јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

√Ћј¬Ќјя >>> ѕ–»–ќƒј –ќ——»» и ———– >>> ћ»Ќ≈–јЋџ » √ќ–Ќџ≈ ѕќ–ќƒџ

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г

ћинералы и горные породы –оссии и ———–

<<< ’рупкость и ковкость | —одержание | “вердость >>>

ћќ–‘ќЋќ√»„≈— »≈ ќ—ќЅ≈ЌЌќ—“» ћ»Ќ≈–јЋќ¬

ћеханические свойства (краткий обзор)

—пайность Ч свойство кристаллов раскалыватьс€ в определенных кристаллографических направлени€х, обусловленное строением их кристаллических решеток. “ак, кристаллы кальцита независимо от их внешней формы раскалываютс€ всегда по спайности на ромбоэдры, а кубические кристаллы флюорита Ч на октаэдры. —тепень совершенства спайности различаетс€ в соответствии со следующей прин€той шкалой:

—пайность весьма совершенна€ Ч кристалл легко расщепл€етс€ на тонкие листочки (слюды, хлорит, молибденит и др.).

—пайность совершенна€ Ч при ударе молотком получаютс€ выколки по спайности; получить излом по другим направлени€м трудно (кальцит, галенит, флюорит).

—пайность средн€€ Ч излом можно получить по всем направлени€м, но на обломках минерала нар€ду с неровным изломом отчетливо наблюдаютс€ и гладкие блест€щие плоскости спайности (пироксены, скаполит).

—пайность несовершенна€ или отсутствует. «ерна подобных минералов ограничены неправильными поверхност€ми, за исключением граней их кристаллов.

Ќередко разно ориентированные плоскости спайности в одном и том же минерале различаютс€ по степени совершенства. “ак, у гипса имеетс€ три направлени€ спайности: по одному Ч спайность весьма совершенна€, по другому Ч средн€€ и по третьему Ч несовершенна€.

“рещины отдельности, в отличие от спайности, €вл€ютс€ более грубыми и не вполне плоскими; чаще всего ориентированы поперек удлинени€ минералов.

»злом. ” минералов с несовершенной спайностью существенную роль в диагностике играет излом Ч раковистый (кварц, пирохлор), занозистый (у самородных металлов), мелкораковистый (пирит, халькопирит, борнит), неровный и др.

“вердость, или степень сопротивлени€ минерала внешнему механическому воздействию. Ќаиболее простой способ ее определени€ Ч царапание одного минерала другим. ƒл€ оценки относительной твердости прин€та шкала ћооса, представленна€ 10 минералами, из которых каждый последующий царапает все предыдущие. «а эталоны твердости прин€ты следующие минералы: тальк Ч 1, гипс Ч 2, кальцит Ч 3, флюорит Ч 4, апатит Ч 5, ортоклаз Ч 6, кварц Ч 7, топаз Ч 8, корунд Ч 9, алмаз Ч 10. ѕри диагностике весьма удобно также употребл€ть дл€ царапани€ такие предметы, как медна€ (твердость 3-3,5) и стальна€ (5,5-6) игла, нож (5,5-6), стекло (~5); м€гкие минералы можно пробовать царапать ногтем (твердость 2,5).

’рупкость, ковкость, упругость. ѕод хрупкостью в минералогической практике подразумеваетс€ свойство минерала крошитьс€ при проведении черты ножом или иглой. ѕротивоположное свойство Ч гладкий блест€щий след от иглы (ножа) Ч свидетельствует о свойстве минерала деформироватьс€ пластически.  овкие минералы расплющиваютс€ под ударом молотка в тонкую пластинку, упругие способны восстанавливать форму после сн€ти€ нагрузки (слюды, асбест).

<<< ’рупкость и ковкость | —одержание | “вердость >>>

ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми других объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.

¬ разделе ћетодические материалы ¬ы также можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине. “ам же можно приобрести mp3-диски √олоса птиц средней полосы –оссии и √олоса птиц –оссии, ч.1: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь.