јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ: главна€ страница раздела

Ќаши планы Ёкспедиции »сследовани€ »стори€ кружка —писок ¬ќќѕовцев

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г

ѕримечани€: 1) нижеследующа€ исследовательска€ работа выполнена авторами на основе полевых исследований и размещена на сайте в оригинальном виде (подготовка иллюстраций, верстка - ј.—. Ѕоголюбов); 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на сайт www.ecosystema.ru

ƒанна€ стать€ была опубликована в журнале биологического кружка ƒарвиновского музе€ "¬≈—“Ќ»  ¬ќќѕ"

»——Ћ≈ƒќ¬јЌ»я ѕ“»„№≈√ќ Ќј—≈Ћ≈Ќ»я Ћ≈—Ќџ’ ѕќ—јƒќ
¬ ќ –≈—“Ќќ—“я’ ћќЋќ„Ќќ√ќ Ћ»ћјЌј ј«ќ¬— ќ√ќ ћќ–я

2008

— 2002 по 2007 год кружковцы ¬ќќѕ проводили весенние орнитологические исследовани€ на побережье и в окрестност€х ћолочного лимана азовского мор€. Ёто территори€ ”краины, юго-западна€ часть запорожской области недалеко от г. ћелитопол€. ¬ ћелитополе находитс€ азово-черноморска€ орнитологическа€ станци€, благодар€ сотрудникам которой Ц ».». и –.Ќ. „ерничко и другим кружковцы и получили возможность выезжать в экспедиции в эти места. ќбычно экспедиции проходили во врем€ весенних школьных каникул Ц в последнюю декаду марта; в 2007 г. Ц в первую декаду ма€.

¬ длину лиман выт€нут в северном направлении, в северную его часть впадает р.ћолочна€, а в северо-западную небольша€ речка “ащенак. Ћевый берег лимана низменный, образует песчано-ракушечные косы и далеко заход€щие в лиман отмели, а правый берег высокий. Ќа лимане есть также острова с трав€нистым покровом и тростником. Ћиман отделен от мор€ песчано-ракушечной пересыпью с заросл€ми тростника, называемой —тепановска€ коса. «ападна€ часть косы Ц орнитологический заказник.

¬ окрестност€х ћолочного лимана господствует степной равнинный ландшафт без естественных лесов и больших рек. ќсновную часть территории занимают пол€ с лесополосами, большинство которых заложено в 1936-37 годах. ≈стественна€ степна€ растительность сохранилась в очень небольшом количестве только по балкам и склонам лимана. Ќа этой территории произрастает искусственно созданный лесной массив Ц богатырский (альтагирский) лес, наход€щийс€ в окрестност€х поселка –одионовка и заложенный в 1880 году.

Ѕиотопические услови€ молочного лимана весьма благопри€тны дл€ гнездовани€ водоплавающих и водно-болотных птиц, а также дл€ остановок на кормежку и отдых перелетных птиц. ќсновное внимание исследователей азово-черноморской орнитологической станции удел€етс€ водоплавающим и околоводным птицам.  ружковцы также проводили учеты на водоемах и передавали их данные сотрудникам станции. ќднако большее внимание мы уделили птицам леса и других наземных местообитаний.

Ћесные посадки в окрестност€х с. –одионовка представлены трем€ участками, не соедин€ющимис€ друг с другом. Ёто массив возле с. Ўелюги, массив на левом берегу р. “ащенак и собственно альтагирский лес. Ћесопосадки расположены на песчаных почвах и примыкают к западному крутому берегу лимана. јльтагирский лесной массив самый крупный; по форме он напоминает треугольник с длинной выт€нутой вдоль мор€ стороной около 4 км и шириной примерно 2,5 км. ѕосадки состо€т в основном из робинии лжеакации, каркаса кавказского, гледичии, дуба черешчатого и сосны ѕалласа. ¬стречаютс€ также груша, клены (остролистный и полевой), €сени, можжевельники, грецкий орех. ’арактерно, что большинство видов €вл€ютс€ интродуцентами американского или более южного (кавказского, крымского) происхождени€, т.е не свойственны данной местности.

