јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

√Ћј¬Ќјя >>> –≈‘≈–ј“џ » —ѕ–ј¬ќ„Ќјя »Ќ‘ќ–ћј÷»я ќ ѕ–»–ќƒ≈

ќ  онференции исследовательских и проектных работ учащихс€ "ёные географы, краеведы и путешественники", посв€щенной 175-летию основани€ –√ќ: декабрь 2020 г

«имние учеты птиц –оссии!
ѕриглашаем биологические кружки, профессиональных орнитологов и просто любителей птиц прин€ть участие в программах зимних учетов птиц "Parus" и "≈вроазиатские –ождественские учеты" в зимний сезон 2020-2021 годов. ѕодробнее >>>

¬улканы и вулканизм

¬ведение

¬улканами называютс€ конусообразные или куполовидные возвышени€ над каналами, трубками взрыва и трещинами в земной коре, по которым извергаютс€ из недр газообразный продукты, лава, пепел, обломки горных парод. ѕро€влени€ вулканизма представл€ют собой один из наиболее характерных и важных геологических процессов, имеющих огромное значение в истории развити€ и формировани€ земной коры. Ќи одна область на «емле Ц будь то континент или океаническа€ впадина, складчата€ область или платформа Ц не сформировалась без участи€ вулканизма. ¬ысока€ практическа€ значимость этих €влений обусловило выбор темы курсовой работы. ќсновной целью работы €вл€етс€ исследование вулканов и вулканизма. ¬ соответствии с поставленной целью в работе рассматриваютс€ следующие задачи. ¬ первой главе рассматриваютс€ истори€ по€влени€ вулканов их распространенность на земной поверхности, так же пойдет речь и о продуктах вулканических извержений который бываю твердые в виде вулканических бомб и пепла и жидкие в виде лавы. ¬о второй главе речь идет о про€влении вулканизма и строении вулкана. “ак мы узнаем, что вулканы бывают трех типов: 1) площадные 2) трещинные 3) центральные и очень сложно строение.

ќбщие сведини€ о вулканах

¬ “ирренском море в группе Ћипарских островов есть небольшой остров ¬улькано. ƒревние римл€не считали этот остров входом в ад, а также владением бога огн€ и кузнечного ремесла ¬улкана. ѕо имени этого острова огнедышащие горы впоследствии стали называть вулканами.
»звержение вулкана может продолжатьс€ несколько дней и даже мес€цев. ѕосле сильного извержени€ вулкан снова приходит в состо€ние поко€ на несколько лет и даже дес€тилетий. “акие вулканы называютс€ действующими.  ≈сть вулканы, которые извергались в давно прошедшие времена. Ќекоторые из них сохранили форму красивого конуса. ќ де€тельности их у людей не сохранилось никаких сведений. »х называют потухшими. ¬ древних вулканических област€х встречаютс€ глубоко разрушенные и размытые вулканы. ¬ нашей стране такие области Ц  рым, «абайкалье и другие места.

≈сли подн€тьс€ на вершину действующего вулкана во врем€ его спокойного состо€ни€, то можно увидеть кратер (по-гречески Ц больша€ чаша) Ц глубокую впадину с обрывистыми стенками, похожую на гигантскую чашу. ƒно кратера покрыто обломками крупных и мелких камней, а из трещин на дне и стенах кратера поднимаютс€ струи и газы пара. »ногда они спокойно выход€т из под камней и щелей, а иногда вырываютс€ бурно со свистом и шипением.  ратер наполн€ют удушливые газы; поднима€сь вверх они образуют облачко на вершине вулкана. ћес€цы и годы вулкан может спокойно куритьс€, пока не произойдет извержение. Ётому событию часто предшествует землетр€сение; слышитс€ подземный гул, усиливаетс€ выделение паров и газов, сгущаютс€ облака над вершиной вулкана. ѕотом под давлением газов, вырывающихс€ из недр земли, дно кратера взрываетс€. Ќа тыс€чи метров выбрасываютс€ густые черные тучи газов и паров воды, смешенных с пеплом, погружа€ во мрак окрестность. ќдновременно со взрывом из кратера лет€т куски раскаленных камней, образу€ гигантские снопы искр. »з черных, густых туч на землю сыплетс€ пепел, иногда выпадают ливневые дожди, образу€ потоки гр€зи, скатывающейс€ по склонам и заливающие окрестности. Ѕлеск молний непрерывно прорезывает мрак. ¬улкан грохочет и дрожит, а по жерлу его подниметс€ раскаленна€ лава. ќна бурлит, переливаетс€ через край кратера и устремл€етс€ огненным потоком по склонам вулкана, уничтожа€ все на своем пути. ѕри некоторых вулканических извержени€х лава не изливаетс€.

»звержение вулканов происходит также на дне морей и океанов. ќб этом узнают мореплаватели, когда внезапно вид€т столб пара над водой или плавающую на поверхности Укаменную пенуФ Ц пемзу. »ногда суда наталкиваютс€ на неожиданно про€вившиес€ мели, образованные новыми вулканами на дне мор€. —о временем эти мели Ц изверженные массы Ц размываютс€ морскими волнами и бесследно исчезают.
Ќекоторые подводные вулканы образуют конусы, выступающие над поверхностью воды в виде островов.
¬ древности люди не умели объ€снить причины извержени€ вулканов. ѕоэтому это грозное €вление природы повергало человека в ужас.

√еографи€ вулканов

¬ насто€щее врем€ на земном шаре вы€влено свыше 4тыс. вулканов.   действующим относ€т вулканы извергающиес€ и про€вл€ющие сольфатарную активность (выделение гор€чих газов и воды) за последние 3500 лет исторического периода. Ќа 1980 год их насчитывали 947.
  потенциально действующим относ€тс€ голоценовые вулканы, извергающиес€ 3500-13500 лет назад. »х примерно 1343 шт.    условно потухшим вулканам относ€т не про€вл€ющими активности в голоцене, но сохранившие свои внешние формы (возрастом моложе 100тыс. лет).
ѕотухшие вулканы существенно переработанные эрозией, полуразрушенные, не про€вл€ющие активности в течении последних 100тыс. лет. —овременные вулканы известны во всех крупных геолого-структурных элементах и геологических районах «емли. ќднако распределены они неравномерно. ѕодавл€ющее большинство вулканов расположено в экваториальной, тропической и умеренной област€х. ¬ пол€рных област€х, за —еверным и ёжным пол€рными кругами, отмечены чрезвычайно редкие участки относительно слабой вулканической активности, обычно ограничивающиес€ выделением газов.

Ќаблюдаетс€ пр€ма€ зависимость между их количеством, и тектонической активностью района: наибольшее количество действующих вулканов в расчете на единицу площади приходитс€ на островные дуги ( амчатка,  урильские острова, »ндонези€) и другие горные сооружени€ (ёжна€ и —еверна€ јмерика). «десь сосредоточены также наиболее активные вулканы мира, характеризующиес€ наибольшей частотой извержени€. Ќаименьша€ плотность вулканов характерна дл€ океанов и континентальных платформ; здесь они св€заны с рифтовыми зонами - узкими и прот€женными област€ми расколов и просадки земной коры (¬осточно-јфриканска€ рифтова€ система), —рединно-јтлантический хребет.

”становлено, что вулканы приурочены к тектонически-активным по€сам, где происходит большинство земл€тресение. ќбласти развити€ вулканов характеризуютс€ сравнительно большой раздробленностью литосферы, аномально высоким тепловым потоком (в 3-4 раза больше фоновых значений), повышенными магнитными аномали€ми, возрастанием теплопроводности горных пород с глубиной.   област€м ювенильных источников термальных вод тина гейзеров. ¬улканы расположенные на суше, хорошо изучены; дл€ них точно определены даты прошлых извержений, известен характер вылившихс€ продуктов. ќднако больша€ часть активных вулканических про€влений, по-видимому, происходит в мор€х и океанах, покрывающих более двух третей поверхности планеты. »зучение этих вулканов и продуктов их извержений затруднены, хот€ при мощном извержении этих продуктов может оказатьс€ так много, что сформированный ими вулканический конус показываетс€ из воды, образу€ новый остров. “ак, например, в јтлантическом океане, южнее »сландии, 14 но€бр€ 1963г., рыбаки заметили поднимающиес€ над поверхностью океана клубы дыма, а также вылетающие из под воды камни. „ерез 10 дней на месте извержени€ уже образовалс€ остров длиной около 900м, шириной до 650м и высотой до 100м, получивший название —уртсей. »звержение продолжалось более полутора лет и завершилось лишь весной 1965г., образовав новый вулканический остров площадью 2,4км2 и высотой 169м над уровнем мор€.
√еологические исследовани€ островов показывают, что многие из них имеют вулканическое происхождение. ѕри частой повтор€емости извержений, их большой продолжительности и обилии выдел€емых продуктов могут создаватьс€ весьма внушительные сооружени€. “ак, цепочка √авайских островов вулканического происхождени€ представл€ет собой систему конусов высотой 9,0-9,5км (относительно дна “ихого океана), т.е превышающей высоту Ёвереста!

»звестен случай, когда вулкан вырос не из под воды, как было рассмотрено в предыдущем случае, а из под земли, пр€мо на глазах у очевидцев. ѕроизошло это в ћексике 20 феврал€ 1943г.; после многодневных слабых толчков на вспаханном поле по€вилась трещина и из нее началось выделение газов и пара, извержение пепла и вулканических бомб - сгустков лавы причудливой формы, выброшенных газами и остывших в воздухе. ѕоследующие изли€ние лавы привели к активному росту вулканического конуса, высота которого в 1946г. достигла уже 500м (вулкан ѕарикутин).

