Главная Полевой центр Учебные программы Методические материалы Природа России Научные фото Природа мира Рефераты Контакты

Школа гидроботаники: теория и практика учебных гидроботанических исследований. Глушенков О.В., Глушенкова Н.А., 2011. Учебно-методическое пособие. – Чебоксары: «Новое время», 2013. – 176 с.


ШКОЛА ГИДРОБОТАНИКИ

Глушенков О.В., Глушенкова Н.А.

Школа гидроботаники: теория и практика учебных гидроботанических исследований.
Учебно-методическое пособие. – Чебоксары: «Новое время», 2013. – 176 с.

Обложка книги Школа гидроботаники: учебное пособие-определитель

Обложка книги "Школа гидроботаники"

Учебно-методическое пособие посвящено теоретическим и практическим вопросам, связанным с организацией учебных гидроботанических исследований в системе дополнительного образования детей эколого-биологической направленности. Пособие создано на основе опыта проведения полевых исследований в данной области со школьниками.

Обоснована актуальность исследований водных растений и процессов зарастания водоёмов и водотоков, а также включения школьников в эту исследовательскую деятельность. Приведены основные теоретические сведения в данной области знаний. Даны общие рекомендации к организации (подготовке и проведению)   гидроботанических исследований и конкретные методики, относящиеся к определённым направлениям гидроботанических исследований. Методики, разработанные ведущими учёными в области гидроботаники, адаптированы для восприятия и понимания в школьном возрасте и предполагают свободное овладение ими самостоятельно или под руководством педагогов.

В книге рассмотрены наиболее актуальные темы гидроботанических исследований, посильные для выполнения учащимися. Имеются ключи для определения растений водной флоры в полевых условиях, справочные материалы по некоторым наиболее важным направлениям гидроботаники.

Пособие предназначено для педагогов дополнительного образования и методистов, а также для школьных учителей, занимающихся кружковой работой. Может также использоваться студентами биологических факультетов вузов и школьниками среднего и старшего возраста.

© Глушенков О.В., Глушенкова Н.А., 2011
© Иллюстрации Мичуриной И.С, при участии Глушенкова О.В.


СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ
Часть 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ 
1.1. ГЛОССАРИЙ
1.1.1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ГИДРОБОТАНИКИ
1.1.2. СОПУТСТВУЮЩАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ (географические понятия)
1.2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЗАРАСТАНИЯ ВОДОТОКОВ И ВОДОЁМОВ
1.2.1. Стадии зарастания
1.2.2. Типы зарастания
1.2.3. Динамика зарастания
1.2.4. Степень зарастания
1.2.5. Особенности зарастания различных водных объектов
1.3. ДОМИНАНТО-ДЕТЕРМИНАНТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ВОДНОЙ РАСТИТЕЛЬНОСТИ
Часть 2. ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ГИДРОБОТАНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
2.1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
2.1.1. Выбор объекта исследований
2.1.2. Время проведения работ
2.1.3. Подготовка к исследованию
2.1.4. Выбор участков для обследования, их размеры и размещение
2.1.5. Особенности обследования разных типов водоёмов
2.1.6. Снаряжение и оборудование
2.2. ЭКСПЕДИЦИОННЫЙ ЭТАП
2.2.1. Запись наблюдений
2.2.2. Фотосъёмка и видеосъёмка
2.2.3. Измерение параметров водных объектов
2.2.4. Выбор пробной площади
2.2.5. Флористические исследования
2.2.6. Фитоценологические исследования
2.2.7. Замечания по режиму исследования
Часть 3. МЕТОДЫ ГИДРОБОТАНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 
3.1. ГЕРБАРИЗАЦИЯ ВОДНЫХ РАСТЕНИЙ. ОФОРМЛЕНИЕ КОЛЛЕКЦИЙ
3.1.1. Оборудование для сбора растений
3.1.2. Техника сбора растений
3.1.3. Этикетирование
3.1.4. Сушка растений
3.1.5. Определение растений
3.1.6. Монтировка
3.1.7. Правила пользования гербарием. Этика гербарной работы
3.2. КАРТИРОВАНИЕ И ПРОФИЛИРОВАНИЕ РАСТИТЕЛЬНОСТИ ВОДОЁМОВ И ВОДОТОКОВ
3.2.1. Полевые исследования
3.2.2. Камеральная обработка
3.3. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОДУКЦИИ МАКРОФИТОВ ВОД
Часть 4. АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ В ГИДРОБОТАНИКЕ
Часть 5. ПОЛЕВОЙ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬ ВОДНЫХ СОСУДИСТЫХ РАСТЕНИЙ
ЛИТЕРАТУРА
Приложения: ЗАРАСТАНИЕ ВОДОЕМОВ
ЭКОТИПЫ И ЭКОМОРФЫ ВОДНЫХ РАСТЕНИЙ


