јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ѕ–»–ќƒј –ќ——»» >>> ‘»«»„≈— јя √≈ќ√–ј‘»я –ќ——»» » ———–

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
—оревновани€ по полевой ботанике "¬≈—≈ЌЌяя ‘Ћќ–ј" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографи€м).   участию в соревновании приглашаютс€ школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе ≈вропейской части –оссии. ѕодробнее >>>


Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

‘изическа€ географи€ –оссии и ———–
≈вропейска€ часть: јрктика, –усска€ равнина,  авказ, ”рал

 арта физико-географического районировани€ –оссии =  омплексный ландшафтный профиль через –оссию

¬¬ќƒЌјя „ј—“№

√лавы вводной части:


»« »—“ќ–»» √≈ќ√–ј‘»„≈— ќ√ќ »«”„≈Ќ»я “≈––»“ќ–»» –ќ——»»

ѕериод крупных экспедиционных исследований, в том числе отраслевых

¬тора€ половина XIX в. Ч врем€ активного и целенаправленного изучени€ территории –оссии, врем€ €рких личностей в российской географии. Ётот отрезок времени характеризуетс€ большими изменени€ми в общественно-экономической жизни страны. ¬ 1861 г. была проведена  ресть€нска€ реформа Ч отменено крепостное право, после чего в –оссии стал бурно развиватьс€ капитализм. ”чрежденные в 1864 г. земства стали заниматьс€ местными вопросами: развитием промышленности, сельского хоз€йства, торговли, строительством дорог и т.д.

«апросы практики стимулировали сбор конкретных, точных сведений о различных сторонах и свойствах природы (о полезных ископаемых, рельефе, возможност€х развити€ земледели€, пушных звер€х, древесине и т.д.). ¬се это способствовало развитию экспедиционных, прежде всего узкоспециальных исследований (геологических, климатических, ботанических, зоологических, геоморфологических и т.д.) и привело к накоплению огромного материала, требующего анализа и обобщений. Ќачинаетс€ резка€ дифференциаци€ в географии. ¬ ее недрах обособл€ютс€ в самосто€тельные отрасли географические науки Ч климатологи€, гидрологи€, геоморфологи€, океанографи€, почвоведение и др. “ака€ дифференциаци€ наук характерна дл€ данного периода не только в –оссии, но и за рубежом.

Ќе только добровольные общества, но и земства включились в это врем€ в изучение природы, населени€, его быта и хоз€йства своих губерний, однако –√ќ и его отделы продолжают играть очень важную роль.

—выше 40 лет (1873-1914 гг.) работой –√ќ руководил знаменитый географ ѕ.ѕ. —еменов-“€н-Ўанский, много сделавший не только дл€ изучени€ —редней јзии, но и дл€ организации экспедиций общества, его издательской де€тельности, дл€ ознакомлени€ русского общества с географией своего отечества. ѕод его редакцией было создано многотомное издание "–осси€. ѕолное географическое описание нашего отечества" (1899-1914 гг.).

ѕо насто€нию ѕ.ѕ. —еменова-“€н-Ўанского в экспедиционные работы были вовлечены такие политические ссыльные, как ».ƒ. „ерский, ј.Ћ. „екановский, Ѕ.». ƒыбовский, Ќ.ћ. ядринцев, внесшие большой вклад в познание природы —ибири. ƒл€ многих экспедиций, организуемых –√ќ, ѕ.ѕ. —еменов-“€н-Ўанский собственноручно составл€л программы исследований или помогал в их составлении. —реди тех, кто получил программу из рук: ѕ.ѕ. —еменова-“€н-Ўанского, можно назвать ј.Ћ. „екановского, ».ƒ. „ерского, ѕ.ј.  ропоткина, ј.». ¬оейкова, ё.ћ. Ўокальского и мн. др.

ј.Ћ. „екановский выполнил в южной части бывшей »ркутской губернии на обширной и труднодоступной горной территории первую геологическую съемку в —ибири. ѕо заданию —ибирского отдела –√ќ он отправилс€ в экспедицию по Ќижней “унгуске до ее усть€, а затем в бассейн ќленека через верховь€ ¬илю€. ќт усть€ ќленека „екановский прошел в ¬ерхо€нск, якутск и вернулс€ в »ркутск. ¬ задание экспедиции входила маршрутна€ геологическа€ съемка. «а три года „екановский прошел более 25 тыс. км. ¬ результате проделанных работ им составлена карта большей части —редней —ибири. ќн дал первые сведени€ о геологическом строении “унгусского бассейна, бассейна р. ќленек, района ¬ерхо€нска, определил юрский возраст »ркутского угольного бассейна. ѕо сути дела, ј.Ћ. „екановский положил начало систематическому геологическому исследованию —редней —ибири.

».ƒ. „ерский много сделал дл€ познани€ природы ѕрибайкаль€, ¬осточного —а€на (1873-1881 гг.), создал первую научную гипотезу происхождени€ рельефа ¬осточной —ибири и выдвинул идею о том, что ѕрибайкалье представл€ет собой древнейший участок суши јзии. ѕо заданию јкадемии Ќаук он отправилс€ в якутию проводить исследовани€ в бассейне  олымы (1891-1892 гг.), на берегу которой и умер, не успев закончить работы (см. рис. 3).

–ис. 3. ¬ажнейшие географические исследовани€ в XIX Ч начале XX вв.

¬ажнейшие географические исследовани€ в XIX Ч начале XX вв

јкадеми€ Ќаук снар€дила в конце XIX столети€ специальные экспедиции на север «ападной —ибири (–.Ѕ. Ўмидт), на “аймыр (Ё.¬. “олль), на побережье „укотки ( .ј. ¬оллосович), доставившие ценные сведени€ о природе пол€рных областей и о следах ледникового периода в —ибири*.

ѕ.ј.  ропоткин возглавил ќлекминско-¬итимскую экспедицию —ибирского отдела –√ќ в «абайкалье (1866 г.). ¬о врем€ экспедиции он открыл ѕатомское нагорье, пересек ƒелюн-”ранский, —еверный и ёжный ћуйский хребты, ¬итимское плоскогорье, перевалил яблоновый хребет и вышел к „ите. ѕроведенные исследовани€ позволили уточнить представлени€ о природе «абайкаль€.  роме этого, ѕ.ј.  ропоткин исследовал ¬осточный —а€н (1865 г.) и спустилс€ по јмуру (1864 г.). ћатериалы экспедиций ѕ.ј.  ропоткин использовал дл€ составлени€ первой достоверной карты рельефа ¬осточной —ибири и подготовки труда "ќбщий очерк орографии ¬осточной —ибири" (1875 г.). Ќаиболее ценным вкладом  ропоткина в географическую науку €вл€етс€ разработанна€ им теори€ покровных оледенений, изложенна€ в труде "»сследование о ледниковом периоде" (1876 г.). ќсновные положени€ этой теории сохранили свое значение до насто€щего времени. »нтересно отметить, что ѕ.ј.  ропоткин, изуча€ по литературе состо€ние льдов вблизи Ќовой «емли, предсказал наличие еще не открытой земли в районе архипелага «емли ‘ранца-»осифа и —еверной «емли.

¬ 80-х годах XIX в. ј.ј. “илло возглавил работу по составлению гипсометрической карты ≈вропейской –оссии в масштабе 60 верст в дюйме.  арта была опубликована в 1889 г. (без северной ее части).   карте прилагалась обсто€тельна€ записка "ќрографи€ ≈вропейской –оссии на основании гипсометрической карты". ѕри составлении карты были вы€влены многие неверные представлени€ о рельефе –усской равнины, сохранившиес€ с давних времен. ѕо предложению ј.ј. “илло свои названи€ получили —реднерусска€ и ѕриволжска€ возвышенности.

—оставленна€ гипсометрическа€ карта использовалась при строительстве железных дорог, т.е. имела практическое значение.

Ќакопление огромного фактического материала, собранного в многочисленных, часто узкоотраслевых экспедици€х, требовало их квалифицированного анализа и синтеза, но, дл€ того чтобы подн€тьс€ до широких географических обобщений, необходимо было быть разносторонне образованным ученым. ¬ыдающуюс€ роль в таком синтезе сыграли ¬.¬. ƒокучаев и ј.». ¬оейков.

јлександр »ванович ¬оейков занималс€ вопросами климатологии, но его труд " лиматы земного шара, в особенности –оссии" (1884) Ч образец насто€щей географической работы, в которой показано единство и непрерывность географической оболочки.  лимат отдельных районов рассматриваетс€ в ней как сложный динамический процесс, завис€щий в своем формировании от всей физико-географической обстановки.

ќсобое место среди ученых-исследователей природы нашей страны занимает ¬асилий ¬асильевич ƒокучаев. ќн был ученым широкого профил€, совмещавшим в себе почвоведа, геолога, геоморфолога, автора глубочайших обобщений, создател€ новых наук и учений. ¬ажной особенностью работ ¬.¬. ƒокучаева была их неразрывна€ св€зь с самыми важными запросами практики.

¬.¬. ƒокучаев Ч основатель современного генетического почвоведени€ и основоположник учени€ о ландшафтах. —вои полевые исследовани€ ƒокучаев проводил главным образом в южной, лесостепной и степной, части –усской равнины, изуча€ по поручению ¬ольного экономического общества черноземы, а также на  авказе. ¬ своем классическом труде "–усский чернозем" (1883) ƒокучаев подошел к почве как к особому природному телу, самосто€тельному компоненту природы, образование которого зависит от многих факторов, в число которых им включены все компоненты природы, а также фактор времени. ¬ этом труде были заложены основы нового почвоведени€. ¬ другой, не менее известной работе "Ќаши степи прежде и теперь" (1892) ¬.¬. ƒокучаев дает комплексную характеристику степей, предлагает и обосновывает меропри€ти€ по борьбе с: засухами и сухове€ми.

¬ыдающийс€ полевой исследователь, ƒокучаев €вилс€ новатором в организации особых комплексных экспедиций "по оценке земель". ¬ 1882-1895 гг. он был организатором и руководителем трех крупнейших экспедиций: Ќижегородской и ѕолтавской по оценке земель и "ќсобой экспедиции по испытанию и учету различных способов и приемов лесного и водного хоз€йства в степ€х –оссии". Ёти экспедиции были образцом комплексных физико-географических экспедиций, тесно св€занных с практическими задачами. ќни были проведены с присущей ƒокучаеву глубиной и тщательностью наблюдений, на высоком теоретическом уровне и с большой практической ценностью полученных результатов и выводов. »тогом каждой экспедиции €вилс€ выпуск нескольких томов трудов, организаци€ губернских естественно-исторических музеев и р€да опытных станций (например, " аменна€ степь").

ѕочвенные исследовани€ привели ¬.¬. ƒокучаева к пониманию тесной взаимосв€зи между всеми компонентами природы, лежащей в основе существовани€ ѕ“ . ƒокучаев выделил крупные ѕ“  Ч естественно-исторические зоны и сформулировал основной географический закон, который он назвал законом широтной и вертикальной (высотной) зональности. ќгромно теоретическое и практическое значение разработанных им принципов преобразовани€ природы. ¬.¬. ƒокучаев сформулировал комплексный подход к воздействию на природу степей.

Ѕольшой вклад в изучение природы нашей страны, в вы€влении р€да закономерностей в природных €влени€х и их размещении внесли многочисленные ученики и последователи ¬.¬. ƒокучаева. ¬ их числе особенно выдел€ютс€ √.Ќ. ¬ысоцкий, √.‘. ћорозов, √.». “анфильев, ¬.». ¬ернадский,  .ƒ. √линка, Ћ.—. Ѕерг и др.

ј.Ќ.  раснов, в своих работах следовавший главному завету своего учител€ ¬.¬. ƒокучаева Ч "изучать цельную и нераздельную природу", был противником узкой специализации географов. ќн написал первый университетский учебник по общему землеведению, состо€вший из четырех книг (1895-1899 гг.). ј.Ќ.  раснов раньше, чем кто-либо другой, определил географию как науку о географических комплексах (1895 г.). ¬ число многочисленных научных поездок и экспедиций ј.Ќ.  раснова по различным регионам мира вход€т и его исследовани€ р€да районов современной территории –оссии Ч јлта€, ѕрикаспийских степей, западных районов  авказа и ѕредкавказь€, ѕриморь€ и —ахалина.