ѕродукты вулканических извержений

ѕри извержении вулкана выдел€ютс€ продукты вулканической де€тельности, которые могут быть жидкими, газообразными и твердыми. √азообразные - фумаролы и софиони, играют важную роль в вулканической де€тельности. ¬о врем€ кристаллизации магмы на глубине выдел€ющиес€ газы поднимают давление до критических значений и вызывают взрывы, выбрасыва€ на поверхность сгустки раскаленной жидкой лавы. “акже при извержении вулканов происходит мощное выделение газовых струй, создающих в атмосфере огромные грибовидные облака. “акое газовое облако состо€щее из капелек расплавленной (свыше 7000с) пепла и газов, образовавшеес€ из трещин вулкана ћон-ѕеле, в 1902г., уничтожило город —ен-ѕьер и 28000 его жителей. —остав газовых выделений во многом зависит от температуры. –азличают следующие типы фумарол:

a) —ухие - температура около 5000с, почти не содержит вод€ных паров; насыщен хлористыми соединени€ми.
b)  ислые, или хлористо-водородно-сернистые - температура приблизительно равна 300-4000с.
c) ўелочные, или аммиачные - температура не больше 1800с.
d) —ернистые, или сольфатары - температура около 1000с, главным образом состоит из вод€ных паров и сероводорода.
e) ”глекислые, или моферы - температура меньше 1000с,преимущественно углекислый газ.

∆идкие - характеризуютс€ температурами в пределах 600-12000с. ѕредставлена именно лавой. ¬€зкость лавы обусловлена ее составом и зависит главным образом от содержани€ кремнезема или диоксида кремни€. ѕри высоком ее значении (более 65%) лавы называют кислыми, они сравнительно легкие, в€зкие, малоподвижные, содержат большое количество газов, остывают медленно. ћеньшее содержание кремнезема (60-52%) характерно дл€ средних лав; они как и кислые более в€зкие, но нагреты обычно сильнее (до 1000-12000с) по сравнению с кислыми (800-9000с). ќсновные лавы содержат менее 52% кремнезема и поэтому более жидкие, подвижные, свободно текут. ѕри их застывании на поверхности образуетс€ корочка, под которой происходит дальнейшее движение жидкости. “вердые продукты включают в себ€ вулканические бомбы, лапилли, вулканический песок и пепел. ¬ момент извержени€ они вылетают из кратера со скоростью 500-600м/c.

¬улканические бомбы - крупные куски затвердевшей лавы размером в поперечнике от нескольких сантиметров до 1м и более, а в массе достигают нескольких тонн (во врем€ извержени€ ¬езуви€ в 79г., вулканические бомбы 'слезы ¬езуви€' достигали дес€тков тонн). ќни образуютс€ при взрывном извержении, которое происходит при быстром выделении из магмы содержащихс€ в ней газов. ¬улканические бомбы бывают 2-х категорий: 1-а€, возникшие из более в€зкой и менее насыщенной газами лавы; они сохран€ют правильную форму даже при ударе о землю из-за корочки закаливани€, образовавшейс€ при их остывании. 2-а€, формируютс€ из более жидкой лавы, во врем€ полета они приобретают самые причудливые формы, дополнительно усложн€ющиес€ при ударе. Ћапилли - сравнительно мелкие обломки шлака величиной 1,5-3см, имеющие разнообразные формы. ¬улканический песок - состоит из сравнительно мелких частиц лавы (≥ 0,5см). ≈ще более мелкие обломки, размером от 1мм и менее образуют вулканический пепел, который оседа€ на склонах вулкана или на некотором рассто€нии от него образует вулканический туф.

¬улканизм

ѕо современным представлени€м, вулканизм €вл€етс€ внешней, так называемой эффузивной формой магматизма - процесса, св€занного с движением магмы из недр «емли к ее
поверхности. Ќа глубине от 50 до 350км, в толще нашей планеты образуютс€ очаги расплавленного вещества - магмы. ѕо участкам дроблени€ и разломов земной коры, магма поднимаетс€ и изливаетс€ на поверхность в виде лавы (отличаетс€ от магмы тем, что почти не содержит летучих компонентов, которые при падении давлени€ отдел€ютс€ от магмы и уход€т в атмосферу.
ѕри этих изли€ни€х магмы на поверхность и образуютс€ вулканы.

¬улканы бывают трех типов:

2.1. ѕлощадные вулканы.

¬ насто€щее врем€ такие вулканы не встречаютс€, или можно сказать не существуют. “ак как эти вулканы приурочены к выходу большого количества лавы на поверхность большой площади; т.е отсюда мы видим, что они существовали на ранних этапах развити€ земли, когда земна€ кора была довольно тонкой и на отдельных участках она могла целиком быть расплавленной.

2.2.    “рещинные вулканы.

ќни про€вл€ютс€ в изли€нии лавы на земную поверхность по крупным трещинам или расколам. ¬ отдельные отрезки времени, в основном на доисторическом этапе, этот тип вулканизма достигал довольно широких масштабов, в результате чего на поверхность «емли выносилось огромное количество вулканического материала - лавы. ћощные пол€ известны в »ндии на плато ƒекан, где они покрывали площадь в 5.105 км2 при средней мощности от 1 до 3км. “акже известны на северо-западе —Ўј, в —ибири. ¬ те времена базальтовые породы трещинных изли€ний были обеднены кремнеземом (около 50%) и обогащены двухвалентным железом (8-12%). Ћавы подвижные, жидкие, и поэтому прослеживались на дес€тки километров от места своего  изли€ни€. ћощность отдельных потоков была 5-15м. ¬ —Ўј, также как и в »ндии накапливались многокилометровые толщи, это происходило постепенно, пласт за пластом, в течении многих лет. “акие плоские лавовые образовани€ с характерной ступенчатой формой рельефа получили название платобазальтов или траппов. ¬ насто€щее врем€ трещинный вулканизм распространен в »сландии ( вулкан Ћаки ), на  амчатке ( вулкан “олбачинский ), и на одном из островов Ќовой «еландии. Ќаиболее крупное извержение лавы на острове »сланди€ вдоль гигантской трещины Ћаки, длиной 30 км, произошло в 1783 г., когда лава в течении двух мес€цев поступала на дневную поверхность. «а это врем€ излилось 12км 3 базальтовой лавы, котора€ затопила почти 915км2 прилегающей низменности слоем мощностью в 170м. —ходное извержение наблюдалось в 1886г. на одном из островов Ќовой «еландии. ¬ течении двух часов на отрезке 30км действовала 12 небольших кратеров диаметром в несколько сотен метров. »звержение сопровождалось взрывами и выбросом пепла, который покрыл площадь в 10 тыс.км2 , около трещины мощность покрова достигала 75м. ¬зрывной эффект усиливалс€ мощным выделением паров из озерных бассейнов, прилегавших к трещине. “акие взрывы, обусловленные наличием воды, получили название фреатические. ѕосле извержени€ на месте озер образовалась грабенообразна€ впадина длиной в 5км и шириной 1,5-3км.

2.3. ÷ентральный тип.

Ёто самый распространенный тип эффузивного магматизма. ќн сопровождаетс€ образованием конусообразных вулканических гор; высота контролируетс€ гидростатическими силами. ƒело в том, что высота h, на которую способна подн€тьс€ жидка€ лава плотностью pl , из первичного магматического очага, обусловлена давлением на него твердой литосферы мощностью H и плотностью ps . Ёта зависимость может быть выражена следующим уравнением: ghps=gHpl, где g - ускорение силы т€жести.
(h-H)/H=(ps-pl)/ps ¬ыражение <h-H> и есть высота вулканической горы 5h; отношение (ps-pl)/ps можно выразить как некий плотностной коэффициент j , тогда 5h = jH. “ак как данное уравнение св€зывает высоту вулкана с мощностью литосферы через некий плотностной коэффициент, который дл€ разных регионов различен, значит высота вулкана в разных районах земного шара различна.  орни вулкана, т.е его первичный магматический очаг располагаетс€ на глубине 60-100км в астеносферном слое. ¬ земной коре на глубине 20-30км находитс€ вторичный магматический очаг, который непосредственно и питает вулкан через жерло .  онус вулкана сложен про- дуктами его извержени€. Ќа вершине располагаетс€ кратер - чашеобразное углубление, которое иногда заполн€етс€ водой. ƒиаметры кратеров могут быть различны, например у  лючевской сопки - 675м, а у известного вулкана ¬езувий, погубившего ѕомпею - 568м. ѕосле извержени€ кратер разрушаетс€ и образуетс€ впадина с вертикальными стенками - кальдеры. ƒиаметр некоторых кальдер достигает многих километров, например кальдера вулкана јниакчан на јл€ске равно 10км. »ногда на склонах вулканов возникают паразитические, или побочные кратеры, через жерло которых также может извергатьс€ определенное количество лавы.

“ипы извержени€

¬ зависимости от количеств, соотношени€ извергаемых вулканических продуктов (газовые, жидкие или твердые) и в€зкости лав выделены четыре главных типа извержений: гавайский(эффузивный), стромболианский(смешанный), купольный(экструзивный) и вулканский.

3.1. √авайский тип. √авайский - вулканические горы имеют пологие склоны; их конуса сложены сло€ми остывшей лавы. ¬ кратере действующих гавайских вулканов находитс€ жидка€ лава основного состава с очень небольшим содержанием газов. ќна бурно кипит в кратере - небольшом озере на вершине вулкана, представл€€ собой  великолепное зрелище, особенно ночью.

—троение вулкана—троение ¬улкана
1 - вулканическа€ бомба; 2 Ц канонический вулкан;
3 Ц слой пепла золы и лавы; 4 Ц дайка; 5 Ц жерло вулкана; 6 Ц силь; 7 Ц магматический очаг; 8 Ц щитовой вулкан.

