јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

√Ћј¬Ќјя >>> –≈‘≈–ј“џ » —ѕ–ј¬ќ„Ќјя »Ќ‘ќ–ћј÷»я ќ ѕ–»–ќƒ≈

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:

Ѕ≈Ћ »

1. —войства аминокислот

ќсобо важное место среди низкомолекул€рных природных органических соединений принадлежит аминокислотам. ќни €вл€ютс€ производными карбоновых кислот, где один из атомов водорода в углеводородном радикале кислоты замещен на аминогруппу, располагающуюс€, как правило, по соседству с карбоксильной группой. ћногие аминокислоты €вл€ютс€ предшественниками биологически активных соединений: гормонов, витаминов, алкалоидов, антибиотиков и др.

ѕодавл€ющее большинство аминокислот существует в организмах в свободном виде. Ќо несколько дес€тков из них наход€тс€ в преимущественно св€занном состо€нии, т.е. в соединении с другими органическими веществами: b-аланин, например, входит в состав р€да биологически активных соединений, а многие a-аминокислоты Ч в состав белков. “аких a-аминокислот насчитываетс€ 18. ¬ состав белков также вход€т два амида аминокислот Ч аспарагин и глутамин. Ёти аминокислоты получили название белковых или протеиногенных. »менно они составл€ют важнейшую группу природных аминокислот, так как только им присуще одно замечательное свойство Ч способность при участии ферментов присоедин€тьс€ по аминным и карбоксильным группам и образовывать полипептидные цепи.

»скусственно синтезированные w-аминокислоты служат сырьем дл€ производства химических волокон.

2. —войства белков

ќсобенно характерен дл€ белков 15-18 % уровень содержани€ азота. Ќа заре белковой химии, когда не умели еще определ€ть ни молекул€рную массу белков, ни их химический состав, ни тем более структуру белковой молекулы, этот показатель играл большую роль при решении вопроса о принадлежности высокомолекул€рного вещества к классу белков. ≈стественно, что сейчас данные об элементарном составе белков утратили свое былое значение дл€ их характеристики.

Ѕелки вступают во взаимодействие с самыми различными веществами. ќбъедин€€сь друг с другом или нуклеиновыми кислотами, полисахаридами и липидами, они образуют рибосомы, митохондрии, лизосомы, мембраны эндоплазматической сети и другие субклеточные структуры, в которых благодар€ пространственной организации белков и свойственной р€ду из них ферментативной активности осуществл€ютс€ многообразные процессы обмена веществ. ѕоэтому именно белки играют выдающуюс€ роль в €влени€х жизни. ѕо своей химической природе белки €вл€ютс€ гетерополимерами протеиногенных аминокислот. »х молекулы имеют вид длинных цепей, которые состо€т из аминокислот, соединенных пептидными св€з€ми.

¬ самых маленьких полипептидных цеп€х белков содержитс€ около 50 аминокислотных остатков. ¬ самых больших Ч около 1500.

¬ насто€щее врем€ первична€ структура белка вы€влена примерно у 2 тыс€ч белков. ” инсулина, рибонуклеазы, лизоцима и гормона роста она подтверждена путем химического синтеза.

Ѕелки составл€ют важнейшую часть пищи человека. ¬ наше врем€ 10-15 % населени€ «емли голодают, а 40 % получают неполноценную пищу с недостаточным содержанием белка. ѕоэтому человечество вынуждено индустриальным путем производить белок Ч наиболее дефицитный продукт на «емле. ¬ качестве заменител€ белка перспективно также промышленное производство незаменимых аминокислот.

3. Ѕелковый обмен

” животных и человека белковый обмен слагаетс€ из трех основных этапов: 1) гидролитического распада азотосодержащих веществ в желудочно-кишечном тракте и всасывание образовавшихс€ продуктов; 2) превращение этих продуктов в ткан€х, привод€щее к образованию белков и аминокислот; 3) выделение конечных продуктов белкового обмена из организма.

¬о взрослом организме в норме количество синтезируемого белка равно суммарному количеству распадающихс€ тканевых и пищевых белков (в сутки, т.е. азотистый баланс близок к нулю). “акое состо€ние называетс€ белковым равновесием. Ѕелковое равновесие €вл€етс€ динамическим, так как в организме практически не создаетс€ запаса белков, и равновесие может устанавливатьс€ при различных количествах потребл€емого белка (в определенных пределах). ¬ период роста или восстановлени€ сил после болезни (белкового голодани€) в организме наблюдаетс€ интенсивна€ задержка азота, азотистый баланс становитс€ положительным. ќсновные процессы, св€занные с белковым обменом, Ч дезаминирование аминокслот, взаимопревращение аминокислот, протекающее с переносом аминогрупп (переаминирование), аминирование кетокислот, распад белка на аминокислоты и новообразовани€ белков органов и тканей, в том числе белков ферментов.