јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

√Ћј¬Ќјя >>> ѕ–»–ќƒј –ќ——»» >>> ‘»«»„≈— јя √≈ќ√–ј‘»я –ќ——»» » ———–

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г

‘изическа€ географи€ –оссии и ———–
≈вропейска€ часть: јрктика, –усска€ равнина,  авказ, ”рал

арта физико-географического районировани€ –оссии =  омплексный ландшафтный профиль через –оссию

ќЅў»… ќЅ«ќ– ѕ–»–ќƒџ

√лавы раздела "ќЅў»… ќЅ«ќ– ѕ–»–ќƒџ":

ѕќ„¬џ, –ј—“»“≈Ћ№Ќќ—“№ » ∆»¬ќ“Ќџ… ћ»–

–астительность

ƒл€ территории –оссии, обладающей большим разнообразием климатических условий и почвенного покрова, характерны сложные сочетани€ различных фитоценозов, образующих разные типы растительности. ќднако невозможно объ€снить все разнообразие растительного покрова и сложность флористического состава только современными природными услови€ми.

—вою роль в этом сыграли и природные услови€ прошлых эпох, когда на территории господствовали иные растительные формации, от которых сохранились различные виды растений и даже целые группировки. Ќеобходимо учитывать также вли€ние де€тельности человека, хот€ его тоже не всегда удаетс€ установить достаточно надежно.

‘лора. ¬ составе флоры –оссии насчитываетс€ более 11 тыс. сосудистых растений, свыше 10 тыс. видов водорослей и около 5 тыс. видов лишайников. ќсобенно много грибов, их видовое разнообразие выше всех перечисленных групп растений, вместе вз€тых. »з цветковых растений на территории нашей страны наиболее многочисленны сложноцветные, бобовые, злаки.  аждое из этих семейств насчитывает свыше тыс€чи видов. ѕо несколько сотен видов включают такие семейства, как крестоцветные, розоцветные, лютиковые, гвоздичные, осоковые. ѕредставителей всех этих семейств можно встретить от тундры до пустыни, от западных границ страны до восточных, от низких равнин до высокогорий.

‘лористическа€ насыщенность (видовое разнообразие) территории возрастает с севера на юг, но в пустын€х несколько снижаетс€ из-за аридности. ”величиваетс€ она и от равнин к горам. Ѕогатство флоры горных областей объ€сн€етс€ разнообразием экологических условий (экологических ниш) и многократной их сменой на коротких рассто€ни€х. Ѕлагодар€ этому растительность гор более устойчива к резким изменени€м условий внешней среды. ¬ периоды различных катаклизмов горы €вл€ютс€ "убежищами жизни", поэтому их флора насыщена реликтами Ч древними видами, сохранившимис€ до нашего времени с более или менее отдаленных геологических эпох. Ќаиболее "старыми" реликтами в нашей стране €вл€ютс€ растени€, сохранившиес€ с неогена и даже с палеогена.   их числу относ€тс€: древовидна€ корейска€ ива чозени€, папоротники чистоус коричневый и онокле€ чувствительна€ в ѕриамурье и ѕриморье, тис €годный на  авказе, кустарник волче€годник —офии в меловых борах —реднерусской возвышенности.

√еографическое распространение отдельных видов растений очень различно. ≈сть виды, которые растут почти повсеместно или встречаютс€ на большей части территории страны, как например осина, береза бородавчата€, сосна обыкновенна€ или злак типчак, встречающийс€ вплоть до "степных островов" в тундрах —еверо-¬остока. ƒругие виды имеют более ограниченное распространение, например лиственница сибирска€ или кедровый стланник. Ќекоторые виды встречаютс€ только на определенной территории, иногда очень маленькой; это Ч эндемики. ≈сть эндемики среди реликтовых растений, но есть и молодые эндемики четвертичного возраста. ќни встречаютс€ там, где на изолированной территории, отличающейс€ от соседних по своим природным услови€м, в насто€щее врем€ идет видообразование. ¬о флоре нашей страны встречаетс€ немало эндемиков. Ќаиболее богаты ими горные районы, особенно высокогорный  авказ.

Ёндемики, как и реликтовые растени€, представл€ют большую научную ценность. ћногие из них €вл€ютс€ редкими растени€ми и нуждаютс€ в охране.

аждый вид растений предъ€вл€ет определенные требовани€ к внешним услови€м (услови€м среды) и может нормально развиватьс€ только там, где эти услови€ находит. –астени€, близкие по своим требовани€м к услови€м среды либо сами вли€ющие на создание подход€щих дл€ других растений условий, обитают на одной территории, приспосабливаютс€ друг к другу и образуют сообщества, или фитоценозы. ‘лора €вл€етс€ тем материалом, из которого на фоне конкретных природных условий образуютс€ сообщества растений, создающих все разнообразие растительного покрова нашей страны.

¬ изучении растительного покрова –оссии больша€ заслуга принадлежит √.». “анфильеву, ј.Ќ.  раснову, ¬.Ћ.  омарову, ј.». “олмачеву, ћ.». Ќейштадту, Ѕ.Ќ. √ородкову, ¬.¬. јлехину, ¬.Ќ. —укачеву, ≈.ћ. Ћавренко, ¬.Ѕ. —очаве и др.

–астительность, или растительный покров, Ч важнейший компонент природы, прекрасный индикатор природных условий. ќна часто определ€ет внешний облик территории, поэтому многие природные зоны получили название по растительному покрову: тундра, тайга, смешанные леса, лесостепь, степь и т.д. Ќаиболее тесную св€зь растительность обнаруживает с климатом, почвами и рельефом, перераспредел€ющим тепло и влагу, поэтому дл€ ее размещени€, как и дл€ почв, характерна широтна€ зональность, провинциальность и высотна€ по€сность в горах.

“ипы растительности. –ассмотрим главнейшие типы растительности, наиболее характерные дл€ –оссии; тундровый, лесной, степной, пустынный, луговой и болотный.

аждый из типов формируетс€ при определенных температуре и увлажнении, поэтому он состоит из растений, приспособившихс€ именно к этим услови€м. ƒл€ него характерно преобладание определенных жизненных форм (деревьев, кустарников, мхов, трав) или систематических групп растений (гипновых или сфагновых мхов, кустистых или накипных лишайников, хвойных или широколиственных деревьев, полыней или осок, корневищных или дерновинных злаков и т.д.).

¬ процессе приспособлени€ к услови€м существовани€ у растений выработались только им присущие морфологические признаки или физиологические особенности. Ќедаром выдел€ют такие группы растений, как криофиты (растени€ сухих и холодных местообитаний), мезофиты (растени€, обитающие в услови€х достаточного, но не избыточного увлажнени€), гигрофиты (растени€, приспособленные к обитанию в услови€х избыточного увлажнени€), гидрофиты (водные растени€) и т.д.

“ундровый тип растительности формируетс€ в услови€х короткого и прохладного лета, высокой влажности воздуха и низкой температуры почв. »менно малым количеством тепла определ€ютс€ основные особенности этого типа: безлесие, мозаичность (п€тнистость), преобладание мхов, лишайников, кустарничков и, отчасти, кустарников, низкорослость, господство многолетников.

“ундровый тип растительности Ч образование молодое. ћногие исследователи св€зывают его по€вление с древним оледенением, поэтому считают плейстоценовым образованием, но существует также мнение, что возникновение тундровых флористических комплексов относитс€ к плиоцену. „исленность видов тундровой флоры –оссии не превышает 300-400. Ѕедность видового состава тундрового типа растительности св€зана как с его молодостью, так и с суровостью условий, в которых он формируетс€.

»з многих неблагопри€тных дл€ жизни растений факторов одним из наиболее важных €вл€етс€ недостаток тепла, вследствие чего здесь господствуют криофиты. —трем€сь использовать тепло самого верхнего горизонта почвы и приземного сло€ воздуха, каждый их которых измер€етс€ всего несколькими сантиметрами, растени€ прижимаютс€ к земле. Ќеудивительно поэтому, что многие тундровые растени€ очень низкорослы. ќни распластаны по земле, а их корни разрастаютс€ в основном в горизонтальном направлении и почти не идут в глубину. Ўироко распространены стелющиес€ и подушкообразные формы. ћногие растени€ имеют листь€, собранные в прикорневую розетку.

Ѕлагодар€ низкорослости тундровые растени€ не только наиболее; полно используют тепло приземного сло€ воздуха и предохран€ют себ€ от усиленного испарени€, вызванного сильными ветрами, но и покрываютс€ зимой снегом, защищающим их от вымерзани€.

–астени€ тундр Ч преимущественно многолетники, в том числе и почти все трав€нистые растени€. ќднолетних трав крайне мало, так как пройти полный жизненный цикл за несколько недель чрезвычайно трудно. ƒл€ этого необходимы очень быстрые темпы развити€ в услови€х низких температур. ѕочти совершенно отсутствуют луковичные и клубневые растени€, поскольку поздно оттаивающа€ почва с многолетней мерзлотой неблагопри€тна дл€ их произрастани€. ѕравда, здесь есть живород€щие растени€. Ёто Ч своего рода приспособление к воспроизводству потомства в услови€х, когда семена не каждый год успевают созревать. ¬ соцвети€х таких растений (например, горец животвор€щий) вместо цветков развиваютс€ луковички или клубеньки, которые, упав на землю, укорен€ютс€ и дают начало новому побегу.

ћного в тундрах вечнозеленых растений: вод€ника (вороника), брусника, дриада,  ассандра, клюква, багульник и др. Ёто позвол€ет им с наступлением первых теплых дней полнее использовать лучистую энергию на фотосинтез, не тер€€ времени на образование листьев.

„резвычайно интересной особенностью тундровых растений €вл€етс€ наличие у них приспособлений, направленных на уменьшение испарени€, т.е. ксероморфизм, что обусловлено физиологической сухостью. ’олодна€ вода остаетс€ почти недоступной дл€ растений, поэтому они вынуждены сокращать испарение. ” растений преобладают мелкие листочки, имеющие небольшую испар€ющую поверхность. Ќижн€€ сторона листьев, на которой наход€тс€ устьица, покрыта густым опушением, которое преп€тствует слишком сильному движению воздуха близ устьиц и, следовательно, уменьшает испарение. ” некоторых растений (например, у вороники) листь€ свернуты в трубочку. ”стьица, расположенные на нижней стороне листа, оказываютс€ внутри нее, что также ведет к уменьшению испарени€. –€д растений имеет кожистые листь€ (брусника, клюква, дриада и др.).

ќдним из основных признаков тундровых сообществ €вл€етс€ их полидоминантность. ’от€ тундры и раздел€ют на моховые, лишайниковые, кустарничковые или пушицево-осоковые, в них практически всегда присутствуют мхи, лишайники, кустарнички, многолетние трав€нистые растени€, часто кустарники, в разных, но нередко близких сочетани€х.

ћхи и лишайники играют в тундровом типе растительности очень большую роль. Ёти неприхотливые растени€ могут существовать под защитой даже тонкого снежного покрова, а иногда и вообще без него. ” них нет насто€щих корней, так как мхи и лишайники довольствуютс€ влагой и питательными веществами, поступающими из атмосферы, однако развиваютс€ тонкие нитевидные отростки, основное назначение которых Ч прикрепл€ть растени€ к почве. „асто мхи и лишайники €вл€ютс€ эдификаторами тундровых сообществ. —реди лишайников здесь преобладают кустистые Ч кладони€, цетрари€, алектори€. Ўироко представлены кустарнички и кустарники не только вечнозеленые, но и с опадающей листвой (ивы, карликова€ березка, голубика, арктоус и др.). —реди многолетних трав€нистых растений встречаютс€ злаки (луговик альпийский, м€тлик арктический, лисохвост альпийский и др.), осоки (осока жестка€ и др.), бобовые (астрагал зонтичный, копеечник не€сный и др.), но большинство растений принадлежит к разнотравью (василисник альпийский, родиола розова€, купальница, герань белоцветкова€, незабудки, мытник Ёдера и др.). ’арактерна€ особенность тундрового разнотравь€ Ч крупные €рко окрашенные цветки: желтые, белые, малиновые, оранжевые, голубые и др.