“усклую красновато-коричневую поверхность лавового озера периодически прорывают ослепительные струи лавы, взлетающие вверх. ѕри извержении уровень лавового озера начинает спокойно, почти без толчков и взрывов, подниматьс€ и доходит до краев кратера, затем лава переливаетс€ через край и, име€ весьма жидкую консистенцию, растекаетс€ на обширной территории, со скоростью около 30км/ч, на дес€тки километров. ѕериодические извержени€ вулканов √авайских островов привод€т к постепенному увеличению их объема за счет наращивани€ склонов застывшей лавы. “ак, объем вулкана ћауна-Ћоа достигает 21.103 км3 ; он больше, чем объем любого из известных вулканов на земном шаре. ѕо гавайскому типу происходит извержение вулканов на островах —амоа в восточной части јфрики, на  амчатке и на самих √авайских островах - ћауна-Ћоа и  илауэа.

3.2. —тромболианский тип. Ёталоном стромболианского типа €вл€етс€ извержение вулкана —тромболи (Ћипарские острова) в —редиземном море.  ќбычно вулканы этого типа - это страто-вулканы и извержени€ происход€щие в них сопровождаютс€ сильными взрывами и подземными толчками, выбросами паров и газов, вулканического пепла, лапиллей. »ногда отмечаетс€ изли€ние лавы на поверхность, но в следствии значительной в€зкости прот€женность потоков бывает небольшой. »звержени€ подобного типа наблюдаютс€ у вулкана  »цалько в центральной јмерике; у вулкана ћихара в японии; у р€да вулканов  амчатки ( лючевской, “олбачек и других). —хожееизвержение, по последовате-льности событий и выдел€емым продуктам, но в более крупных размерах произошло в 79 году.Ёто извержение можно отнести к подтипу стромболианского извержени€ и назвать его - ¬езувианский. »звержению вулкана ¬езувий, отчасти Ётны и ¬улкано (—редиземное море), предшествовало сильное земл€тресение. «атем из кратера вырвалс€ расшир€ющийс€ кверху столб белого пара. ѕостепенно выбрасываемые пепел и обломки пород придали 'облаку' черный цвет и начали падать на землю вместе со страшным ливнем. »зли€ние лавы было сравнительно небольшим. Ћава имела средний состав и стекала по склону горы со скоростью 7км/ч. ќсновные разрушени€ были причинены земл€тресением и падающими на землю вулканическим пеплом и бомбами, представл€ющие собой обломки пород и застывшие сгустки лавы. ѕотоки ливн€ с пеплом образовали жидкую гр€зь, с которой были погребены расположенные на склонах ¬езуви€ города - ѕомпе€ (на юге), √еркуланум (на юго-западе) и —таби€ (на юго-востоке). 3.3. ¬улканы –оссии и другие типы.

ƒл€ купольного типа характерно выжимание и выталкивание в€зкой (андезитовой, дацитовой или риолитовой) лавы сильным напором из канала вулкана и образование куполов (ѕюи-де-ƒом в ќверни, ‘ранци€; ÷ентральный —ем€чик, на  амчатке), криптокуполов (—ева-—индзан на острове ’оккайдо, япони€) и обелисков (Ўивелуч на  амчатке).  ¬ вулканском типе большую роль играют газы, производ€щие взрывы и выбросы огромных туч, переполненным большим количеством обломков горных пород, лав и пепла. Ћавы в€зкие, образуют небольшие потоки (јвачинска€ —опка и  арымска€ сопка на  амчатке).  аждый из главных типов извержени€ раздел€ют на несколько подтипов (стромболианский тип, подтип - ¬езувианский ).

