ГЛАВНАЯ >>> ПРИРОДА РОССИИ >>> ЯГОДЫ и ДРУГИЕ СОЧНЫЕ ПЛОДЫ

Ягоды и сочные плоды

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Описания и иллюстрации взяты из компьютерного определителя ягод и других сочных плодов России (Боголюбов А.С., Кравченко М.В., Москва, "Экосистема", 2017). Приобрести его можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине.

класс Однодольные, семейство Мелантиевые, род Вороний глаз

Вороний глаз четырехлистный - Paris quadrifolia

Вороний глаз четырехлистный - Paris quadrifolia: плоды и листья

Синонимы. Вороний глаз обыкновенный, народные - вороньи ягоды, ногтоедня, ранник, натягач (Украина), броней, виновник, вороняшник, воронец, воронье око, воронная трава, волчьи ягоды, волчьи глазки, крест-трава, хрест-трава, хризаче зиля, кукушкины слезы, листень, пролистень, медвежьи ягоды, паридова трава, подбел лесовой, родимецтрава, ускопная трава.

Происхождение названия. Растение образует мутовку из четырех листьев, выходящих из одного центра, отсюда и его русское и латинское видовые названия.

Описание растения. Многолетнее травянистое растение высотой 10-40 см. Корневище горизонтальное, длинное, ползучее. Стебель одиночный, прямостоячий, без листьев в нижней части и без опушения (как и все части растения). Листья образуют мутовку из четырёх (реже 5-6) крест-накрест расположенных почти сидячих листьев длиной до 10 см. Листья - овальной или яйцевидной формы, цельнокрайние, короткочерешковые (сидячие), заостренные на конце; окрашены в зеленый оттенок.

Цветок одиночный, находится на верхушке стебля. В центре цветка находится шарик завязи, окрашенный в темно-фиолетовый оттенок, от которой отходят восемь узких тычинок, четыре узких невзрачных лепестка и четыре зеленых чашелистика (по размеру чашелистики немного крупнее лепестков). Околоцветник двурядный: 4 наружных листика ланцетной формы, зелёного цвета и 4 внутренних (более мелкие, узко-линейные, желтовато-зелёные). Тычинок восемь, находятся у основания листочков околоцветника. Столбиков четыре, сросшихся у основания. Вороний глаз начинает цвести в мае и заканчивает в июне-июле.

Как и все остальные части вороньего глаза, его цветок ядовит, поэтому обращаться с ним следует с особой осторожностью.

Вся надземная часть растения при первых заморозках отмирает, остаётся подземное корневище, которое следующей весной даёт новый надземный побег.

Описание плодов. Плод - шаровидная четырёхгнёздная сочная ягода, содержащая множество семян, диаметром около 1 см, блестящая, чёрная, с сизоватым налётом. Плоды созревают в конце июля - в начале августа. Плоды смертельно ядовиты.

Распространение (ареал). Распространен почти по всей Европе (кроме засушливых южных областей), в Средиземноморье, в Западной и Восточной Сибири, на Кавказе.

Местообитания. Растёт в лиственных лесах и смешанных лесах на плодородной суглинистой почве, встречается также и в хвойных лесах, посреди кустарника. Предпочитает сырые, затенённые места, заросли кустарников, тенистые овраги. Растёт также и в лесостепи.

Химический состав. Вороний глаз четырёхлистный содержит витамин С, флавоноиды, кумарин, органические кислоты (лимонную кислоту, яблочную кислоту), пектиновые вещества, гликозид паридин. В корневищах, листьях и плодах растения содержится ядовитый сапонин паристифин. В корневищах содержатся также сапонины стероидного строения, алкалоиды.

Пищевые и лекарственные свойства. Вороний глаз четырёхлистный - смертельно ядовитое растение, поэтому в официальной медицине оно запрещено.

Противопоказания, предупреждения. Всё растение ядовито, особенно корневища и ягоды. Все части растения содержат сапонины, стероиды, гликозид пиридин. В траве было обнаружено содержание веществ под названием "флавоноиды", а также в траве имеются кумарины и витамин С. Корневища богаты алкалоидами. Особенно часто отравляются дети, которых привлекают блестящие красивые ягоды вороньего глаза. Листья действуют на центральную нервную систему, плоды - на сердце, корневища вызывают рвоту.

Симптомы отравления: боли в животе, понос, рвота, приступы головокружения, судороги, нарушение работы сердца вплоть до его остановки. В случае отравления необходимо промыть желудок от присутствующих ядов. Внутрь нужно ввести анестезин и какой-нибудь препарат, который восстановит работу сердца, к примеру, строфантин.

Лекарственные препараты вороньего глаза категорически не применяются при беременности, в период кормления грудью, у детей в возрасте до 12 лет, при гипертонической болезни и бессоннице.

Хозяйственное использование. Все части растения ядовиты (особую опасность представляют собой ягоды и корневище), однако это не стало преградой для народных врачевателей, которые на протяжении длительного времени используют надземную часть растения (траву и ягоды) при лечении различных заболеваний. Трава вороньего глаза четырехлистного заготавливается в период цветения и используется для приготовления настоев и настоек преимущественно в свежем виде; ягоды собирают после дозревания - в августе.

Применение в народной медицине. Растение оказывает противовоспалительное, мочегонное, успокаивающее, спазмолитическое и ранозаживляющее действие на организм человека. Однако, вороний глаз можно применять только после консультации с врачом. Специалист определит, действительно ли вам следует принимать препараты данного растения, и если да - то в каких дозах.

В народной медицине вороний глаз применяют неофициально, хотя существуют лекарственные средства на его основе, которые помогают людям излечиться. Есть одно "но": принимать препараты вороньего глаза можно, но доза приема должна быть гомеопатической и её должен одобрить врач. Препараты из вороньего глаза употребляют при воспалении гортани, болезни глаз, невралгии, а также сок из свежего растения помогает при потере зрения, головной боли, бронхите и сонливости.

Настойки и отвары из вороньего глаза нужно принимать очень осторожно, не стоит забывать о том, что растение ядовитое. Отвары вороньего глаза снимают спазмы, которые вызваны нервными расстройствами, помогают при лихорадке и водянке. При нарушении обмена веществ, головокружении, ларингите, расстройстве психики помогает настойка из вороньего глаза, приготовленная на спирту.

Все части растения ядовиты, особенно это касается ягод и ползучего корневища, по этой причине использовать целебные настойки и настои надо с особой осторожностью, не превышая указанной дозировки и только после консультации с лечащим врачом.

На нашем сайте Вы также можете познакомиться с информацией по морфологии древесно-кустарниковых и травянистых растений, которая поможет сориентироваться в строении упомянутых в данном разделе растений и научит правильно определять их видовые названия.

компьютерные (для PC-Windows) определители: Цветы, Деревья зимой, Деревья летом и Ягоды и сочные плоды,
полевые определители растений "ЭкоГид" для смартфонов и планшетов: Цветы, Деревья зимой, Деревья летом и Ягоды и сочные плоды (все их можно купить в магазине Play Google),

Познакомиться с изображениями и описаниями других объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), ягод и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.