Главная Полевой центр Учебные программы Методические материалы Природа России Научные фото Природа мира Рефераты Контакты

Компьютерный определитель грибов России (на компакт-диске для PC). Боголюбов А.С., Марфин В.Г., Черно С.В., Кравченко М.В. Москва, "Экосистема", 2016.

Компьютерный интерактивный определитель 329 видов сумчатых и базидиальных грибов, наиболее широко распространенных на всем пространстве от западных границ России до Дальнего Востока в пределах лесной и лесостепной зон. Включает три основных раздела: определитель, атлас с иллюстрациями и описаниями видов и таксонов, а также учебник-справочник по строению, размножению, распространению и экологическим группам грибов. Подробное описание.

Доступна версия данного определителя для мобильных устройств (смартфонов и планшетов) Android. Приложение можно купить на Google Play

Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market Загрузить приложения из AppStore / iTunes

Компьютерный атлас-определитель грибов России

Авторский коллектив: Боголюбов Александр Сергеевич (автор проекта, подбор и обработка иллюстраций, компоновка, дизайн, редактирование базы данных), Марфин Вадим Германович (база данных 2010 года, фотографии ряда видов), Черно Сергей Владимирович (база данных 2016 года, подбор иллюстраций и описаний ряда видов), Кравченко Михаил Владимирович (технология программного обеспечения), Кайнов Алексей и Скотнов Александр (компьютерный набор базы данных 2010 года)

© Экосистема, 2010, 2016 (второе издание)

Компьютерный определитель грибов: обложка диска    Компьютерный определитель грибов: диск для PC

В данный Атлас-определитель включены 329 видов грибов России (список см. ниже), относящиеся к 2 классам (Сумчатые и Базидиальные) и 168 таксонам различного уровня (подклассам, группам порядков, порядкам, семействам и родам). Отобранные для включения в данный перечень виды являются наиболее широко распространенными и многочисленными, а также наиболее известными на пространстве от западных границ России до Дальнего Востока в пределах лесной и лесостепной зон.

Атлас-определитель состоит из двух взаимосвязанных частей: “Атласа” и “Определителя”, которые открываются в двух отдельных окнах и используются раздельно.

Компьютерный определитель грибов: интерфейс программы

Основу Атласа (в правом окне) составляет коллекция иллюстраций с сопутствующими текстовыми описаниями*, которые предназначены для ознакомления с уже известными пользователю или определенными по Определителю видами, а также описаниями классов, порядков, семейств и родов, к которым относятся включенные в Атлас грибы.

Определитель (в левом окне) представляет собой компьютерную программу для определения видовой принадлежности неизвестного, найденного в природе гриба.

В начале работы на мониторе компьютера открываются два окна — Определитель (слева) и Атлас (справа).

Первой страницей атласа является Обложка (название, авторы, список всех определителей серии "ЭкоГид".

Дальнейшие действия зависят от пользователя - можно свернуть окно Атласа и работать с Определителем, можно наоборот, развернуть окно Атласа и работать с ним (читать инструкцию, учебник или просматривать видовые списки). Атлас можно закрыть совсем, но при первом же обращении к гиперссылке из Определителя Атлас откроется вновь. При достаточном разрешении монитора можно работать с Определителем и Атласом одновременно. Закрывать совсем окно Определителя нельзя (он является "ведущим") — в этом случае программа будет закрыта совсем (открыть вновь ее можно из "Панели управления").

Атлас включает в себя Обложку, Инструкцию, Учебник и Список видов. Доступ к этим разделам осуществляется через Содержание (Contents) — окно, которое находится в левой части атласа.

Атлас создан в стиле Справки Windows (Help), поэтому к нему применимы все стандартные приемы пользования справкой. В частности, ширина каждого из окон установлена автоматически, но может быть также изменена вручную. Чтобы раздвинуть любое из окон — перетащите мышью границу окна. Чтобы исключить из поля зрения Содержание - нажмите кнопку "Скрыть" слева вверху, чтобы развернуть оставшуюся часть на весь экран — нажмите кнопку "Развернуть" справа вверху. Чтобы восстановить параметры — нажмите кнопки "Восстановить" справа вверху и "Показать" слева вверху. После посещения других страниц вернуться на текущую можно с помощью кнопки "Назад". Рядом со вкладкой "Содержание" есть вкладка "Поиск". Данная функция позволяет осуществлять поиск любого слова во всем текстовом массиве Атласа. Иногда (в зависимости от версии и настроек Интернет-браузера пользователя) данная функция при включенном Определителе не работает. Чтобы исправить ситуацию — закройте окно Атласа, а затем откройте его вновь, нажав на любую гиперссылку в Определителе. Распечатать страницу Атласа, открытую на экране, можно с помощью кнопки "Печать".

