јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

√Ћј¬Ќјя >>> –≈‘≈–ј“џ » —ѕ–ј¬ќ„Ќјя »Ќ‘ќ–ћј÷»я ќ ѕ–»–ќƒ≈

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г

—оревновани€ по полевой ботанике "¬≈—≈ЌЌяя ‘Ћќ–ј" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографи€м).   участию в соревновании приглашаютс€ школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе ≈вропейской части –оссии. ѕодробнее >>>

Ѕ≈Ћ »: —“–ќ≈Ќ»≈, —¬ќ…—“¬ј » ‘”Ќ ÷»»

"¬о всех растени€х и животных присутствует некое вещество, которое без сомнени€ €вл€етс€ наиболее важным из всех известных веществ живой природы и без которого жизнь была бы на нашей планете невозможна. Ёто вещество € наименовал Ч протеин". “ак писал еще в 1838 году голландский биохимик ∆ерар ћюльдер, который впервые открыл существование в природе белковых тел и сформулировал свою теорию протеина. —лово "протеин" (белок) происходит от греческого слова "протейос", что означает "занимающий первое место". » в самом деле, все живое на земле содержит белки. ќни составл€ют около 50 % сухого веса тела всех организмов. ” вирусов содержание белков колеблетс€ в пределах от 45 до 95 %.

Ѕелки €вл€ютс€ одними из четырех основных органических веществ живой материи (белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, жиры), но по своему значению и биологическим функци€м они занимают в ней особое место. ќколо 30 % всех белков человеческого тела находитс€ в мышцах, около 20 % Ч в кост€х и сухожили€х и около 10 % Ч в коже. Ќо наиболее важными белками всех организмов €вл€ютс€ ферменты, которые, хол€ и присутствуют в их теле и в каждой клетке тела в малом количестве, тем не менее управл€ют р€дом существенно важных дл€ жизни химических реакций. ¬се процессы, происход€щие в организме: переваривание пищи, окислительные реакции, активность желез внутренней секреции, мышечна€ де€тельность и работа мозга регулируетс€ ферментами. –азнообразие ферментов в теле организмов огромно. ƒаже в маленькой бактерии их насчитываютс€ многие сотни.

Ѕелки, или, как их иначе называют, протеины, имеют очень сложное строение и €вл€ютс€ наиболее сложными из питательных веществ. Ѕелки Ч об€зательна€ составна€ часть всех живых клеток. ¬ состав белков вход€т: углерод, водород, кислород, азот, сера и иногда фосфор. Ќаиболее характерно дл€ белка наличие в его молекуле азота. ƒругие питательные вещества азота не содержат. ѕоэтому белок называют азотосодержащим веществом.

ќсновные азотосодержащие вещества, из которых состо€т белки, Ч это аминокислоты.  оличество аминокислот невелико Ч их известно только 28. ¬се громадное разнообразие содержащихс€ в природе белков представл€ет собой различное сочетание известных аминокислот. ќт их сочетани€ завис€т свойства и качества белков.

Ѕелки играют исключительно важную роль в живой природе. ∆изнь немыслима без различных по строению и функци€м белков. Ѕелки Ч это биополимеры сложного строени€, макромолекулы (протеины) которых, состо€т из остатков аминокислот, соединенных между собой амидной (пептидной) св€зью.  роме длинных полимерных цепей, построенных из остатков аминокислот (полипептидных цепей), в макромолекулу белка могут входить также остатки или молекулы других органических соединений. Ќа одном кольце каждой пептидной цепи имеетс€ свободна€ или ацилированна€ аминогруппа, на другом Ч свободна€ или амидированна€ карбоксильна€ группа.

онец цепи с аминогруппой называетс€ ћ-концом, конец цепи с карбоксильной группой Ч —-концом пептидной цепи. ћежду —ќ-группой одной пептидной группировки и NH-группой другой пептидной группировки могут легко образовыватьс€ водородные св€зи.

