јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

√Ћј¬Ќјя >>> –≈‘≈–ј“џ » —ѕ–ј¬ќ„Ќјя »Ќ‘ќ–ћј÷»я ќ ѕ–»–ќƒ≈

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г

—оревновани€ по полевой ботанике "¬≈—≈ЌЌяя ‘Ћќ–ј" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографи€м).   участию в соревновании приглашаютс€ школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе ≈вропейской части –оссии. ѕодробнее >>>

—¬ќ…—“¬ј ‘≈–ћ≈Ќ“ќ¬

Ѕудучи белками, ферменты обладают всеми их свойствами. ¬месте с тем биокатализаторы характеризуютс€ р€дом специфических качеств, тоже вытекающих из их белковой природы. Ёти качества отличают ферменты от катализаторов обычного типа. —юда относ€тс€ термолабильность ферментов, зависимость их действи€ от значени€ рЌ среды, специфичность и, наконец, подверженность вли€нию активаторов и ингибиторов.

“ермолабильность ферментов объ€сн€етс€ тем, что температура, с одной стороны, воздействует на белковую часть фермента, привод€ при слишком высоких значени€х к денатурации белка и снижению каталитической функции, а с другой стороны, оказывает вли€ние на скорость реакции образовани€ фермент-субстратного комплекса и на все последующие этапы преобразовани€ субстрата, что ведет к усилению катализа.

«ависимость каталитической активности фермента от температуры выражаетс€ типичной кривой. ƒо некоторого значени€ температуры (в среднем до 50 ∞—) каталитическа€ активность растет, причем на каждые 10 ∞— примерно в 2 раза повышаетс€ скорость преобразовани€ субстрата. ¬ то же врем€ постепенно возрастает количество инактивированного фермента за счет денатурации его белковой части. ѕри температуре выше 50 ∞— денатураци€ ферментного белка резко усиливаетс€ и, хот€ скорость реакций преобразовани€ субстрата продолжает расти, активность фермента, выражающа€с€ количеством превращенного субстрата, падает.

ƒетальные исследовани€ роста активности ферментов с повышением температуры, проведенные в последнее врем€, показали более сложный характер этой зависимости, чем указано выше: во многих случа€х она не отвечает правилу удвоени€ активности на каждые 10∞— в основном из-за постепенно нарастающих конформационных изменений в молекуле фермента.

“емпература, при которой каталитическа€ активность фермента максимальна, называетс€ его температурным оптимумом.

“емпературный оптимум дл€ различных ферментов неодинаков. ¬ общем дл€ ферментов животного происхождени€ он лежит между 40 и 50∞—, а растительного Ч между 50 и 60∞—. ќднако есть ферменты с более высоким температурным оптимумом, например, у папаина (фермент растительного происхождени€, ускор€ющий гидролиз белка) оптимум находитс€ при 80∞—. ¬ то же врем€ у каталазы (фермент, ускор€ющий распад Ќ2O2 до Ќ2ќ и O2) оптимальна€ температура действи€ находитс€ между 0 и -10∞—, а при более высоких температурах происходит энергичное окисление фермента и его инактиваци€.

«ависимость активности фермента от значени€ рЌ среды была установлена свыше 50 лет назад. ƒл€ каждого фермента существует оптимальное значение рЌ среды, при котором он про€вл€ет максимальную активность. Ѕольшинство ферментов имеет максимальную активность в зоне рЌ поблизости от нейтральной точки. ¬ резко кислой или резко щелочной среде хорошо работают лишь некоторые ферменты.

ѕереход к большей или меньшей (по сравнению с оптимальной) концентрации водородных ионов сопровождаетс€ более или менее равномерным падением активности фермента.

¬ли€ние концентрации водородных ионов на каталитическую активность ферментов состоит в воздействии ее на активный центр. ѕри разных значени€х рЌ в реакционной среде активный центр может быть слабее или сильнее ионизирован, больше или меньше экранирован соседними с ним фрагментами полипептидной цепи белковой части фермента и т.п.  роме того, рЌ среды вли€ет на степень ионизации субстрата, фермент-субстратного комплекса и продуктов реакции, оказывает большое вли€ние на состо€ние фермента, определ€€ соотношение в нем катионных и анионных центров, что сказываетс€ на третичной структуре белковой молекулы. ѕоследнее обсто€тельство заслуживает особого внимани€, так как определенна€ третична€ структура белка-фермента необходима дл€ образовани€ фермент-субстратного комплекса.

—пецифичность Ч одно из наиболее выдающихс€ качеств ферментов. Ёго свойство их было открыто еще в прошлом столетии, когда было сделано наблюдение, что очень близкие по структуре вещества Ч пространственные изомеры (a Ч и b-метилглюкозиды) расщепл€ютс€ по эфирной св€зи двум€ совершенно разными ферментами.

“аким образом, ферменты могут различать химические соединени€, отличающиес€ друг от друга очень незначительными детал€ми строени€, такими, например, как пространственное расположение метоксильного радикала и атома водорода при 1-м углеродном атоме молекулы метилглюкозида.

ѕо образному выражению, нередко употребл€емому в биохимической литературе, фермент подходит к субстрату, как ключ к замку. Ёто знаменитое правило было сформулировано Ё. ‘ишером в 1894 г. исход€ из того, что специфичность действи€ фермента предопредел€етс€ строгим соответствием геометрической структуры субстрата и активного центра фермента.

¬ 50-е годы нашего столети€ это статическое представление было заменено гипотезой ƒ.  ошланда об индуцированном соответствии субстрата и фермента. —ущность ее сводитс€ к тому, что пространственное соответствие структуры субстрата и активного центра фермента создаетс€ в момент их взаимодействи€ друг с другом, что может быть выр€жено формулой Уперчатка Ч рукаФ. ѕри этом в субстрате уже деформируютс€ некоторые валентные св€зи и он, таким образом, подготавливаетс€ к дальнейшему каталитическому видоизменению, а в молекуле фермента происход€т конформационные перестройки. √ипотеза  ошланда, основанна€ на допущении гибкости активного центра фермента, удовлетворительно объ€сн€ла активирование и ингибирование действи€ ферментов и регул€цию их активности при воздействии различных факторов. ¬ частности, конформационные перестройки в ферменте в процессе изменени€ его активности  ошланд сравнивал с колебани€ми паутины, когда в нее попала добыча (субстрат), подчеркива€ этим крайнюю лабильность структуры фермента в процессе каталитического акта.

¬ насто€щее врем€ гипотеза  ошланда постепенно вытесн€етс€ гипотезой топохимического соответстви€. —охран€€ основные положени€ гипотезы взаимоиндуцированной настройки субстрата и фермента, она фиксирует внимание на том, что специфичность действи€ ферментов объ€сн€етс€ в первую очередь узнаванием той части субстрата, котора€ не измен€етс€ при катализе. ћежду этой частью субстрата и субстратным центром фермента возникают многочисленные точечные гидрофобные взаимодействи€ и водородные св€зи.