јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ѕ–»–ќƒј –ќ——»» и ———– >>> ћ»Ќ≈–јЋџ » √ќ–Ќџ≈ ѕќ–ќƒџ

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г
 онференци€ исследовательских и проектных работ учащихс€ ёные географы, краеведы и путешественники

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
—оревновани€ по полевой ботанике "¬≈—≈ЌЌяя ‘Ћќ–ј" пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографи€м).   участию в соревновании приглашаютс€ школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе ≈вропейской части –оссии. ѕодробнее >>>


Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ћинералы и горные породы –оссии и ———–

<<< ћедь: кратка€ характеристика | —одержание |  рупнейшие месторождени€ меди >>>

„асть 1. ћинералы.  ласс 1. ѕростые вещества (самородные элементы)
ћедь Ч Cu

ћедь в истории и культуре человечества

ќтносительно этимологии русского слова "медь" единого установившегос€ мнени€ не существует. »сторик науки Ќ.ј.‘игуровский предположительно производит его от латинского слова medAlino, означающего "рудник". Ћатинское название меди Ч cuprum Ч происходит от названи€ острова  ипр, где в древности были медные рудники ("ћедь впервые добывали на  ипре", Ч пишет ѕлиний —тарший в 77 г. н.э.). √реческое название Ч халькос Ч образовано от главного города острова Ёвбе€ в Ёгейском море Ч порта ’алкис, вблизи которого находилось небольшое месторождение меди, откуда ее впервые стали добывать древние греки.

ќднако первое знакомство человека с медью состо€лось гораздо раньше; этому знакомству, по данным археологов, не менее дев€ти тыс€челетий! —огласно последним сведени€м, полученным при раскопках неолитических поселений в јнатолии (ћала€ јзи€; территори€ современной “урции), самые древние медные издели€ Ч маленькие пронизки, бусинки и пластиночки дл€ украшени€ одежды Ч датируютс€ рубежом VIII-VII тыс. до н.э.

ѕравда, единого мнени€ на сей счет нет. ƒело в том, что следы очень древних разработок месторождений самородной меди найдены во многих районах в ÷ентральной јзии Ч в бассейне јму-ƒарьи, на островах  рит и  ипр, близ города ’алкиса острова Ёвбе€, на  авказе и на Ѕалканах, в ћалой јзии (јнатолии),  итае и —еверной јмерике.  акой из этих местностей отдать приоритет в освоении меди Ч не вполне €сно. Ќо все же наиболее веро€тным древнейшим центром зарождени€ добычи и обработки меди считают ћалую јзию.

ћедна€ утварь
ћедна€ утварь

ѕисьменные пам€тники ƒревнего ≈гипта утверждают, что уже за 3000 лет до н.э. египт€не вели регул€рную добычу меди на —инайском полуострове. ¬ течение V-IV тыс€челетий медь была освоена жител€ми «акавказь€ и Ѕолгарии. ѕричем повсюду в древности медь использовалась поначалу как материал дл€ изготовлени€ украшений (в том числе ювелирных) и дорогой посуды.

»нтересные сведени€ по этому вопросу можно почерпнуть из поэм √омера "»лиада" и "ќдиссе€", по страницам которых разбросано множество разнообразных медных изделий. Ќемало их, согласно √омеру, украшало интерьеры во дворце цар€ ћенела€:

  • ¬идишь, как много здесь меди си€ющей в звонких поко€х,
  • Ѕлещет все златом, сребром, €нтар€ми, слоновою костью

(пер. ¬.ј.∆уковского).

ћедь здесь стоит в одном р€ду с другими ювелирными материалами, благородными металлами Ч золотом и серебром. ќднако в гомеровской Ёлладе из меди изготовл€ли уже и оружие, и боевые доспехи. —ын ќдиссе€ “елемах (или “елемак), готов€сь к участию в избиении женихов ѕенелопы,

  • Ќа голове укрепил меднокованный шлем, осененный
  •  онским хвостом, поднимавшимс€ страшно на гребне, и в руку
  • ¬з€л два копь€ боевых, заощренных смертельною медью...

(пер. ¬.ј.∆уковского)

¬ гекзаметрах "ќдиссеи" неоднократно бр€цают "медные латы", "медноострые копь€", не говор€ уж о сверкающих медных чашах, кувшинах и прочих сосудах.

ќ первостепенной роли меди в античную эпоху свидетельствует само утвердившеес€ название того исторического периода, к которому относитс€ действие гомеровских поэм, Ч "медный век": врем€, когда люди еще не знали бронзы, но уже перешли от каменных орудий эпохи неолита к металлическим Ч медным. ћедный век был сравнительно коротким и быстро сменилс€ бронзовым; но и в бронзовом веке медь сохран€ла свое главенствующее значение как основной компонент бронзы.

Ћишь по мере вытеснени€ бронзы железом, т.е. уже в "железном веке", роль меди в производстве орудий труда и оружи€ пошла на убыль. ¬от как это изложено в произведении римского философа и поэта Ћукреци€ (“ит Ћукреций  ар, 1 в. до н.э.) "ќ природе вещей":

  • ¬се-таки в употребленье вошла прежде медь, чем железо,
  • “ак как была она м€гче, притом изобильней гораздо.
  • ћедным орудием почва пахалась, и медь приводила
  • Ѕитву в см€тенье, т€жкие раны везде рассева€.
  • —кот и пол€ похищались при помощи меди, легко ведь
  • ¬се безоружное, голое повиновалось оружью.

¬о времена √омера железо было уже известно люд€м, но считалось исключительно редким, а потому чрезвычайно дорогим металлом, не уступавшим по ценности золоту. ќ его изобилии в земной коре древние просто не подозревали Ч ведь они знали и умели использовать только металлы, встречающиес€ в природе в свободном ("самородном") состо€нии, а самородное железо несравненно более редкий металл, чем самородна€ медь (что и отмечает Ћукреций).  онечно, относительна€ м€гкость меди, легко поддающейс€ холодной обработке (в частности, резке, ковке, штамповке и пр.) сыграла важную роль в раннем ее освоении человеком.

» все же решающее значение имели все-таки частые находки медных самородков, притом весьма крупных. —амородки известны и дл€ других т€желых металлов: золота, платины, серебра, изредка железа, еще реже свинца, висмута и т.д. Ќо только один металл на нашей планете способен образовывать самородки такого колоссального размера, и этот металл Ч медь: ведь крупнейшие самородки меди весили сотни тонн, а медные самородки массой в первые тонны Ч не столь уж больша€ редкость!

Ћишь впоследствии уже в бронзовом веке, научились выплавл€ть медь из ее руд Ч сперва из окисленных (оксидных, карбонатных), а затем, много веков спуст€, и из первичных, сульфидных.

¬ насто€щее врем€ самородна€ медь сохран€ет значение одного из семнадцати рудных минералов меди, но по сравнению с сульфидами Ч халькопиритом, борнитом, халькозином и др. Ч ее роль как промышленного источника получени€ меди стала второстепенной.

<<< ћедь: кратка€ характеристика | —одержание |  рупнейшие месторождени€ меди >>>


ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми других объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.

¬ разделе ћетодические материалы ¬ы также можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине. “ам же можно приобрести mp3-диски √олоса птиц средней полосы –оссии и √олоса птиц –оссии, ч.1: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь.

«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2020