јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ: главна€ страница раздела

Ќаши планы Ёкспедиции »сследовани€ »стори€ кружка —писок ¬ќќѕовцев

ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале

≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ѕриложение 'ћанок на птиц: птицы ≈вропы - песни, позывки, голоса птиц' дл€ смартфонов и планшетов јндроид / Android загрузить из Google Play / Play Market бесплатно

ћеждународные дни наблюдений за птицами!
—оюз охраны птиц –оссии приглашает российских любителей птиц прин€ть участие в акции и загрузить результаты своих наблюдений на www.biodat.ru ѕодробнее >>>

ѕримечани€: 1) нижеследующа€ исследовательска€ работа выполнена авторами на основе полевых исследований и размещена на сайте в оригинальном виде (подготовка иллюстраций, верстка - ј.—. Ѕоголюбов); 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данна€ работа €вл€етс€ авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на сайт www.ecosystema.ru

ƒанна€ стать€ была опубликована в журнале биологического кружка ƒарвиновского музе€ "¬≈—“Ќ»  ¬ќќѕ"

ЌјЅЋёƒ≈Ќ»я «ј ѕќ¬≈ƒ≈Ќ»≈ћ —»Ќ»„№»’ —“ј… — »Ќƒ»¬»ƒ”јЋ№Ќќ
ѕќћ≈„≈ЌЌџћ» ѕ“»÷јћ» ¬ —≈«ќЌ ѕ–≈ƒ«»ћ№я

ћ.Ќ. ћысливец, Ћ.¬. “окмакова, ј.ј.  очеткова, ≈.ё. ƒемидова

2002

ак известно из литературы, осенью, на зиму, разные виды синиц объедин€ютс€ между собой, а также с корольками, поползн€ми, пищухами и ополовниками в стаи, которые нос€т название зимних синичьих стай. —иничьи пары достаточно устойчивы. ѕо окончании выведени€ птенцов они не распадаютс€ и вместе зимуют. “ака€ пара посто€нно, летом и зимой, живет на своем участке обитани€, территори€ которого летом меньше, а зимой Ч больше.  огда птенцы станов€тс€ самосто€тельными, они покидают участок родителей. ¬ замену им к взрослым птицам могут присоединитьс€ чужие сеголетки. “ак собираютс€ стаи из пухл€ков, корольков, ополовников, больших синиц. √ренадерки, поползни и пищухи более агрессивны к особ€м своего вида, и поэтому допускают на свой участок не больше двух молодых птиц своего вида Ч самца и самку.  ормовые участки одновидовых стай перекрываютс€, при этом одновидовые стаи объедин€ютс€ в смешанные (Ѕардин, 1982; 1988; цит. по ћаслова, 1999).

¬ 1989-2000 годах кружковцами биологического кружка ƒарвиновского музе€ проводились исследовани€ пространственной приуроченности и посто€нства зимних участков видов, вход€щих в синичьи стаи ( острова, Ѕулдаков, 1999; ћаслова, 1999; ƒорожкова, Ћеонтьева, 1999). ¬ основе всех этих исследований лежал один и тот же метод, основанный на картировании встреч стай на посто€нных пробных площад€х.  ратко, метод заключалс€ в следующем. ќбследовались учетные площадки размером 0,5 Ч 1 км2. ”четные ходы площадки проходили примерно параллельно на рассто€нии не более 150 м друг от друга.  ажда€ лини€ была разбита пикетами на 50-метровые отрезки. ”чет проводилс€ 6-7 группами, которые начинали прохождение площадки одновременно с разных точек. ѕри этом кажда€ группа проходила площадку не менее одного раза, так, что в течение этого времени вс€ площадка все врем€ находилась под контролем. ¬о врем€ учета на план площадки наносились все встречи стай, их состав и врем€ встреч. ѕри обработке материала все встречи птиц одного вида помещались на отдельную карту с указанием времени встреч. ѕо этим данным определ€лись примерные маршруты передвижени€ стай и контуры участков, на которых они держались во врем€ наблюдени€. –езультатом этих работ стали выводы о том, что стаи зимой держатс€ на посто€нных участках. ƒиаметр участка стаи пухл€ков составл€ет примерно 400-500 м, корольков Ч примерно в 1,5 раза меньше. Ёти участки год от года сохран€ютс€ примерно на тех же местах. Ёто совпадает с выводами Ѕардина (Ѕардин 1990). “ак, если бы участки не были посто€нными, запасание корма, свойственное синицам, имело бы значительно меньше смысла.  роме того, в услови€х зимы значительно легче выжить на знакомой территории.

ќднако в процессе работы возникли некоторые сомнени€ в справедливости выводов, полученных ранее. “ак, при диаметре участков стай пухл€ков, равном 500 м, и при отсутствии перекрывани€ их территорий на 1 км2 могут обитать только 4 стаи. ¬ состав одной стаи чаще всего входит 4-6 особей, то есть численность не должна превышать 25 пухл€ков на 1 км2. –еальна€ же численность пухл€ков в местах наблюдений обычно в 2-3 раза больше. “о есть, участки стай должны значительно перекрыватьс€.

≈сли птицы не помечены индивидуально, возникает вопрос, отмечаем ли мы в ходе учетов на площадке действительно место обитани€ одной стаи, или места, наиболее выгодные дл€ кормодобывани€. ¬озможно, передвига€сь по лесу, стаи чаще всего задерживаютс€ в определенных местах. ћы же, фиксиру€ их, предполагаем, что это передвижение одной стаи внутри участка. –ешить эту проблему с помощью троплени€ стай не удавалось, так как соседние стаи очень часто объедин€ютс€. ¬ св€зи с этим бывает непон€тно, за одной ли стаей происходит наблюдение. ѕоэтому было решено индивидуально пометить птиц, вход€щих в синичьи стаи.

ќсновна€ цель данной работы — вы€вить структуру территорий синичьих стай на пробном участке, провод€ одновременно индивидуальное мечение птиц и тропление стай. ѕомимо этого, предполагалось определить возрастной состав преобладающих видов, узнать, происходит ли обмен особ€ми между смежными ста€ми.

ћатериал и методика

–абота проводилась с 3.11.2001 по 10.11.2001 на  остромской таЄжной научно-опытной станции »ѕЁЁ –јЌ, в окрестност€х д. ’албуж ћантуровского района  остромской области. Ёта территори€ относитс€ к подзоне южной тайги. ¬ начале но€бр€ в этом районе выпадает первый, неустойчивый снежный покров, теплые дни чередуютс€ с морозами до -15 .

ћатериал собран двум€ группами кружковцев биологического кружка ƒарвиновского музе€ и кружка Ђ—ледопытї (г. ќбнинск) во врем€ осенней орнитологической школы. “ропление синичьих стай проводилось группой под руководством ≈.—. ѕреображенской, в нем участвовали, кроме авторов, ј. —ергеева, —. ћануйлов, ё.ѕеков, ј.√анич, ».»льина, иногда помогали и другие кружковцы. ќдновременно группа под руководством ј.—авина и ≈.“идеман проводила отлов и мечение птиц. ¬ кольцевании и мечении, кроме авторов данной работы, участвовали ƒ.Ѕанчик, ≈. очергина, ќ.ѕеревезенцева. –абота проводилась на площадке размером примерно 800 х 800 м. ѕлощадка включала участки полей, хвойного (в основном елового) смешанного леса и сероольшаники по оврагам (рис. 1). ѕлощадь лесной территории площадки составила 42,8 га.

“ропление проводилось дл€ тех стай, в состав которых входили пухл€ки или ополовники. ѕеремещение стай наносили на карту в масштабе 1:10000. ѕри троплении отмечали врем€ встречи и фиксировали, также с указанием времени, изменени€ состава стаи, специально рассматривали птиц и указывали наличие меченых особей. «а одной стаей обычно удавалось наблюдать от 0,5 до 2 часов. ¬сего было прослежено более 20 стай, по 3-6 стай в день. ‘иксировали место и врем€ встреч меченых птиц также вне троплени€ стай.

