Меню основного сайта: Главная Полевой центр Учебные программы Методические материалы Природа России Научные фото Природа мира Рефераты Контакты

Организация экологических исследований школьников в природе25 методических пособий (на компакт-диске). Боголюбов А.С. и др. Москва, "Экосистема", 1996-2005.

Компакт-диск с 25 пособиями, посвященными общим вопросам организации экологических исследований школьников в природе. Описаны особенности организации учебных занятий с детьми в природе. Подробное описание.

Нет смысла заказывать этот диск, если Вы заказываете диск с 65 методическими пособиями по полевой экологии, т.к. они частично дублируют друг друга.

ОПИСАНИЕ ДИСКА
"Организация полевых практикумов и экологических исследований школьников в природе"
(25 методических пособий для учителей, педагогов дополнительного образования и учащихся, занимающихся исследовательской работой в природе)

Обложка диска с 25 методическими пособиямиДиск с 25 пособиями

На диск записано 25 пособий: комплексные программы и исследовательские проекты, пособия по общим вопросам организации исследовательской деятельности школьников в природе, а также методики полевых экологических исследований, не вошедшие в серию учебных видеофильмов (полный набор методик, включая все методики проведения полевых исследований можно приобрести в составе диска "65 методических пособий по полевой экологии").

Пособия записаны на диск в виде файлов в формате электронной книги (*.pdf). Данный формат пригоден для использования как на РС, так и на Мас, тексты можно читать с монитора компьютера, а также распечатать на принтере. При отсутствии на Вашем компьютере программы просмотра файлов данного типа можно воспользоваться  программой Acrobat Reader, дистрибутив которой записан на диск.

Список методических пособий, записанных на диск
(картинки и названия пособий являются гиперссылками, кликнув на которые Вы попадете на страницу, посвященную данному пособию)

