јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

√Ћј¬Ќјя >>> ѕ–»–ќƒј –ќ——»» и ———– >>> ћ»Ќ≈–јЋџ » √ќ–Ќџ≈ ѕќ–ќƒџ

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г

ћинералы и горные породы –оссии и ———–

<<<  риолит | —одержание |  уприт >>>

„асть 1. ћинералы

ласс IV. ќ »—Ћџ » √»ƒ–ќќ »—Ћџ

—оединени€ металлов с кислородом (окислы) составл€ют обширный класс минералов, включающий многие широко распространенные и важные в практическом отношении минеральные виды.

¬се устойчивые в услови€х земной коры окислы нерастворимы в воде и слабо поддаютс€ выветриванию.   ним относ€тс€ окислы железа, марганца, хрома, титана, олова, отчасти меди, циркони€ и др. ’имически некоторые окислы различаютс€ только по степени окислени€ соответствующих металлов.

—уществуют окислы простые и сложные (т.е. содержащие атомы нескольких элементов), безводные и гидроокислы. Ѕезводные окислы образуютс€ преимущественно при эндогенных процессах, но некоторые из них (двуокись марганца Ч пиролюзит, окислы меди Ч куприт и тенорит и др.) имеют экзогенное происхождение.

ќкислы, образующиес€ в эндогенных услови€х, обычно имеют высокую твердость, стойки к истиранию, характеризуютс€ значительным удельным весом и поэтому часто накапливаютс€ в россып€х (рутил, касситерит, хромшпинелиды, магнетит и др.). Ётим минералам свойственна тенденци€ к образованию кристаллов. ќкислы, образующиес€ на поверхности, чаще бывают м€гкими до сажистых, мажущихс€ масс и нередко встречаютс€ в виде сплошных землистых скоплений, пленок, примазок и т.п.

»з водных окислов в справочнике привод€тс€ лишь самые важные и распространенные минералы, широко используемые в промышленности, Ч гидроокислы алюмини€, железа, марганца и кремни€. ќни имеют много сходных черт. ¬се эти минералы образуютс€ в экзогенных услови€х, при выветривании горных пород или руд либо при отложении осадков в водоемах морского, озерного или болотного типа, из вод источников и т.п.

ѕромышленные скоплени€ гидроокислов Al, Fe, ћ n и Si наблюдаютс€ в осадочных месторождени€х, в корах выветривани€ и в зонах окислени€ рудных месторождений. ¬ природе различные гидроокислы алюмини€, железа и марганца наход€тс€ в тонкодисперсных агрегатах, отдельные составные части которых различаютс€ с большим трудом; такие образовани€ известны под собирательными названи€ми Ч боксит, лимонит, псиломелан (вад). „асто минералы всех указанных групп встречаютс€ совместно, образу€ тонкие механические смеси между собой, а также с глинистыми продуктами.

Ќаиболее широко распространенные формы выделений гидроокислов Ч плотные тонко- и скрытокристаллические, рыхлые, землистые, пористые или натечные агрегаты, различные налеты, корочки, пленки и т.п.; часто встречаютс€ аморфные разности (твердые гели). ƒл€ многих минералов характерны широкие колебани€ состава и физических свойств. —одержание воды в гидроокислах всегда значительно, но обычно непосто€нно; при нагревании они тер€ют воду: частью уже при температурах ниже 110∞ —, частью при более высоких. ¬ гидротермальных услови€х рассматриваемые минералы (исключа€ опал) образуютс€ редко.

√идроокислы возникают обычно в окислительных услови€х, вследствие чего элементы переменной валентности (железо, марганец) присутствуют в них в высоких степен€х окислени€; с этим св€зана темна€, преимущественно бура€ и черна€, окраска гидроокислов железа и марганца. —ветлые сами по себе гидраты глинозема Ч минералы бокситов Ч из-за посто€нного присутстви€ гидроокислов железа часто окрашены в красно-бурые тона. Ѕольшинство окислов Ч промышленно ценные рудные минералы; важнейшие металлы Ч железо, алюминий, хром, марганец, титан, олово, уран Ч в основном получаютс€ из их природных окислов и гидроокислов.

<<<  риолит | —одержание |  уприт >>>

ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми других объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.

¬ разделе ћетодические материалы ¬ы также можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине. “ам же можно приобрести mp3-диски √олоса птиц средней полосы –оссии и √олоса птиц –оссии, ч.1: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь.