јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ѕ–»–ќƒј –ќ——»» и ———– >>> ћ»Ќ≈–јЋџ » √ќ–Ќџ≈ ѕќ–ќƒџ

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ћинералы и горные породы –оссии и ———–

<<< Ёлементы огранени€ кристалла | —одержание | «аконы геометрической кристаллографии >>>

ћќ–‘ќЋќ√»„≈— »≈ ќ—ќЅ≈ЌЌќ—“» ћ»Ќ≈–јЋќ¬
ќ кристаллах и их симметрии

ѕространственные решетки кристаллов

¬ернемс€ теперь ненадолго к пространственным решеткам кристаллов и их элементарным €чейкам. ћысленно представим, что элементарна€ €чейка перемещаетс€ в пространстве параллельно самой себе, причем таким образом, что сохран€етс€ идентичность расположени€ узлов решетки (точнее, составл€ющих ее материальных частиц). ѕодобное перемещение, которое может осуществл€тьс€ в любом из трех непараллельных направлений, называетс€ трансл€цией (переносом). ћожно сказать и так: пространственна€ решетка кристаллического вещества порождаетс€ периодическим перемещением элементарной €чейки Ч основной единицы решетки Ч в трех непараллельных направлени€х. ѕоэтому пространственные решетки Ѕравэ часто называют трансл€ционными.

–ассто€ние перемещени€ носит название шага трансл€ции (или шага симметрии), а направлени€, вдоль которых происходит перемещение, Ч векторами трансл€ции. ¬екторы трансл€ции располагаютс€ вдоль кристаллографических осей, служащих координатными ос€ми кристалла. ќни обозначаютс€ буквами X, Y, Z или а, b, с и выбираютс€ из числа осей симметрии кристалла с таким расчетом, чтобы положение каждой грани в этой системе координат могло быть определено указанием на отрезки, отсекаемые ею на ос€х (соответственно а, b, с). —ледует заметить, что кристаллографические оси, в отличие от осей пр€моугольной системы координат √аусса, привычных нам по школьному курсу геометрии, не об€зательно должны быть взаимоперпендикул€рны; углы между ними завис€т от симметрии кристалла. ќбычно за кристаллографические оси принимают направлени€ р€дов узлов в плоских сетках пространственной решетки, параллельно которым проход€т ребра кристалла. ѕон€тие трансл€ции, как мы узнаем в дальнейшем, играет очень важную роль при характеристике симметрии пространственных решеток кристаллов.

„то касаетс€ элементарных €чеек, то, естественно, их ребра тоже ориентируютс€ параллельно кристаллографическим ос€м. –ебра э.€. обозначают теми же буквами а, b, с (или а0, b0, с0), а углы между ними Ч a (между b и с ), b (между а и с) и у (между а и b). ¬ совокупности эти характеристики Ч линейные и угловые Ч составл€ют параметры элементарной €чейки, которые в об€зательном пор€дке привод€тс€ в современных курсах минералогии и серьезных минералогических справочниках как важнейшие характеристики минералов, используемые, в частности, дл€ их диагностики. ¬ насто€щем справочнике параметры э.€. при описании минералов опущены, так как определить их можно лишь рентгенографически, что не всегда доступно читателю; но представл€ть себе исключительно важное значение этих величин все же следует.

–ассто€ние, на которое должен быть (мысленно) смещен узел решетки вдоль вектора трансл€ции, чтобы зан€ть положение, идентичное исходному, называетс€ "периодом идентичности" решетки и обозначаетс€ t или т (греческа€ буква тау); фактически это Ч рассто€ние между двум€ соседними одинаковыми частицами, наход€щимис€ в одинаковом окружении, измеренное вдоль одной из кристаллографических осей. ¬се линейные величины, характеризующие кристаллическую решетку, в том числе и параметры э.€., выражают в нанометрах (1 нм = 10-9 м); до недавнего времени их измер€ли в ангстремах (1ј = 0,1 нм), и такие данные еще нередко можно встретить в справочной литературе. Ёто надо иметь в виду, так как единицы измерени€ линейных параметров э.€. в справочниках зачастую не указываютс€, вследствие чего по данным разных справочников могут возникать расхождени€ в значени€х параметров э.€. на целый пор€док.

¬ каждом солидном минералогическом справочнике при характеристике форм и морфологической симметрии кристаллов отдельных минералов вслед за перечнем установленных на них граней и углов между гран€ми мы всегда найдем указание на отношение осей (или осевое отношение) а:b:с либо A:X (в зависимости от симметрии) как на важнейшую морфологическую характеристику. ¬ насто€щей книге при описании минералов оно не приводитс€, так как вр€д ли ее читатели станут заниматьс€ измерением кристаллов. Ќо иметь о нем представление необходимо. „то же это такое Ч осевое отношение?

ƒл€ морфологического описани€ кристалла среди его наиболее часто встречающихс€ граней выбираетс€ така€, котора€ находитс€ в "общем положении", т.е. пересекает все три координатные (кристаллографические) оси. Ёта грань считаетс€ "единичной", а единичные отрезки, отсекаемые ею на ос€х (а, b, с) и €вл€ющиес€ посто€нными величинами дл€ всех кристаллов одного вида, называютс€ кристаллографическими параметрами (рис. 2ј.3). Ѕолее важное значение, нежели абсолютные значени€ этих параметров (т.е. длины отрезков), имеет при описании кристаллов осевое отношение а:b:с (причем обычно принимаетс€ b=1; а и с вычисл€ютс€ по отношению к b и, следовательно, представл€ют собой относительные, безразмерные числа).

 ристаллографическа€ трехосна€ координатна€ система с параметрами различных граней

–ис. 2ј.3.  ристаллографическа€ трехосна€ координатна€ система с параметрами различных граней (ABC Ч единична€ грань; а,b,с Ч ее параметры)

„тобы охарактеризовать ориентировку любой грани, нужно разделить параметры единичкой грани (т.е. длины единичных отрезков) на длины отрезков, отсекаемых интересующей нас гранью на соответственных координатных ос€х. ѕолученные величины (обычно это небольшие целые числа или нули) называютс€ кристаллографическими индексами ћиллера (h, k, l), а их совокупность составл€ет символ грани; применительно к отдельным гран€м конкретного кристалла их символы записываютс€ в круглых скобках. Ќапример, символ (001) означает, что грань параллельна ос€м а и b (т.е. плоскости ab) и пересекает ось с; грань (010) пересекает только ось b, а грань (100) Ч только ось а; и т.д. ќриентировка ребер кристаллов фиксируетс€ символами в квадратных скобках: символ [100] означает, что ребро параллельно оси а, [001] Ч оси с, Ч оси b. Ќетрудно заметить, что в символах граней индекс i означает пересечение оси, а индекс 0 Ч параллельность ей; в символах же ребер дело обстоит как раз наоборот.

<<< Ёлементы огранени€ кристалла | —одержание | «аконы геометрической кристаллографии >>>


ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми других объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.

¬ разделе ћетодические материалы ¬ы также можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине. “ам же можно приобрести mp3-диски √олоса птиц средней полосы –оссии и √олоса птиц –оссии, ч.1: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь.

«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019