ГЛАВНАЯ >>> ПРИРОДА РОССИИ >>> ЯГОДЫ и ДРУГИЕ СОЧНЫЕ ПЛОДЫ

Ягоды и сочные плоды

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно

Описания и иллюстрации взяты из компьютерного определителя ягод и других сочных плодов России (Боголюбов А.С., Кравченко М.В., Москва, "Экосистема", 2017). Приобрести его можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине.

класс Двудольные, семейство Маслинные, род Бирючина

Бирючина обыкновенная - Ligustrum vulgare

Бирючина обыкновенная - Ligustrum vulgare: плоды и листья

Синонимы. Волчьи ягоды.

Описание растения. Листопадный или вечнозеленый (в зависимости от части ареала) кустарник или невысокое деревце высотой до 5 метров. Листья супротивные, простые, копьевидные, кожистые, сверху тёмно-зелёные, снизу более светлые, заострённые. Цветки белые, ароматные, собраны в черешчатые метельчатые соцветия. Цветение в июне-июле.

Описание плодов. Плоды округлой формы, представляют собой блестящую круглую ягоду темно-синего цвета. Для людей плоды ядовиты.

Распространение (ареал). В природе встречается на юге Западной, Центральной Европы (на территории бывшего СССР - в южных и юго-западных районах Украины, северной Молдавии, в горном Крыму и на Кавказе), в Средиземноморье, в том числе в Северной Африке, на северо-западе Ирана, Малой Азии. Широко культивируется, поэтому может встречаться за пределами естественного ареала.

Местообитания. Обитает в тёплых лиственных лесах, дубово-грабовых рощах, а также в пойменных лесах в сопровождении вязовых. Теневыносливый ксеро-мезофит.

Пищевые свойства. Растение несъедобное, ядовитое.

Химический состав. Бирючина состоит из множества полезных веществ - это дубильные вещества, фенол, смола, сирингозид, витамин С, растительный алкалоид, сахар, каротиноид, флавоноид, эфирные масла, глюкозиды, рутинозиды цианидина, глюкозиды мальвидина, жирные масла.

Хозяйственное использование. Растение отличается быстрым и активным ростом, поэтому широко используется в качестве живых изгородей. Легко переносит стрижку и формирование кроны. Используется в народной медицине.

Лекарственные свойства. Лечебными свойствами обладают листья, цветки, плоды и кора растения, собранные в сухую погоду. Используют только спелые засушенные плоды. Из этого сырья готовят настойки и отвары.

Отвары и настойки из бирючины эффективно справляются с поносом и метроррагией, пневмонией и хроническим бронхитом, оказывают гемостатическое действие, лечат ларингит и стоматит, воспаление придатков матки, ангину, гранулезный фарингит, сердечно-сосудистые заболевания. Обладают кардиотоническими и гипотензивными свойствами.

Бирючина также оказывает антивирусное, бактерицидное, протистоцидное и фитонцидное влияние на организм. Более того, ухудшение зрения, слабость в пояснице и коленях, головокружение, шум в ушах, укрепление иммунитета, ранее поседение волос - со всем этим борется бирючина.

Противопоказания, предупреждения. Так как бирючина обыкновенная это ядовитый кустарник, при заготовке всех его частей, особенно плодов, нужно воспользоваться резиновыми перчатками, после которых руки нужно обязательно промыть с мылом.

Бирючина обыкновенная применяется в народной медицине, однако, использовать ее нужно осторожно, т.к. в растении находятся растительные алкалоиды, которые при попадании в человеческий организм становятся причиной серьезного отравления. Отвары и спиртовые настойки противопоказаны при гипотонии, варикозе, тромбозе, повышенной свертываемости крови.

Применение в народной медицине. Официальная медицина не использует лечебные свойства бирючины. В домашних условиях можно самостоятельно приготовить отвары и настойки. Для лечения воспалительных процессов в полости рта и горла необходимо полоскать горло настойкой из двух чайных ложек сухих листьев и цветков залитых пол стаканом кипятка. Чтобы приготовить слабительный отвар нужно прокипятить на маленьком огне одну чайную ложку плодов с одним стаканом воды.

Другие сходные и родственные виды. Всего к роду бирючина относится около 50 видов этого растения. Наиболее распространены следующие виды бирючины:

• Бирючина овальнолистная - нецветущее деревце, достигающее в высоту до 4 м, однако из-за частых подмерзаний не вырастает выше 1 м.
  • Бирючина блестящая является крупным, вечнозеленым кустарником, цветущим в течении трех месяцев. Дает мелкие плоды темно-синего цвета. Очень быстро растет.
  • Бирючина японская имеет много общего с бирючиной блестящей. Является вечнозеленым кустарником, требовательным к влажности почвы.
  • Бирючина амурская является листопадным кустарником с черными плодами с восковым налётом.
  • Бирючина Йбота является листопадным светолюбивым кустарником. Очень требовательно относится к почве.
  • Бирючина иезская является теневыносливым зимостойким кустарником с мелкими, жесткими листьями.
  • Бирючина Квихоу является среднерастущим кустарником.
  • Бирючина плотная является полувечнозеленым среднерастущим кустарником.
  • Бирючина острейшая является среднерастущим кустарником.
  • Бирючина золотистая ( сорт "Ауреа") - красивый и очень распространенный кустарник, листья которого почти не опадают на зиму, а весной они обновляются. Так как данное растение быстро разрастается и хорошо переносит стрижку, ему можно придать практически любую форму, которая будет долго держаться.

На нашем сайте Вы также можете познакомиться с информацией по морфологии древесно-кустарниковых и травянистых растений, которая поможет сориентироваться в строении упомянутых в данном разделе растений и научит правильно определять их видовые названия.

компьютерные (для PC-Windows) определители: Цветы, Деревья зимой, Деревья летом и Ягоды и сочные плоды,
полевые определители растений "ЭкоГид" для смартфонов и планшетов: Цветы, Деревья зимой, Деревья летом и Ягоды и сочные плоды (все их можно купить в магазине Play Google),

Познакомиться с изображениями и описаниями других объектов природы России и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, травянистых растений (цветов), ягод и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихся (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их яиц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе Природа России нашего сайта.