01Программа организации и проведения геоморфологических исследований. Данное пособие представляет собой программу изучения и описания рельефа, как одного из важнейших компонентов ландшафта при проведении комплексных экологических исследований. В пособии приводится программа организации геоморфологических исследований, план и основные правила ведения полевой работы, первичной обработки материала и оформления результатов проведенного исследования.
02Составление почвенной карты (методы почвенного картографирования). Данное пособие включает в себя описание процедур почвенной съемки для целей крупно-, средне- и мелкомасштабного картирования: определение категории местности, способы размещения почвенных разрезов, этапы составления почвенных карт. Основное внимание уделено методике составления детальных и крупномасштабных карт, как основы при выполнении комплексных экологических исследований.
03Методы метеорологических наблюдений. В данном методическом пособии приводятся основные правила организации метеорологических наблюдений: начиная с организации школьной метеоплощадки и кончая определением метеопоказателей основных сред: воздуха, почвы, облачности, осадков. Приводятся также правила организации наблюдений за атмосферными явлениями, состоянием погоды, ее местными признаками и предсказанием.
04Методика описаний лишайниковых сообществ. В данном методическом пособии изложены три темы самостоятельных исследований по изучению лихенофлоры: составление флоры (списка видов) лишайников окрестностей стационара, изучение пространственного распределения видов (по биотопам, субстратам и древесным породам) и описание сообществ лишайников по их четырем экологическим группам. Для последней темы приведены способы описания сообществ лишайников и основных типов их местообитаний.
05Введение в морфологию высших растений (пособие для начинающих работать с определителем растений). Данное пособие представляет собой краткий обзор всех основных морфологических особенностей растений, значимых при их определении и работе с определителем: вегетативных органов (корня, побега, стебля, листа) и генеративных органов (цветка, цветорасположения, плода, семени) цветковых растений. Приводятся также основные морфологические части плауновидных, хвощевидных, папоротниковидных и голосеменных растений . Пособие может быть использовано в качестве подспорья при работе с определителем.
06Комплексные геоботанические исследования фитоценозов. Данное пособие содержит методику проведения комплексного геоботанического исследования фитоценоза, включая составление флоры, заложение пробных площадок и проведение геоботанических описаний. Особое внимание уделено тонкостям выделения ассоциаций, вертикальной и горизонтальной структуры фитоценозов, а также методам учета обилия. В заключительной части пособия приводятся примерные варианты использования данной методики при проведении самостоятельных исследований школьников на полевом практикуме.
07Изучение кормового поведения видов птиц смешанных синичьих стай. В данном методическом пособии приведена методика наблюдений за кормовым поведением птиц в смешанных синичьих стаях. Задачей исследования является определение и учет всех мест сбора корма птицами в лесу и определение пространственных «кормопоисковых» (feeding) экологических ниш разных видов птиц.
08Программа организации и проведения зимних учетов птиц России. Данное пособие является обращением к юным орнитологам и любителям природы, желающим принять участие в действующей на территории России и стран СНГ с 1985 года широкомасштабной научно-исследовательской программе зимних учетов птиц. Пособие включает в себя описание истории создания программы, основ организации учетных работ, а также методику проведения количественных учетов птиц, обработки и оформления результатов.
09Исследовательский проект "Фенология птиц". Данное пособие является обращением к юным орнитологам и любителям природы принять участие в действующей на территории России и стран СНГ с 1992 года широкомасштабной научно-исследовательской программе фенологических наблюдений за птицами. Пособие включает в себя описание программы организации наблюдений за птицами по нескольким направлениям (разделам), порядок сбора, первичной обработки и оформления результатов наблюдений.
10Изучение следов жизнедеятельности позвоночных животных. В данном пособии описаны четыре темы самостоятельных исследовательских (проектных) работ, основанных на изучении следов жизнедеятельности животных в природе:   составление списка видов животных по следам их жизнедеятельности, количественный учет кузниц дятлов и беличьих столовых, учет кротовин и составление коллекции птичьих гнезд .
11Методы учета численности мелких млекопитающих. В данном пособии описаны методики отлова и учета мелких млекопитающих в природных (естественных) биотопах, а также способы подсчета относительной или абсолютной численности животных. Описываются признаки, по которым можно судить о грядущем повышении или понижении численности грызунов. Во второй части пособия даются возможные варианты тем самостоятельной исследовательской работы школьников с использованием некоторых простейших методик, изложенных в первой части.
12Методы этологических наблюдений за млекопитающими в неволе. В данном пособии в сжатой форме изложены основные принципы и методы, которые позволили бы продумать, спланировать и осуществить наблюдения за поведением животных в неволе. Данное пособие написано на основании многолетнего опыта студенческих и юннатских работ по этологии и относится, в основном, к млекопитающим, однако основные принципы наблюдения могут быть использованы и при работе с другими группами животных.
13Методы гидрологических исследований: проведение измерений и описание рек. Данное пособие включает в себя методики определения основных гидрографических характеристик реки, полевых гидрометрических исследований (определения ширины, промеров глубин, измерения скоростей течения, температуры, прозрачности), полевых гидрографических работ (план русла, профиль реки, годограф скоростей), вычисления стандартных гидрологических показателей (водного сечения, средней скорости течения, расхода воды), изучения водного режима реки.
14Методы гидрологических исследований: проведение измерений и описание озер. Данное пособие включает в себя описание методических приемов по сбору морфометрических и морфологических данных об озерах, данных об их уровенном, термиче-ском и ледовом режимах, которые могут быть использованы в качестве основы при составлении комплексной экологической характеристики и паспорта водоема. Основной акцент сделан на использование "географического подхода" в описании водоема.
15Сравнительное изучение макрозообентоса окрестных водоемов. В данном пособии речь идет об изучении беспозвоночных, обитающих на дне водоемов – макрозообентоса. Приводится общий план организации исследования, включая выбор точек для обследования, технику отбора проб, сопутствующие описания водоемов, сортировку и определение проб.
16Методика изучения перифитона и оценки сапробности водоемов. Данное методическое пособие посвящено описанию методики изучения обрастаний (перифитона), включая выбор мест отбора и технику отбора и обработки проб. Приводится также методика расчета сапробности воды по индикаторным организмам обрастаний, в том числе - таблицы индикаторных видов с данными их сапробной валентности (таблицы СЭВ).
17Программа комплексного исследования загрязнений наземных экосистем (введение в проблему мониторинга природной среды). Данное пособие является первым в серии, посвященной проблеме изучения загрязнений природной среды и представляет собой попытку изложить принципиальные подходы к проблеме организации мониторинга окружающей среды на местом уровне. Оно включает в себя описание основных принципов организации системы мониторинга загрязнений - интегральности, многосредности, системности, многокомпонентности. Пособие можно рассматривать только как введение в обширную и одну из наиболее сложных в экологии проблем мониторинга окружающей среды.
18Программа проведения комплексного экологического обследования территории. Данное пособие включает в себя краткий перечень работ и оборудования для проведения комплексного рекогносцировочного обследования территории по направлениям: топография и картография, геология, почвоведение, флористика, геоботаника, лесоведение, зоология, гидробиология и охрана природы. Программа может быть использована при проведении учебно-исследовательских мероприятий с детьми - слетов, экологических лагерей, полевых практикумов.
19Программа организации и ведения фенологических наблюдений. Данное пособие содержит программу по организации работ и проведению комплексных фенологических наблюдений, включающих регистрацию гидрометеорологических явлений и сезонных явлений в жизни наиболее обычных видов растений и животных. Каждый из разделов программы состоит из нескольких таблиц, в которые следует заносить основные хронологические этапы сезонного развития природы и пояснения по ведению наблюдений за отдельными объектами. Бланки всех таблиц приведены в конце пособия.
20Фотографическая съемка биологических объектов. Данное пособие не содержит методик проведения научных исследований, а посвящено описанию основных правил фотографирования живой природы. Поскольку фотографирование является одним из основных способов «иллюстрирования» научных исследований по биологии, географии и экологии, данное пособие является «вспомогательным» при проведении школьниками самостоятельных исследовательских работ в природе. Пособие содержит описания правил выбора фотоаппарата, объективов, вспышек, фотопленок, раскрывает некоторые «секреты» макрофотосъемки, пользования светофильтрами, освещения объектов съемки.
21Ведение записей в природе (Тетрадь полевого практикума). В данном пособии приводятся общепризнанные правила ведения полевого дневника и ведения записей в природе в целом. Кроме того, изложен опыт создания и ведения "Тетради полевого практикума" на примере Экологического Центра "Экосистема", проводящего с 1996 года полевые практикумы для школьников.
22Простейшие методы статистической обработки результатов экологических исследований. В данном пособии приводятся простейшие методы статистической и математической обработки наиболее распространенных типов данных экологических (биологических) исследований: методы статобработки рядов данных, оценки корреляции двух совокупностей, методы оценки разнообразия сообществ и ширины экологических ниш. Все расчеты не требуют сложного счетного оборудования и могут быть произведены вручную на калькуляторе.
23Правила оформления результатов исследовательской работы по экологии. Данное пособие содержит краткое описание основных стандартов при оформлении результатов проведенного научного исследования в письменном виде. Включает в себя рекомендации по формированию структуры изложения результатов, оформления текстовой части, иллюстративного материала, ссылок на литературу, библиографические правила составления списка литературы, рекомендации по подготовке доклада и тезисов для представления в сборники и на конференции.
24Правила поведения в природе. В данном пособии приводятся на первый взгляд общеизвестные правила поведения людей в природной обстановке - в походе, в экспедиции и на полевом экологическом практикуме - в частности. Речь идет об отношении к диким растениям и животным, о правилах заложения и ликвидации полевого палаточного лагеря, об отношении к водоёмам.
25Организация быта и досуга детей на полевом экологическом практикуме. В данном пособии описывается опыт организации быта и досуга детей во время проведения полевых экологических практикумов в Экологическом Центре "Экосистема" - организация ночных прогулок в лес (игра в "Ивана Сусанина"), "спокойных" игр перед сном, спортивных развлечений, верховой езды, ночных костров в лесу и в помещениях.

Организация экологических исследований школьников в природе