√руппы, вход€щие в состав радикала R аминокислот, могут вступать во взаимодействие друг с другом, с посторонними веществами и с соседними белковыми и иными молекулами, образу€ сложные и разнообразные структуры.

¬ макромолекулу белка входит одна или несколько пептидных цепей, св€занных друг с другом поперечными химическими св€з€ми, чаще всего через серу (дисульфидные мостики, образуемые остатками цистеина). ’имическую структуру пептидных цепей прин€то называть первичной структурой белка или секвенцией.

ƒл€ построени€ пространственной структуры белка пептидные цепи должны прин€ть определенную, свойственную данному белку конфигурацию, котора€ закрепл€етс€ водородными св€з€ми, возникающими между пептидными группировками отдельных участков молекул€рной цепи. ѕо мере образовани€ водородных св€зей пептидные цепи закручиваютс€ в спирали, стрем€сь к образованию максимального числа водородных св€зей и соответственно к энергетически наиболее выгодной конфигурации.

¬первые така€ структура на основе рентгеноструктурного анализа была обнаружена при изучении главного белка волос и шерсти-кератина ѕолингом американским физиком и химиком... ≈е назвали а-структурой или а-спиралью. Ќа один виток спирали приходитс€ по 3,6-3,7 остатков аминокислот. –ассто€ние между витками около 0,54 миллиардной доле метра. —троение спирали стабилизируетс€ внутримолекул€рными водородными св€з€ми.

ѕри раст€жении спираль макромолекулы белка превращаетс€ в другую структуру, напоминающую линейную.

Ќо образованию правильной спирали часто мешают силы отталкивани€ или прит€жени€, возникающие между группами аминокислот, или стерические преп€тстви€, например, за счет образовани€ пирролидиновых колец пролина и оксипролина, которые заставл€ют пептидную цепь резко изгибатьс€ и преп€тствуют образованию спирали на некоторых ее участках. ƒалее отдельные участки макромолекулы белка ориентируютс€ в пространстве, принима€ в некоторых случа€х достаточно выт€нутую форму, а иногда сильноизогнутую, свернутую пространственную структуру.

ѕространственна€ структура закреплена вследствие взаимодействи€ радикалов R и аминокислот с образованием дисульфидных мостиков, водородных св€зей, ионных пар или других химических либо физических св€зей. »менно пространственна€ структура белка определ€ет химические и биологические свойства белков.

¬ зависимости от пространственной структуры все белки дел€тс€ на два больших класса: фибрилл€рные (они используютс€ природой как структурный материал) и глобул€рные (ферменты, антитела, некоторые гормоны и др.).

ѕолипептидные цепи фибрилл€рных белков имеют форму спирали, котора€ закреплена расположенными вдоль цепи внутримолекул€рными водородными св€з€ми. ¬ волокнах фибрилл€рных белков закрученные пептидные цепи расположены параллельно оси волокна, они как бы ориентированы относительно друг друга, располагаютс€ р€дом, образу€ нитевидные структуры и имеют высокую степень асимметрии. ‘ибрилл€рные белки плохо растворимы или совсем нерастворимы в воде. ѕри растворении в воде они образуют растворы высокой в€зкости.   фибрилл€рным белкам относ€тс€ белки, вход€щие в состав тканей и покровных образований. Ёто миозин-белок мышечных тканей; коллаген, €вл€ющийс€ основой седиментационных тканей и кожных покровов; кератин, вход€щий в состав волос, роговых покровов, шерсти и перьев.   этому же классу белков относитс€ белок натурального шелка Ч фиброин, в€зка€ сиропообразна€ жидкость, затвердевающа€ на воздухе в прочную нерастворимую нить. Ётот белок имеет выт€нутые полипептидные цепи, соединенные друг с другом межмолекул€рными водородными св€з€ми, что и определ€ет, по-видимому, высокую механическую прочность натурального шелка.

ѕептидные цепи глобул€рных белков сильно изогнуты, свернуты и часто имеют форму жестких шариков-глобул. ћолекулы глобул€рных белков обладают низкой степенью асимметрии, они хорошо растворимы в воде, причем в€зкость их растворов невелика. Ёто прежде всего белки крови-гемоглобин, альбумин, глобулин и др.

—ледует отметить условность делени€ белков на фибрилл€рные и глобул€рные, так как существует большое число белков с промежуточной структурой.

—войства белка могут сильно измен€тьс€ при замене одной аминокислоты другой. Ёто объ€сн€етс€ изменением конфигураций пептидных цепей и условий образовани€ пространственной структуры белка, котора€ в конечном счете определ€ет его функции в организме.

„исло аминокислотных остатков, вход€щих в молекулы отдельных белков, весьма различно: в инсулине 51, в миоглобине Ч около 140. ѕоэтому и относительна€ молекул€рна€ масса белков колеблетс€ в очень широких пределах Ч от 10 тыс€ч до многих миллионов Ќа основе определени€ относительной молекул€рной массы и элементарного анализа установлена эмпирическа€ формула белковой молекулы Ч гемоглобина крови (C738H1166O208S2Fe)4. ћеньша€ молекул€рна€ масса может быть у простейших ферментов и некоторых гормонов белковой природы. Ќапример, молекул€рна€ масса гормона инсулина около 6500, а белка вируса гриппа Ч 320 000 000. ¬ещества белковой природы (состо€щие из остатков аминокислот, соединенных между собой пептидной св€зью), имеющие относительно меньшую молекул€рную массу и меньшую степень пространственной организации макромолекулы, называютс€ полипептидами. ѕровести резкую границу между белками и полипептидами трудно. ¬ большинстве случаев белки отличаютс€ от других природных полимеров (каучука, крахмала, целлюлозы), тем, что чистый индивидуальный белок содержит только молекулы одинакового строени€ и массы. »сключением €вл€етс€, например, желатина, в составе которой вход€т макромолекулы с молекул€рной массой 12 000-70000.

—троением белков объ€сн€ютс€ их весьма разнообразные свойства. ќни имеют разную растворимость: некоторые раствор€ютс€ в воде, другие Ч в разбавленных растворах нейтральных солей, а некоторые совсем не обладают свойством растворимости (например, белки покровных тканей). ѕри растворении белков в воде образуетс€ своеобразна€ молекул€рно-дисперсна€ система (раствор высокомолекул€рного вещества). Ќекоторые белки могут быть выделены в виде кристаллов (белок куриного €йца, гемоглобина крови).

Ѕелки играют важнейшую роль в жизнеде€тельности всех организмов. ѕри пищеварении белковые молекулы перевариваютс€ до аминокислот, которые, будучи хорошо растворимы в водной среде, проникают в кровь и поступают во все ткани и клетки организма. «десь наибольша€ часть аминокислот расходуетс€ на синтез белков различных органов и тканей, часть-на синтез гормонов, ферментов и других биологически важных веществ, а остальные служат как энергетический материал. “.е. белки выполн€ют каталитические (ферменты), регул€торные (гормоны), транспортные (гемоглобин, церулоплазмин и др.), защитные (антитела, тромбин и др.) функции

Ѕелки Ч важнейшие компоненты пищи человека и корма животных. —овокупность непрерывно протекающих химический превращений белков занимает ведущее место в обмене веществ организмов. —корость обновлени€ белков у живых организмов зависит от содержани€ белков в пище, а также его биологической ценности, котора€ определ€етс€ наличием и соотношением незаменимых аминокислот

Ѕелки растений беднее белков животного происхождени€ по содержанию незаменимых аминокислот, особенно лизина, метионина, триптофана. Ѕелки сои и картофел€ по аминокислотному составу наиболее близки белкам животных. ќтсутствие в корме незаменимых аминокислот приходит к т€жЄлым нарушени€м азотистого обмена. ѕоэтому селекци€ зерновых культур направлена, в частности, и на повышение качества белкового состава зерна.