ƒл€ тундр характерна мозаичность растительного покрова, обусловленна€ быстрой сменой в пространстве почвенных условий, различной глубиной залегани€ мерзлоты, микрорельефом, пестротой микроклиматических условий, мощностью снежного покрова, а также интенсивно протекающими в почве криогенными процессами, которые привод€т к горизонтальному расчленению поверхности почв.

¬идовое разнообразие и сложность растительного покрова тундр возрастает при движении с севера на юг.

Ћесной тип растительности €вл€етс€ самым распространенным на территории –оссии. Ћеса занимают около 45% площади нашей страны. ќни распространены там, где среднемес€чные температуры июл€ превышают 10∞—, а увлажнение достаточное или избыточное. Ћеса транспирируют много влаги, поэтому в районах с недостаточным и скудным увлажнением они могут существовать лишь при дополнительном поступлении влаги за счет грунтовых вод (поймы рек) либо та€ни€ многолетней мерзлоты (÷ентральна€ якути€).

Ћес Ч сложное много€русное растительное сообщество. ¬ нем деревь€, кустарники, кустарнички, травы, мхи, лишайники и грибы наход€тс€ в непрерывной взаимосв€зи и взаимозависимости. √осподствующий €рус образован деревь€ми с сомкнутыми кронами. ƒревесные породы очень различны по своим требовани€м к теплу, свету и влаге.

»збыточное увлажнение, прохладное лето и суровую зиму лучше перенос€т хвойные породы. »х превращенные в иглы (хвою) листь€ испар€ют относительно мало влаги. ’войные леса занимают свыше 80% лесопокрытой площади –оссии. Ќаиболее холодостойкой породой €вл€етс€ лиственница. ѕолностью сбрасыва€ на зиму хвою, она тем самым предохран€ет себ€ от вымерзани€ при чрезвычайно низких зимних температурах (до -60...-70∞—).

’войные (таежные) леса обычно монодоминантные с простой, четко выраженной €русной структурой. ¬ыдел€ютс€ древесный €рус, подлесок, степень выраженности которого зависит от типа леса, кустарничково-трав€нистый €рус и напочвенный мохово-лишайниковый покров. ќсновными лесообразующими породами хвойных лесов –оссии €вл€ютс€ лиственница, сосна, ель, кедр (сибирска€ кедрова€ сосна) и пихта. ¬ зависимости от лесообразующих пород таежные леса подраздел€ютс€ на темнохвойные (из разных видов ели, пихты и кедра) и светлохвойные (сосновые и лиственничные), отличающиес€ друг от друга по структуре и составу сообществ.

“емнохвойные леса распространены в районах с умеренно холодным и одновременно довольно влажным климатом. ќни преобладают в тайге ¬осточно-≈вропейской и «ападно-—ибирской равнин, широко представлены в горах  авказа, ”рала, —ихотэ-јлин€, в наиболее влажных окраинных част€х јлта€ и —а€н. ќсновные лесообразующие породы темнохвойной тайги –оссии Ч ель европейска€ и сибирска€, пихта и кедр сибирский. Ѕольше половины площади темнохвойной тайги занимают еловые леса (11% лесопокрытой площади страны).

≈ль Ч порода теневынослива€, довольно требовательна€ к плодородию почв. ќна образует сомкнутые насаждени€ с бедным трав€нистым покровом. ≈ловые леса мрачные, темные, влажные. ≈ль создает очень сильное затемнение и под ее пологом могут существовать лишь достаточно теневыносливые растени€.  устарников в ельнике обычно мало. ѕодрост почти всех древесных пород вследствие сильного затемнени€ быстро погибает. —охран€етс€ лишь подрост ели, но имеет при этом сильно угнетенный вид. Ќа почве в ельниках почти сплошной ковер зеленых мхов, на фоне которого растут немногие таежные травы и кустарнички. ѕочти все они Ч многолетники и поддерживают свое существование в основном вегетативным путем, так как по€вление новых растений из сем€н сопр€жено с большими трудност€ми: прорастанию сем€н часто мешает толстый слой мертвой хвои на почве или моховой покров. ” большинства растений есть более или менее длинные ползучие корневища или подземные побеги, способные быстро разрастатьс€ и захватывать новую площадь.

ћногие растени€ елового леса остаютс€ зелеными круглый год: ель, зеленые мхи и многие травы, сохран€ющие зеленую листву под снегом (грушанка, зимолюбка, ожика, осоки и др.). ¬ полумраке елового леса, где практически единственными опылител€ми €вл€ютс€ насекомые, у растений преобладают снежно-белые цветки (кислица, майник, грушанка, седмичник). ћногие растени€ имеют очень мелкие семена, похожие на пыль, которые могут переноситьс€ даже очень слабыми потоками воздуха, так как в густом еловом лесу обычно безветренно.

—остав растений нижнего €руса в еловом лесу во многом определ€етс€ характером почв. Ќа достаточно богатых и дренированных почвах развиваетс€ сплошной покров кислицы (ельник-кисличник). Ќа более бедных и достаточно влажных почвах над моховым ковром обычно поднимаютс€ густые заросли черники (ельник-черничник). Ќа особенно бедных и сырых почвах поверхность покрыта довольно толстым ковром мха кукушкин лен (ельник-долгомошник). ќсобенно густой и затененный ельник бывает лишен напочвенного покрова. Ћишь слой опавшей хвои устилает почву (ельник мертвопокровный).

—ветлохвойные леса имеют совершенно иной облик. ќсновными лесообразующими породами этих лесов €вл€ютс€ лиственница сибирска€ и даурска€ и сосна обыкновенна€. » лиственница, и сосна Ч породы светолюбивые, имеющие рыхлую, ажурную крону, пропускающую много света, поэтому в светлохвойных лесах нет сильного затенени€ и растени€ нижних €русов довольно хорошо освещены.

Ћиственничные леса (более 37% лесопокрытой площади –оссии) обнаруживают в своем распространении тесную св€зь с резко континентальным климатом. ќни господствуют в —редней и —еверо-¬осточной —ибири, ѕрибайкалье, «абайкалье.

Ћиственница (особенно даурска€) мало требовательна к теплу и влаге, легко переносит суровые зимы и сухость воздуха как зимой, так и летом, может расти на многолетней мерзлоте, так как интенсивно всасывает влагу холодной почвы. ћала€ требовательность к услови€м обитани€ позвол€ет лиственнице произрастать и там, где другие древесные породы уже не наход€т благопри€тных условий. ќднако лиственница очень светолюбива, что резко снижает ее конкурентоспособность. “ам, где экологические услови€ оказываютс€ благопри€тными дл€ других древесных пород, она быстро вытесн€етс€ ими. ¬ услови€х же резко континентального климата конкуренци€ со стороны других хвойных пород ослаблена, поэтому лиственничные леса получают наиболее широкое распространение.

ќбычно лиственница образует чистые насаждени€ без примеси других древесных пород. ¬озможности формировани€ смешанных древостоев с темнохвойными или широколиственными породами ограничены конкурентными отношени€ми лиственницы с ними. Ћишь с сосной, имеющей с лиственницей некоторые общие экологические черты, она образует смешанные насаждени€. —осново-лиственничные и лиственнично-сосновые леса занимают достаточно большие площади в южной части —ибири. ¬заимоотношени€ между сосной и лиственницей в значительной мере определ€ютс€ периодически повтор€ющимис€ пожарами, от которых подрост лиственницы страдает больше, чем подрост сосны, имеющий более глубокую корневую систему.

ƒл€ лиственничных лесов, имеющих небольшую сомкнутость крон, характерен хорошо развитый подлесок. Ќа почве часто бывает сплошной мохово-лишайниковый ковер, на фоне которого растут типичные таежные и другие мало требовательные к плодородию почв травы и кустарнички: брусника, линне€, грушанка круглолистна€, плауны и т.д. ћестами большую роль играют болотные растени€ Ч багульник, голубика и др.

“ипы лиственничных лесов разнообразны в зависимости от почвенных условий. Ќа достаточно сухих почвах под лиственницами развиваютс€ густые заросли толокн€нки. ¬ услови€х несколько большей влажности встречаетс€ лиственничный лес со сплошным моховым покровом и господством брусники. Ќа сырых, плохо дренированных почвах формируютс€ лиственничные леса с густыми заросл€ми вечнозеленого кустарника багульника и моховым покровом. «десь же можно встретить голубику, бруснику, некоторые осоки и другие растени€. Ётот тип леса распространен особенно широко.   склонам приурочены лиственничные леса с густыми заросл€ми листопадного кустарника рододендрона даурского.

—основые леса занимают второе место по площади (примерно 16%) среди лесов –оссии, уступа€ лишь лиственничникам. ќни распространены от Ѕелого мор€ до низовий ƒона, от западных границ до ÷ентральной якутии и јлданского нагорь€.

—осна Ч порода быстрорастуща€, светолюбива€, нетребовательна€ к теплу и влаге. ≈е можно встретить на сухих боровых песках и сфагновых болотах, на голых меловых склонах и гранитных скалах. „асто сосновые леса приурочены к песчаным и щебнистым почвам. —осна очень чувствительна к загр€знению атмосферы. ќсобенно вреден дл€ нее сернистый газ.

—осна легко посел€етс€ на открытых участках, выступа€ в роли дерева-пионера, поэтому часто она формирует производные насаждени€ на месте темнохвойных лесов после вырубок и пожаров.

Ѕлагодар€ широкой экологической амплитуде сосновые леса представлены различными типами от сосн€ков (боров)-беломошников до сосн€ков сфагновых. ћногие типы сосновых лесов повтор€ют аналогичные типы ельников: сосн€ки-кисличники, сосн€ки-зеленомошники, сосн€ки-черничники и т.д. Ќаиболее своеобразным €вл€етс€ бор-беломошник, формирующийс€ на особенно сухих и бедных почвах. —осна здесь довольно низка€, угнетенна€, деревь€ сто€т редко. ¬ этих борах встречаютс€ растени€, не свойственные ельникам. ќдним из них €вл€етс€ вереск Ч невысокий кустарник. »з трав€нистых растений можно назвать кошачью лапку, €стребинку волосистую. Ќа поверхности почвы развиваетс€ светлый покров лишайников, образованный различными видами €гел€ ("оленьего мха"), Ч лишайника кладонии.

ƒл€ произрастани€ широколиственных пород необходимо достаточно влажное, продолжительное и теплое лето. »збыточное увлажнение, как и недостаточное, ограничивает их распространение. ”величение суровости зимы также неблагопри€тно дл€ произрастани€ широколиственных пород. ѕоэтому смешанные хвойно-широколиственные и особенно широколиственные леса, растущие в услови€х умеренно влажного климата с ослабленной континентальностью, распространены в –оссии только в западной части страны и на крайнем юге ƒальнего ¬остока. ¬ —ибири они полностью отсутствуют.

Ёти леса характеризуютс€ большим разнообразием древесных пород, кустарников и трав€нистых растений. ќсобенно поражают видовым богатством дальневосточные леса, отличающиес€ удивительным смешением северных и южных видов, значительным участием реликтов, присутствием лиан и папоротников-эпифитов и другими чертами, свойственными субтропическим лесам.

¬ отличие от хвойных, широколиственные и смешанные леса много€русны. »з широколиственных пород в лесах –оссии представлены дуб, липа, клены, €сень, в€з, граб, бук и др. –азличные древесные породы, вход€щие в состав широколиственного леса, имеют разную высоту. —амые высокие деревь€ Ч дуб и €сень, более низкие Ч клен остролистный, липа, в€з, еще ниже Ч клен полевой. ќднако отчетливо выраженных €русов деревь€ обычно не образуют. Ћеса характеризуютс€ сомкнутым верхним древесным €русом, в котором доминируют дуб или липа. Ќиже их Ч остальные древесные породы, которые чаще всего играют роль спутников. ’орошо развит кустарниковый €рус (подлесок) из орешника, бересклета бородавчатого, жимолости лесной, крушины ломкой и др. Ќапочвенный или трав€ной покров образован в основном многолетниками. ћногие растени€ имеют достаточно широкие листовые пластинки, поэтому их называют широкотравьем. ќдни травы всегда встречаютс€ одиночными экземпл€рами, другие могут сплошь покрывать поверхность на большом пространстве. “акими доминирующими растени€ми чаще всего бывают сныть обыкновенна€, зеленчук желтый, осока волосиста€ и пролеска многолетн€€. ’арактерно наличие в этих лесах дубравных эфемероидов (ветреница лютикова€, хохлатки, гусиные луки, чист€к весенний и др.). ќни по€вл€ютс€ сразу после схода снега, цветут ранней весной, когда под полог леса поступает много света, и заканчивают свое надземное существование вскоре после распускани€ листьев на деревь€х. ¬ смешанных хвойно-широколиственных лесах бывает развит и моховой покров, особенно в тех местах, где не накапливаетс€ значительного количества листового спада, угнетающе действующего на мхи.