Основные разделы Атласа — Учебник и Список видов.

Учебник представляет собой Справочник по cтроению, размножению, систематике, истории изучения, распространению и экологических группах грибов, а также содержит сведения о гипотезах их происхождения, значении в природе и жизни человека, классификации грибов по пищевым свойствам, токсинах грибов и грибах-двойниках. Отдельной частью Учебника является список и описание морфологических признаков, используемых для их определения и включенных в Определитель.

Как вводная часть Учебника, так и раздел описания определительных признаков проиллюстрированы примерами из Атласа.

Основная по объему часть Атласа — это список видов грибов, где для каждого вида приведены:

1) Систематическое положение и видовое название данного гриба (см. "Образец" ниже). Красно-коричневым цветом выделены гиперссылки на описания систематических таксонов, к которым относится данный вид. Следуя этим ссылкам можно подробно узнать о классе, группе порядков, порядке, семействе и роде, к которым принадлежит данный вид гриба, а также о других видах данного рода, других родах данного семейства или других семействах данного порядка или класса. Видовые названия и систематическое положение грибов приведены по [Гарибова Л.В., Сидорова И.И. Грибы. Энциклопедия природы России. — М.: 1997.]. Приведены также синонимические и устаревшие названия грибов.

2) Изображение гриба, включающее рисунок (справа) и фотографию (слева) данного вида*.

3) Текстовое описание гриба**, включая следующие пункты: а) описание внешнего вида шляпки (или плодового тела, если шляпка не выделяется) - размер, форма, особенности поверхности, окраска (цвет), особенности гименофора и спорового порошка, б) описание внешнего вида ножки (если есть) — форма, размер, структура, окраска (цвет), особенности мякоти, в) местообитание - предпочитаемые биотопы и типы субстрата, г) плодоношение — периды года (сезоны, месяцы), когда данный гриб встречается в природе, д) распространение - ареал вида по территории России, а также примерные данные о его встречаемости, е) пищевые свойства — к какой категории относится данный гриб (съедобныйусловно съедобныйнесъедобныйядовитый).

Образец

Класс Базидиальные грибы, или Базидиомицеты – Basidiomycetes
Подкласс Гомобазидиомицеты – Homobasidiomycetiidae
Группа Пластинчатые, или Агариковые
Порядок Болетовые – Boletales
Cемейство Болетовые – Boletaceae
Род Моховик – Xerocomus Quel.

Польский гриб, или коричневый гриб, или панский гриб, или каштановый моховик – Xerocomus badius Gilb.

Польский гриб, или коричневый гриб, или панский гриб, или каштановый моховик — Xerocomus badius Gilb.

Шляпка. Шляпка 4-12 см (до 15 см) см в диаметре, выпуклая, затем плоская, гладкая, сухая, во влажную погоду слегка клейкая, у молодых грибов с матовой замшевой поверхностью, у старых и при высыхании блестящая, каштаново-коричневая, бурая или шоколадно-коричневая. Гименофорприросший или почти свободный, желтоватый, позднее зеленовато-желтый, при надавливании синеющий, с угловатыми порами трубочек. Споровый порошок коричневато-оливковый.

Ножка. Ножка цилиндрическая, иногда суженная или слегка вздутая книзу, 4-9 см (до 12 см) длиной, 1-3 см шириной, волокнистая, позднее гладкая, светло-коричневая, вверху и у основания более светлая, палевая. Мякоть беловатая или желтоватая, на разрезе синеющая, затем буреющая.

Местообитания. Микоризообразователь с хвойными (ель, сосна). В хвойных, реже лиственных лесах, иногда у основания стволов или на пнях.

Плодоношение. Август-сентябрь.

Распространение. Европейская часть России, Северный Кавказ, Сибирь, Дальний Восток. Довольно обычный вид.

Пищевые свойства. Съедобен.

Виды грибов в Атласе расположены в алфавитном порядке (по-русски и по-латыни). Кроме этого, в оглавлении имеется также закладка "Описания таксонов". В этой части приведены выборочные описания классов, групп порядков, порядков, семейств и родов (в их систематическом соподчинении), к которым относятся включенные в атлас грибы. В связи с этим, попасть к описаниям видов через оглавление можно тремя путями: выбрав закладку "Русские названия", закладку "Латинские названия" или закладку "Описания таксонов".

Определитель представляет собой компьютерную программу, основу которой составляет авторская база данных определительных признаков всех видов грибов, включенных в Атлас-определитель. Каждый вид имеет определенное значение по каждому из этих признаков. Ознакомиться со всеми этими признаками можно в разделе "Определительные признаки" "Учебника" (список определительных признаков см. ниже).

Как было указано выше, Определитель открывается автоматически одновременно с Атласом при запуске программы из "Панели управления".
Окно Определителя состоит, в свою очередь, из двух окон: "Определительные признаки" и "Результаты определения". Ширину этих окон можно изменять, перетаскивая мышью границу между ними. В окне определительных признаков напротив каждого признака перед началом определения проставлено значение "не определен". В окне справа ("Результаты определения") показан весь список видов, включенных в определитель (название и мелкомасштабное изображение) с полосой прокрутки справа. Пользуясь ею можно просмотреть весь список (в начале процесса определения он состоит из всех 329 видов). Нажимая на название вида или на его изображение можно попасть на его текстове описание и полномасштабное изображение, размещенные в Атласе.

Начинать определение можно с любого признака, но логичнее всего это делать сверху вниз — от простых признаков к более сложным, т.е. в том порядке, как они представлены в таблице. Для просмотра возможных вариантов того или иного определительного признака — нажмите левой кнопкой мыши на поле "не определен" или стрелку справа. Вниз развернется список возможных вариантов данного признака.

Для того, чтобы облегчить работу с определителем, каждый из определительных признаков имеет гиперссылку на соответствующий раздел "Учебника". Чтобы узнать, что это за признак и познакомиться с его значениями (вариантами ответов) — нажмите на поле названия признака и просмотрите рисунки и объяснения к ним в Атласе.

Нажав на значения признака выберите нужный ответ, подходящий для Вашего объекта. Если ответить правильно невозможно или затруднительно — оставьте значение "не определен". Если значение все-таки выбрано, в окне "Результаты определения" отразится меньшее, чем было до этого, число видов. Из общего списка будут исключены виды с иными значениями данного признака. Далее выберите следующий признак и повторите процедуру. С каждым шагом число видов в базе данных и в правом окне ("Результаты определения") будет сокращаться, пока, в идеале, не придет к одному или нескольким. На заверщающем этапе можно воспользоваться определением по иллюстрациям и описаниям (напомним, что нажав на рисунок или название вида в правом окне Вы попадаете в соответствующий раздел Атласа).

Если Вы успешно закончили определение и хотите начать определять другой вид, или же затрудняетесь с определением текущего вида и хотите начать заново — нажмите кнопку "Сброс". База данных обновится, т.е. все данные текущего определения пропадут.

Следует иметь в виду несколько особенностей пользования программой Определителя. Первая (положительная) особенность: для окончательного определения нет необходимости использовать все признаки — многие виды определяются на 3-5 признаке (шаге). Поэтому начинать определение можно с любых, кажущихся наиболее простыми и знакомыми, признаков. Если определить вид быстро не удается, следует переходить к более сложным признакам.

Другая особенность программы заключается в том, что соотношение значений признаков ограничивается биологическими особенностями видов, поэтому в процессе определения может возникнуть ситуация, когда Вы получите в правом окне, вместо списка видов, надпись "Видов с таким набором признаков нет в базе данных Определителя". Это значит, что Вы дали неправильный ответ и следует либо попробовать другой ответ, либо оставить данный признак "не определенным" и перейти к другому признаку.

__________________________

* При составлении иллюстраций были использованы следующие материалы:
1) Авторские фотографии В.Г.Марфина (Казань)
2) Иллюстрации из книги [Гарибова Л.В., Сидорова И.И. Грибы. Энциклопедия природы России. — М.: ABF, 1997. — 352 с.]
3) Иллюстрации из книги [David Pegler. Field Guide to the Mushrooms and Toadstools of Britain and Europe. Kingfisher Books, 1994].
4) Иллюстрации из книги [Сергеева М.Н. Грибы. М.: Культура и традиции, 2000. — 264 с.].
5) Иллюстрации из книги [Mirko Svrcek. Mushrooms. A Magna Field Guide. Magna Books, 1994].
6) Большинство фотографий взяты из Интернета.

** При составлении текстовых описаний отрядов, семейств, родов и видов, а также Учебника была использована следующая литература (с добавлениями и изменениями составителей):
1) Гарибова Л.В., Сидорова И.И. Грибы. Энциклопедия природы России. — М.: ABF, 1997. — 352 с.
2) Сергеева М.Н. Грибы. М.: Культура и традиции, 2000. - 264 с.
3) Лебедева Л.А. Определитель шляпочных грибов (Agaricales). Ленинград: Государственное издательство сельскохозяйственной литературы, 1949. — 547 с.
4) Мир растений. В 7 т./ Редкол. А.Л.Тахтаджян (гл.ред.) и др. Т.2. Грибы / Под ред. М.В.Горленко. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1991. — 475 с.

Список видов грибов, включенных в определитель:
(виды приведены в алфавитном порядке)

1.Алеврия оранжеваяAleuria aurantia
174.Навозник складчатыйCoprinus plicatilis