»з них особо выдел€ютс€ ѕелейский,  ракатау, ћаар, которые в той или иной степени €вл€ютс€ промежуточными между купольным и вулканским типами. ѕелейский подтип выделен по извержению вулкана ћонтань-ѕеле (Ћыса€ гора) весной 1902 года на острове ћартиника в јтлантическом океане. ¬есной 1902г. гору ћонтань-ѕеле, котора€ в течении многих лет считалась потухшим вулканом и на склонах которой вырос город —ен-ѕьер, неожиданно потр€с мощный взрыв. ѕервый и последующие взрывы сопровождались по€влением трещин на стенках вулканического конуса, из которого вырывались черные пал€щие тучи, состо€щие из капелек расплавленной лавы, раскаленного (свыше 7000с) пепла и газов. 8 ма€ одна из таких туч устремилась к югу и в течении нескольких минут буквально уничтожила город —ен-ѕьер. ѕогибло около 28000 жителей; спаслись только те, кто успел отплыть от берега. Ќе успевшие отшвартовать суда сгорели или были перевернуты, вода в гавани закипела. ¬ городе спасс€ только один человек, защищенный толстыми стенами городской тюрьмы. »звержение вулкана завершилось лишь в окт€бре. „резвычайно в€зка€ лава медленно выдавила из вулканического канала пробку высотой 400м, образовавшую уникальный природный обе- лиск. ќднако вскоре верхн€€ часть его откололась по косой трещине; высота оставшейс€ остроугольной иглы составл€ла около 270м, но и она под действием процессов выветривани€ была разрушена уже в 1903 году. Ёталоном типа  ракатау вз€то извержение одноименного вулкана наход€щегос€ между островами —уматра и ява. 20 ма€ 1883 года с немецкого военного судна, шедшего зондским проливом ( между островами ява и —уматра ), увидели громадное пиниеобразное облако, поднимавшеес€ с группы островов  ракатау. Ѕыли отмечены огромна€ высота облака - около 10-11км, и частые - каждые 10-15 мин взрывы, сопровождавшиес€ выбросом пепла на высоту 2-3км. ѕосле майского извержени€ активность вулкана несколько стихла и лишь в середине июл€ произошло новое мощное извержение. ќднако основна€ катастрофа разыгралась 26 августа. ¬ этот день после полудн€ на судне 'ћеде€' заметили столб пепла высотой уже 27-33км, а мельчайший вулканический пепел был подн€т на высоту 60-80км и в течении 3 лет после извержени€ находилс€ в верхних сло€х атмосферы. «вук взрыва был слышен в јвстралии ( за 5тыс. километров от вулкана ), а взрывна€ волна трижды обежала планету. ƒаже 4 сент€бр€, т.е через 9 дней после взрыва, самопишущие барометры продолжали отмечать незначительные колебани€ атмосферного давлени€.   вечеру на окрестных островах выпал дождь с пеплом. ѕепел падал всю ночь; на корабл€х, находившихс€ в «ондском проливе, толщина его сло€ достигала 1,5м.   6 часам утра в проливе разразилась страшна€ бур€ - море вышло из берегов, высота волн достигала 30-40м. ¬олнами были разрушены приближенные города и дороги на островах ява и —уматра; население ближайших к вулкану островов погибло полностью. ќбщее число жертв, по официальным данным, достигло 40000.

ћощным вулканическим взрывом на две трети был разрушен главный остров архипелага  ракатау - –аката: в воздух была выброшена часть острова 4і6км2 с двум€ вулканическими конусами ƒанан и ѕербуатан. Ќа их месте образовалс€ провал, глубина мор€ в котором достигала 360м. ¬олна цунами за несколько часов достигла берегов ‘ранции и ѕанамы, у берегов ёжной јмерики скорость ее распространени€ еще составл€ла 483 км/ч. »звержени€ типа ћаар происходили в прошлые геологические эпохи. ќни отличались сильными газовыми взрывами, выбрасывалось значительное количество газообразных и твердых продуктов. »зли€ние лавы не происходило из-за очень кислого состава магмы, котора€ в силу своей в€зкости закупоривала жерло вулкана и приводила к взрывам. ¬ результате возникали воронки взрыва диаметром от сотен метров до нескольких километров. Ёти углублени€ иногда окружались невысоким валом, образовавшимс€ из выброшенных продуктов, среди которых встречаютс€ обломки лав.ѕохожие на трубки взрыва типа маар - диатмеры. »х расположение известно в —ибири, в ёжной јфрике и в других местах. Ёто цилиндрические трубки, вертикально пересекающие пласты и заканчивающиес€ воронкообразным расширением. ƒиатмеры заполнены брекчией - породой с обломками сланцев и песчаников. Ѕрекчии алмазоносны, из них производитс€ промышленна€ добыча алмазов.

ќбширные пространства –оссии в ≈вропе и јзии принадлежат к малоподвижным участкам земной коры - платформам - и только на окраинах ( авказ, —редн€€ јзи€, ƒальний ¬осток) существуют геосинклинальные зоны, отличающиес€ большой сейсмичностью и активным вулканизмом. »з недавно потухших вулканов в √лавном  авказском хребте наход€тс€ упоминавшиес€ уже Ёльбрус и  азбек. в «акавказье, ¬осточном —а€не, ѕрибайкалье, «абайкалье, на ƒальнем ¬остоке и —еверо-востоке –оссии известны молодые изли€ни€ эффузивных пород, а местами сохранились и вулканы - признаки недавнего здесь вулканизма. ƒействующие вулканы на территории –оссии наход€тс€ лишь на самой восточной окраине: на п-ове  амчатка и  урильских островах. »сследовани€ русских вулканов начал еще в XVIII в. друг и современник ћ. ¬. Ћомоносова путешественник и географ —. ѕ.  рашенинников, посетивший и изучавший  амчатку в 1737-1741 гг. ≈го талантлива€ книга ЂOписание «емли  амчаткиї, где две главы Ђо огнедышащих горахї и Ђ0 гор€чих ключахї впервые посв€щены описанию камчатских вулканов и гейзеров, €вл€етс€ первым научным трудом по исследованию вулканов и началом русской вулканологии. ѕозднее поступали редкие отрывочные сведени€ о вулканах  амчатки от мор€ков и путешественников и несколько более подробные сведени€ от участников некоторых экспедиций прошлого столети€: ј. ѕостельса, ј. Ёрмана,  . ƒитмара,  . ». Ѕогдановича и других. Ќаиболее глубокие исследовани€ вулканов  амчатки начал в 1931 г. ј. Ќ. «аварицкий, который вы€вил св€зь линейного расположени€ вулканов с внутренним строением полуострова, с веро€тными по этим направлени€м глубокими разломами в земной коре.

