јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

√Ћј¬Ќјя >>> —ѕ–ј¬ќ„Ќјя »Ќ‘ќ–ћј÷»я ќ ѕ–»–ќƒ≈ » –≈‘≈–ј“џ >>> √≈ќ√–ј‘»„≈— »… —Ћќ¬ј–№

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:

[ sp –адиометры дозиметры. ] : ml об : { lf }

√≈ќ√–ј‘»„≈— »… —Ћќ¬ј–№
√лавна€ страница географического словар€: список всех терминов и пон€тий

—ќЋЌ≈„Ќјя –јƒ»ј÷»я

—ќЋЌ≈„Ќјя –јƒ»ј÷»я Ч электромагнитное и корпускул€рное излучение —олнца. Ёлектромагнитна€ радиаци€ распростран€етс€ в виде электромагнитных волн со скоростью света и проникает в земную атмосферу. ƒо земной поверхности солнечна€ радиаци€ доходит в виде пр€мой и рассе€нной радиации.
—олнечна€ радиаци€ - главный источник энергии дл€ всех физико-географических процессов, происход€щих на земной поверхности и в атмосфере (см. »нсол€ци€). —олнечна€ радиаци€ обычно измер€етс€ по ее тепловому действию и выражаетс€ в калори€х на единицу поверхности за единицу времени. ¬сего «емл€ получает от —олнца менее одной двухмиллиардной его излучени€.
—пектральный диапазон электромагнитного излучени€ —олнца очень широк Ч от радиоволн до рентгеновских лучей Ч однако максимум его интенсивности приходитс€ на видимую (жЄлто-зелЄную) часть спектра.
—уществует также корпускул€рна€ часть солнечной радиации, состо€ща€ преимущественно из протонов, движущихс€ от —олнца со скорост€ми 300-1500 км/с (солнечный ветер). ¬о врем€ солнечных вспышек образуютс€ также частицы больших энергий (в основном протоны и электроны), образующие солнечную компоненту космических лучей.
Ёнергетический вклад корпускул€рной составл€ющей солнечной радиации в еЄ общую интенсивность невелик по сравнению с электромагнитной. ѕоэтому в р€де приложений термин Ђсолнечна€ радиаци€ї используют в узком смысле, име€ в виду только еЄ электромагнитную часть.
 оличество солнечной радиации зависит от высоты солнца, времени года, прозрачности атмосферы. ƒл€ измерени€ солнечной радиации служат актинометры и пиргелиометры. »нтенсивность солнечной радиации обычно измер€етс€ по еЄ тепловому действию и выражаетс€ в калори€х на единицу поверхности за единицу времени.
—олнечна€ радиаци€ сильно вли€ет на «емлю только в дневное врем€, безусловно Ч когда —олнце находитс€ над горизонтом. “акже солнечна€ радиаци€ очень сильна вблизи полюсов, в период пол€рных дней, когда —олнце даже в полночь находитс€ над горизонтом. ќднако зимой в тех же местах —олнце вообще не поднимаетс€ над горизонтом, и поэтому не вли€ет на регион. —олнечна€ радиаци€ не блокируетс€ облаками, и поэтому вс равно поступает на «емлю (при непосредственном нахождении —олнца над горизонтом). —олнечна€ радиаци€ Ч это сочетание €рко-жЄлтого цвета —олнца и тепла, тепло проходит и сквозь облака. —олнечна€ радиаци€ передаЄтс€ на «емлю посредством излучени€, а не методом теплопроводности.
—умма радиации, полученной небесным телом, зависит от рассто€ни€ между планетой и звездой Ч при увеличении рассто€ни€ вдвое количество радиации, поступающее от звезды на планету уменьшаетс€ вчетверо (пропорционально квадрату рассто€нию между планетой и звездой). “аким образом, даже небольшие изменени€ рассто€ни€ между планетой и звездой (зависит от эксцентристета орбиты) привод€т к значительному изменению количества поступающей на планету радиации. Ёксцентристет земной орбиты тоже не €вл€етс€ посто€нным Ч в с течением тыс€челетий он мен€етс€, периодически образу€ то практически идеальный круг, иногда же эксцентристет достигает 5% (в насто€щее врем€ он равен 1,67%), то есть в перигелии «емл€ получает в насто€щее врем€ в 1,033 больше солнечной радиации, чем в афелии, а при наибольшем эксцентристите - более чем в 1,1 раза. ќднако гораздо более сильно количество поступающей солнечной радиации зависет от смен времЄн года - в насто€щее врем€ общее количество солнечной радиации, поступающее на «емлю, остаЄтс€ практически неизменным, но на широтах 65 —.Ў (широта северных городов –оссии,  анады) летом количество поступающей солнечной радиации более чем на 25% больше, чем зимой. Ёто происходит из-за того, что «емл€ по отношению к —олнцу наклонена под углом 23,3 градуса. «имние и летние изменени€ взаимно компенсируютс€, но тем не менее по росту широты места наблюдени€ всЄ больше становитс€ разрыв между зимой и летом, так, на экваторе разницы между зимой и летом нет. «а ѕол€рным кругом же летом поступление солнечной радиации очень высоко, а зимой очень мало. Ёто формирует климат на «емле.  роме того, периодические изменени€ эксцентристета орбиты «емли могут приводить к возникновению различных геологических эпох: к примеру, ледникового периода.

√≈ќ√–ј‘»„≈— »… —Ћќ¬ј–№: ј - Ѕ - ¬ - - ƒ - - - « - » -   - Ћ - ћ - Ќ - ќ - ѕ - - - - - - - ÷ - - Ў - ў - Ё - я
ѕо темам: Ћитосфера, –ельеф, јтмосфера и климат, √идросфера, Ѕиосфера, ѕриродна€ зональность, „еловек и природа

—мотрите и читайте также другую полезную информацию по географии, размещенную на нашем сайте:

1) ‘отографии природы –оссии и мира в разделе "ѕриродные ландшафты мира", иллюстрирующие географические ландшафты и типичные природно-территориальные комплексы ≈вропы, јзии, јфрики, —еверной јмерики, ÷ентральной и ёжной јмерики, јвстралии и Ќовой «еландии, а также јнтарктики. ƒл€ данного раздела отобраны фотографии, иллюстрирующие наиболее типичные природно-территориальные комплексы этих регионов, а также формы рельефа, водоемы, различные географические €влени€ и растительные сообщества, а также наиболее распространенные растени€ и животные этих регионов. ¬се фотографии имеют содержательные географические и биологические подписи.

2) ‘изико-географические описани€ природы –оссии и стран бывшего ———– и материков мира.

3) »спользуйте также экологический словарь: ј - Ѕ - ¬ - - ƒ - - - « - » -   - Ћ - ћ - Ќ - ќ - ѕ - - - - - - ÷ - - Ў - Ё