»з широколиственных лесов на территории –оссии преобладают дубравы, дубово-липовые и липовые леса. Ќа  авказе и в  алининградской области встречаютс€ буковые леса.

ƒуб Ч сравнительно теплолюбива€ древесна€ порода, требовательна€ к почвенному плодородию. ќн не растет на очень бедных песчаных почвах, на переувлажненных, заболоченных почвах, но недостаток влаги в почве переносит хорошо. ƒубовые леса распространены в лесостепной зоне и в западных, более м€гких в климатическом отношении, районах ¬осточно-≈вропейской равнины. ƒуб не выносит суровых условий тайги. ¬ восточных и северных районах с более суровым климатом он уступает место липе.

Ћипа Ч весьма теневынослива€ и холодостойка€ порода, но требовательна€ к температурным услови€м в период вегетации. ќна шире других широколиственных пород представлена в смешанных хвойно-широколиственных насаждени€х. ќдним из самых распространенных деревьев наших широколиственных лесов €вл€етс€ клен остролистный, но он €вл€етс€ обычно лишь примесью к господствующим древесным породам.

—тепной тип растительности формируетс€ в районах недостаточного и неустойчивого увлажнени€ и представлен сообществами трав€нистых растений, хорошо перенос€щих недостаток влаги в почве. ƒл€ степных растений характерен зимний период поко€, обусловленный отрицательными температурами и наличием снежного покрова, а также летний период полупоко€, когда значительна€ часть растений прекращает вегетацию. ¬ районах неустойчивого увлажнени€ летний сухой период непродолжителен. “ам, где увлажнение недостаточное, он охватывает все лето, но прерываетс€ грозовыми дожд€ми, особенно частыми в июле. ¬ степ€х €рко выражена сезонна€ изменчивость растительного покрова.

ќдна из характерных особенностей степных сообществ Ч быстра€ смена во времени аспектов, т.е. внешнего вида, вызываемого развитием и цветением того или иного вида растений. ќдин аспект следует за другим, но уже в июне растительность выгорает, станов€сь высохшей и пожухлой. ќтдельные вегетирующие и цветущие до осени травы не могут изменить общего впечатлени€.

ƒл€ степей типичны разнообразные растени€, образующие перекати-поле Ч специфическую жизненную форму. —реди них есть и однолетники, и многолетники (качим метельчатый, кермеки, зопник колючий, синеголовник полевой и др.). “акие растени€ ломаютс€ у корневой шейки или отрываютс€ в верхней части корн€ и, гонимые ветром, начинают странствовать по степи. ”дар€€сь о землю во врем€ перемещени€, они рассеивают семена.

¬ типичных степ€х наиболее значительную роль играют дерновинные злаки с узкими листь€ми: различные виды ковылей, типчак, тонконог, житн€к. Ќар€ду с ними в составе степных сообществ всегда присутствует разнотравье.

¬ услови€х неустойчивого увлажнени€ ( увл 1) возрастает роль корневищных злаков (костер, пырей, дикий овес) с более широкими листь€ми. «десь же широко представлено красочное разнотравье, встречаетс€ много луговых €рко цветущих растений. «десь распространены прострел, горицвет, сочевичник венгерский, ирис безлистный, крестовник, козлобородник, шалфей луговой, таволга шестилепестна€, козелец пурпурный, колокольчики, короставник, рум€нка, эспарцет песчаный, подмаренник желтый и многие другие. ќблик таких степей указывает на относительно благопри€тные услови€ увлажнени€. Ёто Ч луговые, или разнотравные степи. ќни расположены в лесостепной зоне.

ѕри увеличении сухости луговое разнотравье смен€етс€ видами, приспособленными к недостатку влаги, Ч сухолюбивым разнотравьем (тимь€н, шалфей, зопник, ромашник, кохи€, некоторые виды полыней и др.). ћногие из них Ч сероватые невзрачные растени€ с мелкорасчлененными листь€ми, с опушением или восковым налетом, с малозаметными не€ркими цветками. ¬идова€ насыщенность уменьшаетс€ от 70-80 видов в луговых степ€х до 12-15 видов в сухих степ€х. –астительный покров все более изреживаетс€.

«начительные территории, ранее зан€тые степными сообществами, ныне распаханы и засе€ны сельскохоз€йственными культурами.

ѕустынный тип растительности приурочен к территори€м с наименее благопри€тными дл€ существовани€ растений услови€ми, поэтому растительный покров крайне изрежен и беден в видовом отношении. ќсновной фактор, ограничивающий развитие растений, Ч недостаток влаги в почве, в св€зи с чем важную роль играют приспособлени€ растений к дефициту влаги.

ќсновным направлением приспособлени€ €вл€етс€ ксероморфизм.  серофиты обладают целым р€дом приспособлений, позвол€ющих добывать влагу и экономно ее расходовать. ќни имеют мощную разветвленную и часто глубоко проникающую корневую систему, обеспечивающую максимально возможное поглощение воды из почвы. –азреженность растительности в надземной части нередко сочетаетс€ с сомкнутостью в подземной.  серофиты пустынь мелколистны или безлистны. ƒл€ многих характерна опушенность листьев или восковой налет на них. ” р€да злаков листь€ свернуты в трубочку, а подчас от листа у растени€ остаетс€ одна центральна€ жилка, превращенна€ в колючку. ћногие растени€ имеют приспособлени€ дл€ резкого снижени€ транспирации в неблагопри€тный (сухой) период. Ѕыстро развива€сь в весенний влажный период, они резко замедл€ют рост в сухое врем€, сбрасывают молодые ветви и т.д. ƒл€ р€да растений характерна разнолистность: достаточно крупные весенние листь€ смен€ютс€ мелкими невзрачными летними листочками.

