ в саркоплазматический ретикулум.

—“–” “”–ј » ‘”Ќ ÷»» Ќ≈…–ќЌј

ћатериалом дл€ построени€ ÷Ќ— и ее проводников €вл€етс€ нервна€ ткань, состо€ща€ из двух компонентов Ч нервных клеток (нейронов) и нейроглии. ќсновными функциональными элементами ÷Ќ— €вл€ютс€ нейроны: в теле животных их содержитс€ примерно 50 млрд,из которых лишь небольша€ часть расположена на периферических участках тела.

Ќейроны составл€ют 10-15 % общего числа клеточных элементов в нервной системе. ќсновную же часть ее занимают клетки нейроглии.

” высших животных в процессе постнатального онтогенеза дифференцированные нейроны не дел€тс€. Ќейроны существенно различаютс€ по форме (пирамидные, круглые, звездчатые, овальные), размерами (от 5 до 150 мкм), количеству отростков, однако они имеют и общие свойства. Ћюба€ нервна€ клетка состоит из тела (сомы, перикариона) и отростков разного типа Ч дендритов (от лат. дендрон Ч дерево) и аксона (от лат. аксон Ч ось). ¬ зависимости от числа отростков различают унипол€рные (одноотростковые), бипол€рные (двухотростковые) и мультипол€рные (многоотростковые) нейроны. ƒл€ ÷Ќ— позвоночных типичны бипол€рные и особенно мультипол€рные нейроны.

ƒендритов может быть много, иногда они сильно ветв€тс€, различной толщины и снабжены выступами Ч Ђшипикамиї, которые сильно увеличивают их поверхность. јксон (нейрит) всегда один. ќн начинаетс€ от сомы аксонным холмиком, покрыт специальной глиальной оболочкой, образует р€д аксональных окончаний Ч терминалий. ƒлина аксона может достигать более метра. јксонный холмик и часть аксона, не покрыта€ миелиновой оболочкой, составл€ют начальный сегмент аксона; его диаметр невелик (1-5 мкм).

¬ гангли€х спинно Ч и черепномозговых нервов распространены так называемые псевдоунипол€рные клетки; их дендрит и аксон отход€т от клетки в виде одного отростка, который затем “-образно делитс€.

ќтличительными особенност€ми нервных клеток €вл€ютс€ крупное €дро (до 1/3 площади цитоплазмы), многочисленные митохондрии, сильно развитый сетчатый аппарат, наличие характерных органоидов Ч тигроидной субстанции и нейрофибрилл. “игроидна€ субстанци€ имеет вид базофильных глыбок и представл€ет собой гранул€рную цитоплазматическую сеть с множеством рибосом. ‘ункци€ тигроида св€зана с синтезом клеточных белков. ѕри длительном раздражении клетки или перерезке аксонов это вещество исчезает. Ќейрофибриллы Ч это нитчатые, четко выраженные структуры, наход€щиес€ в теле, дендритах и аксоне нейрона. ќбразованы еще более тонкими элементами Ч нейрофиламентами при их агрегации с нейротрубочками. ¬ыполн€ют, по-видимому, опорную функцию.

¬ цитоплазме аксона отсутствуют рибосомы, однако имеютс€ митохондрии, эндоплазматический ретикулум и хорошо развитый аппарат нейрофиламентов и нейротрубочек. ”становлено, что аксоны представл€ют собой очень сложные транспортные системы, причем за отдельные виды транспорта (белков, метаболитов, медиаторов) отвечают, по-видимому, разные субклеточные структуры.

¬ некоторых отделах мозга имеютс€ нейроны, которые вырабатывают гранулы секрета мукопротеидной или гликопротеидной природы. ќни обладают одновременно физиологическими признаками нейронов и железистых клеток. Ёти клетки называютс€ нейросекреторными.