Образцы разворота книги
"Школа гидроботаники":

Образцы разворота книги Школа гидроботаники: учебное пособие-определитель Образцы разворота книги Школа гидроботаники: учебное пособие-определитель

ГИДРОБОТАНИКА - наука о растениях вод и о процессах зарастания водоёмов и водотоков. Это относительно молодая наука, вышедшая в самостоятельную жизнь из гидробиологии.

Гидроботанические исследования расширяют спектр возможностей гидробиологии в изучении водных объектов и могут помочь преодолеть однообразие тематики детских исследовательских работ в области гидробиологии, сложившееся в последние годы. К тому же это направление представляет альтернативубиоиндикационному направлению в гидробиологии, от которого сейчас отходят учёные по причине низкой достоверности результатов, получаемых методами биоиндикации.

Гидроботанические методы исследований в большей степени доступны для использования их школьниками, чем традиционные гидробиологические методики. Сам объект исследования тоже нагляден и доступен для детских исследований.

Освоение новых методик позволит повысить интерес школьников среднего и старшего возраста к исследованиям природных экосистем и будет способствовать развитию творческих способностей подростков. Изучение водных растений инициирует у школьников стремление участвовать в сохранении водных объектов своего региона, что, в свою очередь, способствует формированию экологической культуры личности учащегося как части общечеловеческой культуры.

Для России подключение “армии” школьников к гидроботаническим исследованиям весьма актуально, учитывая довольно слабую изученность флоры и растительности водотоков и водоёмов на широких просторах нашей страны. Особенно мало изучен растительный покров ручьёв, малых и средних рек, локальных прудов и многочисленных стариц, составляющих основу гидрографической сети регионов.

Исследования, выполняемые школьниками, позволят даже в условиях относительно низкой населённости, слабой развитости дорожной сети проводить изучение особенностей водной растительности каких-либо территорий и регионов в широком масштабе на большом числе ручьёв, рек, озёр, стариц, т. е. на уровне какого-то типа ландшафта, или целого бассейна.

Описание на сайте



Наши авторские методические материалы по ботанике и растениям России:
В нашем Интернет-магазине по некоммерческим ценам (по себестоимости производства)
можно приобрести следующие методические материалы по ботанике и растениям России:

 компьютерные (для PC-Windows) определители:  Цветы Деревья зимой Деревья летом и  Ягоды и сочные плоды
 полевые определители растений "ЭкоГид" для смартфонов и планшетов:  Цветы Деревья зимой Деревья летом и  Ягоды и сочные плоды (все их можно купить в магазине Play Google)
 карманные полевые определители:  Лекарственные растения и  Растения пресных вод
 цветные ламинированные определительные таблицы:  грибы-1 грибы-2 лишайники водоросли мхи первоцветы цветы лесов цветы луговцветы водоемов деревья зимой деревья летом кустарники зимой и  кустарники летом
 определитель серии "Энциклопедия природы России"  Пищевые растения.

Школа гидроботаники: теория и практика учебных гидроботанических исследований

  • Производитель: Другие
  • Код товара: Книга
  • Доступность: На складе
  • 200.00 р.


Теги: растения, методики, исследования, книга


Главная Полевой центр Учебные программы Методические материалы Природа России Научные фото Природа мира Рефераты Контакты