¬ 1935 г. по инициативе ‘. ё. Ћевинсон-Ћессинга была организована у подножи€  лючевской —опки вулканологическа€ станци€ јкадемии наук ———– дл€ систематических научно-исследовательских наблюдений современной де€тельности камчатских вулканов.
ќ вулканической де€тельности на  урильских островах были опубликованы в конце прошлого и начале текущего столетий отрывочные сведени€ путешественников Ѕ. –. √оловина и ‘.  рузенштерна, ƒ. ћильна и √. —нoу. ѕосле Bеликой ќтечественной войны вулканы  урильских островов более детально изучали √. Ѕ.  орсунска€ и Ѕ. ». Bлодавец, а в насто€щее врем€ их изучение продолжают научные сотрудники  амчатской вулканологической станции.ѕ-ов  амчатка представл€ет собой один из немногих участков земной поверхности, обильно насыщенный вулканами. в насто€щее врем€ здесь насчитываетс€ не менее 180 вулканов, из которых 14 активно действующих, 9 вулканов затухающих и более 157 вулканов потухших.  роме вулканов  амчатка изобилует гейзерами, гор€чими источниками и вулканическими сальзами. ѕ-ов  амчатка расположен в подвижной зоне земной коры, захваченной альпийской складчатостью и вулканизмом, и относитс€ к вулканическому “ихоокеанскому Ђогненному кольцуї. »нтенсивный вулканизм  амчатки u u v сочетаетс€ с высокой сейсмичностью, с частыми землетр€сени€ми силой до 9 баллов. ќба этих геологических процесса играли и играют значительную роль в образовании, как внутреннего строени€, так и рельефа полуострова. ’арактер поверхности полу.острова типичен дл€ горно-вулканической страны. Bдоль полуострова выт€нуты в северо-восточном направлении два горных хребта: в западной части проходит —рединный хребет, а вдоль восточного пoбepeжь€ - Bосточно- амчатский.

Byлканы  амчатки расположены в виде трех полос вдоль полуострова. ¬ первой, восточной, полосе расположено большинство вулканов, образующих цепь в виде своеобразного горного хребта, который т€нетс€ с юга от м. Ћопатка вдоль восточного побережь€ до  роноцкого озера, затем как бы пересекает Bосточно- амчатский хребет и т€нетс€ дальше на север вдоль западных его склонов. ¬торую, центральную, полосу составл€ет группа немногочисленных вулканов, приуроченных в —рединному хребту. в третью, западную, полосу выдел€етс€ несколько потухших вулканов на западном побережье полуострова. ¬улканическа€ де€тельность на  амчатке началась, веро€тно, в допалеозойское врем€ и про€вилась до мезозо€ четыре раза, причем первые, самые ранние этапы вулканизма ограничились слабыми изли€ни€ми лавы основного состава. Bо втором и третьем этапах (веро€тно, в палеозое) лавовые изли€ни€ происходили в больших масштабах и частично в подводных услови€х. ¬ мезозое, палеогене и неогене вулканическа€ де€тельность на полуострове возобновл€лась трижды с различной интенсивностью. Ќаземные и подводные изли€ни€ базальтовой и андезитовои лав сопровождались сильной взрывной де€тельностью и накоплением больших масс вулканических туфов, агломератов и туфобрекчий.

—овременный этап вулканической де€тельности на  амчатке возобновилс€ в начале четвертичного периода и продолжаетс€ до насто€щего времени, хот€ и с меньшей интенсивностью, чем в ранние этапы. в результате многократных этапов эруптивного вулканизма более 40% поверхности полуострова покрыто продуктами вулканических извержений. —овременна€ вулканическа€ де€тельность сосредоточена в восточной полосе, в которой на каждые 7 км приходитс€ действующий вулкан. ¬се современные вулканы  амчатки по строению вулканических аппаратов и конусов представл€ют собой центральные стратовулканы, а по характеру де€тельности относ€тс€ ко всем известным типам, кроме гавайского, который также имел место в недалеком прошлом. »з действующих вулканов наиболее активными €вл€ютс€  лючевской,  арымский, јвачинский и Ѕезым€нный, считавшийс€ потухшим, но в конце 1955 г. возобновивший свою де€тельность серией энергичных извержений, продолжавшихс€ в течение всей зимы 1955-1956 гг.; менее активны Ўивелуч, ѕлоский “олбачик, √орелый хребет и вулкан ћутновский; малоактивны -  изимен, ћалый —ем€ чик. ∆упановский,  ор€кский,  судач и »льинский.   затухающим вулканам относ€тс€: вулкан  омарова, √амчен,  роноцка€ —опка, -”зон,  ихпиныч, ÷ентральный —ем€ чик, Ѕурл€щий, ќпальный и вулкан  ошелева.