»з аборигенных видов на побережье молочного лимана растут в основном лох и тамариск, но в лесу их практически нет. ¬ысота деревьев не превышает 15 м, а возраст Ц 50 лет, т.к. подросшие деревь€ спиливают и используют в хоз€йственных цел€х, а на их место высаживают новые. ƒеревь€ одного-двух видов обычно высажены квадратами размером 100х200 м или около этого; квадраты разделены просеками, часть из которых заросла травой, а по другим идут песчаные дороги. “о есть, лес представл€ет собой мозаику пр€моугольников разных видов деревьев. ¬ массиве можно выделить территории, где преобладает сосна, участки с преобладанием робинии и гледичии и участки с большим количеством каркаса кавказского.

–езультаты

”четы птиц в лесных посадках мы проводили в марте с 2003 по 2006 г. и в начале ма€ в 2007 году. ¬сего за эти 5 лет в лесопосадках отмечено 74 вида. ѕлотность населени€ птиц в марте составл€ла в разные годы от 330 до 530 особей на 1 кв.км , а в мае Ц 590 (табл. 1а и 1б).

ѕлотность населени€ птиц в лесу в разные годы (особей на 1 кв. км)

“абл. 1а. ѕлотность населени€ птиц в лесу в разные годы (особей на 1 кв. км).
¬иды, встреченные в марте или в марте и мае

ѕлотность населени€ птиц в лесу.

“аблица 1б. ѕлотность населени€ птиц в лесу.
¬иды, встреченные только в мае 2007 г (особей на 1 кв.км)

Ќаиболее массовыми видами всегда были з€блик, больша€ синица, семено€дные вьюрковые (дубонос, щегол, зеленушка, конопл€нка), а также дрозды (черный и певчий). »ногда в число доминирующих видов попадали полевые воробьи и грачи, а в отдельные годы много было также свиристелей и чижей. ѕлотность в марте зависела в основном от обили€ з€бликов, которое определ€лось тем, была ли весна ранней (тогда пролет начиналс€ раньше, и их было много) или поздней (тогда их плотность была небольшой).

ƒругие исследовательские работы, сделанные в биологическом кружке ¬ќќѕ, можно посмотреть в разделе »сследовательска€ работа. ƒругие детские исследовательские работы (исследовательские проекты), размещенные на нашем сайте, можно посмотреть тут.

’роника кружка "¬естники ¬ќќѕ" ѕрограмма "Parus" —писок ¬ќќѕовцев

Ќаши авторские методические материалы по орнитологии и птицам –оссии:
можно приобрести следующие методические материалы по орнитологии и птицам –оссии:

компьютерный цифровой (дл€ PC-Windows) ќпределитель птиц –оссии, содержащий описани€ и изображени€ 206 видов птиц средней полосы (рисунки птиц, силуэты, гнезда, €йца и голоса), а также компьютерную программу определени€ встреченных в природе птиц.
приложени€ дл€ смартфонов и планшетов Android: Ёко√ид: ѕтицы –оссии, ћанок на птиц ≈вропы, √олоса птиц ≈вропы, ѕтицы ≈вропы, √олоса птиц –оссии и ѕтицы –оссии (их можно скачать в магазине Play Google),
приложени€ дл€ iPhone и iPad: ѕтицы –оссии, ќпределитель птиц ≈вропы (Birds of Europe), √олоса птиц –оссии, ћанок на птиц ≈вропы, ћанок на птиц —еверной јмерики (Birds of North America: Decoys), ѕолевой автоматический определитель голосов птиц (все их можно скачать из AppStore),
карманные полевые определители ѕтицы средней полосы (160 видов), ѕтицы –оссии (278 видов),
цветные определительные таблицы ѕерелетные птицы, «имующие птицы,
книги-определители серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии": ѕтицы, ƒомашние животные,
MP3-диски с голосами птиц (песни, крики, позывки): √олоса птиц средней полосы –оссии (343 вида) и √олоса птиц –оссии, часть 1: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь (фонотека Ѕ.Ќ. ¬епринцева, 450 видов).