јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)







√Ћј¬Ќјя >>> ѕ–»–ќƒј –ќ——»» и ———– >>> ћ»Ќ≈–јЋџ » √ќ–Ќџ≈ ѕќ–ќƒџ

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:
√отовый экологический урок проекта Ёко ласс и WWF ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем - перейти на сайт

√лавна€
English
Ѕиологический кружок ¬ќќѕ
  √остю кружка
  ѕланы кружка
  Ёкспедиции и выезды
  »сследовательска€ работа
  ѕрограмма "Parus"
  »стори€ кружка
   онтакты кружка
ѕолевой центр
  ‘отогалере€
  Ћетопись биостанции
  —татьи о биостанции
  »сследовательские работы
”чебные программы
  ѕолевые практикумы
  ћетодические семинары
  ¬ебинары
  »сследовательска€ работа
  ѕроектна€ де€тельность
  Ёкспедиции и лагер€
  Ёкологические тропы
  Ёкологические игры
  ѕубликации (статьи)
ћетодические материалы
  Ќагл€дные определители
   арманные определители
  ќпределительные таблицы
  Ёнциклопедии природы –оссии
   омпьютерные определители
  ћобильные определители
  ”чебные фильмы
  ћетодические пособи€
  ѕолевой практикум
ѕрирода –оссии
  ћинералы и горные породы
  ѕочвы
  √рибы
  Ћишайники
  ¬одоросли
  ћохообразные
  “рав€нистые растени€
  ƒеревь€ и кустарники
  ягоды и сочные плоды
  Ќасекомые-вредители
  ¬одные беспозвоночные
  ƒневные бабочки
  –ыбы
  јмфибии
  –ептилии
  ѕтицы, гнезда и голоса
  ћлекопитающие и следы
‘ото растений и животных
  —истематический каталог
  јлфавитный каталог
  √еографический каталог
  ѕоиск по названию
  √алере€
ѕриродные ландшафты мира
  ‘изическа€ географи€ –оссии
  ‘изическа€ географи€ мира
  ≈вропа
  јзи€
  јфрика
  —еверна€ јмерика
  ёжна€ јмерика
  јвстрали€ и Ќова€ «еланди€
  јнтарктика
–ефераты о природе
  √еографи€
  √еологи€ и почвоведение
  ћикологи€
  Ѕотаника
   ультурные растени€
  «оологи€ беспозвоночных
  «оологи€ позвоночных
  ¬одна€ экологи€
  ÷итологи€, анатоми€, медицина
  ќбща€ экологи€
  ќхрана природы
  «аповедники –оссии
  Ёкологическое образование
  Ёкологический словарь
  √еографический словарь
  ’удожественна€ литература
ћеждународные программы
  ќбща€ информаци€
  ѕолевые центры (¬еликобритани€)
  ћеждународные экспедиции (—Ўј)
   урс полевого образовани€ (—Ўј)
  ћеждународные контакты
»нтернет-магазин
   арманные определители
  ÷ветные таблицы
   омпьютерные определители
  Ёнциклопедии природы
  ћетодические пособи€
  ”чебные фильмы
   омплекты материалов
 онтакты
  √остева€ книга
  —сылки
  ѕартнеры
  Ќаши баннеры
   арта сайта

Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте

ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu

—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market
—качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
¬идео-360 по экологии на нашем Youtube канале


≈сли ¬ам понравилс€ и пригодилс€ наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

ќбъ€влени€:

јгроЅио‘ерма Ђ¬елегожї в ѕодмосковье приглашает!
ѕринимаютс€ организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "¬ведение в природопользование" ѕодробнее >>>

Ѕиологический кружок ¬ќќѕ приглашает!
Ѕиологический кружок при √осударственном ƒарвиновском музее г.ћосквы (м.јкадемическа€) приглашает школьников 5-10 классов на зан€ти€ в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! ѕодробнее >>>

Ѕесплатные экскурсии в музей ѕи€вки!
ћеждународный ÷ентр ћедицинской ѕи€вки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пи€вок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом... ѕодробнее >>>