¬ пустынных сообществах встречаютс€ суккуленты Ч растени€ с м€систыми надземными органами (листь€ми, стебл€ми), накапливающие в них запас воды. ќпределенную роль в составе сообществ играют эфемеры и эфемероиды Ч растени€, которые успевают пройти цикл развити€ в тот период, когда в почве есть влага, и тем самым избегают вли€ни€ неблагопри€тных условий. ѕреобладают среди растений пустынь различные виды полыней и сол€нок. ¬ услови€х скудного атмосферного увлажнени€ большую роль в обеспечении растений играют водно-физические свойства субстрата, на котором посел€ютс€ растени€. ’удшие услови€ дл€ растений складываютс€ на глинистом субстрате. Ћучше увлажнены песчаные пустыни, в которых на некоторой глубине часто образуетс€ вис€чий горизонт влажности.

Ќар€ду с жаркими пустын€ми (пустын€ми юга), где дефицит влаги сочетаетс€ с высокими летними (особенно дневными) температурами, в –оссии распространены и холодные пустыни (арктические, высокогорные), где не только сухо, но и температурные услови€ весьма суровы. –астени€ здесь посел€ютс€ на рыхлых холодных грунтах в местах, защищенных от сильных ветров. –астительность холодных пустынь особенно скудна, разрежена и бедна в видовом отношении. «десь встречаетс€ всего 35-50 видов цветковых растений, а также мхи, лишайники (чаще накипные) и водоросли.

Ћуговой тип растительности формируетс€ при средних услови€х увлажнени€. ѕо определению ј.ѕ. Ўенникова, лугами называют пространства со средней степенью увлажнени€ почв, зан€тые трав€нистой мезофильной растительностью. “рав€ной покров лугов всегда густой и обычно достаточно высокий. Ћуговые растени€ не перенос€т ни сильного иссушени€ почвы, ни посто€нного переувлажнени€. ѕочти все луговые растени€ Ч многолетники. ќсенью их надземные части отмирают, а весной по€вл€ютс€ новые побеги. ƒл€ лугов характерна плотна€ дернина, образованна€ густо переплетающимис€ корн€ми растений. Ћуга подраздел€ютс€ на заливные (пойменные), суходольные (материковые) и горные.

«аливные луга распространены по поймам рек. »х состав мен€етс€ по мере удалени€ от русла реки. ¬ прирусловой части поймы, сложенной обычно песчаным или супесчаным материалом, наиболее сухой и высокой, преобладают корневищные злаки: костер безостый, пырей ползучий, вейник наземный и др. «десь же посел€ютс€ хвощ полевой, люцерна серповидна€, клевер ползучий, подмаренник желтый, порезник. “ипичные заливные луга приурочены к суглинистой центральной пойме. ќни отличаютс€ большим разнообразием растений, образующих пышный красочный ковер. «десь обильно представлено разнотравье (лютики, герань лугова€, гвоздика, колокольчики, смолка, свербига и др.), много бобовых (клевер луговой, ползучий, мышиный горошек, л€двинец рогатый, чина лугова€ и др.). »з злаков преобладают лисохвост луговой, овс€ница лугова€, тимофеевка, м€тлик луговой. ¬ наиболее пониженной притеррасной части поймы на т€желосуглинистых, наиболее влажных почвах обычны осоковые заболоченные јута, или болота.  роме осок, здесь произрастают тростник обыкновенный, щучка дерниста€, таволга в€золистна€, гравилат речной и др. Ѕобовых обычно нет. –азнотравье представлено не очень богато.

ѕойменные луга дают богатые урожаи сена. ¬ их составе много ценных кормовых растений.

ћатериковые (суходольные) луга распространены за пределами речных пойм. ќсобенно много их в лесных зонах. Ёти луга часто называют вторичными, или послелесными, так как образовались они в основном на месте вырубленных лесов в тех случа€х, когда человек выпасом скота или заготовкой сена преп€тствовал естественному восстановлению древесной растительности. ѕочвы, сформировавшиес€ под лесами, в отличие от пойменных, довольно бедны питательными веществами, поэтому в составе суходольных лугов преобладают виды мало требовательные к почвенному плодородию. Ћуга имеют более низкий травостой. »х урожайность значительно ниже урожайности пойменных лугов, а большинство растений имеет невысокую кормовую ценность. »з злаков здесь наиболее распространены душистый колосок, полевица обыкновенна€ и тонка€, тр€сунка средн€€. Ѕобовых на суходольных лугах почти нет, разнотравье же представлено хорошо. ќбычны здесь манжетка, бедренец, нив€ник, василек луговой, лапчатка серебриста€, цикорий и др. Ќа истощенных почвах суходольных лугов и при перевыпасе господство в травостое переходит к белоусу торчащему.

Ѕольшим видовым разнообразием отличаютс€ горные луга, расположенные выше границы леса в субальпийском и альпийском по€сах. ¬ составе этих лугов преобладает разнотравье. —убальпийские луга высокотравные, с густым травостоем и обилием красиво цветущих трав. јльпийские луга представлены красочным разнотравьем: колокольчики, незабудки, одуванчики, манжетки, крупки, примулы и др.

Ѕолотный тип растительности формируетс€ при посто€нном избыточном увлажнении. Ѕолота Ч это сообщества влаголюбивой растительности, расположенные на избыточно увлажненных участках суши, но без сплошного зеркала воды на поверхности. ¬ составе растительных сообществ болот участвуют мхи, лишайники, кустарники, трав€нистые растени€ и даже деревь€ (сосна, береза, ольха). ќбычно болота приурочены к понижени€м рельефа с близким залеганием грунтовых вод, но при большом количестве осадков могут занимать и междуречные пространства. ѕоэтому особенно широко болота распространены в зонах избыточного увлажнени€: лесных, лесотундровой и тундровой. ёжнее их площади резко сокращаютс€. »сключительной заболоченностью отличаетс€ «ападна€ —ибирь, особенно ее лесна€ зона.

Ќесмотр€ на сходные услови€ сильного избытка влаги, болота существенно различаютс€ между собой по растительности, что обусловлено разной обеспеченностью растений питательными веществами в зависимости от типов их питани€.

–азмещение основных типов растительности по территории –оссии. ‘ормирование тундровых, лесных, степных и пустынных сообществ растений определ€етс€ климатическими услови€ми основных природных зон –оссии, поэтому их называют зональными типами растительности.  аждый из них €вл€етс€ господствующим типом растительности в пределах соответствующих зон: тундр, тайги, смешанных и широколиственных лесов, степей и пустынь. –астительность переходных природных зон (лесотундры, лесостепи, полупустыни) представлена сочетанием двух соседних зональных типов. Ќо нар€ду с ними во всех зонах в виде более или менее крупных вкраплений встречаютс€ также луговой и болотный типы растительности. ‘ормирование и размещение лугов и болот зависит от местных особенностей увлажнени€ отдельных участков (близкого залегани€ грунтовых вод, периодического затоплени€ и т.д.). Ёто Ч интразональные типы растительности.

Ќар€ду с зональностью в размещении растительности отчетливо прослеживаетс€ и провинциальность, обусловленна€ разной степенью континентальности и увлажненности во внутренней части материка и на его окраинах. ƒостаточно четко выдел€ютс€ три сектора Ч субатлантический, внутриматериковый и притихоокеанский.

¬ субатлантическом (европейском) секторе с ослабленной континентальностью и хорошим увлажнением распространены все зональные типы растительности, от тундрового до пустынного. Ћесной тип представлен не только хвойными, но и широколиственными лесами. ¬ тайге здесь преобладают темнохвойные еловые леса, а в лесостепной зоне Ч дубравы.   северной границе леса здесь выходит ель, поэтому лесотундра в основном елова€.

¬о внутриматериковом (сибирском) секторе с резко континентальным климатом нет широколиственных и хвойно-широколиственных лесов, огромные площади занимает таежный тип с преобладанием лиственничных лесов. Ћесотундра здесь также лиственнична€. Ћеса лесостепной зоны представлены мелколиственными, березово-сосновыми и светлохвойными (сосновыми и лиственничными). ¬ св€зи с южным горным обрамлением здесь отсутствует зональный пустынный тип растительности.

¬ пределах притихоокеанского сектора господствуют два типа растительности: тундровый и лесной. √раницы их распространени€ смещены далеко к югу. «десь на крайнем юге вновь по€вл€ютс€ широколиственные и хвойно-широколиственные леса. Ўироко представлены своеобразные субарктические каменноберезовые леса и заросли кедрового стланика. ¬ысока€ облачность и влажность приморских районов обусловливают достаточно широкое распространение пышных высокотравных лугов.

¬ысотна€ по€сность. ¬ горах распространены те же типы растительности, что и на равнинах. ¬ своем размещении они обнаруживают закономерную смену от подножий гор к их вершинам, св€занную с изменением климатических условий с высотой. Ќабор и состав высотных по€сов растительности, их высотное положение и взаимное размещение образуют структуру высотной по€сности. ќна зависит от высоты гор, их положени€ в пределах той или иной зоны и в определенном секторе материка. „ем южнее расположены горы и чем они выше, тем полнее набор высотных по€сов.

Ќаиболее проста структура высотной по€сности в тундре и таежной зоне. ¬ тундровой зоне равнинные тундры смен€ютс€ горными. ¬ тайге хвойные леса уступают место неширокой полосе криволесь€ и редколесь€, смен€ющейс€ горной тундрой. ¬ ёжной —ибири у подножи€ гор по€вл€ютс€ степи и лесостепи, которые смен€ютс€ горной тайгой.   верхней границе леса подход€т кедровые и лиственнично-кедровые леса. »х смен€ет горна€ тундра. Ќаиболее сложна высотна€ по€сность јлта€, где нар€ду с горной тайгой встречаютс€ горные степи и полупустыни, субальпийские луга и тундростепи, альпийские луга и горные тундры.

≈ще сложнее высотна€ по€сность в горах  авказа. ќна различна не только на северном и южном склоне Ѕольшого  авказа, но и в западной и восточной его части. Ќа расположенном в субатлантическом секторе  авказа нет ни горных тундр, ни тундростепей. ”сложнение высотной по€сности здесь происходит за счет разнообразных типов лесов. ¬ составе горных лесов здесь присутствуют широколиственные буковые леса, которые смен€ютс€ смешанными буково-пихтовыми, а еще выше Ч хвойными елово-пихтовыми лесами. ¬ыше границы леса распространены высокотравные субальпийские луга и заросли субальпийских кустарников, которые смен€ютс€ низкотравными альпийскими лугами.

—воеобразна высотна€ по€сность гор ƒальнего ¬остока, в составе которой присутствуют каменноберезовые леса в сочетании с высокотравными лугами, которые смен€ютс€ заросл€ми кедрового стланика, уступающими, в свою очередь, место горным тундрам и верещатникам.

–астительные ресурсы. ћир растений дает человеку пищевые продукты, корма и сырье. ƒл€ развити€ животноводства большое значение имеют естественные кормовые ресурсы.  ормовыми ресурсами обладают все типы растительности и все зоны Ч от тундр до пустынь, но различен состав кормов, их качество, продуктивность кормовых угодий, основные кормовые растени€. —амыми продуктивными кормовыми угодь€ми €вл€ютс€ луга. —очные луговые травы Ч основной корм дл€ крупного рогатого скота. Ћуга служат сенокосами и пастбищами. —амые высокие урожаи трав большой кормовой ценности дают заливные луга. ќни обычно используютс€ как сенокосы.

¬ засушливых районах страны кормовые ресурсы представлены грубыми (сухими, жесткими) кормами. ¬ полупустын€х и пустын€х наход€тс€ пастбища дл€ овец и верблюдов. ѕастбищами дл€ овец служат и горные степи.

¬ тундре и лесотундре наход€тс€ обширные оленьи пастбища. »х площадь составл€ет в –оссии 327 млн га. ѕравда, биологическа€ продуктивность этих пастбищ невелика. Ќаиболее ценными пастбищами €вл€ютс€ €гельные тундры, покрытые кустистым лишайником кладони€.

