јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

√Ћј¬Ќјя >>> –≈‘≈–ј“џ » —ѕ–ј¬ќ„Ќјя »Ќ‘ќ–ћј÷»я ќ ѕ–»–ќƒ≈

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:

—“–ќ≈Ќ»≈ ‘≈–ћ≈Ќ“ќ¬

ѕо строению ферменты могут быть однокомпонентными, простыми белками, и двухкомпонентными, сложными белками. ¬о втором случае в составе фермента обнаруживаетс€ добавочна€ группа небелковой природы.

¬ разное врем€ возникли различные наименовани€ белковой части и добавочной группы в двухкомпонентных ферментах.

’имическа€ природа важнейших коферментов была вы€снена в 30-е годы нашего столети€ благодар€ трудам ќ. ¬арбурга, –.  уна, ѕ.  аррера и др. ќказалось, что роль коферментов в двухкомпонентных ферментах играют большинство витаминов (≈,  , Q, ¬1, ¬2, ¬6 ¬12, —, Ќ и др.) или соединений, построенных с участием витаминов (коэнзим ј, Ќјƒ+ и т. п.).  роме того, функцию коферментов выполн€ют такие соединени€, как ЌS-глутатион, многочисленна€ группа нуклеотидов и их производных, фосфорные эфиры некоторых моносахаридов и р€д других веществ.

’арактерной особенностью двухкомпонентных ферментов €вл€етс€ то, что ни белкова€ часть, ни добавочна€ группа в отдельности не обладают заметной каталитической активностью. “олько их комплекс про€вл€ет ферментативные свойства. ѕри этом белок резко повышает каталитическую активность добавочной группы, присущую ей в свободном состо€нии в очень малой степени; добавочна€ же группа стабилизирует белковую часть и делает ее менее у€звимой к денатурирующим агентам. “аким образом, хот€ непосредственным исполнителем каталитической функции €вл€етс€ простетическа€ группа, образующа€ каталитический центр, ее действие немыслимо без участи€ полипептидных фрагментов белковой части фермента. Ѕолее того, в апоферменте есть участок, характеризующийс€ специфической структурой, избирательно св€зывающий кофермент. Ёто так называемый кофермент св€зывающий домен; его структура у различных апоферментов, соедин€ющихс€ с одним и тем же коферментом, очень сходна. “аковы, например, пространственные структуры нуклеотидсв€зывающих доменов р€да дегидрогеназ.

»наче обстоит дело у однокомпонентных ферментов, не имеющих добавочной группы, котора€ могла бы входить в непосредственный контакт с преобразуемым соединением. Ёту функцию выполн€ет часть белковой молекулы, называема€ каталитическим центром. ѕредполагают, что каталитический центр однокомпонентного фермента представл€ет собой уникальное сочетание нескольких аминокислотных остатков, располагающихс€ в определенной части белковой молекулы.

„аще всего в каталитических центрах однокомпонентных ферментов встречаютс€ остатки сер, гис, три, арг, цис, асп, глу и тир. –адикалы перечисленных аминокислот выполн€ют здесь ту же функцию, что и кофермент в составе двухкомпонентного фермента.

јминокислотные остатки, образующие каталитический центр однокомпонентного фермента, расположены в различных точках единой полипептидной цепи. ѕоэтому каталитический центр возникает в тот момент, когда белкова€ молекула приобретает присущую ей третичную структуру. —ледовательно, изменение третичной структуры фермента под вли€нием тех или иных факторов может привести к деформации каталитического центра и изменению ферментативной активности.

роме каталитического центра, образованного сочетанием аминокислотных радикалов или присоединением кофермента, у ферментов различают еще два центра: субстратный и аллостерический.

ѕод субстратным центром понимают участок молекулы фермента, ответственный за присоединение вещества (субстрата), подвергающегос€ ферментативному превращению. „асто этот участок называют У€корной площадкойФ фермента, где, как судно на €корь, становитс€ субстрат. ¬о многих случа€х прикрепление субстрата к ферменту идет за счет взаимодействи€ с e-аминогрулпой радикала лиз, расположенного в субстратном центре. Ёту же роль может выполн€ть —ќќЌ-группа глу, а также ЌS-группа цис. ќднако работы последних лет показали, что гораздо большее значение здесь имеют силы гидрофобных взаимодействий и во-дородные св€зи, возникающие между радикалами аминокислотных остатков субстратного центра фермента и соответствующими группировками в молекуле субстрата.

ѕон€тие о каталитическом и субстратном центре не следует абсолютизировать. ¬ реальных ферментах субстратный центр может совпадать (или перекрыватьс€) с каталитическим центром. Ѕолее того, каталитический центр может окончательно формироватьс€ в момент присоединени€ субстрата. ѕоэтому часто говор€т об активном центре фермента, представл€ющем сочетание первого и второго. јктивный центр у ферментов располагаетс€ на две щели при двухъ€дерной структуре, например у лизоцима и рибонуклеазы, или на дне глубокой впадины, как у химотрипсиногена.

јллостерический центр представл€ет собой участок молекулы фермента, в результате присоединени€ к которому определенного низкомолекул€рного (а иногда Ч и высокомолекул€рного) вещества измен€етс€ третична€ структура белковой молекулы. ¬следствие этого измен€етс€ конфигураци€ активного центра, сопровождающа€с€ либо увеличением, либо снижением каталитической активности фермента. Ёто €вление лежит в основе так называемой аллостерической регул€ции каталитической активности ферментов.

«начени€ молекул€рных масс ферментов колеблютс€ в широких пределах: от нескольких тыс€ч до нескольких миллионов. ¬ природе насчитываетс€ несколько дес€тков ферментов, обладающих сравнительно небольшими молекулами (до 50 тыс.). ќднако большинство ферментов представлено белками более высокой молекул€рной массы, построенными из субъединиц. “ак, каталаза (ћ=25200) содержит в молекуле шесть протомеров с ћ=42000 каждый. ћолекула фермента, ускор€ющего реакцию синтеза рибонуклеиновых кислот (–Ќ -полимераза, ћ = 400000), состоит из 6 неравных субъединиц. ѕолна€ молекула глутаматдегидрогеназы, ускор€ющей процесс окислени€ глутаминовой кислоты (ћ=336000), построена из 6 субъединиц с ћ=56000.

—пособы компоновки протомеров в мультимеры разнообразны.  райне важно, что достроенный из субъединиц фермент про€вл€ет максимальную каталитическую активность именно в виде мультимера: диссоциаци€ на протомеры резко снижает активность фермента. Ќе все ферменты-мультимеры построены исключительно из каталитически активных протомеров. Ќар€ду с каталитическими в их составе отмечены регул€торные субъединицы, как, например, у аспартаткарбамилтрансферазы.

—реди ферментов-мультимеров безусловно преобладают димеры и тетрамеры (их несколько сотен), в меньшей мере распространены гексамеры и октамеры (несколько дес€тков) и необыкновенно редко встречаютс€ тримеры и пентамеры.

ћолекулы ферментов-мультимеров в р€де случаев составлены из субъединиц двух типов, обозначаемых условно как субъединицы типа ј и ¬. ќни сходны друг с другом, но отличаютс€ по некоторым детал€м первичной и третичной структур. ¬ зависимости от соотношени€ протомеров типа ј и ¬ в мультимере последний может существовать в виде нескольких изомеров, которые называют изозимами.

¬ насто€щее врем€ интерес к изозимам резко повысилс€. ќказалось, что кроме генетически детерминированных изозимов существует больша€ группа ферментов, обладающа€ множественными формами, возникающими в результате их посттрансл€ционной модификации. ћножественные формы ферментов и изозимы в частности используютс€ сейчас дл€ диагностики болезней в медицине, прогнозировани€ продуктивности животных подбора родительских пар при скрещивании дл€ обеспечени€ максимального гетерозиса в потомстве и т. п.

«начение пространственной организации ферментов особенно €рко вы€вл€етс€ при изучении строени€ так называемых мультиэнзимов, т.е. ферментов, обладающих способностью ускор€ть одновременно несколько химических реакций и осуществл€ть сложные превращени€ субстрата. ѕримером может служить мультиэнзим, ускор€ющий реакцию окислительного декарбоксилировани€ пировиноградной кислоты. Ётот многоферментный комплекс с ћ=4500000 состоит из трех видов ферментов. ѕервый из них (E1) ускор€ет реакцию декарбоксилировани€ пировиноградной кислоты. ¬ состав комплекса входит 12 димерных молекул этого фермента ( =19200). ¬торой и третий ферменты, катализирующие окислительно-восстановительные процессы при окислении пировиноградной кислоты, сосредоточены внутри мультиэнзимного комплекса. ќдин из них (≈3) представлен шестью димерными молекулами (ћ=112 000), другой (≈2) Ч 24 протомерами (ћ=70000).

¬ тех случа€х, когда мультиэнзимный комплекс обслуживает единый, многоступенчатый процесс биохимических превращений, его называют метаболоном (от слова метаболизм Ч обмен веществ). “аковы метаболоны гликолиза, биосинтеза р€да аминокислот, цикла дикарбоновых и трикарбоновых кислот и др.

¬ результате слаженного во времени и пространстве действи€ всех трех видов вход€щих в его состав ферментов мультиэнзим с огромной скоростью осуществл€ет превращение пировиноградной кислоты. »менно в кооперативном характере каталитического процесса и кроетс€ главное отличие биокатализаторов от катализаторов неорганической природы, именно поэтому интенсивность биокатализа в дес€тки, сотни и тыс€чи раз превосходит мощность действи€ неорганических катализаторов.

—равнительно недавно вы€влена еще одна своеобразна€ черта в строении ферментов: некоторые из них €вл€ютс€ полифункциональными, т.е. обладают несколькими энзиматическими активност€ми, но всего лишь одной полипептидной цепью. ƒело в том, что эта едина€ цепь при формировании третичной структуры образует несколько функционально и стерически обособленных глобул€рных участков Ч доменов, каждый из которых характеризуетс€ своей каталитической активностью.

ѕри изучении мультиэнзимных комплексов и полифункциональных ферментов удалось пон€ть наиболее важную особенность ферментативного катализа, а именно Ч эстафетную передачу промежуточных продуктов реакции от одного компонента каталитической системы к другому без их высвобождени€.