јссоциаци€ Ёкосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)

√Ћј¬Ќјя >>> –≈‘≈–ј“џ » —ѕ–ј¬ќ„Ќјя »Ќ‘ќ–ћј÷»я ќ ѕ–»–ќƒ≈

√отовый экологический урок "ћор€ –оссии: сохранение морских экосистем" в интерактивной форме познакомит школьников с мор€ми и научит мудро распор€жатьс€ дарами природы:

ѕаук-серебр€нка*

¬од€ной паук (Argyroneta aquatica), называемый также пауком-вод€нкой и пауком-серебр€нкой, принадлежит к классу паукообразных (Arachnoidsa), к отр€ду Araneina, к семейству Agelenidae. Ёто единственный из пауков, который отлично приспособилс€ к подводному существованию.
ѕо своим биологическим особенност€м вод€ной паук представл€ет много замечательного. ќн часто встречаетс€ ни экскурси€х, хорошо переносит неволю и даже строит в аквариумах свои знаменитые гнезда в виде подводного колокола. ¬се это заставл€ет остановитьс€ на нем как на важном экскурсионном объекте.
ѕо внешнему виду вод€ной паук почти ничем не отличаетс€ от прочих пауков. “ело у него делитс€ на головогрудь и брюшко, отделенное глубоким перехватом. ќбе части тела нечленистые. Ќа груди сид€т четыре пары длинных членистых ног. Ќа головогруди, в передней ее части, замечаем восемь пар маленьких блест€щих глаз. »меютс€ две пары челюстей: перва€ пара называетс€ хелицерами и служит дл€ схватывани€ и умерщвлени€ добычи; она когтеобразна и снабжена €довитой железой; втора€ пара, называема€ педипальпами, играет роль челюстных щупалец.
” большинства пауков самцы меньше самок. ” серебр€нки самцы и самки почти одинаковой величины; нередко попадаетс€ крупна€ разновидность самцов, котора€ даже значительно больше самок. ћолодые животные желтовато-серого или желто-коричневого цвета, старые Ч гораздо темнее молодых, иногда почти черного цвета. —амки отличаютс€ от самцов, кроме величины, светло-серой окраской задней части тела.  роме того, у самцов брюшко более выт€нуто.

¬од€ной паук-серебр€нка (Argyroneta aquatica)¬од€ной паук (Argyroneta aquatica). ≈ст. вел. (ѕо ¬. ј. ¬агнеру.) 1 Ч самец; 2 Ч самка; 3 Ч подводный колокол паука; внутри подвешена к паутинке добыча; 4 Ч контур тела самки с облегчающий ее пузырьком воздуха; 5 Ч контур тела самца с пузырьком воздуха; 6 Ч раковина катушки, служаща€ зимним убежищем паука.

„аще всего вод€ной паук встречаетс€ в сто€чих или медленно текущих водах, богатых растительностью.
ƒвижени€. Ѕудучи выхвачен сачком из родной стихии, вод€ной паук пытаетс€ спастись бегством и сразу выдает себ€ наблюдателю. Ќа суше он передвигаетс€ очень быстро и ловко, не хуже многих сухопутных пауков. Ќо в то же врем€ недурно и плавает, действу€ всеми ногами, как веслами.
ƒышит серебр€нка, как и другие пауки, атмосферным воздухом, который захватывает, поднима€сь на поверхность водоема. ѕри погружении в воду часть воздуха увлекаетс€ им с собой в виде воздушной пленки, облекающей тело. Ёто €вление обычно объ€сн€етс€ тем, что тело паука покрыто тончайшими волосками, которые водой не смачиваютс€. ќднако здесь дело, невидимому, не в волосках, а в тонкой сетке из паутины, которой паук окружает свое тело. ѕри помощи этой сетки он захватывает пузырек воздуха при погружении под воду.
ѕосадив пойманного паука в сосуд с водой, можно тут же на экскурсии наблюдать очень красивое зрелище: облекающий брюшко воздух блестит под водой, как серебро (отсюда и название Ч серебр€нка).
»нтересно, что воздушный пузырек по-разному облекает тело самца и тело самки: у самки воздух окружает все брюшко и часть головогруди, у самца же верхн€€ часть брюшка остаетс€ свободной от воздуха. ¬ силу этого, воздушный пузырек самца меньше по объему, не столь сильно т€нет его кверху и дает ему возможность совершать в воде более ловкие движени€ и плавать не только головой вниз, как плавают самки, но и держась горизонтально (по ¬. ј. ¬агнеру).
ѕри дыхании воздух проводитс€ в легочные мешки, которые наход€тс€ на нижней стороне брюшка и открываютс€ парными дыхательными отверсти€ми. ” серебр€нки всего одна пара легких, почему его относ€т к группе двулегочных пауков (Dipneumones).  роме того, у серебр€нки имеетс€ и система трахейных трубочек, которые открываютс€ двум€ отверсти€ми на нижней части брюшка.
ѕитаетс€ серебр€нка различными мелкими водными животными, например, личинками насекомых, вод€ными осликами и пр. Ќапада€ на добычу, окутывает ее паутиной и тогда уже высасывает; при этом пускает в ход свои когтеобразные хелицеры, которыми и впиваетс€ в жертву, отравл€€ ее выделением своих €довитых желез.
ѕостройка жилища €вл€етс€ замечательной особенностью вод€ного паука. ќн строит под водой из выделений своих паутинных желез наполненные воздухом жилища, имеющие вид наперстка или колокола. Ќужное дл€ постройки паутинное вещество выдел€етс€, как и у других пауков, из пр€дильных желез, открывающихс€ на особых сосочках, которые, в числе двух пар, помещаютс€ на заднем конце брюшка и нос€т название паутинных бородавок. ¬ыпускаема€ ими клейка€ жидкость быстро твердеет на воздухе и в воде, образу€ прочные прозрачные нити.
ѕостройки пауков на самой экскурсии обнаружить трудно. Ѕудучи, однако, посажен в аквариум, паук довольно скоро устраивает себе воздушное жилище в неволе, дава€ возможность с удобством наблюдать за приемами его постройки. ѕрежде всего он устраивает под водой плетенку из редких нитей паутины, прикрепл€€ ее к водным растени€м или к другим предметам. «атем паук начинает натаскивать под эту плетенку воздух, захватыва€ его с поверхности. ¬оздух, удерживаемый под водой паутинной плетенкой, механически приподнимает ее и образует форму купола. ѕолученное образование облегаетс€ новыми нит€ми паутины; в конце концов получаетс€ прозрачное, наполненное воздухом, сооружение, достигающее размера голубиного €йца.  олокол служит пауку надежным подводным убежищем; здесь он отдыхает, здесь поедает пойманную добычу и пр.
≈сли паук здоров и сыт, то его колокол велик и хорошо наполнен воздухом. ” голодающих, слабых животных колокол постепенно разрушаетс€. Ѕольные пауки понемногу тер€ют даже способность облекать свое тело воздухом, начинают смачиватьс€ водой и тонут.
«имовка пауков представл€ет собой интересное €вление, которое отчасти может быть освещено и экскурсией. Ќа зиму пауки устраивают под водой коконы, в которых и погружаютс€ в сп€чку. Ќо иногда они зимуют в пустых раковинах моллюсков (прудовиков, катушек и др.). Ќайд€ такую раковину, паук натаскивает в нее воздух, пока она не всплывет на поверхность. –аковина паутинными нит€ми прикрепл€етс€ к плавающим на поверхности водным растени€м (р€ске). ѕаук пр€четс€ в раковину и заделывает ее отверстие растительными остатками, скрепленными паутиной.
“акие плавающие раковины-коконы можно видеть под осень на поверхности водоемов. ƒостаточно вскрыть раковину, чтобы обнаружить ее обитател€. ¬.ј.¬агнер рассказывает, что, исследовав однажды сотню таких раковин, собранных с прудов окрестностей ћосквы, он только в двух из них не нашел сид€щего внутри паука.
— наступлением холодов водные растени€ опускаютс€ на дно водоема и вместе с собой погружают и серебр€нку в ее раковине. ¬есною р€ска всплывает, и убежище перезимовавшего паука вновь выноситс€ на поверхность, освобожда€ пленника.
–азмножаютс€ вод€ные пауки, как и прочие, Ч €йцами. яйца откладываютс€ в подводный кокон, который напоминает по характеру постройки обыкновенный колокол, но стенки его гораздо плотнее. яйца закладываютс€ в вершину колокола и закрепл€ютс€ паутинными нит€ми. ¬ыход€щие из €иц молодые пауки скоро начинают строить себе маленькие подводные логова, напомина€ взрослых пауков.