‘ункци€ нейронов заключаетс€ в воспри€тии сигналов от рецепторов или других нервных клеток, хранении и переработке информации и пере даче нервных импульсов к другим клеткам Ч нервным, мышечным или секреторным. —оответственно имеет место специализаци€ нейронов. »х подраздел€ют на 3 группы:

- чувствительные (сенсорные, афферентные) нейроны, воспринимающие сигналы из внешней или внутренней среды;

- ассоциативные (промежуточные,вставочные) нейроны,св€зывающие разные нервные клетки друг с другом;

- двигательные (эффекторные) нейроны, передающие нисход€щие вли€ни€ от вышерасположенных отделов ÷Ќ— к нижерасположенным или из ÷Ќ— к рабочим органам.

“ела сенсорных нейронов располагаютс€ вне ÷Ќ—: в спинномозговых гангли€х и соответствующих им гангли€х головного мозга. Ёти нейроны имеют псевдоунипол€рную форму с аксоном и аксоноподобным дендритом.

афферентным нейронам относ€тс€ также клетки, аксоны которых составл€ют восход€щие пути спинного и головного мозга.

јссоциативные нейроны Ч наиболее многочисленна€ группа нейронов. ќни имеют более мелкий размер, звездчатую форму и аксоны с многочисленными разветвлени€ми; расположены в сером веществе мозга. ќсуществл€ют св€зь между разными нейронами, например чувствительным и двигательным в пределах одного сегмента мозга или между соседними сегментами; их отростки не выход€т за пределы ÷Ќ—.

ƒвигательные нейроны также расположены в ÷Ќ—. »х аксоны участвуют в передаче нисход€щих вли€ний от вышерасположенных участков мозга к нижерасположенным или из ÷Ќ— к рабочим органам (например, мотонейроны в передних рогах спинного мозга). »меютс€ эффекторные нейроны и в вегетативной нервной системе. ќсобенност€ми этих нейронов €вл€ютс€ разветвленна€ сеть дендритов и один длинный аксон. ¬оспринимающей частью нейрона служат в основном ветв€щиес€ дендриты, снабженные рецепторной мембраной. ¬ результате суммации местных процессов возбуждени€ в наиболее легковозбудимой триегерной зоне аксона возникают нервные импульсы (потенциалы действи€), которые распростран€ютс€ по аксону к концевым нервным окончани€м. “аким образом, возбуждение проходит по нейрону в одном направлении Ч от дендритов к соме и аксону.

Ќейрогли€.
ќсновную массу нервной ткани составл€ют глиальные элементы, выполн€ющие вспомогательные функции и заполн€ющие почти все пространство между нейронами. јнатомически среди них различают клетки нейроглии в мозге (олигодендроциты и астроциты) и шванновские клетки в периферической нервной системе. ќлигодендроциты и шванновские клетки формируют вокруг аксонов миэлиновые оболочки.

ћежду глиальными клетками и нейронами имеютс€ щели шириной 15 Ч 20 нм, которые сообщаютс€ друг с другом, образу€ интерстициальное пространство, заполненное жидкостью. „ерез это пространство происходит обмен веществ между нейроном и глиальными клетками, а также снабжение нейронов кислородом и питательными веществами путем диффузии. √лиальные клетки, по-видимому, выполн€ют лишь опорные и защитные функции в ÷Ќ—, а не €вл€ютс€, как предполагалось, источником их питани€ или хранител€ми информации.

ѕо свойствам мембраны глиальные клетки отличаютс€ от нейронов: они пассивно реагируют на электрический ток, их мембраны не генерируют распростран€ющегос€ импульса. ћежду клетками нейроглии существуют плотные контакты (участки низкого сопротивлени€), которые обеспечивают пр€мую электрическую св€зь. ћембранный потенциал глиальных клеток выше, чем у нейронов, и зависит главным образом от концентрации ионов  + в среде.  огда при активной де€тельности нейронов во внеклеточном пространстве увеличиваетс€ концентраци€  +, часть его поглощаетс€ депол€ризованными глиальными элементами. Ёта буферна€ функци€ глии обеспечивает относительно посто€нную внеклеточную концентрацию  +.

летки глии Ч астроциты Ч расположены между телами нейронов и стенкой капилл€ров, их отростки контактируют со стенкой последних. Ёти периваскул€рные отростки €вл€ютс€ элементами гематоэнцефалического барьера.  летки микроглии выполн€ют фагоцитарную функцию, число их резко возрастает при повреждении ткани мозга.