ѕараллельно с троплением проводили отлов птиц. ќтлов проводилс€ восемью паутинными сет€ми размером 3х10 м кажда€. Ђѕаутинкиї сто€ли на трЄх маршрутах.  аждый маршрут захватывал несколько биотопов: смешанный лес, ельник, молодн€к или ольшаник. ¬сего было обловлено 24 точки (каждую Ђпаутинкуї выставл€ли в 3 точках). ѕойманных птиц измер€ли, кольцевали стандартными алюминиевыми кольцами и метили Ч красили зеленкой или красным маркером. ѕроверка сетей проводилась в течение светлого времени суток каждые 40 мин. Ќа ночь сети сворачивали.

–езультаты

¬ результате троплени€ мы вы€снили, что в состав синичьих стай на обследованном участке вход€т: пухл€к, ополовник, московка, королЄк, гренадЄрка, пищуха, больша€ синица, поползень, лазоревка. „аще всего в ста€х встречаютс€ пухл€ки (от 2 до 8) и корольки (от 2 до 6 ). ¬о врем€ наблюдений было замечено, что корольки передвигаютс€ медленнее основной части стаи и в большинстве случаев отстают. –еже, когда в ста€х остаетс€ 1-2 королька, они следуют вместе с синицами более длительное врем€. ќполовники, наоборот, пролетев какое-то врем€ со стаей, уход€т вперед. ѕоползни и пищухи могут держатьс€ со стаей посто€нно. ќднако пищухи придерживаютс€ небольшого участка хвойного леса, и, когда ста€ его покидает, не идут за ней. ћосковка, лазоревка, гренадЄрка встречаютс€ в ста€х в среднем по две особи, пищухи Ч по 1-2, поползни Ч поодиночке. Ѕольшие синицы могут также находитьс€ в стае поодиночке, но могут образовывать и группы по несколько особей, которые держатс€ более ли менее обособленно от других синиц. “акие стайки ход€т по лесу недолго и вскоре возвращаютс€ на окраины поселка.

¬сего за врем€ работы была окольцована и помечена 41 воробьина€ птица: 18 пухл€ков, по 5 корольков, ополовников и больших синиц, 4 пищухи, 2 поползн€ и 2 гренадерки. —реди отловленных птиц преобладали взрослые (преимущественно прошлого года рождени€) Ч 26 особей, и только 15 были сеголетками. —реди пухл€ков сеголетков была половина.

¬о врем€ наблюдений были найдены почти все окольцованные и помеченные птицы. Ёто говорит о том, что большинство особей остаютс€ на данной территории и в насто€щее врем€ не мигрируют. “ак, из 18 отловленных пухл€ков повторно были встречены 17 Ч все, кроме одного, погибшего сразу после отлова. “о есть, в течение времени наблюдени€ все птицы держались, по крайней мере значительную часть времени, в пределах исследованной площадки.

–ис. 1.  арта пробной площади и участки обитани€ пухл€ков в период наблюдений (обведены по крайним встречам меченых птиц)

Ќаблюдени€ за мечеными пухл€ками проводились 3-6 дней, в среднем 4,6 дн€. «а это врем€ 6 меченых особей было отмечено по 3 раза, и 5 особей Ч по 2 раза. ѕри большинстве встреч стаю, в которую входила мечена€ птица, тропили не менее получаса. Ёто позволило вы€вить участки обитани€ меченых птиц в течение срока наблюдений. ¬ы€снилось, что участки, обведенные по крайним точкам встреч, занимают значительную площадь (см. рис. 1). –ассто€ние между крайними точками встреч одной и той же птицы составл€ло от 500 до 1400 м. ”частки обитани€ разных птиц Ч как взрослых, так и молодых Ч значительно перекрывались. “о есть, индивидуальный состав стаи, отмечающейс€ на определенном месте в разные дни, мог день ото дн€ значительно мен€тьс€. ѕри этом одни и те же птицы входили в состав то одной, то другой стаи. –азделени€, объединени€ птиц и переход и одной стаи в соседнюю отмечали почти при каждом троплении, что позвол€ет предполагать, что изменение индивидуального состава стай происходит не реже 1 раза за час.

