јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ: главна€ страница раздела

Ќаши планы Ёкспедиции »сследовани€ »стори€ кружка —писок ¬ќќѕовцев

ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале

≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ѕриложение 'ћанок на птиц: птицы ≈вропы - песни, позывки, голоса птиц' дл€ смартфонов и планшетов јндроид / Android загрузить из Google Play / Play Market бесплатно

ћеждународные дни наблюдений за птицами!
—оюз охраны птиц –оссии приглашает российских любителей птиц прин€ть участие в акции и загрузить результаты своих наблюдений на www.biodat.ru ѕодробнее >>>

ѕримечани€: 1) нижеследующа€ исследовательска€ работа выполнена авторами на основе полевых исследований и размещена на сайте в оригинальном виде (подготовка иллюстраций, верстка - ј.—. Ѕоголюбов); 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на сайт www.ecosystema.ru

ƒанна€ стать€ была опубликована в журнале биологического кружка ƒарвиновского музе€ "¬≈—“Ќ»  ¬ќќѕ"

»——Ћ≈ƒќ¬јЌ»я ѕ“»„№≈√ќ Ќј—≈Ћ≈Ќ»я Ћ≈—Ќџ’ ѕќ—јƒќ
¬ ќ –≈—“Ќќ—“я’ ћќЋќ„Ќќ√ќ Ћ»ћјЌј ј«ќ¬— ќ√ќ ћќ–я

2008

— 2002 по 2007 год кружковцы ¬ќќѕ проводили весенние орнитологические исследовани€ на побережье и в окрестност€х ћолочного лимана азовского мор€. Ёто территори€ ”краины, юго-западна€ часть запорожской области недалеко от г. ћелитопол€. ¬ ћелитополе находитс€ азово-черноморска€ орнитологическа€ станци€, благодар€ сотрудникам которой Ц ».». и –.Ќ. „ерничко и другим кружковцы и получили возможность выезжать в экспедиции в эти места. ќбычно экспедиции проходили во врем€ весенних школьных каникул Ц в последнюю декаду марта; в 2007 г. Ц в первую декаду ма€.

¬ длину лиман выт€нут в северном направлении, в северную его часть впадает р.ћолочна€, а в северо-западную небольша€ речка “ащенак. Ћевый берег лимана низменный, образует песчано-ракушечные косы и далеко заход€щие в лиман отмели, а правый берег высокий. Ќа лимане есть также острова с трав€нистым покровом и тростником. Ћиман отделен от мор€ песчано-ракушечной пересыпью с заросл€ми тростника, называемой —тепановска€ коса. «ападна€ часть косы Ц орнитологический заказник.

¬ окрестност€х ћолочного лимана господствует степной равнинный ландшафт без естественных лесов и больших рек. ќсновную часть территории занимают пол€ с лесополосами, большинство которых заложено в 1936-37 годах. ≈стественна€ степна€ растительность сохранилась в очень небольшом количестве только по балкам и склонам лимана. Ќа этой территории произрастает искусственно созданный лесной массив Ц богатырский (альтагирский) лес, наход€щийс€ в окрестност€х поселка –одионовка и заложенный в 1880 году.

Ѕиотопические услови€ молочного лимана весьма благопри€тны дл€ гнездовани€ водоплавающих и водно-болотных птиц, а также дл€ остановок на кормежку и отдых перелетных птиц. ќсновное внимание исследователей азово-черноморской орнитологической станции удел€етс€ водоплавающим и околоводным птицам.  ружковцы также проводили учеты на водоемах и передавали их данные сотрудникам станции. ќднако большее внимание мы уделили птицам леса и других наземных местообитаний.

Ћесные посадки в окрестност€х с. –одионовка представлены трем€ участками, не соедин€ющимис€ друг с другом. Ёто массив возле с. Ўелюги, массив на левом берегу р. “ащенак и собственно альтагирский лес. Ћесопосадки расположены на песчаных почвах и примыкают к западному крутому берегу лимана. јльтагирский лесной массив самый крупный; по форме он напоминает треугольник с длинной выт€нутой вдоль мор€ стороной около 4 км и шириной примерно 2,5 км. ѕосадки состо€т в основном из робинии лжеакации, каркаса кавказского, гледичии, дуба черешчатого и сосны ѕалласа. ¬стречаютс€ также груша, клены (остролистный и полевой), €сени, можжевельники, грецкий орех. ’арактерно, что большинство видов €вл€ютс€ интродуцентами американского или более южного (кавказского, крымского) происхождени€, т.е не свойственны данной местности.

»з аборигенных видов на побережье молочного лимана растут в основном лох и тамариск, но в лесу их практически нет. ¬ысота деревьев не превышает 15 м, а возраст Ц 50 лет, т.к. подросшие деревь€ спиливают и используют в хоз€йственных цел€х, а на их место высаживают новые. ƒеревь€ одного-двух видов обычно высажены квадратами размером 100х200 м или около этого; квадраты разделены просеками, часть из которых заросла травой, а по другим идут песчаные дороги. “о есть, лес представл€ет собой мозаику пр€моугольников разных видов деревьев. ¬ массиве можно выделить территории, где преобладает сосна, участки с преобладанием робинии и гледичии и участки с большим количеством каркаса кавказского.

–езультаты

”четы птиц в лесных посадках мы проводили в марте с 2003 по 2006 г. и в начале ма€ в 2007 году. ¬сего за эти 5 лет в лесопосадках отмечено 74 вида. ѕлотность населени€ птиц в марте составл€ла в разные годы от 330 до 530 особей на 1 кв.км , а в мае Ц 590 (табл. 1а и 1б).

ѕлотность населени€ птиц в лесу в разные годы (особей на 1 кв. км)

“абл. 1а. ѕлотность населени€ птиц в лесу в разные годы (особей на 1 кв. км).
¬иды, встреченные в марте или в марте и мае

ѕлотность населени€ птиц в лесу.

“аблица 1б. ѕлотность населени€ птиц в лесу.
¬иды, встреченные только в мае 2007 г (особей на 1 кв.км)

Ќаиболее массовыми видами всегда были з€блик, больша€ синица, семено€дные вьюрковые (дубонос, щегол, зеленушка, конопл€нка), а также дрозды (черный и певчий). »ногда в число доминирующих видов попадали полевые воробьи и грачи, а в отдельные годы много было также свиристелей и чижей. ѕлотность в марте зависела в основном от обили€ з€бликов, которое определ€лось тем, была ли весна ранней (тогда пролет начиналс€ раньше, и их было много) или поздней (тогда их плотность была небольшой).

ƒругие исследовательские работы, сделанные в биологическом кружке ¬ќќѕ, можно посмотреть в разделе »сследовательска€ работа. ƒругие детские исследовательские работы (исследовательские проекты), размещенные на нашем сайте, можно посмотреть тут.

’роника кружка "¬естники ¬ќќѕ" ѕрограмма "Parus" —писок ¬ќќѕовцев

Ќаши авторские пособи€ и определители по орнитологии и птицам –оссии
можно приобрести в нашем »нтернет-магазине или скачать в Google Play или AppStore

компьютерный цифровой (дл€ PC-Windows) ќпределитель птиц –оссии, содержащий описани€ и изображени€ 206 видов птиц средней полосы (рисунки птиц, силуэты, гнезда, €йца и голоса), а также компьютерную программу определени€ встреченных в природе птиц.
приложени€ дл€ смартфонов и планшетов Android: ѕтицы средней полосы, ћанок на птиц ≈вропы и јмерики, √олоса птиц ≈вропы и ѕтицы ≈вропы, √олоса птиц –оссии и ѕтицы –оссии (их можно скачать в магазине Play Google) ,
приложени€ дл€ iPhone и iPad: ѕтицы –оссии, ќпределитель птиц ≈вропы (Birds of Europe), √олоса птиц –оссии, ћанок на птиц ≈вропы и птиц —еверной јмерики, ќпределитель голосов птиц и ќпределитель птиц по фото (все их можно скачать из AppStore),
карманные полевые определители ѕтицы средней полосы (160 видов), ѕтицы –оссии (278 видов),
цветные определительные таблицы ѕерелетные птицы, «имующие птицы,
книги-определители серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии": ѕтицы, ƒомашние животные,
MP3-диск с голосами птиц (песни, крики, позывки): √олоса птиц средней полосы –оссии (343 вида птиц).