ГЛАВНАЯ >>> ПРИРОДА РОССИИ >>> ЯГОДЫ и ДРУГИЕ СОЧНЫЕ ПЛОДЫ

Ягоды и сочные плоды

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Описания и иллюстрации взяты из компьютерного определителя ягод и других сочных плодов России (Боголюбов А.С., Кравченко М.В., Москва, "Экосистема", 2017). Приобрести его можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине.

класс Двудольные, семейство Адоксовые, род Калина
Ранее этот род относили к семейству Жимолостные (Caprifoliaceae) или выделяли в собственное семейство Viburnaceae.

Калина гордовина - Viburnum lantana

Калина гордовина - Viburnum lantana: плоды и листья

Синонимы. Калина чёрная, гордовина обыкновенная, гордовина цельнолистная, горд, гордовик, гордовое дерево.

Происхождение названия. Латинское название рода Viburnum происходит от "vieo" (плести, сплетать) и связано с гибкими длинными ветвями некоторых калин Средиземноморья.

Описание растения. Гордовина - крупный листопадный кустарник или дерево до 6 м высотой, с густой, широкой, компактной кроной. Молодые веточки и почки сероватые, волосисто-опушённые. Кора трёхлетнего возраста растрескивающаяся, серая. Крона густая.

Листья супротивные, 5-10 см длиной, на черешках до 3 см, яйцевидной или обратнояйцевидной формы, чаще всего с заострённым концом и закруглённым основанием, со слабозубчатым краем. Верхняя поверхность пластинки листа шероховатая, тёмно-зелёная, нижняя - войлочно-опушённая, затем бархатисто-опушённая. Все части черной калины покрыты мелкими белыми волосками.

Цветки плодообразующие, одинаковые, собраны на концах молодых веток в густые зонтиковидные опушённые соцветия до 10 см в диаметре. Венчик кремово-белого цвета, около 7 мм в диаметре. Тычинки длинные, с жёлтыми пыльниками.

Описание плодов. Плоды приплюснутые или яйцевидные, зелёные, блестящие, по мере созревания меняют окраску, становясь сначала красными, затем - чёрными, полностью плоды чернеют в сентябре. Плоды съедобные.

Распространение (ареал). В естественных условиях обычна в Центральной и Южной Европе. Восточная граница ареала - центральная Украина, Северный Кавказ и Малая Азия, западная - север Испании. На севере заходит в южную Англию. Очень редко встречается в Северной Африке - Алжире и Марокко.

Местообитания. Калина гордовина произрастает в лесах и на открытых участках, на богатых известью почвах.

Химический состав и лекарственные свойства. Плоды и кора калины-гордовины содержат дубильные вещества, используются для полоскания при болезнях дёсен и простуде.

Хозяйственное использование. Калина гордовина нередко разводится в садах и парках как декоративное растение. Также из плодов калины производят чернила, а из гибких стволов изготовляют чубуки.

Другие сходные и родственные виды. Существует декоративная форма с пёстрыми листьями - Viburnum lantana var. variegatum Weston, 1770.

На нашем сайте Вы также можете познакомиться с информацией по морфологии древесно-кустарниковых и травянистых растений, которая поможет сориентироваться в строении упомянутых в данном разделе растений и научит правильно определять их видовые названия.

компьютерные (для PC-Windows) определители: Цветы, Деревья зимой, Деревья летом и Ягоды и сочные плоды,
полевые определители растений "ЭкоГид" для смартфонов и планшетов: Цветы, Деревья зимой, Деревья летом и Ягоды и сочные плоды (все их можно купить в магазине Play Google),

Познакомиться с изображениями и описаниями других объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), ягод и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.