јтлас-определитель 'ѕтицы –оссии' дл€ iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

«десь может быть бесплатно размещено ¬аше объ€вление о проводимом ¬сероссийском конкурсе, —лЄте, ќлимпиаде, любом другом важном меропри€тии, св€занном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. ѕодробнее >>>

ћы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. ѕодробнее >>>



яндекс.ћетрика



[ sp ] : ml об : { lf }

ѕожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если ¬ы копируете материалы с этой страницы!
¬о избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использовани€ и копировани€ материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
ѕригодилась эта страница? ѕоделитесь ею в своих социальных сет€х:

ћинералы и горные породы –оссии и ———–

<<< „асть 1. ћинералы. ¬ведение | —одержание | —овременные представлени€ >>>

„асть 1. ћинералы. „то такое минералы

»стори€ пон€ти€ "минерал"

ƒать определение термина "минерал", или, говор€ по-научному, дефиницию, не очень-то просто. ¬едь представлени€ о том, что следует понимать под названием "минерал", неоднократно мен€лись с годами, развива€сь и углубл€€сь по мере совершенствовани€ методов исследовани€ минеральных веществ и Ч в тесной св€зи с этим Ч теоретических основ науки о минералах Ч минералогии; в свою очередь, как всегда бывает в науке, дальнейша€ разработка и совершенствование теории во многом способствовали все более правильному пониманию новых экспериментальных данных, все более адекватной интерпретации эмпирических наблюдений.

ќсобенно резкие изменени€ во взгл€дах на минералы произошли за последнюю четверть века; во многих отношени€х они нос€т принципиальный характер и по существу означают коренную ломку прежних представлений, господствовавших с середины XIX до середины XX века. ѕоэтому определение пон€ти€ "минерал" лучше всего попытатьс€ дать в его историческом развитии.

ѕопутно придетс€ хот€ бы в самых общих чертах коснутьс€ некоторых €влений, непосредственно относ€щихс€ к миру минералов, Ч таких, как изоморфизм и твердые растворы, полиморфизм и политипи€, пор€док-беспор€док в кристаллах, смешанослойные и метамиктные минералы и др. не разобравшись во всем этом, нельз€ пон€ть и современного научного подхода к минералам как к весьма сложным природным объектам.  роме того, вводитс€ представление о минеральных и парагенетических ассоциаци€х, а также о типоморфизме минералов.

“ермин "минерал" происходит от среднелатинского слова "minera", что значит "кусок руды", "камень, из которого получают металл, и возникновение его тер€етс€ в дали веков.  то, когда, где и при каких обсто€тельствах придумал слово "минерал" Ч неизвестно. Ќаиболее веро€тно, что оно родилось в позднем —редневековье или на заре эпохи ¬озрождени€ где-нибудь в —аксонии или Ѕогемии: там в –удных горах издревле велась добыча олова, свинца, серебра и других металлов; а латинский €зык оставалс€ международным €зыком науки вплоть до рубежа XVIII-XIX веков.

¬ русский €зык слово "минерал", как и многие другие иностранные слова, вошло со времен ѕетра I; скорее всего, оно было тогда заимствовано из немецкого €зыка, представл€€ собой "кальку" немецкого слова "Mineral".

Ќа прот€жении многих сотен лет минералы не отличали от горных пород; впервые их попыталс€ разграничить Ч хот€ и не довел эту попытку до конца Ч "отец немецкой геологии" ј.√.¬ернер (1749-1817) в конце XVIII Ч самом начале XIX веков. ƒействительное отделение минералов от горных пород произошло в середине XIX века Ч тогда же, когда в недрах минералогии зародилась и затем обособилась от нее самосто€тельна€ наука о горных породах Ч петрографи€. –азграничение горных пород и минералов базировалось на четком критерии: внутренней неоднородности (гетерогенности) первых и однородности (гомогенности) вторых. ¬едь все горные породы состо€т из минералов, причем лишь в редких случа€х в их составе резко преобладает какой-нибудь один минерал; тогда их называют анхимономинеральными, т.е. почти мономинеральными (но все-таки Ч почти, а не вполне).

ѕримеры таких почти мономинеральных образований известны среди магматических, метаморфических и осадочных пород: дуниты и оливиниты, сложенные в основном оливином; некоторые пироксениты, состо€щие преимущественно (более чем на 90%) из пироксена одного вида; анортозиты и лабрадориты, содержащие почти 100% основного плагиоклаза; кварциты и кварцевые песчаники Ч существенно кварцевые породы; карбонатные (существенно кальцитовые) породы: известн€ки, мраморы, карбонатиты и др.; анхимономинеральные альбитовые и микроклиновые породы Ч альбититы (до 96% альбита) и микроклиниты (до 95% микроклина). Ќо и в подобных породах всегда присутствует хот€ бы небольшое количество (в сумме Ч от первых до 10-15%) других минералов, называемых в таких случа€х второстепенными или акцессорными.

јбсолютное же большинство горных пород содержат одновременно 4-5 (и даже более) породообразующих минералов, т.е. они заведомо неоднородны (гетерогенны) по своему составу и строению. ѕричем одни породы характеризуютс€ относительным посто€нством качественного и количественного минерального, а также химического состава, тогда как другие, наоборот, его большой пространственной изменчивостью.

 ак бы отталкива€сь от факта неоднородности и полиминеральности громадного большинства горных пород, еще не столь давно смешиваемых с минералами, а теперь перешедших во "владение" петрографов, минералоги, в поисках надежного критери€ дл€ разграничени€ "сфер вли€ни€" с петрографами, выдвинули на первый план утверждение о том, что уж они то изучают природные кристаллические вещества вполне определенного (в каждом конкретном случае) и посто€нного состава, Ч химические соединени€, однородность (гомогенность) которых не подлежит сомнению. ¬ любых дефиници€х пон€ти€ "минерал" вплоть до совсем недавнего времени прежде всего постулировались и весьма настойчиво акцентировались оба, казалось бы, неотъемлемых свойства минералов: посто€нство и определенность их химического состава, равно как и неразрывно с этим св€занна€ внутренн€€ однородность.

≈сть и друга€ верси€, согласно которой слово "минерал" производитс€ от латинского mina Ч подземный ход, штольн€; возможно, впрочем, что и само слово minera тоже св€зано с mina.  стати говор€, русское слово "руда", также по€вившеес€ в средние века, €вл€етс€ производным от старинного слав€нского "рудой", или "рудый", означающего рыжий, рыже-бурый, темно- и жарко-красный цвет (по ¬.».ƒалю); в такие цвета окрашены болотные руды  арелии, из которых впервые на –уси стали выплавл€ть железо. ¬ р€де западно-слав€нских €зыков слово "руда" означает "кровь"; можно, стало быть, понимать глубинный смысл горн€цкого термина "руда" как "кровь горных (рудных) жил".

 ак бы отталкива€сь от факта неоднородности и полиминеральности громадного большинства горных пород, еще не столь давно смешиваемых с минералами, а теперь перешедших во "владение" петрографов, минералоги, в поисках надежного критери€ дл€ разграничени€ "сфер вли€ни€" с петрографами, выдвинули на первый план утверждение о том, что уж они-то изучают природные кристаллические вещества вполне определенного (в каждом конкретном случае) и посто€нного состава, Ч химические соединени€, однородность (гомогенность) которых не подлежит сомнению. ¬ любых дефиници€х пон€ти€ "минерал" вплоть до совсем недавнего времени прежде всего постулировались и весьма настойчиво акцентировались оба, казалось бы, неотъемлемых свойства минералов: посто€нство и определенность их химического состава, равно как и неразрывно с этим св€занна€ внутренн€€ однородность.

¬.».¬ернадский еще в начале XX века определил минералы как продукты природных химических реакций, протекающих в земной коре и в недрах «емли. Ёто совершенно правильное определение остаетс€ в силе и сейчас, но ввиду его слишком общего характера нуждаетс€ в дополнительном уточнении и конкретизации.

ћежду тем применение рентгенографии к изучению минералов (с 1915 г.) не только не поколебало общей уверенности в их однородности, но, как это ни парадоксально звучит, даже укрепило ее, установив индивидуальность кристаллической структуры различных минералов (подробнее о кристаллической структуре минералов см. в главе 2ј). ƒело в том, что рентгенографи€ Ч интегральный и не очень чувствительный метод; она "не замечает" ни тонкодисперсных минеральных выделений, ни примесей, присутствующих в низких концентраци€х.

ѕравда, сочетание рентгеноструктурного и химического анализа позволило вы€вить в мире минералов многочисленные изоморфные р€ды и серии (об изоморфизме см. ниже, п. 1.12.), химический состав промежуточных членов которых закономерно мен€етс€ в рамках, определ€емых составами конечных членов р€дов (например, р€д оливина: форстерит Mg2SiO4 Ч фа€лит Fe2SiO4). Ќо это, хот€ и очень важное, положение носило, скорее, общий характер, т.е. касалось в основном минералогической систематики, ее упор€дочени€ и дальнейшей разработки классификации минералов на кристаллохимической основе. ѕо отношению же к отдельно вз€тым кристаллам или иным выделени€м минералов укоренившийс€ в умах минералогов традиционный взгл€д на них как на внутренне однородные вещества посто€нного состава оставалс€ незыблемым, по-видимому, вплоть до рубежа 60-70-х гг. XX века.

»менно к этому времени относитс€ все более широкое проникновение в минералогические исследовани€ новых методов, в основном заимствованных из арсенала физики твердого тела и базирующихс€ на использовании аппаратуры с большой разрешающей способностью Ч прежде всего, электронного микроскопа, в том числе высокого разрешени€ (позвол€ющего подчас непосредственно видеть и различать отдельные молекулы вещества и даже узлы кристаллической решетки), и электронного микрозонда, дающего возможность проводить локальный микрорентгеноспектральный анализ минералов, т.е. определ€ть их элементный состав "в точке".

  двум названным методам следует добавить еще нейтроно- и электронографию (в "паре" с электронной микроскопией), способствующие уточнению кристаллических структур минералов, инфракрасную (» ) спектроскопию Ч метод исследовани€ состава и структуры вещества на уровне молекул и радикалов, люминесцентную спектроскопию, методы резонансной спектроскопии (электронный парамагнитный резонанс Ч Ёѕ–, €дерный магнитный резонанс Ч яћ–, €дерный гаммарезонанс Ч я√–, основанный на эффекте ћессбауэра), "чувствующие" отдельные "точечные" примесные и радиационные дефекты в кристаллах, а также фиксирующие характер "расселени€" атомов и ионов в кристаллической структуре (т.е. перевод€щие изучение ее тонких особенностей на атомный и даже на электронно-€дерный уровень).

ћассовое применение этих и других физических методов в минералогических лаборатори€х всех развитых стран мира привело за последние примерно 25 лет к коренному пересмотру прежних представлений о реальных минералах.

<<< „асть 1. ћинералы. ¬ведение | —одержание | —овременные представлени€ >>>


ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми других объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.

¬ разделе ћетодические материалы ¬ы также можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине. “ам же можно приобрести mp3-диски √олоса птиц средней полосы –оссии и √олоса птиц –оссии, ч.1: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь.

«агрузить приложени€ из магазина Google Play / Play Market

«агрузить приложени€ из AppStore / iTunes


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


ѕоделитьс€/Share:
ќбращение с посетител€м сайта



: ml : [ stl ]
ѕорекомендуйте нас в "своих" социальных сет€х:
- share this page with your friends!


Ёкологический ÷ентр Ёкосистема на Facebook Ёкологический ÷ентр Ёкосистема ¬ онтакте ётуб канал Ёкосистема YouTube EcosystemaRu —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из магазина Google Play / Play Market —качать приложени€ Ёкосистемы Ёко√ид из AppStore / iTunes
ѕанорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Ёкологический центр "Ёкосистема"Щ, ј.—. Ѕоголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"Щ, Alexander Bogolyubov, 2001-2019