јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

√Ћј¬Ќјя >>> ѕ–»–ќƒј –ќ——»» >>> ƒ–≈¬≈—Ќџ≈ –ј—“≈Ќ»я

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г

—оревновани€ по полевой ботанике "¬≈—≈ЌЌяя ‘Ћќ–ј" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографи€м).   участию в соревновании приглашаютс€ школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе ≈вропейской части –оссии. ѕодробнее >>>

¬ нашем некоммерческом »нтернет-магазине можно приобрести компьютерные определители деревьев и кустарников зимой и деревьев и кустарников летом, а также цветные печатные определители древесных растений: деревь€ зимой, деревь€ летом, кустарники зимой и кустарники летом и аналогичные цветные ламинированные определительные таблицы.

—емейство Ѕобовые Ч Fabaceae, или Leguminosae

ќдно из крупнейших семейств среди цветковых растений, в котором насчитывают около 600-700 родов и 12-18 тыс€ч видов. Ёто деревь€, кустарники и кустарнички, полукустарники и травы с очередно расположенными и, как правило, сложными перистыми листь€ми с прилистниками. ћногие из них взбираютс€ по опоре вверх и представл€ют собой дерев€нистые или трав€нистые лианы. ¬ –оссии семейство Ѕобовые также одно из наиболее обширных, включающее не менее 25 родов и более 150 видов деревьев и кустарников, естественно произрастающих на всей территории.

јреал семейства охватывает все континенты, исключа€ только территории, покрытые ледниками, и почти везде бобовые один из обычных или заметных компонентов растительного покрова. ÷ветки у них чаще всего обоеполые, неправильные (зигоморфные) и собранные в пазушные или верхушечные соцвети€. ¬нешне они напоминают мотылек, и поэтому еще в XVI веке семейство получило название "ћотыльковые" (Papilionaceae). ќколоцветник такого цветка состоит из 5 в той или иной степени сросшихс€ чашелистиков и 5 разных лепестков. ¬ерхний лепесток наиболее крупный и называетс€ "флагом". ƒва боковых лепестка, так называемые "крыль€", прикрывают "лодочку", котора€ образована двум€ сросшимис€ в верхней части или слипшимис€ лепестками. ¬нутри цветка располагаютс€ обычно один пестик и 10 тычинок, которые по-разному срастаютс€ друг с другом с образованием трубки. —воеобразный облик мотылькового цветка св€зан с его способностью охран€ть пыльцу и нектар от насекомых-воришек и открывать ее, словно "замок волшебного ларца", перед теми, кто способен его опылить (пчелами и шмел€ми). Ќе менее оригинальны и плоды бобовых. ¬нешне они очень разнообразны и у некоторых достигают 1,5 м длиной, но именуютс€ одинаково Ч бобом.

—реди бобовых много ценнейших пищевых и кормовых растений с высоким содержанием белковых веществ, а также используемых как лекарственные, технические, декоративные и медоносные растени€. ” большинства видов корни несут клубеньки, содержащие азотфиксирующие бактерии. Ѕлагодар€ этой особенности бобовые издавна известны как растени€, улучшающие почву, обогащающие ее азотом. ћногие виды широко примен€ютс€ в степном и полезащитном лесоразведении, год€тс€ дл€ создани€ живых изгородей, а декоративные виды нередко примен€ютс€ в зелЄном строительстве. Ќекоторые виды медоносны, €довиты и используютс€ в медицине.

Ѕобовые раздел€ютс€ на три большие подсемейства: ћимозовые, ÷езальпиниевые и собственно Ѕобовые, или ћотыльковые. »з древесно-кустарниковых растений, относ€щихс€ к семейству бобовых, в средней полосе в одичалом состо€нии веро€тнее всего можно встретить представителей рода карагана, рода дрок и рода ракитник.

Ќа страницах нашего сайта размещены также справочники по морфологии древесных растений: в зимний сезон (морфологи€ побега и морфологи€ почки) и в летний сезон (морфологи€ листа, морфологи€ цветка и морфологи€ плода).

ќписани€ видов и иллюстрации вз€ты из двух компьютерных определителей, выпущенных экологическим ÷ентром "Ёкосистема": ќпределител€ деревьев и кустарников средней полосы –оссии в осенне-зимний период и ќпределител€ дерев€нистых растений средней полосы –оссии в весенне-летний период. ѕолные версии атласов-определителей на компакт-дисках дл€ –— (с программами-определител€ми и справочниками по морфологии растений) можно приобрести в нашем некоммерческом »нтернет-магазине.

“ам же можно приобрести цветные печатные определители древесных растений: деревь€ зимой, деревь€ летом, кустарники зимой и кустарники летом, а также цветные определительные таблицы (в том числе и по древесным растени€м средней полосы –оссии.

Ќаши авторские методические материалы по ботанике и растени€м –оссии:
можно приобрести следующие методические материалы по ботанике и растени€м –оссии:

нагл€дные полевые определители-бродилки: ƒеревь€ зимой, ƒеревь€ летом,  устарники зимой,  устарники летом,
компьютерные цифровые (дл€ PC-Windows) определители: ÷веты, ƒеревь€ зимой, ƒеревь€ летом, ягоды и сочные плоды,
приложени€-определители растений дл€ смартфонов и планшетов на јндроиде: ÷веты, ƒеревь€ зимой, ƒеревь€ летом, ягоды (их можно скачать в Google Play),
приложени€-определители растений дл€ iPhone и iPad: ƒеревь€ летом, ягоды (их можно загрузить в AppStore),
карманные полевые определители: Ћекарственные растени€, –астени€ болот, –астени€ пресных вод, пособие "ќсновы гидроботанических исследований",
цветные ламинированные определительные таблицы: грибы-1, грибы-2, лишайники, водоросли, мхи, первоцветы, цветы лесов, цветы лугов, цветы водоемов, деревь€ зимой, деревь€ летом, кустарники зимой, кустарники летом,
определитель серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии" ѕищевые растени€.

ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми других объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.

¬ разделе ћетодические материалы ¬ы также можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине. “ам же можно приобрести mp3-диски √олоса птиц средней полосы –оссии и √олоса птиц –оссии, ч.1: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь.