јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ѕ–»–ќƒј –ќ——»» и ———– >>> ћ»Ќ≈–јЋџ » √ќ–Ќџ≈ ѕќ–ќƒџ

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ћинералы и горные породы –оссии и ———–

<<< ќблик и габитус | —одержание | јномальные формы кристаллов >>>

ћќ–‘ќЋќ√»„≈— »≈ ќ—ќЅ≈ЌЌќ—“» ћ»Ќ≈–јЋќ¬
¬нешний вид минералов

ћорфологические особенности граней

ѕомимо определени€ и описани€ облика и габитуса, при наблюдени€х над кристаллами минералов следует подмечать морфологические особенности их граней. ¬ыдел€ютс€ три главных морфологических типа граней: плоские (F) Ч наиболее устойчивые, растущие медленнее других и потому лучше всего развитые на кристалле; ступенчатые (S) Ч менее устойчивые, с большими скорост€ми роста; и "€чеистые", или "угловатые" ( ) Ч наименее стабильные, с максимальными скорост€ми роста и соответственно слабо про€вленные на кристалле (часто зарастающие совсем).

—амого пристального внимани€ заслуживает так называема€ скульптура граней.  ажущиес€ на первый взгл€д такими гладкими и блест€щими, они сплошь и р€дом оказываютс€ буквально испещрены разнообразными небольшими неровност€ми, отражающими процесс роста и/или растворени€ кристаллов. ¬ числе главнейших элементов гранной скульптуры, которые могут поведать многое о том, как росли кристаллы и что с ними происходило в дальнейшем, следует назвать:

1) ‘ормы роста, чаще всего представленные плоскими бугорками на гран€х (бугорки роста, или вицинальные пирамидки).

2) ‘игуры растворени€ (природного травлени€): €мки и углублени€ на поверхности граней (рис. 2Ѕ. 3); они имеют разную конфигурацию на разных гран€х (призматических, пирамидальных, пинакоидальных и др.) и одинаковую Ч на гран€х одного по€са (например, призматического). „асто такие фигуры отличаютс€ правильной кристаллографической формой (формой "отрицательных кристаллов") и благодар€ этому помогают установить действительную симметрию кристаллов, замаскированную их искаженным внешним обликом, т.е. видимой (кажущейс€) морфологической симметрией.

фигуры растворени€ (травлени€) на призматических гран€х (110); (120) и базопинакоиде (001) кристалла топаза (б) фигуры растворени€ (травлени€) на призматических (справа) и пинакоидальной гран€х кристалла нефелина

–ис. 2Ѕ. 3.
(а) фигуры растворени€ (травлени€) на призматических гран€х (110); (120) и базопинакоиде (001) кристалла топаза
(б) фигуры растворени€ (травлени€) на призматических (справа) и пинакоидальной гран€х кристалла нефелина.

3) ¬ицинальные грани (вицинали) Ч узкие полоски, слегка (под очень острыми углами) наклоненные к поверхности основных граней, на которых они располагаютс€, и имеющие весьма сложные и большие индексы, нередко даже иррациональные. ѕолагают, что причиной возникновени€ вициналей служит адсорбци€ различных примесей тонким форма и углы наклона вициналей завис€т от толщины (глубины) этого сло€. “ак или иначе, вицинали, как и бугорки роста на гран€х, представл€ют собой образовани€, св€занные именно с ростом кристаллов.

4) Ўтриховка на гран€х кристалла имеет особое значение, €вл€€сь дл€ некоторых минералов характерным диагностическим признаком. Ёто система тонких или более грубых пр€молинейных бороздок и желобков, разделенных валиками или ступеньками и всегда параллельных действительным или возможным ребрам кристалла (но не об€зательно ребрам именно тех граней, на которых они наблюдаютс€); штриховка бывает как продольна€, подлине кристалла (турмалин, эпидот, зеленый берилл и др.), так и поперечна€ (кварц), а иногда и коса€ (бесцветный берилл); подчас наблюдаютс€ две или более пересекающиес€ системы штрихов (магнетит, криолит). ” кубических кристаллов пирита на соседних гран€х часто наблюдаетс€ взаимноперпендикул€рна€ ориентаци€ штриховки.

–азличают 3 главных вида штриховок роста: комбинационна€ штриховка (рис. 2Ѕ.4 и 2Ѕ.5) св€зана с послойным нарастанием граней и обусловлена многократным чередованием двух или нескольких сортов развитых в виде узких полосок основных граней; вицинальна€ штриховка вызываетс€ повторением вициналей, а двойникова€ штриховка Ч полисинтетическим двойникованием (см. ниже).

’арактерные комбинационные штриховки роста на гран€х кристаллов различных минералов: 1 Ч кварц; 2 Ч алмаз; 3 Ч корунд; 4 Ч пирит; 5, б Ч халькопирит; 7 Ч арсенопирит

–ис. 2Ѕ.4. ’арактерные комбинационные штриховки роста на гран€х кристаллов различных минералов: 1 Ч кварц; 2 Ч алмаз; 3 Ч корунд; 4 Ч пирит; 5, б Ч халькопирит; 7 Ч арсенопирит.

 омбинационна€ штриховка на гран€х ромбической призмы кристалла криолита„етвертый вид штриховки роста Ч так называема€ индукционна€ штриховка, возникающа€ на гран€х одновременно растущих тесно соприкасающихс€ кристаллов в параллельных сростках и друзах, причем эти кристаллы могут принадлежать как одному, так и разным минералам. ѕоскольку индукционна€ штриховка наблюдаетс€ только на соприкасающихс€ гран€х смежных кристаллов сростка, дл€ того, чтобы ее обнаружить, необходимо разъ€ть, разделить кристаллы, т.е. отпрепарировать сросток или друзу, иногда в ущерб красоте штуфа.

–ис. 2Ѕ.5.  омбинационна€ штриховка на гран€х ромбической призмы кристалла криолита.

Ќо зафиксировать наличие индукционной штриховки при минералогических исследовани€х бывает очень важно, так как она представл€ет собой практически единственный надежный критерий одновременного образовани€ (совместного роста) минералов, присутствующих в составе той или иной минеральной ассоциации. ƒругие пути решени€ этой важной задачи много сложнее и, как правило, не столь надежны.

»ногда штриховка на гран€х кристаллов оказываетс€ при внимательном рассмотрении системой сближенных тонких трещинок спайности. Ќо в большинстве случаев штриховка возникает в процессе роста кристаллов, а порой и при их растворении (которое обычно четко вы€вл€ет первоначально слабо выраженную штриховку); по€вление или отсутствие комбинационной штриховки роста зависит от концентрации минералообразующих растворов. ¬ любом случае штриховка всегда тесно св€зана с симметрией и структурой кристалла.

¬ициналоиды Ч элементы скульптуры граней, обусловленные несовершенством строени€ реальных кристаллов (их мозаичностью) или нарушени€ми кристаллической структуры.

¬се эти детали морфологии реальных кристаллов в р€де случаев облегчают диагностику минералов, способствуют вы€снению истинной симметрии их кристаллов, дают богатый материал дл€ суждени€ об услови€х образовани€ и дальнейшей истории минералов.

<<< ќблик и габитус | —одержание | јномальные формы кристаллов >>>


ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми других объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.

¬ разделе ћетодические материалы ¬ы также можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине. “ам же можно приобрести mp3-диски √олоса птиц средней полосы –оссии и √олоса птиц –оссии, ч.1: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь.

«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019