јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

√Ћј¬Ќјя >>> ѕ–»–ќƒј –ќ——»» >>> я√ќƒџ и ƒ–”√»≈ —ќ„Ќџ≈ ѕЋќƒџ

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:

ќписани€ и иллюстрации вз€ты из компьютерного определител€ €год и других сочных плодов –оссии (Ѕоголюбов ј.—.,  равченко ћ.¬., ћосква, "Ёкосистема", 2017). ѕриобрести его можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине.

класс ƒвудольные, семейство ¬ересковые

–од ѕодбел - Andromeda

ѕодбел (Andromeda) - род вечнозелЄных низкорослых кустарников или кустарничков семейства ¬ересковые (Ericaceae). ¬ литературе по садоводству растение иногда называют "андромедой".

Ќаучное родовое название дано растению за красоту цветков в честь красавицы јндромеды - героини древнегреческого мифа про ѕерсе€. –усское родовое название растение получило из-за белой окраски нижней стороны листа. ƒругие русские названи€ растени€ - белолистник, бесплодница, бесплодный куст, болотник, дикий розмарин, пь€на€ трава, пь€ный болотник, тундрица, чахоточна€ трава.

¬ английском и немецком €зыках подбел называют "болотным розмарином" (англ. bog rosemary, нем. Rosmarinheide) - по сходству листьев растени€ с листь€ми насто€щего розмарина. ‘инское название подбела - "болотный цветок" (фин. suokukka).

ѕоскольку ранее в род ѕодбел (Andromeda) входили многие виды, которые сейчас относ€тс€ к родам ѕиерис (Pieris) и «енови€ (Zenobia), представители этих трЄх родов в англо€зычной литературе по садоводству иногда обобщЄнно именуютс€ "андромедами" (англ. andromedas).

–астЄт в лесной и тундровой зоне ≈вразии и —еверной јмерики на торф€ных болотах и в сырых хвойных лесах. ¬ горах поднимаетс€ до нижней полосы альпийского по€са.

–астени€ рода ѕодбел - вечнозеленые кустарники и кустарнички высотой от 15 до 60 см.  орневище длинное, в виде шнура, общее дл€ множества надземных побегов. ƒл€ подбела, как и дл€ большинства других растений из семейства ¬ересковые, характерна микориза - взаимовыгодный симбиоз (мутуализм) мицели€ грибов с корн€ми растени€. —тебель малоразветвлЄнный, гладкий, стелющийс€, укорен€ющийс€; побеги жЄсткие, восход€щие, красно-бурые.

Ћисть€ ланцетовидные, с завЄрнутыми вниз кра€ми; сверху тЄмно-зелЄные, блест€щие, снизу матово-белые от воскового налета, кожистые, с восковым налЄтом, длиной от 1 до 5 см и шириной от 2 до 8 мм.

÷ветки розовые (иногда другого цвета - от белого до тЄмно-красного), поникшие; собраны по несколько штук на длинных красноватых цветоножках, расположенных на концах прошлогодних побегов. Ћепестки сросшиес€; венчик €йцевидно- или шаровидно-кувшинчатый (бокальчатый), внутри опушЄнный, что мешает мелким насекомым проникать в цветок. “ычинок дес€ть, с красными пыльниками и придатками в виде двух маленьких острых рожков, столбик один. ѕыльники вскрываютс€ только после того, как созрело рыльце и состо€лось перекрЄстное опыление, но их вскрытие происходит лишь в тот момент, когда внутри цветка находитс€ крупное насекомое. ѕо пути к нектару оно сотр€сает тычинки, каса€сь их придатков, - и пыльники, вскрыва€сь, осыпают насекомое пыльцой.

÷ветение наблюдаетс€ в апреле - июне (иногда осенью зацветает повторно). ѕодбел даЄт мЄд, непригодный в пищу человека.

ѕлод - п€тигнЄздна€ шаровидно-сплюснута€ коробочка, котора€ вскрываетс€ вдоль спинок составл€ющих еЄ плодолистиков. ѕлоды созревают в августе - сент€бре.

ѕодбел - €довитое растение, в его листь€х и цветках содержитс€ гликозид андромедотоксин (другие названи€ вещества - ацетиландромедол, родотоксин). Ётот полигидроксилированный циклический дитерпен, который характерен дл€ многих растений семейства ¬ересковые, относитс€ к нейротоксинам; его токсичность обусловлена тем, что он нарушает работу клеточных рецепторов, сначала он возбуждает центральную нервную систему, а затем еЄ угнетает, что может привести к летальному исходу.

¬ народной медицине листь€ подбела примен€ютс€ при гинекологических заболевани€х, ревматизме, туберкулЄзе лЄгких.

