јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ѕ–»–ќƒј –ќ——»» и ———– >>> ћ»Ќ≈–јЋџ » √ќ–Ќџ≈ ѕќ–ќƒџ

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
—оревновани€ по полевой ботанике "¬≈—≈ЌЌяя ‘Ћќ–ј" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографи€м).   участию в соревновании приглашаютс€ школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе ≈вропейской части –оссии. ѕодробнее >>>


Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ћинералы и горные породы –оссии и ———–

<<< »скусственные алмазы | —одержание | ќгранка алмазов >>>

„асть 1. ћинералы.  ласс 1. ѕростые вещества (самородные элементы)
јлмаз Ч —

»стори€ алмаза как ювелирного камн€

ќбратимс€ теперь к истории. ѕрежде всего нас, конечно, будет интересовать, откуда вз€лось это странное слово Ч алмаз. Ќа сей счет существуют две версии.

Ќаиболее распространенна€, почти каноническа€, гласит, что свое происхождение название "алмаз" ведет от греческого "адамас", что значит "непреодолимый", "непобедимый" и т.п. (хот€ древнегреческо-русский словарь переводит это слово как "непреклонный", "неумолимый"); введение термина "адамас" в минералогию и геммологию приписываетс€ ѕлинию —таршему (77 г. н.э.).

Ќо тут возникает следующее затруднение: слово "адамас" встречаетс€ уже у √есиода (VIII век до н.э.) и более поздних греческих и римских авторов (VI-I века до н.э.); все эти литераторы используют его как возвышенное поэтическое обозначение железа или железного сплава (впоследствии названного сталью). “еофраст (около 315 до н.э.) упоминает адамас лишь в одном месте, да и то мельком: "Ѕлиз ћилета находитс€ камень, ребристый, часто шестигранный, и вместе с тем несгораемый, который тоже называют карбункулом (выше речь шла именно о карбункуле. Ч јвт.), что странно, так как он напоминает адамас". ("ќ камн€х", І 32).

ѕредполагают, что камень, о котором пишет “еофраст в этой фразе, представл€ет собой, скорее всего, красный железистый кремень или кварц, окрашенный оксидами железа; и тот, и другой непрозрачны и легко отличимы от алмаза (если, конечно, “еофраст под названием "адамас" имеет в виду именно алмаз). ќднако дело в том, что “еофраст вр€д ли когда-нибудь сам видел алмаз, и описани€ этого камн€ в его трактате нет. ј потому остаетс€ не€сным, какой же именно камень фигурирует у него под названием "адамас".

Ќо вот знаменитый философ ѕлатон, старший современник “еофраста (чей учитель јристотель был учеником ѕлатона), упомина€ в своих поздних диалогах "“имей" и "√осударство" (около 360 до н.э.) некий камень адамас, именует его "драгоценнейшим цветком золота", пишет о нем как о "концентрате", "желваке (или сгустке) золота", в котором в особенно чистой и твердой форме сконцентрировалась вс€ чистота и благородство золота.

Ёти выражени€ близки к лексике описани€ алмаза у ѕлини€ и, возможно, последний заимствовал их у ѕлатона. ќтнюдь не исключено, что под названием "адамас" у ѕлатона фигурирует действительно алмаз. ≈сли это так, то выходит, что современники ѕлатона уже знали алмаз, и, хот€ сам философ, конечно, его не видел, он мог написать об этом замечательном камне понаслышке, со слов других людей.

¬ качестве доказательства того, что древние греки уже в V веке до н. э. были знакомы с алмазом, иногда приводитс€ греческа€ бронзова€ статуэтка, датируема€ как раз V веком до н. э. и наход€ща€с€ в Ѕританском музее. ¬ ее глазницы вставлены два полукруглых алмаза. Ќо ведь шлифовать алмаз в ≈вропе научились только 2000 лет спуст€ Ч в XV веке. ќчевидно, что алмазные "глаза" были вставлены в статуэтку гораздо позже, чем ее отлили. «ато ќвидий (43 до н. э. Ч 17 н. э.), у которого тоже встречаетс€ термин "адамас", несомненно, относит его к драгоценному камню, возможно, именно к алмазу, хот€ это точно не известно.

», наконец, ѕлиний, безусловно, понимает под названием "адамас" именно алмаз. Ќесомненно, об алмазе, называ€ его, правда, не "адамас" а "адамант", ведет речь также ƒионисий ѕериегет (II век н.э.), когда говорит о камне, "превосход€щем своим сверканием все другие".

“ем не менее, и в эпоху —редневековь€ это название в слегка измененном виде Ч "адаманс" или "адамант" Ч еще относили к магнитному железу (что мы встречаем даже у √. јгриколы, в XVI веке).

 ак бы то ни было, название "адамас", возникшее задолго до того, как европейцам стал известен алмаз, было в дальнейшем перенесено на него еще древними греками, у которых его перен€л и действительно ввел в научное обращение ѕлиний —тарший в I веке н.э.

Ќо вот вопрос: действительно ли русское слово "алмаз" происходит от греческого "адамас"? ¬едь есть и друга€ верси€, хот€ и не столь распространенна€, но представл€юща€с€ не менее правдоподобной (ее, например, безоговорочно придерживаетс€ ћ.». ѕыл€ев и не отвергают некоторые современные геммологи).

—огласно этой второй версии, слово "алмаз" пришло к нам с ¬остока и происходит, скорее всего, от арабского "алмас" или "альмас" (персидское "элма") Ч "самый твердый", "твердейший": в нем нашло непосредственное отражение наиболее характерное свойство алмаза Ч его исключительна€ твердость.  онечно, мы здесь не в состо€нии решить вопрос в пользу одной из двух версий и сочли потому целесообразным привести их обе как равноправные, тем более учитыва€ историческую двойственность в трактовке термина "адамас". ¬есьма веро€тно, кстати, что и греческое слово "адамас" имеет восточное происхождение, т.е. обе версии смыкаютс€.

— самого начала алмаз привлек к себе внимание людей именно и прежде всего как драгоценный камень. ≈сли золото прин€то называть "царем металлов", то алмаз с полным основанием провозглашен королем минерального мира.   алмазу в еще большей мере, чем к горному хрусталю, относитс€ афоризм ».¬.√ете, сказавшего о последнем:

  • "—амое прекрасное в мире минералов Ч самое простое".

ƒействительно, что может быть проще химического состава алмаза, сложенного чистым элементарным углеродом?

ј между тем этот минерал сочетает в себе три свойства Ч баснословную твердость, очень высокое светопреломление и сильную дисперсию, которые в сочетании с исключительной чистотой и прозрачностью делают бесспорным право алмаза называтьс€ королем драгоценных камней.

  этим свойствам необходимо добавить еще четыре, не менее ценных Ч большую износостойкость (устойчивость к истиранию), коррозионную стойкость (в том числе при повышенных температурах), аномально высокую теплопроводность и полную прозрачность дл€ рентгеновских лучей; вместе с феноменальной твердостью алмаза эти свойства делают его незаменимым материалом в целом р€де отраслей техники и промышленности.

<<< »скусственные алмазы | —одержание | ќгранка алмазов >>>


ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми других объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.

¬ разделе ћетодические материалы ¬ы также можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине. “ам же можно приобрести mp3-диски √олоса птиц средней полосы –оссии и √олоса птиц –оссии, ч.1: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь.

«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020