√.Ќ. ¬ысоцкий занималс€ изучением почв и растительности степей и вопросами их увлажнени€. ќн нашел объективный показатель степени увлажнени€ в виде отношени€ годового количества осадков и испар€емости. ѕричину безлеси€ степей он видел не в одном каком-либо факторе, а в их совокупности; им созданы научные основы степного лесоразведени€ и мелиорации. √.Ќ. ¬ысоцкий одним из первых изучал смены растительности, происход€щие под вли€нием де€тельности человека. ¬ течение 12 лет он вел стационарные наблюдени€ на одном из созданных ¬.¬. ƒокучаевым стационарах Ч ¬елико-јнадольском. √.Ќ. ¬ысоцкий дал конкретную характеристику природных зон –усской равнины и показал большое разнообразие природных условий внутри каждой из них.

√.». “анфильев занималс€ изучением степей, европейских тундр и болот, причинами безлесь€ тундр и степей, вопросами физико-географического районировани€. ¬ 1897 г. он опубликовал большую работу "‘изико-географические области ≈вропейской –оссии". ≈го перу принадлежит очень интересное и важное дл€ того времени описание природы Ѕарабы и  улундинской степи Ч своеобразных областей «ападной —ибири (1902 г.).

√.‘. ћорозов Ч основатель научной школы лесоводов, создатель учени€ о лесе. ќн признавал, что "лес есть €вление географическое", т.е. тыс€чами нитей св€зан со всеми другими компонентами природного комплекса.

–азвитие капитализма в –оссии приводит к усиленному освоению и заселению южных, наиболее благопри€тных дл€ жизни, районов —ибири и ƒальнего ¬остока. ¬ 1891-1892 гг. начато строительство ¬еликой —ибирской (“ранссибирской) железной дороги, св€завшей —ибирь и ƒальний ¬осток с центральными районами –оссии. ¬ полосе, прилегающей к железной дороге, были проведены геологические исследовани€ (¬.ј. ќбручев,  .». Ѕогданович, ѕ. . яворский и др.), открыт р€д полезных ископаемых, прежде всего угл€, необходимого дл€ эксплуатации железной дороги. ќдновременно велись исследовани€ в золотоносных районах Ч Ћенском, ≈нисейском, Ѕаргузинском, в результате которых удалось увеличить добычу золота.

¬ыдающийс€ вклад в изучение природы —ибири внес академик ¬.ј. ќбручев (1863-1956). — 1888 г. он занималс€ изучением геологического строени€ ѕрибайкаль€, «абайкаль€, јлта€, Ћенского золотоносного района. ¬ многочисленных трудах ¬.ј. ќбручев рассматривал также вопросы происхождени€ рельефа горных областей —ибири и древнего оледенени€.

¬ 1908-1914 гг. специальными экспедици€ми ѕереселенческого управлени€ проводилось изучение природных условий в районах, отводившихс€ дл€ переселени€ кресть€н из ≈вропейской –оссии. Ёти экспедиции носили в основном рекогносцировочный характер и охватили значительные территории. ¬ них принимали участие крупные русские ботаники, географы и почвоведы: ¬.Ћ.  омаров, ¬.¬. —апожников, ѕ.Ќ.  рылов, ¬.Ќ. —укачев, ».ћ.  рашенинников и др.  омплексные исследовани€, проводившиес€ в —ибири и на ƒальнем ¬остоке, завершились изданием в 1914 г. монографии "јзиатска€ –осси€" и атласа.

—о второй половины 80-х годов XIX в. в изучение природы –оссии включились университетские кафедры географии. ѕерва€ кафедра географии и этнографии была открыта в 1884 г. в ћосковском университете, а трем€ годами позже кафедру географии и антропологии открывают в ѕетербургском университете. ƒо этого географи€ в университетах читалась отдельными специалистами с других кафедр, не имеющими специального географического образовани€, либо не читалась вовсе.

 афедрой в ћосковском университете долгое врем€ руководил ее основатель ƒмитрий Ќиколаевич јнучин (1843-1923) Ч замечательный русский географ, антрополог, этнограф, археолог. ќн создал школу русской университетской географии. ћногие из учеников ƒ.Ќ. јнучина стали впоследствии крупными географами, талантливыми продолжател€ми его научных исследований. Ёто Ч Ћ.—. Ѕерг, ј.ј.  рубер, ј.ј. Ѕорзов, ћ.—. Ѕоднарский, Ѕ.‘. ƒобрынин, —.√. √ригорьев, ».—. ўукин, —.¬. „ефранов и др.

—ам ƒ.Ќ. јнучин проводил исследовани€ на ¬алдайской возвышенности, изуча€ истоки ¬олги, «ападной ƒвины и ƒнепра. ќсобенно известны его работы по исследованию рек и озер в верховь€х ¬олги. ƒ.Ќ. јнучин €вл€етс€ основоположником отечественной лимнологии (озероведени€). ѕобывал ƒ.Ќ. јнучин и на  авказе, где в районе  азбека изучал оледенение. ¬месте с группой географов он основал в 1894 г. журнал "«емлеведение", который объединил разрозненные научные силы, учителей и любителей географии.

”ченики ƒ.Ќ. јнучина вели исследовани€ в основном в средней полосе ≈вропейской –оссии. јнучинска€ научна€ школа оказала большое вли€ние на школьную географию. ј.ј.  рубер, —.√. √ригорьев, ј.—. Ѕарков и —.¬. „ефранов создали замечательную серию учебников и хрестоматий по географии дл€ средней школы. Ёта сери€ произвела переворот в преподавании географии в дореволюционные годы.

¬ начале XX в. продолжаетс€ изучение и јзиатской –оссии. ќткрываютс€ и нанос€тс€ на карту все новые вершины, впадины, реки и ледники. Ѕольшой экспедицией, снар€женной при участии –√ќ, была  амчатска€ (1908-1909 гг.), в которой работал ¬.Ћ.  омаров, создавший прекрасные описани€  амчатки.

√идрографическа€ экспедици€ на судах "“аймыр" и "¬айгач" под руководством Ѕ.ј. ¬илькицкого, работавша€ в восточной части —еверного Ћедовитого океана, исследу€ пространство между мысом „елюскин и Ѕеринговым проливом, открыла в 1913г. большие острова —еверной «емли.  ак оказалось впоследствии, это был последний большой участок суши, открытый на нашей планете.

Ѕольшую роль в дальнейшем изучении природы и природных ресурсов нашей страны сыграла созданна€ в 1915 г. по инициативе академика ¬.». ¬ернадского при отделении физико-математических наук –оссийской академии наук  омисси€ по изучению естественных производительных сил –оссии ( ≈ѕ—, преобразованна€ в 1930 г. в —ќѕ— Ч —овет по изучению производительных сил, а с 1960 г. существующа€ при √осплане). ќна организовала изучение  урской магнитной аномалии ( ћј), комплексное изучение ”рала,  авказа и других районов страны.

“ак постепенно накапливались сведени€ об обширных и разнообразных территори€х нашей –одины. ѕродолжались открыти€ на слабоизученных территори€х и окраинах, проводились комплексные и специальные исследовани€ в удаленных районах. ¬се более густой сетью экспедиционных маршрутов покрывалась европейска€ часть –оссии, где преобладали разнообразные отраслевые исследовани€. Ўло накопление материалов по различным компонентам природы и разным территори€м –оссии, совершенствовались методы исследовани€, развивалась теори€ нашей науки, по€вились центры, направл€вшие и координировавшие исследовательскую работу, наконец, по€вились коллективы географов-единомышленников.

ќднако к советскому времени в горных районах ¬осточной —ибири, в заболоченных лесах «ападной —ибири, в северных сибирских тундрах, на ƒальнем ¬остоке оставались еще обширные пространства почти неисследованных земель. ќчень слабо были изучены и арктические мор€, на акватории которых оставалось еще значительное количество неоткрытых островов.


* ћихайлов Ќ.». ѕрирода —ибири. Ч ћ., 1976. Ч —. 30.


√лавы вводной части:


ѕосмотреть фотографии природы –оссии и стран бывшего ———– (с географическими и биологическими смысловыми подпис€ми к фотографи€м) можно в разделах "≈вропа" и "јзи€" секции "ѕриродные ландшафты мира" нашего сайта.

ѕознакомитьс€ с описани€ми природы мира можно в разделе "‘изическа€ географи€ материков" нашего сайта.

ƒл€ лучшего понимани€ написанного смотрите также "—ловарь по физической географии", имеющий следующие разделы: Ћитосфера, –ельеф, јтмосфера и климат, √идросфера, Ѕиосфера, ѕриродна€ зональность, „еловек и природа.

«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020