Основы гидроботанических исследований: методическое пособие-определитель. Глушенков О.В., Глушенкова Н.А., 2018. Москва: «Народное образование», 2018. – 248 с.
ОСНОВЫ ГИДРОБОТАНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Глушенков О.В., Глушенкова Н.А.
Методическое пособие-определитель: теория и практика учебных гидроботанических исследований.
Москва: Народное образование, 2018. — 248 с.: ил.
Обложка книги "Основы гидроботанических исследований"
Методическое пособие посвящено практическим вопросам, связанным с организацией, подготовкой и проведением, гидроботанических исследований. Приведены некоторые основные теоретические сведения из данной области знаний. Обоснована актуальность исследований водных растений и процессов зарастания водоёмов и водотоков.
Пособие создано на основе опыта проведения полевых исследований в данной области. Методики, разработанные ведущими учёными в области гидроботаники, адаптированы для их использования на ООПТ, в учебно-практической работе.
В книге рассмотрены наиболее актуальные темы гидроботанических исследований, посильные для выполнения учащимися. Имеются ключи для определения растений водной флоры в полевых условиях, справочные материалы по некоторым наиболее важным направлениям гидроботаники.
Пособие предназначено для научных сотрудников ООПТ, студентов биологических факультетов вузов, педагогов дополнительного образования и методистов, а также для школьных учителей, занимающихся организацией детских исследовательских работ, школьников среднего и старшего возраста.
Данная книга является обновленным и расширенным изданием выпущенного ранее учебного методического пособия "Школа гидроботаники", 2013.
© Глушенков О.В., Глушенкова Н.А., 2018
© Народное образование, 2018
ISBN 978-5-87953-495-5
УДК 581.526.3 582(285.2) (083.71)
ББК 28.582
Напечатано по решению научно-технических советов
ФГБУ «Государственный заповедник «Присурский»
ФГБУ «Национальный парк «Чаваш вармане»
СОДЕРЖАНИЕ
- Предисловие
- Часть 1. Подготовка и проведение гидроботанических исследований.
- 1.1. Теоретическая часть. Закономерности зарастания водотоков и водоёмов
- 1.1.1. Стадии зарастания
- 1.1.2. Типы зарастания
- 1.1.3. Динамика зарастания
- 1.1.4. Степень зарастания
- 1.1.5. Особенности зарастания различных водных объектов
- 1.2. Практический подготовительный этап.
- 1.1.1. Выбор объекта исследований
- 1.2.2. Время проведения работ
- 1.2.3. Подготовка к исследованию
- 1.2.4. Выбор участков для обследования, их размеры и размещение .
- 1.2.5. Особенности обследования разных типов водоёмов.
- 1.2.6. Снаряжение и оборудование .
- 1.3. Экспедиционный этап
- 1.3.1. Запись наблюдений.
- 1.3.2. Фотосъёмка и видеосъёмка.
- 1.3.3. Измерение параметров водных объектов
- 1.3.4. Выбор пробной площади.
- 1.3.5. Флористические исследования
- 1.3.6. Фитоценологические исследования
- 1.3.7. Замечания по режиму исследования.
- 1.1. Теоретическая часть. Закономерности зарастания водотоков и водоёмов
- Часть 2. Методы гидроботанических исследований
- 2.1. Картирование и профилирование растительности водоёмов и водотоков.
- 2.1.1. Полевые исследования.
- 2.1.2. Камеральная обработка.
- 2.2. Методы изучения продукции макрофитов вод
- 2.3. Гербаризация водных растений. Оформление коллекций .
- 2.3.1. Оборудование для сбора растений
- 2.3.2. Техника сбора растений .
- 2.3.3. Этикетирование
- 2.3.4. Сушка растений.
- 2.3.5. Определение растений
- 2.3.6. Монтировка
- 2.3.7. Правила пользования гербарием. Этика гербарной работы
- 2.1. Картирование и профилирование растительности водоёмов и водотоков.
- Часть 3. Доминантно-детерминантная классификация водной растительности
- Часть 4. Направления исследований в гидроботанике, актуальные для студентов и школьников.
- Часть 5. Полевой определитель водных сосудистых растений
- Литература
- Приложения
Образцы разворота книги
"Основы гидроботанических исследований":
ГИДРОБОТАНИКА - наука о растениях вод и о процессах зарастания водоёмов и водотоков. Это относительно молодая наука, вышедшая в самостоятельную жизнь из гидробиологии.
Гидроботанические исследования расширяют спектр возможностей гидробиологии в изучении водных объектов и могут помочь преодолеть однообразие тематики детских исследовательских работ в области гидробиологии, сложившееся в последние годы. К тому же это направление представляет альтернативубиоиндикационному направлению в гидробиологии, от которого сейчас отходят учёные по причине низкой достоверности результатов, получаемых методами биоиндикации.
Гидроботанические методы исследований в большей степени доступны для использования их школьниками, чем традиционные гидробиологические методики. Сам объект исследования тоже нагляден и доступен для детских исследований.
Освоение новых методик позволит повысить интерес школьников среднего и старшего возраста к исследованиям природных экосистем и будет способствовать развитию творческих способностей подростков. Изучение водных растений инициирует у школьников стремление участвовать в сохранении водных объектов своего региона, что, в свою очередь, способствует формированию экологической культуры личности учащегося как части общечеловеческой культуры.
Для России подключение “армии” школьников к гидроботаническим исследованиям весьма актуально, учитывая довольно слабую изученность флоры и растительности водотоков и водоёмов на широких просторах нашей страны. Особенно мало изучен растительный покров ручьёв, малых и средних рек, локальных прудов и многочисленных стариц, составляющих основу гидрографической сети регионов.
Исследования, выполняемые школьниками, позволят даже в условиях относительно низкой населённости, слабой развитости дорожной сети проводить изучение особенностей водной растительности каких-либо территорий и регионов в широком масштабе на большом числе ручьёв, рек, озёр, стариц, т. е. на уровне какого-то типа ландшафта, или целого бассейна.
|
Основы гидроботанических исследований: методическое пособие-определитель
- Производитель: Другие
- Код товара: Книга
- Доступность: На складе
-
350.00 р.
Теги: растения, методики, исследования, книга