Ѕольшое значение имеют древесные ресурсы. Ќа долю лесов –оссии приходитс€ около 1/5 площади лесного фонда мира (768 млн га), а по запасам древесины (75 млрд м2) даже свыше 1/5 мировых запасов. ѕодавл€юща€ часть запасов приходитс€ на хвойные породы. ƒревесина используетс€ дл€ самых разнообразных целей Ч дл€ строительства, в качестве топлива и т.д, Ќа ее базе развита целлюлозно-бумажна€ и лесохимическа€ промышленность. «начительное количество древесины вывозитс€ из –оссии в другие страны.

¬елики ресурсы дикорастущих плодово-€годных и лекарственных растений, грибов.  едровые орешки, брусника и черника, клюква и морошка, черна€ и красна€ смородина, малина и земл€ника, разнообразные грибы Ч неполный перечень даров природы, которые используютс€ еще очень слабо. ¬ каждой из природных зон представлен свой "набор" лекарственных растений: женьшень, лимонник, валериана, ромашка аптечна€, тыс€челистник, пустырник, липа, красавка, черника, чистотел, бо€рышник, исландский мох (цетрари€ исландска€), береза, наперст€нка, р€бина, мать-и-мачеха, ландыш, зверобой и многие другие.

јнтропогенные изменени€ растительного покрова и его охрана. ќбширные пространства севера и востока –оссии с неблагопри€тными и малоблагопри€тными дл€ жизни человека природными услови€ми до насто€щего времени не вовлечены в активную хоз€йственную де€тельность. ќни характеризуютс€ очаговым освоением, естественна€ растительность сохранилась там достаточно хорошо. Ќо в наиболее густонаселенных районах —ибири, ƒальнего ¬остока, ”рала и особенно на территории ¬осточно-≈вропейской равнины и ѕредкавказь€ растительный покров сильно изменен.

¬ырубка лесов привела к замене на больших пространствах темнохвойных и широколиственных лесов вторичными мелколиственными, иногда сосновыми, лесами и послелесными лугами. “ак, лесистость ≈вропейской –оссии, по данным ћ.ј. ÷веткова (1957), за два столети€ сократилась с 52,7% до 35,2%, т.е. почти на треть.

–асширение площади пахотных земель ведет к замене естественной растительности посевами сельскохоз€йственных культур. ¬ р€де районов лесостепной и степной зон ¬осточно-≈вропейской равнины распаханность достигает 60-70% и более. ¬ –оссии почти не осталось целинных (коренных) степей, а зона смешанных и широколиственных лесов и южна€ тайга превратились, по меткому выражению ‘.Ќ. ћилькова, в лесополье.

–ис. 20. јнтропогенна€ трансформаци€ природных экосистем

јнтропогенна€ трансформаци€ природных экосистем

ѕод вли€нием выпаса скота нередко измен€етс€ состав травосто€, резко возрастает дол€ плохо поедаемых скотом и €довитых растений. ”величиваетс€ дол€ полыней в растительных сообществах полупустынь и типчака в степных сообществах. ќсушение болот также изменило видовой состав растений бывших болотных массивов.

Ќа естественную растительность и флору оказывают вли€ние и виды человеческой де€тельности, совершенно не св€занные с использованием растительных и почвенных ресурсов: строительство городов, разработка полезных ископаемых, прокладка железных и шоссейных дорог, нефте- и газопроводов. ћногие растени€ и целые растительные сообщества не выдерживают антропогенного загр€знени€ атмосферы, почвы и воды.  ислотные дожди ведут к гибели самого ценного кормового растени€ северных пастбищ Ч €гел€. ¬ окрестност€х больших городов, в местах массового отдыха непрерывно усиливаетс€ отрицательное физическое воздействие самого человека на растительность и среду ее обитани€. ѕроисходит чрезмерное вытаптывание растительного покрова и уплотнение почвы. ќгромный урон флоре наносит массовый сбор красиво цветущих растений, среди которых оказываютс€ и редкие представители флоры. ¬се это заставл€ет принимать меры по охране и восстановлению не только отдельных видов растений, но и целых растительных сообществ.

¬ –оссии создана сеть особо охран€емых природных территорий. ќна посто€нно развиваетс€, растет число охран€емых объектов и их площадь. Ќаиболее традиционной и жесткой формой охран€емых объектов в нашей стране €вл€ютс€ заповедники. —еть заповедников в –оссии создавалась в течение 80 лет. Ќа 1 €нвар€ 1999 г. в нашей стране существовало 99 заповедников общей площадью 32,7 млн га (1,5% площади страны). 21 из них входит в международную сеть биосферных резерватов ("биосферные заповедники"). ¬ число особо охран€емых объектов вход€т также национальные (34) и природные парки, заказники (более 4000) и пам€тники природы. ¬сего особо охран€емые природные территории занимают около 5% территории страны.

¬о многих странах мира, в том числе и в –оссии, составл€ют списки редких и исчезающих видов растений и животных. ќни называютс€  расными книгами. —уществует  расна€ книга ћеждународного союза охраны природы и природных ресурсов (ћ—ќѕ),  расна€ книга –—‘—– в двух томах,  расные книги по многим республикам, кра€м и област€м. —реди исчезающих видов –оссии, внесенных в  расные книги, можно назвать пицундскую сосну на „ерноморском побережье  авказа и меловую сосну на —реднерусской возвышенности, мак лапландский на  ольском полуострове, башмачок насто€щий в смешанных лесах ¬осточно-≈вропейской равнины и многие другие.

√лавы раздела "ќЅў»… ќЅ«ќ– ѕ–»–ќƒџ":

ѕосмотреть фотографии природы –оссии и стран бывшего ———– (с географическими и биологическими смысловыми подпис€ми к фотографи€м) можно в разделах "≈вропа" и "јзи€" секции "ѕриродные ландшафты мира" нашего сайта.

ѕознакомитьс€ с описани€ми природы мира можно в разделе "‘изическа€ географи€ материков" нашего сайта.

ƒл€ лучшего понимани€ написанного смотрите также "—ловарь по физической географии", имеющий следующие разделы: Ћитосфера, –ельеф, јтмосфера и климат, √идросфера, Ѕиосфера, ѕриродна€ зональность, „еловек и природа.