“аким образом, картина состава и структуры стай пухл€ков, вы€вленна€ в результате работы, несколько отличаетс€ от описанной в литературе и в предыдущих работах. ¬ стаи, по-видимому, объедин€етс€ не столько пара взрослых птиц и молодые, сколько держащиес€ по соседству взрослые птицы. Ќа долю сеголеток в составе населени€ приходитс€ не более половины. ћожет быть, взрослые Ч это местные, гнездившиес€ в районе работ птицы, а может быть, часть из них прикочевала с севера. ѕри этом посто€нного состава индивидуумов в стае нет, птицы объедин€ютс€ между собой в разных сочетани€х, хот€ и держатс€ (по крайней мере держались в период исследовани€) на одном и том же участке местности. “ак же было замечено, что участки особей часто значительно превышали по диаметру 500 м. “аким образом, можно предполагать, что в предыдущих работах кружковцев на пробных площад€х отмечались не индивидуальные участки стай, а места, наиболее часто посещаемые птицами. ќднако наши исследовани€ проводились осенью, а работа на пробных площад€х зимой. ћожно предполагать, что различи€ имеют сезонный характер. ¬ св€зи с этим было бы желательно провести аналогичные исследовани€ на пробных площад€х в зимний и ранневесенний периоды.

Ћитература

≈.ѕ.  острова, —.¬. Ѕулдаков. »зменени€ участков обитани€ птиц, вход€щих в синичьи стаи, на посто€нной пробной площади в св€зи с сезонной динамикой численности. Ђ¬естник ¬ќќѕї, є 6. 1999 г.—. 34-37.

≈.ј. ћаслова. «имние участки обитани€ некоторых птиц, вход€щих в зимние синичьи стаи, в ѕодмосковье. Ђ¬естник ¬ќќѕї, є 6. 1999 г.—. 37-41

ћ.—. ƒорожкова, ј.ј. Ћеонтьева. «имние участки обитани€ видов, вход€щих в зимние синичьи стаи, и большого пестрого д€тла на  остромской биостанцииї. ¬естник ¬ќќѕї, є 6. 1999 г.—. 41-43.

ƒругие исследовательские работы, сделанные в биологическом кружке ¬ќќѕ, можно посмотреть в разделе »сследовательска€ работа. ƒругие детские исследовательские работы (исследовательские проекты), размещенные на нашем сайте, можно посмотреть тут.

’роника кружка "¬естники ¬ќќѕ" ѕрограмма "Parus" —писок ¬ќќѕовцев

Ќаши авторские пособи€ и определители по орнитологии и птицам –оссии
можно приобрести в нашем »нтернет-магазине или скачать в Google Play или AppStore

компьютерный цифровой (дл€ PC-Windows) ќпределитель птиц –оссии, содержащий описани€ и изображени€ 206 видов птиц средней полосы (рисунки птиц, силуэты, гнезда, €йца и голоса), а также компьютерную программу определени€ встреченных в природе птиц.
приложени€ дл€ смартфонов и планшетов Android: ѕтицы средней полосы, ћанок на птиц ≈вропы и јмерики, √олоса птиц ≈вропы и ѕтицы ≈вропы, √олоса птиц –оссии и ѕтицы –оссии (их можно скачать в магазине Play Google) ,
приложени€ дл€ iPhone и iPad: ѕтицы –оссии, ќпределитель птиц ≈вропы (Birds of Europe), √олоса птиц –оссии, ћанок на птиц ≈вропы и птиц —еверной јмерики, ќпределитель голосов птиц и ќпределитель птиц по фото (все их можно скачать из AppStore),
карманные полевые определители ѕтицы средней полосы (160 видов), ѕтицы –оссии (278 видов),
цветные определительные таблицы ѕерелетные птицы, «имующие птицы,
книги-определители серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии": ѕтицы, ƒомашние животные,
MP3-диск с голосами птиц (песни, крики, позывки): √олоса птиц средней полосы –оссии (343 вида птиц).