ГЛАВНАЯ >>> ПРИРОДА РОССИИ >>> ЯГОДЫ и ДРУГИЕ СОЧНЫЕ ПЛОДЫ

Ягоды и сочные плоды

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Описания и иллюстрации взяты из компьютерного определителя ягод и других сочных плодов России (Боголюбов А.С., Кравченко М.В., Москва, "Экосистема", 2017). Приобрести его можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине.

класс Двудольные, семейство Розовые, род Кизильник

Кизильник блестящий - Cotoneaster lucidus

Кизильник блестящий - Cotoneaster lucidus: плоды и листья

Синонимы. Кизильник остролистный.

Происхождение названия. Научное название рода Cotoneaster происходит от греческого "cotonea" - айва, "aster" - имеющий вид, по сходству листьев айвы и одного из видов кизильника. Название данного растения не следует путать с растениями рода Кизил (Cornus) из семейства Кизиловые (Cornaceae).

Описание растения. Пряморастущий листопадный кустарник до 3 м высотой, с густо опушёнными молодыми побегами текущего года. Крона по диаметру больше высоты в 1,5 раза, образована прямыми побегами, растущими во все стороны. Годовой прирост средний.

Листья простые, очередные, цельнокрайние, эллиптические до яйцевидных, заострённые, длиной 1,7-5 см, шириной 0,8-3,5 см, сверху тёмно-зелёные, блестящие, голые; снизу сначала опушённые, желтовато-войлочные, позже почти голые, желтоватые. С наступлением осени окраска листьев становится тёмно-коричневато-красноватой.

Мелкие розоватые цветки во время цветения во множестве располагаются по всей поверхности побегов, и из-за них почти не видно листьев. Чашелистики широко-треугольные, в 2,5-3 раза короче лепестков. Тычинок двадцать, столбиков три, до четырёх. Соцветия рыхлые, щитковидные кисти, 5-12-цветковые. Цветение начинается в мае-июне и продолжается в течение месяца.

Описание плодов. Плоды чёрные, блестящие, шаровидной формы, с коричнево-красной мякотью, диаметром 7-9 мм, с тремя, реже двумя косточками. Тип плода - яблоко. Плоды созревают в конце сентября - начале октября, на растениях держатся до наступления морозов. Первое плодоношение - на четвёртый год.

Распространение (ареал). Встречается в Китае (провинция Ганьсу) и на Алтае (республика Бурятия и Иркутская область).

Местообитания. Произрастает по скалистым склонам, на галечниках рек, в зарослях кустарников и лиственично-смешанных лесах.

Химический состав. Растение содержит антоцианы, флавоноиды. Листья содержат фенолкарбоновые кислоты, также гликозиды, витамин С. В семенах содержится синильная кислота, в плодах - кумарины.

Пищевые свойства. Плоды этого вида кизильника несъедобны.

Противопоказания, предупреждения. По некоторым данным растение умеренно ядовито.

Хозяйственное использование. Кизильник блестящий декоративен, хорошо переносит стрижку и достаточно неприхотлив, поэтому его используют для организации живых изгородей и бордюров. В озеленении и ландшафтном дизайне используют для создания плотных живых изгородей (свободной формы и стриженой), посадок в группах и по одному.

Кизильники используют для закрепления песчаных склонов, а также в качестве живых изгородей. В коллекциях ботанических садов кизильники известны с 1864 г. В настоящее время в качестве материала для ландшафтного дизайна используется около 80 видов, разновидностей и садовых форм кизильника. Все они малотребовательны к почвам и влажности, в большинстве своём морозостойки и газоустойчивы. Хорошо поддаются формовке. Старые кусты легко омолаживаются радикальной обрезкой. Листопадные виды обрезают в феврале, вечнозелёные - в апреле.

Выращивание. Размножают кизильники семенами и вегетативно. Зелёные черенки укореняются быстрее при высокой влажности, то есть под плёнкой. Лучший срок для черенкования - вторая половина июля. Субстрат состоит из смеси торфа и песка, взятых в равных количествах.

Среди основных вредителей следует отметить яблоневую тлю, сливового пилильщика и кизильникового клещика. Для борьбы с ними используют различные инсектициды.

Кизильник блестящий может болеть фузариозом. Меры борьбы с этим заболеванием - обеззараживание почвы вокруг кустов, обрезка и уничтожение заболевших побегов.

Другие сходные и родственные виды. В 2000 году китайские учёные установили, что Cotoneaster lucidus является разновидностью Cotoneaster acutifolius var. lucidus (Schltdl.) L.T.Lu.

На нашем сайте Вы также можете познакомиться с информацией по морфологии древесно-кустарниковых и травянистых растений, которая поможет сориентироваться в строении упомянутых в данном разделе растений и научит правильно определять их видовые названия.

компьютерные (для PC-Windows) определители: Цветы, Деревья зимой, Деревья летом и Ягоды и сочные плоды,
полевые определители растений "ЭкоГид" для смартфонов и планшетов: Цветы, Деревья зимой, Деревья летом и Ягоды и сочные плоды (все их можно купить в магазине Play Google),

Познакомиться с изображениями и описаниями других объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), ягод и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.