ѕо причине содержани€ в подбеле андромедотоксина примен€ть растение в лекарственных цел€х следует с большой осторожностью; андромедотоксин может стать причиной существенного снижени€ у человека кров€ного давлени€, головокружени€, рвоты и диареи; могут начатьс€ проблемы с дыханием. »звестны случаи отравлени€ подбелом домашних животных.

≈щЄ одно традиционное использование растени€ - приготовление из него красителей: побеги и листь€ подбела содержат в достаточно большом количестве таннин, который окрашивает ткани в чЄрный цвет.

–астение имеет привлекательный вид и во врем€ цветени€, и в период всей вегетации, а потому довольно активно примен€етс€ в декоративном садоводстве, особенно в альпинари€х, где обычно высаживаетс€ вместе с другими вересковыми.

ѕодбелу, как и другим вересковым, нужна кисла€ почва, поэтому при посадке внос€т торф, а в дальнейшем провод€т регул€рные меропри€ти€ по недопущению ослаблени€ кислотности почвы. ќптимальный уровень кислотности - 3,5-4,5 рЌ. ѕочва дл€ подбела должна быть также рыхлой и водопроницаемой; не следует допускать пересыхани€ почвы. –астение переносит любые морозы. ¬ыращивать подбел лучше в тенистых местах.

–азмножают растение семенами или верхушечными черенками. ¬ культуре в основном используютс€ сорта, полученные на основе Andromeda polifolia var. polifolia, но изредка встречаетс€ и сорта на основе Andromeda polifolia var. glaucophylla.

Ќекоторые сорта:

• "Alba" - растени€ высотой до 15 см с белыми цветками;
  • "Blue ice" - сорт с синеватым отливом листьев;
  • "Compacta" - соответствующие своему названию компактные растени€ высотой до 30 см с сероватыми листь€ми и розовыми цветками;
  • "Macrophylla" - растени€ высотой 10 см с тЄмно-розовыми цветками;
  • "Major" - довольно высокий сорт с €рко-розовыми цветками, иногда цветЄт дважды за сезон;
  • "Nana" - сорт со светло-розовыми цветками.

ѕо информации базы данных The Plant List (2013) в составе рода Andromeda выдел€ют четыре вида, включа€ один гибридный:

• Andromeda glaucophylla Link (1821) - ѕодбел сизолистный - северо-восток —еверной јмерики;
  • Andromeda jamesiana Lepage (1954) - ѕодбел ƒжеймса; это естественный гибрид между Andromeda glaucophylla и Andromeda polifolia;
  • Andromeda polifolia L. (1753) - ѕодбел обыкновенный - ≈врази€ и северо-запад —еверной јмерики
  • Andromeda sguamulosa Small

роме того, дл€ вида Andromeda polifolia описан подвид Andromeda polifolia subsp. pumila V.M.Vinogr. (1980)

ƒругие исследователи считают род монотипным с единственным видом Andromeda polifolia L. (русские названи€ таксона - подбел обыкновенный, подбел многолистный, иногда встречаютс€ и другие названи€ - подбел дубровник, подбел дубровниколистный, подбел белолистник). ¬ этом случае таксон рассматривают как вид, состо€щий из нескольких разновидностей: Andromeda polifolia var. polifolia L. и Andromeda polifolia var. glaucophylla (Link) DC.

Ќа нашем сайте ¬ы также можете познакомитьс€ с информацией по морфологии древесно-кустарниковых и трав€нистых растений, котора€ поможет сориентироватьс€ в строении упом€нутых в данном разделе растений и научит правильно определ€ть их видовые названи€.

Ќаши авторские методические материалы по ботанике и растени€м –оссии:
можно приобрести следующие методические материалы по ботанике и растени€м –оссии:

нагл€дные полевые определители-бродилки: ƒеревь€ зимой, ƒеревь€ летом,  устарники зимой,  устарники летом,
компьютерные цифровые (дл€ PC-Windows) определители: ÷веты, ƒеревь€ зимой, ƒеревь€ летом, ягоды и сочные плоды,
приложени€-определители растений дл€ смартфонов и планшетов на јндроиде: ÷веты, ƒеревь€ зимой, ƒеревь€ летом, ягоды (их можно скачать в Google Play),
приложени€-определители растений дл€ iPhone и iPad: ƒеревь€ летом, ягоды (их можно загрузить в AppStore),
карманные полевые определители: Ћекарственные растени€, –астени€ болот, –астени€ пресных вод, пособие "ќсновы гидроботанических исследований",
цветные ламинированные определительные таблицы: грибы-1, грибы-2, лишайники, водоросли, мхи, первоцветы, цветы лесов, цветы лугов, цветы водоемов, деревь€ зимой, деревь€ летом, кустарники зимой, кустарники летом,
определитель серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии" ѕищевые растени€.

ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми других объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.

¬ разделе ћетодические материалы ¬ы также можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине. “ам же можно приобрести mp3-диски √олоса птиц средней полосы –оссии и √олоса птиц –оссии, ч.1: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь.