јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

√Ћј¬Ќјя >>> –≈‘≈–ј“џ » —ѕ–ј¬ќ„Ќјя »Ќ‘ќ–ћј÷»я ќ ѕ–»–ќƒ≈

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г

Ќќћ≈Ќ Ћј“”–ј ‘≈–ћ≈Ќ“ќ¬

‘ерментологи€ очень долго не располагала строго научной номенклатурой ферментов. Ќаименовани€ ферментам давали по случайным признакам (тривиальна€ номенклатура), по названию субстрата (рациональна€), по химическому составу фермента, наконец, по типу катализируемой реакции и характеру субстрата.

ѕримерами тривиальной номенклатуры могут служить названи€ таких ферментов, как пепсин (от греч. пепсис Ч пищеварение), трипсин (от греч. трипсис Ч разжижаю) и папаин (от названи€ дынного дерева Carica papaja, из сока которого он выделен). ѕо действию все эти ферменты €вл€ютс€ протеолитическими, т. е. ускор€ют гидролиз протеинов (белков). ’арактерное название была дано группе окрашенных внутриклеточных ферментов, ускор€ющих окислительно-восстановительные реакции в клетке, Ч цитохромы (от лат. citos Ч клетка и chroma Ч цвет).

Ќаибольшее распространение получила рациональна€ номенклатура, согласно которой название фермента составл€етс€ из названи€ субстрата характерного окончани€ Ч аза. ќна была предложена более столети€ тому назад, в 1883 г. Ё. ƒюкло Ч учеником Ћ. ѕастера. “ак, фермент, ускор€ющий реакцию гидролиза крахмала, получил название амилаза (от греч. амилон Ч крахмал), гидролиза жиров Ч липаза (от греч. липос Ч жир), белков (протеинов) Ч протеаза, мочевины Ч уреаза (от греч. уреа Ч мочевина) и т.п.

огда методами аналитической химии были достигнуты известные успехи в расшифровке химической природы простетических групп, возникла нова€ номенклатура ферментов. »х стали именовать по названию простетической группы, например, геминфермент (простетическа€ группа Ч гем), пиридоксальфермент (простетическа€ группа Ч пиридоксаль) и т.п.

«атем в названии фермента стали указывать как на характер субстрата, так и на тип катализируемой реакции.   примеру, фермент, отнимающий водород от молекулы €нтарной кислоты, называют сукцинатдегидрогеназой, подчеркива€ этим одновременно и химическую природу субстрата, и отн€тие атомов водорода в процессе ферментативного действи€.

¬ 1961 г. ћеждународна€ комисси€ по номенклатуре ферментов представила V ћеждународному биологическому конгрессу проект номенклатуры, построенный на строго научных принципах. ѕроект был утвержден конгрессом, и нова€ номенклатура прочно вошла в ферментологию. —огласно этой (ћосковской) номенклатуре название ферментов составл€ют из химического названи€ субстрата и названи€ той реакции, котора€ осуществл€етс€ ферментом. ≈сли химическа€ реакци€, ускор€ема€ ферментом, сопровождаетс€ переносом группировки атомов от субстрата к акцептору, название фермента включает также химическое наименование акцептора.

Ќапример, пиридоксальфермент, катализируюший реакцию переаминировани€ между L-аланином и a-кетоглутаровой кислотой, называетс€ L-аланин: 2-оксоглутарат аминотрансфераза. ¬ этом названии отмечены сразу три особенности: 1) субстратом €вл€етс€ L-аланин; 2) акцептором служит 2-окcоглутарова€ кислота; «) от субстрата к акцептору передаетс€ аминогруппа.

Ќазвани€ ферментов по научной номенклатуре неизмеримо выигрывают в точности, но станов€тс€ в р€де случаев гораздо сложнее старых, тривиальных. “ак, уреаза (тривиальное название), ускор€юща€ реакцию гидролиза Ч мочевины на оксид углерода (IV) и аммиак, по научной номенклатуре именуетс€ карбамид Ч амидогидролазой.

¬ этом названии дано точное химическое наименование субстрата и указано, что фермент катализирует реакцию гидролиза амидогруппы. “регалаза, ускор€юща€ реакцию гидролиза трегалозы, называетс€ трегалоза-1-глюко-гидролазой.

¬ св€зи со значительным усложнением научных названий в новой номенклатуре допускаетс€ сохранение нар€ду с новыми старых тривиальных, рабочих названий ферментов. ћеждународной комиссией был составлен детальный список всех известных в то врем€ ферментов, существенно дополненный в 1972 г. при пересмотре как классификации, так и номенклатуры некоторых ферментов, где р€дом с новым научным названием каждого фермента приведено старое, а также указан химизм катализируемой ферментом реакции и в некоторых случа€х природа фермента. “аким образом, исключаетс€ возможность путаницы в наименовании ферментов. ¬ 1964 г. список включал 874 фермента; в последующее врем€ он был существенно дополнен и возрос до 1770 ферментов в 1972 г. и до 2003 ферментов в 1979 г.

аждому ферменту в указанном списке присвоен индивидуальный номер (шифр). Ќапример, шифр уреазы выражаетс€ цифрами 3.5.1.5. Ёто означает, что уреаза относитс€ к 3-му классу (перва€ цифра) ферментов, все представители которого катализируют реакции гидролиза. ¬тора€ цифра (5) говорит о том, что уреаза принадлежит к 5-му подклассу этого класса, куда зачислены все ферменты, ускор€ющие гидролиз —-N-св€зей, не €вл€ющихс€ пептидными. “реть€ цифра шифра (1) указывает на принадлежность уреазы к подподклассу 5-го подкласса, члены которого ускор€ют гидролиз линейных амидов, а последн€€ цифра (5) Ч пор€дковый номер уреазы в этом подподклассе.

”поминавша€с€ ранее лактатдегидрогенеза имеет шифр 1.1.1.27, т. е. относитс€ к 1-му классу ферментов (оксидоредуктазы), к 1-му подклассу (оксидоредуктазы, действующие на —Ќ Ч ќЌ-группировки в качестве доноров атомов водорода), к 1-му подподклассу (акцептором атомов водорода служит никотинамида-дениндинуклеотид) и занимает 27-е место в перечне ферментов упом€нутого подподкласса. “аким образом, шифр абсолютно точно указывает место фермента в общем списке. ¬ насто€щее врем€ прин€то в научных публикаци€х при первом упоминании фермента указывать в скобках его шифр.