* Ѕ.≈.–айков, ћ.Ќ.–имский- орсаков. «оологические экскурсии. 1956.

„итайте также познавательную книгу д.б.н. ¬.ј. ривохатского "ћуравьиный лев".

Ќаши авторские методические материалы по водной экологии и гидробиологии:
можно приобрести следующие методические материалы по водной и околоводной флоре и фауне –оссии:

компьютерные цифровые (дл€ PC-Windows) определители: ѕресноводные беспозвоночные, –ыбы, јмфибии, –ептилии,
приложени€-определители дл€ смартфонов и планшетов на јндроиде: –ыбы, јмфибии, –ептилии (их можно скачать в Google Play),
приложени€-определители дл€ iPhone и iPad: –ыбы, јмфибии (их можно загрузить в AppStore),
карманные полевые определители: ѕресноводные рыбы, ќбитатели водоемов, –астени€ болот, –астени€ пресных вод, пособие "ќсновы гидроботанических исследований",
цветные ламинированные определительные таблицы: ¬одоросли, ÷веты водоемов и болот, ¬одные беспозвоночные, ѕресноводные и проходные рыбы, јмфибии и рептилии,
определитель серии "Ёнциклопеди€ природы –оссии": Ќасекомые.

“ам же можно приобрести определительную таблицу "ƒневные бабочки средней полосы".

ѕознакомитьс€ с изображени€ми и описани€ми других объектов природы –оссии и сопредельных стран - минералов и горных пород, почв, грибов, водорослей, лишайников, листостебельных мхов, деревьев, кустарников, кустарничков и лиан, трав€нистых растений (цветов), €год и других дикорастущих сочных плодов, водных беспозвоночных животных, насекомых-вредителей леса, дневных бабочек, пресноводных и проходных рыб, земноводных (амфибий), пресмыкающихс€ (рептилий), птиц, птичьих гнезд, их €иц и голосов, а также млекопитающих (зверей), - можно в разделе ѕрирода –оссии нашего сайта.

¬ разделе ѕрирода в фотографи€х размещены также тыс€чи научных фотографий грибов, лишайников, растений и животных –оссии и стран бывшего ———–, а в разделе ѕриродные ландшафты мира - фотографии природы ≈вропы, јзии, —еверной и ёжной јмерики, јфрики, јвстралии и Ќовой «еландии и јнтарктики.

¬ разделе ћетодические материалы ¬ы также можете познакомитьс€ с описани€ми разработанных экологическим центром "Ёкосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "√рибы, растени€ и животные –оссии", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей дл€ смартфонов и планшетов, методических пособий по организации проектной де€тельности школьников и полевых экологических исследований (включа€ книгу дл€ педагогов " ак организовать полевой экологический практикум"), а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской де€тельности школьников в природе. ѕриобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом »нтернет-магазине. “ам же можно приобрести mp3-диски √олоса птиц средней полосы –оссии и √олоса птиц –оссии, ч.1: ≈вропейска€ часть, ”рал, —ибирь.