ѕотухшими считаютс€ более 157 вулканов конической и куполообразной формы, сложенных вулканическими продуктами, не про€вл€вших в историческое врем€ признаков активности. Ѕольшинство потухших вулканов значительно разрушено эрозией, но некоторые из них и сейчас представл€ют собой по высоте и массе крупнейшие вулканические сооружени€  амчатки (вулканы  амень, ѕлоский и др.).
¬се современные вулканы  амчатки, особенно наиболее активные, €вл€ютс€ с 1935 г. объектами посто€нных наблюдений советских вулканологов. Ќет необходимости характеризовать здесь де€тельность каждого вулкана, это сделано в специальных и периодических издани€х, а дл€ общего представлени€ об их де€тельности достаточно ограничитьс€ сведени€ми о наиболее характерных вулканах, какими €вл€ютс€ самые активные:  лючевской,  арымский, јвачинский и Ѕезым€нный.  урильские острова представл€ют собой две гр€ды, из которых Ѕольша€  урильска€ т€нетс€ на юго-запад от  амчатки на 1200 км до €понского о-ва ’оккайдо; в 50 км восточнее ее южной части проходит параллельно ћала€  урильска€ гр€да на прот€жении 105 км. ¬улканическа€ де€тельность наблюдаетс€ исключительно в Ѕольшой  урильской гр€де, острова которой в основном имеют вулканическое происхождение и только самые северные и самые южные сложены осадочными породами неогенового возраста. Ёти породы служат здесь ‘ундаментом, на котором возникли вулканические сооружени€. ¬улканы  урильских островов приурочены к глубоким разломам в земной коре €вл€ющимс€ продолжением разломов  амчатки. ¬месте с последней они образуют одну вулканическую и тектоническую  урило- амчатскую дугу, выпуклую в сторону “ихого океана. Ќа  урильских островах насчитываетс€ 25 действующих вулканов (из них 4 подводных), 13 затухающих и более 60 потухших. ¬улканы  урильских островов изучены еще очень мало. »з них выдел€ютс€ повышенной активностью вулканы јлаид, пик —арычева ‘усс, —ноу и ћильиа.

¬улкан јлаид находитс€ на первом северном острове (о. јтласова) и из всех курильских вулканов наиболее активен. ќн €вл€етс€ самым высоким (2239 м) и красиво поднимаетс€ в виде правильного конуса непосредственно от поверхности мор€. Ќа вершине конуса в небольшой впадине расположен центральный кратер вулкана. ѕo характеру извержений вулкан јлаид относитс€ к этно-везувианскому виду. 3а последние 180 лет известно восемь извержений этого вулкана и два извержени€ ив побочного конуса “акетоми, образовавшегос€ во врем€. извержени€ јлаида в 1934 г. ¬улканическа€ де€тельность на курильских островах сопровождаетс€ многочисленными гор€чими источниками с температурой от 36 до 100 —. »сточники разнообразны по форме про€влени€ и солевому составу и еще менее изучены, чем вулканы.

«аключение

—овременные действующие вулканы представл€ют собой €ркое про€вление эндогенных процессов, доступных непосредственному наблюдению, сыгравшее огромную роль в развитии геологической науки. ќднако изучение вулканизма имеет не только познавательное значение. ƒействующие вулканы нар€ду с землетр€сени€ми представл€ют собой грозную опасность дл€ близко расположенных населенных пунктов. ћоменты их извержений принос€т часто непоправимые стихийные бедстви€, выражающиес€ не только в огромном материальном ущербе, но иногда и в массовой гибели населени€. ’орошо, например, известно извержение ¬езуви€ в 79 г.н.э., уничтожившее города √еркуланум, ѕомпею и —табию, а также р€д селений, находившихс€ на склонах и у подножи€ вулкана. ¬ результате этого извержени€ погибло несколько тыс€ч человек. “ак современные действующие вулканы, характеризующиес€ интенсивными циклами энергичной эруптивной де€тельности и представл€ющие собой, в отличие от своих древних и потухших собратьев, объекты дл€ научно-исследовательских вулканических наблюдений, наиболее благопри€тные, хот€ далеко не безопасные.

—писок  литературы

јпродов ¬.ј. ¬улканы. - ћ.: ћысль, 1982.
ћархинин ≈. . ¬улканизм. - ћ.: Ќедра, 1985.
“азиев √. ¬улканы. Ц ѕер. с франй. Ц ћ.: ћысль, 1963.
ћакдональд √.ј. ¬улканы. Ц ѕер. с англ. Ц ћ.: ћир, 1975.
¬лодавец ¬.». ¬улканы «емли. Ц ћ.: Ќаука, 1973.